p> Социологические исследования являются в настоящее время тем
методологическим инструментарием, который позволяет через частные мнения и
суждения жителей города определить болевые точки в социальной
инфраструктуре, наметить пути их преодоления. Существуют различные виды социологических исследований, позволяющие
увидеть город как единое целое. К их числу относятся: 1. Зондажно-информационное обследование, основными этапами которого
являются сбор сведений о состоянии инфраструктуры города, сбор
статистической информации о численности, составе и динамике миграционных
процессов, что позволяет комплексно описать реальное положение дел в
изучаемом городе. 2. Контент-анализ или информативно-целевой анализ печатных изданий,
выходящих в городе и районе, теле- и радиопередач, писем граждан в редакции
газет, в местные органы власти позволяет определить круг формальных и
неформальных лидеров городского сообщества, помогает выявить различные
социальные группы населения, их потребности и ожидания от местных органов
власти. 3. Собственно социологические опросы, основной целью которых
является более глубокое изучение выявленных в ходе предыдущих этапов
проблем. Существуют два основных метода опроса: - интервью - и анкетные опросы. Имеется множество разновидностей интервью: документальные (изучение
событий прошлого, уточнение фактов), интервью мнений (выявление оценок,
взглядов, суждений); интервью со строгой предварительной организацией
вопросов и без нее. Интервью может быть интенсивным, глубоким (цель -
получить сведения о внутренних побуждениях, мотивах) и фокусированным (цель
– получить информацию о реакции опрашиваемого на определенные действия);
может представлять собой беседу, в которой инициатива принадлежит самому
опрашиваемому, он как бы «изливает душу». Для быстрого зондажа мнений
применяют телефонные интервью. Анкетные опросы предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и
форму вопросов, ясное указание способов ответа, который регистрируется либо
заочно, либо в присутствии интервьюера. Основная цель анкетных опросов –
определить отношение населения к проводимым администрацией города
мероприятиям, что позволяет местным органам власти корректировать
среднесрочные и долгосрочные планы развития городской среды. 4. Опросы экспертов по определенным проблемам функционирования и
развития муниципальных образований, которые позволяют взглянуть на
выявленные населением через социологические опросы проблемы с другой
стороны, дать им более объективную оценку. 6. Специализированные прогнозные методы, главной целью которых является определение логической последовательности развертывания деятельности по решению выявленных проблем, определение перспектив развития города в целом. Метод моделирования связан с поиском альтернатив развития, дает возможность отобрать оптимальный для имеющихся в городе условий вариант.[19] В комплексном использовании всего арсенала источников данных о
социальных процессах и явлениях как естественно функционирующей информации
– текущей статистики, отчетности, единовременных учетов, переписей,
социально-демографических обследований и т.п., так и специально
организованных исследований, опросов населения для реализации целей
управления и состоит сущность социального мониторинга. 1.3 Социально-экономический мониторинг и его особенности в современной России 1.3.1 Сущность мониторинга В наше время внимание исследователей, специалистов- практиков
привлекают возможности, связанные с проведением мониторингов социальных
объектов. Практически все исследователи отмечают присутствие в социальной
среде элементов неопределенности, инвариантности. Обосновывается
необходимость привлечения достижений различных наук, системного подхода в
социальном предвидении и прогнозировании. Этим объясняются поиски
комплексных методов измерения существующих общественных явлений, их
адекватного отражения и выработки способов оптимального управленческого
воздействия. В естественных науках термин “мониторинг” применяется достаточно
длительно и систематично (экологические исследования, исследования
технологических процессов, медицина и т. д.). Как дефиниция и вид научно-
практической деятельности социальный мониторинг трактуется по-разному в
зависимости от видения его сути, механизмов осуществления, отличительных
свойств, особенностей, и чаще всего отождествляется с социологическими
исследованиями.[20] Некоторые авторы (Ревайкин, Быстрицкий и т.д.) под мониторингом
социально-экономической ситуации понимают организационное системное
наблюдение за ходом и характером качественных изменений в экономике,
связанных с ее переходом из одного состояния в другое. Представляется
более конструктивным использовать трактовку категории мониторинга принятую
современной наукой[21], в соответствии с которой под социально-
экономическим мониторингом можно понимать систему наблюдения, оценки и
прогноза экономической и социальной обстановки, складывающейся на
территории. Особенность социального мониторинга: непрерывность слежения и
прогнозного оценивания социальных объектов по стандартному набору
показателей, относительно устойчивых и повторяющихся во времени. 1.3.2 Цели, задачи и принципы организации социального мониторинга. Организация социального мониторинга преследует следующие основные
цели: - определение ключевых индикаторов, дающих наиболее полную информацию о сегодняшнем состоянии всех сфер жизнедеятельности города, - возможность проведения ранней диагностики негативных процессов, связанных с неблагополучием в определенных сферах жизнедеятельности и жизнеобеспечения городского сообщества, - выработка сценариев развития и совершенствования городской социальной среды с ориентацией на насущные потребности жителей города, - долгосрочное и среднесрочное планирование альтернатив развития города в целом или его отдельных районов, - выделение основных звеньев в цепочках управления, дающих сбои в продвижении решений администрации до населения, - совершенствование системы управления социально-экономической жизнью города. Задачи социально-экономический мониторинга могут быть сведены к
следующим: - Организация наблюдения, получение достоверной и
объективной информации о протекании на территории социально-экономических
процессов; - Оценка и системный анализ полученной информации, выявление
причин, вызвавших тот или иной характер протекания социально-экономических
процессов; - Обеспечение в установленном порядке органов управления,
предприятий, учреждений и организаций, независимо от их подчиненности и
форм собственности, граждан информацией, полученной при осуществлении
социально-экономический мониторинга. Подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных
и поддержание позитивных тенденций, доведения их до соответствующих органов
управления и власти. Главная же функция системы социально-экономического мониторинга
состоит в обеспечении соответствующих органов территории полной,
достоверной и своевременной информацией о процессах, происходящих в
различных сферах его экономики, о складывающейся социальной ситуации.[22] Ведущим принципом организации социально-экономического мониторинга
является целенаправленность. Он предполагает, что вся система мониторинга
должна быть «настроена» на решение конкретных управленческих задач. Четкое
следование этому принципу позволит не заниматься сбором и обработкой
информации «на всякий случай», предохранит от ненужной информационной
избыточности, создаст предпосылки для создания экономически эффективной
системы. Реализация системного подхода к организации мониторинга ориентирует на
рассмотрение муниципального образования как подсистемы более крупной
общественной системы, на исследование связей его с другими территориальными
звеньями. Системный подход выводит также на принцип комплексности,
обеспечение которого требует соблюдения ряда требований. Во-первых, мониторинг отдельных сфер и направлений развития
территории должен осуществляться во взаимосвязи с другими сферами; во-
вторых, следует стремиться к последовательному решению всей совокупности
задач мониторинга по каждому из его направлений (поднаправлений), начиная
от наблюдения за ходом какого-либо процесса и вплоть до разработки
рекомендаций на улучшение положения в той или иной сфере экономики,
смягчение социальной напряженности. Среди других принципов социально-экономического мониторинга необходимо
отметить: - непрерывность наблюдения за объектами, - периодичность снятия информации о происходящих изменениях, - сопоставимость применяемых показателей мониторинга во времени, - развитие системы социально-экономического мониторинга территории на основе совершенствования используемого методического инструментария, технического оснащения, - расширение наблюдаемых процессов и увеличение числа объектов. Разумеется при организации мониторинга необходимо соблюдение обычных
требований к информации, используемой в сфере управления. Речь идет об ее
полноте, достоверности, своевременности, репрезентативности. 1.3.3 Типы мониторинговых исследований, проводимых в современной России. Социальный мониторинг- инструмент современной социальной политики. Он
позволяет лицам, формирующим политику, направлять ее на достижение четко
сформулированных целей. Он позволяет группировкам с различной ориентацией
рассматривать и обсуждать политические вопросы на прочной основе
информации. Это дает значительные преимущества, т.к. помогает
структурировать политическую дискуссию и позволяет сбалансировать подход к
социально- экономической политике. В России в настоящее время существует достаточно большое число
исследовательских организаций, разрабатывающих множество специфических
проблем социального мониторинга. Такое положение предопределяется
особенностями каждой исследуемой отрасли народного хозяйства, интересами
ученых и т.д. Вот лишь некоторые из них[23]: 1.Мониторинг экономических условий в Российской Федерации; Российский
Продольный (мониторинг, основанный на использовании выборки постоянного
состава на всем протяжении исследования) Мониторинг (РПМ) 2.Всероссийское панельное исследование 3.Бюджетное исследование Госкомстата 4.Мониторинг социально- экономического потенциала семьи,
опубликованный Министерством труда и социального развития 5.Мониторинг социальной защиты (ТАСИС) Все эти примеры имеют разную направленность. Они основаны на различных
методологиях и дают различные результаты, но конечно не предоставляют все
проводимые исследования в социально- экономической сфере России. (подробнее
см. Приложение 1). 1.3.4 Значение мониторинга качества жизни населения на местном уровне и его роль в принятии управленческих решений В связи с переносом центра тяжести в решении многих важных проблем
экономического реформирования на местный уровень, информация, полученная в
результате проведения мониторинга, является необходимым условием
организации эффективного управления муниципальным образованием.
Муниципалитет должен располагать достоверными научно-обоснованными данными
об объеме и структуре потребления населения своего муниципального округа в
материальных благах и услугах, о закономерностях и количественных
параметрах их изменения в перспективном периоде. Интересны и актуальны предположения о формировании управленческих
рекомендаций на основе мониторингового диагностирования и прогнозирования,
широком привлечении для достижения этих целей специальных методов
наблюдения и обработки данных. Но стройная научно обоснованная система
взглядов по теории и практике социального мониторинга отсутствует
фактически.[24] На Западе, в сущности, мониторинг не является термином, используемым
в статистическом контексте, как это имеет место в русском языке( во многих
публикациях в России этот термин употребляется в значении подборки большого
числа переменных без пояснения конкретных целей, которым служит сбор именно
этих переменных). Термин “мониторинг” не так нов в английском языке, как в русском.
Раньше он употреблялся в смысле “надзора”. Если обратиться к современным
глоссариям, то мы увидим, что этому термину приписываются следующие
значения: 1. наблюдение 2. отслеживание 3. надзор 4. управление В последние годы управленческий аспект мониторинга (control) наложился
на его обычную трактовку как отслеживания. Функцию управления невозможно
устранить из современного понимания мониторинга, что видно из мониторинга
различных видов человеческой деятельности, в котором контроль/управление
событиями является основной и окончательной задачей. Мониторинг не следует
смешивать со сбором статистических данных. Термин “мониторинг”
подразумевает под собой деятельность, которая непосредственно связана со
своим объектом. Это делает мониторинг одной из ключевых функций в
социальной политике. Мониторинг может иметь различную ориентацию. Он может
быть ориентирован на текущую ситуацию, которая связана с определенными
целями и задачами политики, для того, чтобы проверить соответствует ли
положение вещей запланированному, или же необходимы чрезвычайные меры по
его выправлению. Он также может быть ориентирован на будущее и позволять
политическим деятелям предвидеть события. Социальная функция мониторинга имеет ряд следствий, касающихся
положения и задач тех лиц, которым поручено ведение инструментами
мониторинга, сбор статистической информации, проведение обследований,
анализ доступной информации и т.д.:
- мониторинг является видом деятельности для лиц, принимающих решения,
- мониторинг связан с проблемами принятия решений,
- мониторинг не может быть централизованным,
- мониторинг-это непрерывный процесс, который никогда не завершается. В связи с этим встает вопрос: какова же тогда роль специального
подразделения мониторинга в министерстве или другой государственной
структуре. Многие министерства или другие административные структуры имеют
такие отделы, хотя они не всегда носят название отделов мониторинга. Что касается децентрализованного подхода: когда мы говорим, что
мониторинг не может быть централизованным, это не меняет чего-либо в круге
задач специальных отделов мониторинга. Лишь признавая то, что различные
подразделения, принимающие решения, сами решают, в какой области проводить
мониторинг и использовать полученные результаты для принятия
соответствующих решений, можно обеспечить реальную пользу деятельности
специализированных отделов. Их вклад заключается в том, чтобы определять,
как проводить мониторинг, а не в том, что должно быть предметом
мониторинга и не в определении характера использования результатов. Они
играют роль отделов, располагающих соответствующим персоналом, службы,
которая при помощи специализированных навыков (ноу-хау) использует
инструменты мониторинга и обеспечивает поступление необходимой информации,
одновременно обеспечивая ее качество. Это важная и незаменимая функция:
создавать условия для того, чтобы отделы, принимающие решения, эффективно
отслеживали последствия своих действий.[25] Итак, измерение качества жизни населения имеет смысл только в том
случае, когда его результаты используются в управлении социальными
процессами, когда субъекты управления вносят определенные коррективы в
проводимую социальную политику, когда пересматриваются размеры затрат по
статьям расходов, одним словом тогда, когда качество жизни становится
элементом социального менеджмента в широком смысле. В этом случае
процедура измерения качества жизни выполняет функцию обратной связи,
замыкающей контур управления (рис.3). Соответственно, такие замеры
должны производиться с определенной периодичностью и завершаться
относительно стандартизированными управленческими решениями. Эту задачу и
должен обеспечить мониторинг качества жизни населения, который является
разновидностью социального мониторинга.[26] Под мониторингом качества жизни населения, как инструментом
социального менеджмента, будем понимать научно обоснованную систему
периодического сбора, обобщения и анализа информации об условиях
жизнеобеспечения жителей определенной территории, их социального
самочувствия, о потребностях, ценностях, мотивациях, отношениях к
складывающейся ситуации в их природном и социальном окружении и
обязательное представление перерабатываемых данных для принятия решений на государственном, региональном и муниципальном уровнях.
Мониторинговые исследования качества жизни населения дают органам местного
самоуправления оперативную, необходимую и достаточную информацию для
принятия решения в адекватных ситуациях и обеспечения устойчивого развития
муниципального образования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|