Когда московское правительство использует бюджетные средства города
для стимулирования инвестиций, то старается тратить эти деньги не столько для
наращивания собственных имущественных фондов, сколько для того, чтобы сделать
выгодными для инвесторов вложения в нужную для города сферу. Это стимулирует
приток частного капитала, создает партнерские отношения частного и
общественного секторов.
Инвесторам при реализации городских программ правительство Москвы
предлагает следующие формы сотрудничества: создание совместных предприятий в
форме акционерных обществ и других форм; создание предприятий со 100 %-ным
частным капиталом; участие инвесторов в приватизации городских предприятий;
заключение инвестиционных договоров в области недвижимости, предусматривающих
долевое распределение площадей реконструированных зданий между городом и
инвесторами; кредитование инвестиционных проектов; реализация проектов на
концессионной основе; участие инвесторов в проектах на конкурсной основе;
приобретение акций, облигаций муниципального займа и других ценных бумаг,
недвижимости, прав долгосрочной аренды земельных участков.
Потребности Москвы в инвестициях весьма внушительны. То
наследство, которое мы получили от прежних времен, совершенно не соответствует
уровню современного делового центра мирового значения. Поэтому город активно
участвует в проектах по развитию и совершенствованию городской производственной
инфраструктуры, включая строительство торгово-промышленных центров, гостиниц,
объектов культуры и спорта. Все эти проекты не дают быстрой отдачи. В то же
время в сегодняшней ситуации и город не может обеспечить их финансирование за
счет собственных финансовых ресурсов.
Для наиболее быстрого и продуктивного решения этих проблем в
условиях ограниченности бюджетных средств существенную роль играют
дополнительные вливания в городскую экономику частного, в том числе зарубежного
капитала. С этой целью в Москве создана заемная инвестиционная система, которая
отличается от систем других регионов тем, что не используется для
финансирования текущих расходов и обеспечивается бездефицитным бюджетом.
Заемные средства образуют составную часть совокупных финансовых
ресурсов города. Только зная их общую величину, можно верно оценить потенциал
его развития и верно поставить задачи. Надо сказать, что заемные средства
труднее всего поддаются прогнозированию, так как их приток зависит от множества
конъюнктурных и даже психологических факторов. А значит, от умения управлять
городскими заимствованиями во многом зависит судьба финансовой политики города.
Заемную систему города отличает инвестиционная направленность и
четкая организационная структура. По существу, это успешный опыт
крупномасштабной организации предпринимательских функций города.
Основной формой заимствования финансовых ресурсов является выпуск
субфедеральных облигационных займов. Они позволяют привлечь в регион финансовые
ресурсы на более выгодных условиях, чем обычные кредиты. Ставка доходов по
облигационным займам ниже, а срок обращения облигаций дольше. Администрация
сохраняет контроль над эффективностью и целевым использованием различных по
своим характеристикам ценных бумаг, исходя из интересов города и состояния
финансового и фондового рынков.
Руководство процессом заимствования осуществляет инвестиционный
совет правительства Москвы, возглавляемый мэром. Совет проводит конкурсный
отбор проектов для включения в инвестиционную программу города. При этом
учитывается окупаемость каждого проекта и степень его важности для решения
городских проблем. Оперативную работу по подготовке эмиссии обязательств города
и определению направлений использования земельных средств осуществляет Комитет
муниципальных займов и развития фондового рынка (Москомзайм). Учет поступления
и расходования заемных средств осуществляют три внебюджетных фонда (финансовые
фонды займов) по каждому из займов (а внутри займа – по каждому из выпусков и
серий) и по каждому финансируемому проекту.
На 1999 г. планируемый объем заимствований сокращен на 6,5 млрд.
руб. по сравнению с 1998 г. и предельный размер государственного долга
(заимствований) города Москвы установлен в сумме 9 млрд. руб. в качестве
инструментов заимствований будут использованы прямые кредиты, размещение
облигационных займов, выдача поручительств, в зависимости от конъюнктуры рынка
и с учетом минимизации расходов бюджета на их обслуживание и увеличения сроков
предоставления средств.
Городские власти активно привлекают средства отечественных и
зарубежных инвесторов через залоговое кредитование, использование финансового и
фондового рынков, займы, финансовый лизинг, вексельные кредиты с выходом, в том
числе и на зарубежные финансовые рынки, другие инструменты.
Так, например, за счет средств зарубежных банков в Москве построен
мусоросжигательный завод, осуществляется программа реконструкции мостов в
городе, финансируется поставка комплектующих изделий для сборочного производства
автобусов “Икарус” и другие проекты.
Правительство Москвы очень серьезно относится к займам в форме
еврооблигаций. К сотрудничеству были приглашены крупные международные банки,
юридические и консалтинговые фирмы мирового уровня. Москва стала первым регионом
России, получившим международный кредитный рейтинг ведущих рейтинговых агентств
(“Муудис” и “Стандарт энд Пурс”). Всего за истекший период был осуществлен
выпуск трех внешних займов на сумму 500 млн. дол. США, 500 млн. немецких марок,
400 млрд. итальянских лир; двух выпусков сберегательного займа в объеме 600
млн. руб.; семи выпусков внутреннего займа в объеме 6,5 млрд. руб.
Кроме того, в 1998 г. осуществлялось привлечение кредитных
ресурсов всего в объеме 2,6 млрд. руб. и 681 млн. дол. США.
Сотрудничество правительства Москвы с зарубежными инвесторами и
иными партнерами расценивается не только как путь привлечения дополнительных
финансовых и материальных ресурсов, но и как способ получения новых знаний,
культуры труда и технологий, организационного опыта.
Конкретные примеры привлечения инвесторов для осуществления
проектов, имеющих большое историческое и деловое значение для нашего города –
Московский международный деловой центр “Москва-СИТИ”, Торгово-рекреационный
комплекс на Манежной площади, культурно-деловой Центр по Вознесенскому
переулку, реконструкция гостиницы “Москва”, реконструкция Большого театра,
Гостинично-деловой Центр на Новинском бульваре, реконструкция Старого Гостиного
Двора, реконструкция “Китай-города” и др.
Неизменно выполняя свои обязательства, Правительство Москвы
заработало доверие и репутацию добросовестного делового партнера, что дает
возможность в значительных объемах заемные ресурсы.
Новым направлением экономической политики Правительством Москвы
стало повышение качества инвестиций. Это не следует понимать прямолинейно – как
снижение доходов инвесторов в пользу города. Инвесторы никогда не согласятся с
подобной перспективой. Поэтому было бы правильным, если бы город по-прежнему
обеспечивал инвесторам не меньший доход, но при условии создания в городе
высокооплачиваемых рабочих мест, стимулирования внедрения высоких (наукоемких)
технологий, развития городской инфраструктуры. Переход к такой системе
привлечения инвестиций обеспечит получение доходов, в значительной степени
обусловленных тем, что инвестиционные проекты реализуются в городе, являющемся
не только центром деловой активности, но и финансовым, научным и культурным
центром страны.
Мы должны всячески стимулировать инициативу инвесторов, но при
этом ставить их в такие правовые условия, когда они, преследуя свои личные
материальные интересы, автоматически работают на город.
Отсюда понятно, почему правительство города уделяет первостепенное
внимание совершенствованию нормативной базы в данной сфере. В настоящее время
разрабатывается проект закона Москвы “Об иностранных инвестициях”, который
призван обеспечить стабильность условий работы иностранных инвесторов на
определенный стартовый период.
Начиная с 1998 г. через заемно-инвестиционную систему
осуществляется финансирование строительства объектов так называемой
“инвестиционной программы по городскому заказу”. И это – составная часть
программы социально-экономического развития на год, которая включает
совокупность инвестиционных заказов правительства Москвы в сфере создания и воспроизводства
основных фондов, сбалансированных с источниками финансирования. Имеется в виду
строительство жилья и объектов городской инфраструктуры, необходимых для
развития и функционирования города.
Использование возможностей привлечения заемных средств на
реализацию городской инвестиционной программы в прошлом году позволило в целом
по сравнению с 1997 г. почти на треть увеличить объемы капитальных вложений и
довести их до 14 млрд. руб. при уменьшении абсолютных размеров бюджетного
финансирования в 3 раза.
Соотношение удельных весов заемных и бюджетных средств в
источниках финансирования программы 1998 г. составляет соответственно 74,3 и
25,7 %. Такая политика позволяет сохранить уникальный производственный
потенциал строительного комплекса города для дальнейшего решения социальных
задач развития города, стоящих перед правительством Москвы.
Поскольку бюджетные ассигнования являются гарантированными
источниками финансирования, они, в первую очередь, направляются на
строительство бесплатного муниципального жилья, а также – инженерных и
социальных объектов городской инфраструктуры, обеспечивающих комплексность
застройки новых жилых микрорайонов.
Однако 1998 г. имел свои отличительные особенности – это
разразившийся в августе финансовый кризис, вследствие которого резко упала
инвестиционная активность и сократились возможности для привлечения заемных
средств.
Из планируемых 10,4 млрд. руб. заемных средств на инвестиционную
программу привлечено только 6,3 млрд. руб., или 60 %. Несмотря на это, задание
по вводу объектов было выполнено в полном объеме, вопрос оплаты фактически
выполненных работ остался открытым и будет решаться в текущем году по мере
изыскания дополнительных средств в процессе исполнения бюджета.
В 1999 г. структура источников финансирования городского
строительного заказа претерпела некоторые изменения. Основным источником
финансового обеспечения становятся заемные средства. Правда, общий объем
инвестиций несколько сократился и составляет пока 11 млрд. руб., но это вызвано
тем, что объем заимствования города имеет предельную величину, которая
устанавливается законом города о бюджете. В текущем году этот показатель
установлен в размере 9 млрд. руб. и привлекаемые средства будут полностью
направляться на финансовое обеспечение городской строительной программы.
Что касается бюджета, то в бюджете предусмотрены средства на
строительство муниципального жилья в сумме 2 млрд. руб. но это – не просто
бюджетные ассигнования, которые определяются в процессе распределения общей
суммы прогнозируемых доходов. Это – дополнительные инвестиции, поступающие в
доход бюджета от продажи жилья, построенного для коммерческой реализации.
В данном случае построенное за счет средств города жилье – само
выступает как товар, и средства, вырученные от его продажи будут направляться
на последующее реинвестирование в новое строительство коммерческого
муниципального жилья.
Актуальной задачей сегодня является привлечение дополнительных
инвестиций за счет средств населения, желающего улучшить свои жилищные условия.
Правительство Москвы проводит политику формирования благоприятного финансового
климата в сфере жилищного строительства, создания условий для расширения форм
участия москвичей в реализации жилищной программы в городе.
Уже не первый год в Москве действует программа “Комбиинвест”.
Организация этой работы проводится в префектурах и предназначена для
очередников на получение муниципального жилья. Префектурами осуществляется
подбор земельных участков для строительства жилого дома с привлечением средств
заинтересованных инвесторов и населения. Средства, вырученные от реализации
части жилой площади на коммерческой основе, позволяют уменьшить сумму взноса
гражданина.
Дальнейшей реализации этой программы будет способствовать принятие
Московской городской думой закона города “О муниципальной системе жилищных
строительных сбережений граждан”, который в настоящее время подготавливается.
Одной из схем инвестирования жилищного строительства, в которой
привлекаются средства населения, является развитие жилищных облигаций, при
выпуске которых стоимость 1 кв. метра жилой площади реализуется по льготным
ценам.
На современном этапе созданы условия для развития жилищного
строительства на основе ипотечного кредитования. Правительством Москвы
разработана Концепция Московской ипотечной программы, и с конца 1998 г. начата
реализация пилотного проекта. Положения Концепции учитывают опыт создания и
функционирования ипотечного рынка в странах с переходной экономикой, наиболее
близких к России по экономическим, финансовым и социально-психологическим
параметрам. Она адаптирована к платежеспособному спросу москвичей, особенностям
московского рынка жилья, нестабильной макроэкономической ситуации в России и
особенностям функционирования российских финансовых институтов. Заложенные в
ней инструменты вторичного ипотечного рынка способствуют быстрой
оборачиваемости средств кредиторов и обеспечению процесса непрерывного
рефинансирования ипотечного кредитования с выходом на полное рефинансирование в
течение двух-трех лет.
Практическая
часть.
Анализ
эффективности инвестиционной деятельности.
Анализ
источников финансирования инвестиционных проектов.
Виды источников.
Изменение их величины и структуры. Сравнительный анализ их стоимости.
Успешное выполнение плана
капитальных вложений во многом зависит от обеспеченности их источниками
финансирования.
Финансирование
инвестиционных проектов осуществляется за счёт прибыли предприятия,
амортизационных отчислений, выручки от реализации основных средств, кредитов
банка, бюджетных ассигнований, резервного фонда предприятия, лизинга и т.д. В
связи с переходом к рыночной экономике доля собственных источников и кредитов
банка возрастает, а бюджетное финансирование сокращается.
Привлечение того или
иного источника финансирования инвестиционных проектов связано для предприятия
с определёнными расходами: выпуск новых акций требует выплаты дивидендов;
получение кредита – выплаты процентов по ним, использование лизинга – выплаты
вознаграждения лизингодателю и т.д. Поэтому в процессе анализа необходимо
определить цену разных источников финансирования и выбрать наиболее выгодные из
них.
Основными источниками
заёмного капитала являются ссуды банка и выпущенные облигации. Цена
кредитов банка равна годовой процентной его ставке. Учитывая, что
проценты за пользование кредитами банка включаются в себестоимость продукции и
уменьшают налогооблагаемую прибыль, цена этого ресурса меньше, чем уплачиваемый
банку % (СП), на уровень налогообложения (Кн):
Цкр = СП * (1 – Кн)
Цена такого источника
финансирования, как облигации предприятия, равна величине
уплачиваемых по ним процентов (Р). Если затраты по выплате данных процентов
разрешено относить на прибыль до налогообложения, то цена этого источника
финансирования также будет меньше на уровень налогообложения:
Цобл = Р * (1 – Кн)
Цена акционерного
капитала, как источника финансирования инвестиционной деятельности, равна
уровню дивидендов, выплачиваемых по привелегированным акциям и обыкновенным
акциям, рассчитанного по средней арифметической взвешенной.
Реинвестированная прибыль
также
может занимать большой удельный вес в инвестициях. Цена этого источника
финансирования на акционерных предприятиях равна примерно уровню дивидендов по
обыкновенным акциям, так как операция реинвестирования прибыли равносильна
приобретению акционерами новых акций.
Сделаем сравнительный
анализ цены источников финансирования на анализируемом предприятии.
Ставка банковского
процента – 40 %; уровень налогообложения – 30 %:
Цкр = 40 (1 – 0,3) =
28 %
Уровень дивидендов по
обыкновенным акциям – 25,3 %.
Следовательно, относительно
более дешёвым источником финансирования является реинвестированная прибыль по
сравнения с кредитами банка, но она ограничена в размерах. Кредиты банка
теоретически не ограничены, но ихцена может существенно возрастать с
увеличением доли заёмного капитала, как платы за возрастающий риск.
Ретроспективная
оценка эффективности инвестиций.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|