Что касается России, то для нее целесообразен, на наш взгляд,
выбор такой адаптационной стратегии управления инвестиционным и инновационным
процессом, в которой присутствовали бы совместные элементы различных стратегий,
опирающиеся на отечественный интеллектуальный потенциал и научно-инновационные
ресурсы, способствующие выпуску конкурентоспособных видов продукции и услуг, их
реализации на внутреннем и внешнем рынках.
Результативность инвестиционного процесса зависит не только от
объемов инвестиций, но и от их эффективности. В свою очередь, на показатель эффективности
инвестиций оказывают влияние динамика и объем трансакционных издержек. Для их
снижения необходимо осуществить меры, предусматривающие развитие рыночной
инфраструктуры (маркетинг, консалтинг, проектное финансирование, мониторинг
инвестиционных проектов, система информации и т.д.); регулирование цен и
тарифов на товары и услуги естественных монополий (услуги железнодорожного
транспорта, связи, электроснабжения, арендная плата за производственные
помещения, особенно для малого бизнеса); защита собственности и личности
инвестора от криминогенной среды и другие.
Рассмотрев с различных сторон факторы, сдерживающие поток
инвестиций в нашей стране, можно предложить несколько решений этих наболевших
проблем.
Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в
российскую экономику является жизненно важным средством устранения
инвестиционного “голода” в стране. Особую роль в активизации инвестиционной
деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков.
Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему
агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от
политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для
частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), - постоянный и
общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы
потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут
применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного
реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных
инвестициях составляет 10-12 млрд. долларов в год. В ближайшей перспективе
законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет
усовершенствована принятием новой редакции Закона “Об инвестициях”, Закона “О
концессиях” и Закона “О свободных экономических зонах”.* Большую роль сыграет
также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения
доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке
инвестиций был образован
---------------------------------------------------
* Пакет законов принятый правительством РФ в мае 1994 году.
Государственный информационный центр содействия инвестициям,
формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.
Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата
требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в
стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических,
относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.
Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует
назвать:
-
достижения национального согласия между различными властными
структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими
общественными организациями;
-
радикализация борьбы с преступностью;
-
торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за
исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
-
пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и
стимулирования производства;
-
мобилизация свободных средств предприятий и населения на
инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
-
внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную
строительную продукцию;
-
запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
-
предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным
инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью
компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с
другими направлениями их деятельности;
-
формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным
перемещением товаров, капитала и рабочей силы.
В числе мер по активизации инвестиционного климата необходимо отметить:
-
принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
-
создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую
и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых
компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков,
а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом
актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации
инвесторов и оперативном оформлении сделок “под ключ”;
-
создание в кратчайшие сроки национальной системы мониторинга
инвестиционного климата в России;
-
разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода
его к полной конвертируемости.
Будем надеяться, что вышеперечисленные меры будут приняты
правительством в ближайшее время и помогут притоку национальных иностранных
инвестиций.
6.3.
Финансово-промышленные группы как фактор повышения инвестиционной активности
российской экономики*
Залогом стабилизации современной отечественной экономики,
-------------------------------------------------------------------
* В данном разделе содержаться выдержки из статьи др. эконом.
наук М.А.Сажиной и проф. эк. наук Т.Э.Амброзевича. Журнал “Финансы и кредит” №6
2000г.
усиленной работы предприятий и их развития
являются инвестиции в реальный сектор экономики. Однако, финансовые ресурсы
ограничены. Помимо этого парадокс российской экономики заключается в том, что
российские предприятия, объективно испытывая хроническую нехватку оборотных
средств, в то же время располагают ими в больших объемах, чем аналогичные
западные фирмы. В такой ситуации повышается значение формирования и
эффективного функционирования многоотраслевых структур с системой управления,
обеспечивающей достаточную устойчивость и гибкость. Одним из важнейших
элементов реструктуризации промышленности сегодня являются
финансово-промышленные группы (ФПГ).
Деятельность ФПГ в России регулируется Законом “О
финансово-промышленных группах”.* В нем финансово-промышленная группа
определяется как совокупность юридических лиц, действующих как основное и
дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и
нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в
целях
технологической или экономической
интеграции для реализации инвестиционных или иных проектов и программ,
направленных на повышение конкурентоспособности, расширение рынка сбыта товаров
и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере
производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.
ФПГ могут в значительной степени способствовать стимулированию
капиталовложений в реальный сектор экономики. Во-первых, они позволяют создать
стабильность в получении финансовых средств для инвестиционной
------------------------------------------------------
* Федеральный закон от 30 ноября 1995 года.
деятельности благодаря слиянию
производства и финансовых учреждений в единую группу. Во-вторых, ФПГ обеспечивают
действенность инвестиционных вложений в производство за счет единства и
взаимосвязи всех воспроизводственных процессов. Создание финансово-промышленных
групп является одним из способов правильно и выгодно организовать
производственно-сбытовую деятельность предприятий, получить максимальную отдачу
в кратчайшие сроки за счет четко построенной системы распределения
ответственности, сфер деятельности между участниками и упорядоченной схемы
денежных потоков.
В рамках ФПГ образуется замкнутый цикл расширенного
воспроизводства от первоначального финансирования производственного цикла до
получения прибыли и ее рефинансирования. Механизм финансовых связей между
участниками группы определяется, прежде всего, финансовыми институтами группы,
деятельность которых позволяет добиться стабильности и быстрой реакции на
происходящие изменения внутри группы и во внешней среде.
Формирование ФПГ обладает высоким экономическим потенциалом
развития. С макроэкономической точки зрения, создание, организация и
функционирование ФПГ дает возможности для решения ряда задач:
-
концентрации инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях
развития экономики и получения относительно дешевых финансовых ресурсов,
аккумулируемых в финансовых организациях группы;
-
обеспечения финансовыми ресурсами промышленности, научных,
исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), ускорения НТП;
-
повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции
отечественного производства;
-
осуществления прогрессивных структурных изменений в
промышленности;
-
формирования долгосрочных хозяйственных связей;
-
улучшения инвестиционного климата и стабилизации производства;
-
снижения рисков;
-
долгосрочного отвлечения финансовых ресурсов с гарантией их
сохранения и целевого использования.
Существующие в Российской Федерации ФПГ фактически начали
формироваться в 1991 – 1994 гг. и создавались различными путями:
-
организации на базе бывших государственных структур с последующим
развитием и диверсификацией производства (РАО “Газпром”);
-
формирования крупным предприятием собственных банков, НИИ,
торговых представительств (ВАЗ);
-
целенаправленной скупки коммерческим банком контрольных пакета
акций интересующих его предприятий (МЕНАТЕП, “Роспром”).
Большая часть ФПГ сформировалась путем учреждения коммерческих
банков крупными предприятиями различных форм собственности. При этом учредители
преследовали ряд целей:
-
инвестирование средств с высокой отдачей, поскольку в тот период
банковская деятельность при процентной марже в 30 – 40 % между привлечением и
размещением средств обеспечивала высокую доходность;
-
уменьшение риска потери собственных оборотных средств, размещенных
в подконтрольном банке, их эффективное использование, защита от зависания денег
за счет создания прозрачной структуры денежных потоков;
-
получение возможности финансирования деятельности учредителей за
счет доступа через банк к финансовым рынкам и инструментам: МВК, средствам
предприятий и населения.
В тех случаях, когда в роли инвесторов выступали российские банки,
они принимали максимальные меры для снижения высокого уровня рисков. В
результате проведения залоговых аукционов часть крупнейших банков приобрела
контрольные или “блокирующие” пакеты акций приватизированных предприятий
нефтедобычи и нефтепереработки, телекоммуникаций, инфраструктуры,
обрабатывающей промышленности. Тем самым банки решили ряд важнейших задач:
привлекли оборотные средства предприятий и расширили свою ресурсную базу;
снизили операционные риски, введя в органы управления своих менеджеров; снизили
валютные риски, поскольку продукция предприятий в основном была ориентирована
на экспорт; ликвидировали кредитные риски, так как фактически основные фонды
выступили в качестве залога; снизили инфляционные риски, поскольку продукция
предприятий отраслей, в которых формировались ФПГ, (продукция нефтедобычи и
нефтепереработки, телекоммуникационные услуги, услуги по перевозкам и т.п.)
являлась ценообразующей.
Особенности ФПГ создают исключительно привлекательные условия для
инвестирования. Во-первых, внутри группы накапливаются собственные
инвестиционные ресурсы, которые формируются из денежных резервов, возникающих в
результате рационализации финансовых потоков и минимизации налоговых
отчислений. Во-вторых, ФПГ становится высококонкурентным объектом для стороннего
инвестора, ибо любые программы по составлению бизнес-планов, в том числе и
закупленные на Западе, предполагают существование устойчивой среды обитания с
прогнозируемым рынком сбыта.
6.4. Финансирование инвестиционной программы города в условиях
формирования рыночных отношений: опыт Москвы.*
Наиболее важной задачей, во многом определяющей функционирование
и развитие экономики города, является задача
--------------------------------------------------------------------
* Статья министра правительства г. Москвы, руководителя
департамента финансов Ю.В.Коростелёва. “Российская газета” октябрь 2000г.
привлечения инвестиций. Инвестиции – ключевой элемент
экономического процесса и их роль на современном этапе экономического развития
нельзя недооценивать. Важным преимуществом Москвы остается ее значительный
инвестиционный потенциал, который позволяет поддерживать высокую
предпринимательскую активность.
Непоследовательные рыночные преобразования последних лет в России
привели к разрушению ранее действовавшей системы финансирования инвестиций, но
новых механизмов создано не было. По сути дела нет государственной, действующей
на уровне Федерации, системы поощрения инвестиций. Поэтому в Москве, имеющей
большой потенциал для инвестиций, что и было сделано.
Основными составляющими этой системы являются: бюджетное
финансирование, внебюджетный фонд, частные инвестиции и заемные средства.
Бюджетное финансирование используется при строительстве
муниципального жилья, развитии социальной инфраструктуры в новых микрорайонах и
реконструкции объектов социальной инфраструктуры в “старых” районах города. За
счет средств бюджета финансируется также инженерная подготовка строительства и
реконструкция инженерных сетей. Следует сказать, что доля инвестиций в расходах
бюджета города постоянно снижается: с 28 % в 1996 г. до 3 % в 1999 г.
Внебюджетный жилищно-инвестиционный фонд по составу и размеру
доходов и расходов утверждается Московской городской думой. Особенностью фонда
является то, что он формируется за счет доходов от продажи вновь построенного
жилья и нежилых помещений в жилых домах. Средства фонда используются
исключительно на строительство жилья.
Привлечение частных инвестиций осуществляется благодаря созданию в
городе благоприятного инвестиционного климата, налоговых и иных льгот для
инвесторов.
Правительство Москвы исходит из того, что ни одно полезное для
города дело не может быть невыгодным. Обеспечение удовлетворительной доходности
тех видов бизнеса, которые нужны городу, осуществляется бюджетными дотациями,
льготными кредитами, в том числе налоговыми, безвозмездным участием города в
развитии инженерной инфраструктуры. Правительство Москвы готово даже оказывать
некоторым видам деятельности финансовую поддержку.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|