Инвестиции в реальный сектор экономики
Оглавление
Введение
1.
Роль инвестиционной политики в российской экономике
2.
Внутренние источники инвестиций в России
3.
Внешние источники инвестиций
4.
Роль международной помощи в оздоровлении российской
экономики
5.
Оценка и анализ текущего инвестиционного климата
6.
Проблемы и перспективы инвестиционной политики в России
Практическая часть
Заключение
Приложение
Введение
Необходимым условием развития экономики является высокая
инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов
реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в
приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции
формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и
предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. При этом далеко не
последнюю роль для многих государств, особенно вырывающихся из экономического и
социального неблагополучия, играет привлечение иностранного капитала в виде
прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов.
Инвестиции играют важную роль как на макро, так и на микро уровне.
По сути, они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта
хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики.
За последние годы наблюдается тенденция сокращения реальных
инвестиций. Доля инвестиций, направляемых на техническое перевооружение и
реконструкцию действующих предприятий, сократилась с 54 до 47–48 %. За период
1995–2000 гг. доля реальных инвестиций, направляемых на расширение действующих
предприятий, сократилась с 15 до 10 %, что отрицательно отразилось на ускорении
НТП и развитии всего народно-хозяйственного комплекса.
На данный момент российская экономика переживает глубочайший
кризис, что сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на
социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряженность в
обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис, однако
довольно безуспешно. Дефицит бюджета не позволяет правительству справиться с
кризисом своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и другие средства,
помимо бюджета. Помощь государству в преодолении экономического кризиса
призваны инвестиции. Инвестиции предназначены для поднятия и развития
производства, увеличения его мощностей, технологического уровня. Об инвестициях
сказано уже немало: все российские политики давно уже склоняют это слово на
разные лады, понимая, что без инвестиций российскому производству не выжить,
однако до недавнего времени в нашей стране политическая ситуация складывалась
не лучшим образом, политическая нестабильность сдерживала потоки инвестиций,
готовых хлынуть на новый, а значит прибыльный, рынок. Никто не хотел вкладывать
деньги в стране, которая через пару месяцев может снова стать коммунистической,
а значит деньги, вложенные в производство, попросту пропадут. Однако уверенная
победа на президентских выборах Б.Н. Ельцина, показала потенциальным
инвесторам, что сторонников демократии в нашей стране все же больше, чем
сторонников коммунизма, а значит, риск вложений уменьшается. Инвестиции
способны вывести страну из кризиса, потому им и уделяется столько внимания.
Насколько важны инвестиции государству может говорить тот факт, что Б.Н. Ельцин
просил принятия Государственной Думой бюджета на 1998 год в первом чтении, что
было сделано в первую очередь для того, чтобы показать потенциальным
инвесторам, что российская экономика уже стабилизировалась и вложение средств в
производство не имеет никакого риска.
Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что
разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна прежде всего тем, что на
инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь
потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один
из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из
самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону,
пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять
свои деньги. При этом, иностранные инвесторы ориентируются прежде всего на
инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и
служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.
Российские же потенциальные инвесторы давно уже не доверяют
правительству. Это недоверие обусловлено прежде всего сложившимся стереотипом
отношения к власти россиян – “правительство работает только на себя”. Однако
государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы
обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском
рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в
российской экономике в лучшую сторону. Огромное значение для России имеют не
только иностранные, но и внутрироссийские инвестиции, ведь множество людей во
время становления российской экономики “сколотили” огромные состояния, которые
в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами
используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами
пытается вернуть эти деньги из-за рубежа в российскую экономику, что даст
ощутимый толчок развитию российского производства. По данным правоохранительных
органов из России было вывезено, начиная с 1991 года, около 150 млрд. долларов
и не трудно представить себе как эти деньги проявили бы себя в российской
экономике.
Вообще же капиталовложения проводятся частными инвесторами в
первую очередь ради получения прибыли и, пока мы имеем дело с неуравновешенной
экономикой, неясной политической ситуацией и несовершенным законодательством,
ни о какой прибыли не может быть и речи, а значит не может быть и речи о
долгосрочных стратегических инвестициях в российскую экономику, без чего, в
свою очередь, невозможен подъем производства, то есть возрождение экономики
России.
Определим, что задачами данной работы являются проведение
исследования инвестиционного климата России, при последовательном рассмотрении
всех факторов, влияющих на его изменение и попытка дать оценку его текущего
состояния. В задачу данной работы входит также и исследование источников
инвестиций, их перспективность и оценка их состояния на сегодняшний момент. Целью
же данной работы назовем оценку перспектив изменений инвестиционного
климата в России и его активизации на основе существующих тенденций его
развития и инвестиционной политики государства, в которой также необходимо
выявить наиболее слабые стороны и указать необходимые меры для их устранения.
1. Роль
инвестиционной политики в российской экономике
Инвестиции (капитальные вложения) – это совокупность затрат
материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное
воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Инвестиции
– относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной
плановой системы использовалось понятие “валовые капитальные вложения”, под
которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая
затраты на их ремонт. Инвестиции – более широкое понятие. Оно охватывает и так
называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину
“капитальные вложения”, и “финансовые” (портфельные) инвестиции, то есть
вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с
титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности.
Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных
вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Но часть
портфельных инвестиций – вложения в акции предприятий различных отраслей
материального производства – по своей природе ничем не отличаются от прямых
инвестиций в производство. В журнале “Экономист” определены основные
направления инвестиционной политики. Были выделены следующие главные задачи
инвестиционной политики: формирование благоприятной среды, способствующей
повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение
частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а
также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и
социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.
Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет
огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и
государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат
страны, поэтому правительство России оказывает ей огромное внимание, однако на
данный момент инвестиционная политика нашего государства еще слаба, что
обусловлено в основном незащищенностью расходов бюджета на инвестиционные цели,
бюджетные средства расхищаются или направляются не на те цели, на которые
направлялись.
Государственной Думой были приняты в первом чтении законы “О
внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР”* и “Об инвестиционной
деятельности в РСФСР”**, которые должны улучшить законодательную базу для
инвестиций, гарантировать права инвесторов на собственность и которые
предполагают:
-
предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на
возвратной основе;
-
отражение в Законе принципа отношений собственности (в нем
рассматриваются государственные, муниципальные и частные инвесторы). По этому
принципу и выделяются из федерального бюджета капитальные вложения на развитие
федеральной собственности;
-
равенство прав инвесторов (гарантии прав и защиты инвестиций
независимо от форм собственности для всех инвесторов).
-----------------------------------------------
* Федеральный закон от 12.04.90 года
* Федеральный закон от 22.11.93 года
Инвестиционной политике в нашем государстве до недавнего времени
уделялось достаточно внимания, однако уже сейчас государство начало понимать
всю важность правильной инвестиционной политики и, что самое важное, начало
предпринимать шаги в нужном направлении, и последние два-три года наблюдаются
некоторые сдвиги в изменении инвестиционной политики государства, постепенно
ликвидируются структурные прекосы в экономике России, стабилизировался курс
рубля, снижаются процентные ставки. Но государство понимает, что снижение
инфляции и процентных ставок не дадут автоматического эффекта в виде роста
инвестиций и производства. Это, прежде всего, связано с двумя факторами:
1.
С неготовностью получателей инвестиций – предприятий к
эффективному освоению средств, в первую очередь из-за низкого качества
управления;
2.
с неготовностью инвесторов вкладывать капиталы в не
реформированные предприятия по причине как высоких рисков (незащищенность прав
собственности, значительный риск невозврата средств из-за плохого управления),
так и невозможности более или менее адекватно определить сам уровень риска
(непрозрачность финансового состояния предприятия, ликвидность предприятий, их
инвестиционная деятельность).
Поэтому правительство России предполагает ввести следующие
изменения в инвестиционной политике нашей страны:
-
создать условия для рыночной оценки активов предприятий. Кроме
очевидных преимуществ для инвесторов, связанных с рыночной оценкой акций, это
позволит предприятию формировать более рациональную стратегию в отношении
использования собственных активов;
-
внести изменения в амортизационную политику, направленные на ее
либерализацию, повышение степени свободы реформированных предприятий при выборе
методов амортизационной политики (использование укоренной амортизации,
нелинейных методов амортизации, в том числе метода уменьшающегося остатка с
применением удвоенных амортизационных норм, метода суммы лет, специальной
первоначальной амортизационной скидки), упрощение и укрупнение норм
амортизации. Одновременно, по мере расширения проблемы оборотных средств, будет
осуществляться более жесткий контроль за целевым использованием амортизационных
отчислений;
-
последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем
развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних
(собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их
инвестиционных проектов;
-
государственная поддержка предприятий за счет централизованных
инвестиций;
-
размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и
государственное финансирование инвестиционных проектов производственного
назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и
исключительно на конкурентной основе;
-
усиление государственного контроля за целевым расходованием
средств федерального бюджета;
-
совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных
инвестиций;
-
значительное расширение практики совместного
государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.
Среди первоочередных мер необходимо назвать также и прямое
государственное участие в инфраструктурных проектах народно-хозяйственного
значения и их финансовое стимулирование посредством предоставления налоговых
льгот или налогового кредита, вмешательство государства в инвестирование
первичных отраслей и магистральной инфраструктуры.
2. Внутренние
источники инвестиций в России
Традиционно в России финансирование капитальных вложений осуществлялось
за счет внутренних источников. Можно предположить, что и в дальнейшем они будут
играть решающую роль, несмотря на активизацию привлечения иностранного
капитала.
В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня
сбережений населения, организаций и правительства. Средства отдельных граждан –
не единственный источник сбережений на будущее. Предположим, что некая компания
получила прибыль в размере 100 млн. рублей. Эта прибыль может быть выплачена
владельцам, реинвестирована (компания может приобрести на эти средства новое
оборудование или производственные площади) или же положена на банковский счет.
В любом случае компания сберегает часть своей прибыли, точно также как семья
сберегает часть своего заработка. Правительство тоже может делать сбережения –
в тех случаях, когда налоговые поступления в бюджет превышают правительственное
потребление (куда входит зарплата государственных служащих, расходы на оборону,
выплаты пенсионерам и т.п.). При таком положении дел у правительства остаются средства,
которые могут быть использованы под инвестиции, скажем, в строительство новых
дорог или развитие телефонной связи.
Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем
инвестиций в стране. Уже было отмечено, что инвестиции представляют расходы на
приобретение оборудования, зданий и жилья, которые в будущем выразятся в
подъеме производительной мощи всей экономики. Когда общество сберегает часть
своего текущего дохода, это означает, что часть производства может быть
направлена не на потребление, а на инвестиции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|