p> ОБЗОР РОССИЙСКОГО РЫНКА C2C Конец 1999 года ознаменовался появлением первого Интернет-аукциона в Российском Интернет. С тех пор на российском Интернет-рынке появилось более 10 Интернет-аукционов. Интернет-аукционы получили большую популярность среди российских пользователей потому, т.к. походили на игру и на некую форму собственного бизнеса - каждый россиянин хочет иметь свой маленький бизнес. Благодаря популярности среди пользователей некоторые Интернет-аукционы за прошедший год успели получить инвестиции для развития. Но, к сожалению, не многие смогли ими правильно воспользоваться: кто-то - тратить инвестиции на рекламу, а кто-то - развивать свои сервисы в сторону персонализации и мобильности. За 2000 год Интернет-аукционы так и не стали крупными рекламными площадками. При том, что достаточно большое количество онлайновых и офлайновых торговцев готовы покупать их рекламные площади. За 2000 год так и не получили широкое распространение системы онлайновых микроплатежей, с помощью которых Интернет-аукционы смогли бы получать комиссионные с каждой сделки. 2000 год также показал, что в ближайшем будущем Интернет-аукционы могут рассчитывать на получение прибыли, но рынок слишком мал, чтобы на нем находилось несколько десятков Интернет-аукционов - это рынок максимум для 2- 3 игроков. Отрицательные факторы: К отрицательным факторам рынка C2C можно отнести: Низкая платежеспособность аудитории C2C - Интернет-аукционы используются как забавы, а не средство покупки товаров. Российский менталитет - россияне не любят платить за то, что раньше было бесплатным, поэтому внедрение платных сервисов является губительной стратегией развития Интернет-аукционов, могут потерять единственное ценный свой актив - аудиторию. Отсутствие систем онлайновых микроплатежей - с помощью этой системы, Интернет-аукционы смогли бы получать комиссионные со сделок. Это процедура менее болезненна для пользователей, нежели платные сервисы. Положительные факторы: К положительным факторам рынка С2С можно отнести: Российский менталитет - россияне любят бесплатные игры в бизнес, которые им представляет Интернет-аукцион - это обеспечит популярность Интернет-аукционам среди российских пользователей Рост онлайнового рекламного рынка - в 2001 году российский сетевой рекламный рынок вырастет в 10 раз, и можно не сомневаться, что часть этих денег получат Интернет-аукционы. Рост рынка мобильной связи - некоторые Интернет-аукционы имеют сервис, при котором пользователи могут отслеживать ход торгов по своему лоту с помощью мобильных телефонов. За увеличение траффика для провайдера мобильной связи Интернет-аукционы смогут получать дополнительные доходы. Направления развития: Основным направлением развития Интернет-аукционов должно стать улучшение качества услуг и добавление новых сервисов. Однако, здесь стоит заметить, что все новшества уже придуманы, поэтому владельцы Интернет- аукционов попытаются из них сделать лишь лучшую композицию. Итак, перечислим наиболее перспективные направления развития: Создание сервиса, с помощью которого пользователь сможет создать собственный аукцион - технология ASP, которую уже начал реализовывать Интернет-аукцион Stavka.ru. Мобильный доступ к участию в торгах. Первый шаг в этом направлении уже сделал всё тот же Интернет-аукцион Stavka.ru - участник торгов может получать на свой мобильный телефон сообщения о поступлении дополнительных заявок на участие в торгах. Развитие отраслевых Интернет-аукционов - отраслевая фокусировка позволяет собрать в рамках одного аукциона большее количество заинтересованных пользователей, что повышает процент совершения сделки. Данную стратегию использует Интернет-аукцион Stavka.ru. Обратный аукцион - сервис, с помощью которого пользователь выставляет заявку на покупку определенного товара. Бартерный аукцион - сервис, с помощью которого пользователь выставляет заявку на обмен одного товара на другой. Интернет-аукционы должны особое внимание уделить разработке рекламных моделей своих площадок, с помощью которых они смогли получить рекламные бюджеты, т.е. дополнительные доходы. Прогноз: Рынок C2C будет расти. Этот вывод можно сделать только на том факте, что у россиян в "заначке" находится более $5 млрд. Следовательно, потенциальная аудитория Интернет-аукционов обладает таким огромным капиталом, часть которого рано или поздно всё равно потянется к Интернет- услугам и, в частности к Интернет-аукционам. С внедрением технологий ASP (Application Service Providing) , Интернет-аукционы получат новую волну посетителей, желающих торговать с помощью "своего" маленького бизнеса. В 2001 году, скорее всего, получат распространение системы микроплатежей и Интернет-аукционы смогут получать свои комиссионные. В 2001 году Интернет-аукционы начнут осваивать серьезные рекламные бюджеты. На долю Интернет-аукционов придется более $200 000 долларов. В 2001 году определится ярко выраженная группа лидеров. Хотя она уже известна сегодня - это Molotok.ru и Stavka.ru, но в будущем году они смогут опережать своих конкурентов не только по количеству посетителей в день, но и по доходам. Основные участники рынка: Лидерами C2C рынка являются Интернет-аукционы Stavka.ru и Molotok.ru. Stavka.ru - наиболее технологически развитый Интернет-аукцион, с обширной отраслевой сетью своих площадок. Stavka.ru отличает перспективная стратегия технологического развития и высокий уровень её реализации. Molotok.ru - самый популярный российский Интернет-аукцион, благодаря успешной рекламной кампании, проведенной в конце 1999 года. С помощью проведенных маркетинговых мероприятий, организаторам интернет-аукциона удалось сформировать некий образ: "если аукцион, то Molotok.ru". Интернет- аукцион имеет свои филиалы в Украине и Румынии. Другими заметными участниками рынка C2C являются Интернет-аукционы: c99 Auction Auctions Prikup И наконец четвертой формой электронной торговли является форма Потребитель - предприятие (С2В). С2В имеет место, когда потребители назначают свою цену на различные товары и услуги, предлагаемые предприятиями, и является наименьшим по объему и самым неразвитым сектором электронной торговли. Самым ярким примером С2В является американская компания Priceline.com, которая позволяет покупателям назначать цену, по которой они хотели бы купить тот или иной товар или услугу. Priceline.com действует в качестве брокера, который находит поставщика, желающего продать товар по такой цене. В России эта форма торговли на данный момент не функционирует. 3.2.4 Российский рынок интернет-консалтинга
|Отдельно следует остановиться на российском рынке интернет-консалтинга , хотя традиционно он не выделяется|
|в отдельную категорию. |
|Конец 2000 года ознаменовался сменой ориентиров у большинства российских бизнесменов в отношении |
|использования Интернет-технологий - от "сделайте мне красивое" до "сделайте мне эффективное". |
|Естественно, столь стремительная смена ориентиров породила большой спрос на консультантов в области |
|эффективного использования технологий Интернет-бизнеса - спрос, который на данный момент превышает |
|предложение. |
|В 2000 году, российский рынок Интернет-консалтинга находился на стадии формирования - |
|Интернет-консультанты определялись со своей специализацией и ценообразованием, исследовали новые ниши, |
|искали необходимые ресурсы - вели непубличную деятельность. Следствием непубличной деятельности |
|Интернет-консультантов явилась неосведомленность большинства компаний, нуждающихся в квалифицированном |
|консультировании, об основных игроках рынка Интернет-консалтинга. Поэтому сейчас наблюдается ситуация, при|
|которой консультационные услуги потенциальным клиентам Интернет-консультантов оказывают веб-студии и |
|агентства Интернет-рекламы. |
|Если же компании обращались за консультациями к профессиональным Интернет-консультантам, то |
|преимущественно к российским, т.к. их услуги на порядок дешевле услуг иностранных. К иностранным |
|консультантам, компаниям большой пятерки, в основном обращаются крупные российские компании, при |
|разработке глобальных корпоративных Интернет-систем, крупном инвестировании в российский Интернет-рынок |
|или при поглощении российских Интернет-компаний и проектов. В связи с таким разделением участников рынка |
|Интернет-консалтинга на российские и иностранные, наметилась некоторая конкуренция между ними. Однако |
|серьезной конкуренции в этом году, как и в будущем не получится, т.к. российские и иностранные |
|консультанты играют на разных половинах одного поля, если так можно выразиться - у иностранных |
|консультантов один контингент клиентов, у российских - другой, и между собой они никак не пересекаются. |
|Иностранные консультанты обладают большим опытом в области мирового Интернет-бизнеса, полученного на |
|американском и европейском рынке, обладают большими людскими и материальными ресурсам, однако их услуги |
|слишком дороги для большинства российских предпринимателей по сравнению с российскими консультантами. При |
|этом у российских Интернет-консультантов есть неоспоримое преимущество перед иностранными - доверие |
|российских клиентов - при выборе российским предпринимателем Интернет-консультанта между российским и |
|иностранным присутствует некоторый национальный барьер - лучше к своим, а не к чужим. |
|Российские Интернет-консультанты - это молодые образованные специалисты, ранее работавшие во многих |
|сегментах российского Интернет-рынка: веб-производство, системная интеграция, электронная коммерция, |
|Интернет-маркетинг, инвестиционная и банковская деятельность. Преимуществами российских консультантов |
|являются более дешевая стоимость услуг по сравнению с иностранными ($20-50/час) и опыт, полученный при |
|работе с российскими бизнесменами в российских рыночных условиях. |
|Основными направлениями деятельности российских Интернет-консультантов за 2000 год были: консалтинг в |
|области B2C, организация аутсорсинга, организация дочерних предприятий и Интернет-проектов. |
|Оборот рынка Интернет-консалтинга за прошедший 2000 год составил порядка $2-3 млн. |
|Отрицательные факторы: Прошедший 2000 год позволил определить основные факторы, замедляющие развитие рынка|
|Интернет-консалтинга. К таким факторам можно отнести: |
|Сложившийся стереотип российских бизнесменов о том, что они всё знают сами. Платить за консультации в |
|России еще не привыкли. |
|Молодость рынка Интернет-консалтинга - большинство клиентов по незнанию обращаются за консультациями в |
|веб-студии и агентства Интернет-рекламы, получая при этом неквалифицированные услуги и отрицательный опыт |
|взаимодействия с Интернет-бизнесом. |
|Острая нехватка квалифицированных кадров - Интернет-консультанты, на данный момент, одни из самых |
|востребованных специалистов на рынке Интернет, особенно универсальные консультанты и консультанты в |
|области B2B. Многие консалтинговые компании тратят огромные ресурсы на воспитание собственных кадров или |
|их переманивание из других сегментов Интернет-рынка. |
|Отсутствие правовой базы Интернет-рынка - за 2000 год так и не приняли закон об электронной цифровой |
|подписи и не решили вопрос по налогообложению сделок, совершенных через Интернет-биржи. Отсутствие этих |
|двух законов являются непреступным барьером для развития B2B рынка, на котором в будущем году будет больше|
|всего востребованы услуги Интернет-консультантов. |
|Положительные факторы: 2000 год помог определить не только тормозящие факторы рынка Интернет-консалтинга, |
|но и положительные. К таким факторам можно отнести: |
|Значительное количество российских бизнесменов стали рассматривать Интернет как инструмент для развития |
|своего бизнеса. При чём это представители не только крупного бизнеса, но и среднего с малым. |
|Российские бизнесмены наконец-то стали осознавать необходимость использования знаний и опыта |
|Интернет-консультантов для развития собственного бизнеса. Таких бизнесменов пока мало, но тенденция уже |
|наметилась. |
|Российские Интернет-консультанты "спустились с неба на землю" в отношении ценообразования собственных |
|услуг. Теперь стоимость их услуг колеблется от 20 до 50 $/час вместо прежних $100-120. Снижение цен должно|
|привлечет малый и средний бизнес обращаться за квалифицированными консультациями к российским |
|Интернет-консультантам. |
|Качество и функциональность Интернет-решений российских системных интеграторов заметно повысилось, а |
|стоимость снизилась. Этот факт существенно повлияет на снижение общей стоимости решения задач поставленных|
|перед Интернет-консультантами российскими и иностранными клиентами. |
|Направления развития: 2000 год позволил определить основные направления развития рынка |
|Интернет-консалтинга на 2001 год. |
|Основным направлением развития для консалтинговых Интернет-компаний станет улучшение качества |
|предоставляемых услуг, путем повышения квалификации рабочих кадров, особенно, в области эффективного |
|внедрения и использования B2B-технологий. Скорее всего, консалтинговые компании будут решать эту проблему |
|переманиванием квалифицированных специалистов из компаний-интеграторов и разработчиков B2B решений. |
|Для того, чтобы предоставлять своим клиентам больший спектр услуг Интернет-консультанты развернут активную|
|деятельность на рынках, тесно пересекающихся или контактирующих с Интернет-консалтингом, такие как: |
|системное программирование и Интернет-маркетинг. Развитие этих направлений Интернет-консультантов будет |
|проводиться путем открытия дочерних бизнесов в этих сегментах или налаживания тесных партнерских отношений|
|с ведущими участниками этих сегментов рынка. Развитие своей деятельности позволит Интернет-консультантам |
|улучшить качество основных услуг и расширить спектр возможностей, а также позволит централизовать |
|финансовые потоки в рамках объединений или холдингов, что, в какой-то степени, приведет к минимизации |
|затрат как самих холдингов, так и клиентов. |
|Большинство консалтинговых компаний будут принимать активное участие в форумах, семинарах, выставках и |
|конференциях. Участия в форумах будут иметь рекламный характер, направленный на предпринимателей, |
|нуждающихся в квалифицированных Интернет-консультациях. Основная цель - показать предпринимателям кто же |
|действительно является Интернет-консультантами, но и конечно же, кто лучший из Интернет-консультантов. |
|Другой способ, с помощью которого Интернет-консультанты постараются привлечь клиентов - договоры с |
|веб-студиями. Основой данного сотрудничества будет договоренность, при которой веб-студии будут |
|разрабатывать веб-сайты, а Интернет-консультанты - консультировать. |
|Наиболее удачные консалтинговые компании начнут развитие своего бизнеса в странах ближнего зарубежья, где |
|Интернет-рынок только зарождается, и где есть возможность сразу создать инфраструктуру рынка, при которой |
|веб-студии будут создавать веб-сайты, рекламные агентства - рекламировать, Интернет-консультанты - |
|консультировать, и т.д. Наиболее перспективным Интернет-рынком, среди стран ближнего зарубежья, является |
|украинский. |
|Прогноз: На основе вышеперечисленных фактов, а также общей конъюнктуры рынка можно сделать следующие |
|прогнозы в отношении рынка Интернет-консалтинга на 2001 год: |
|Рынок Интернет-консалтинга будет одним из самых быстрорастущих, что будет иметь и отрицательный характер -|
|консалтинговые компании не будут успевать расти вместе с рынком. Появится большое количество |
|лже-консультантов, основной целью которых, будет быстрая нажива на всеобщем спросе. |
|Основным рынком для Интернет-консультантов, станет российский B2B рынок. Учитывая основную проблему |
|российского B2B - отсутствие потенциальных целевых участников рынка B2B в связи с их инфраструктурной |
|неподготовленностью к участию в этом рынке - можно смело предполагать, что решение этой проблемы под силу |
|только российским Интернет-консультантам, которые обязаны эффективно подготовить российские предприятия к |
|участию на рынке B2B. Во многом, именно от консультантов будет зависеть "правильное" развитие B2B рынка в |
|России. Объем рынка Интернет-консалтинга в области B2B за 2001 год составит 5-6 млн.долларов. |
|По результатам деятельности Интернет-консультантов за 2001 год можно будет определить 3-4 лидера среди |
|российских компаний, которые будут контролировать до 90% рынка Интернет-консалтинга. |
|Эти же компании получат основные инвестиционные вливания в рынок Интернет-консалтинга,. Дополнительные |
|инвестиции понадобятся для расширения собственной деятельности и осуществления своих стратегических |
|планов. Наиболее инвестиционно привлекательными будут консалтинговые компании, обладающие наиболее |
|квалифицированным менеджментом, с наличием обширных партнерских связей и имеющие собственные дочерние |
|бизнесы в смежных с консалтингом сегментах Интернет-рынка. |
|Объем рынка Интернет-консалтинга в 2001 году оценивается в 10-12 млн. долларов. |
|Основные российские Интернет-консультанты: |
|eTops - дочернее предприятие системного интегратора TOPS. Основной вид деятельности за 2000 год - |
|консультирование и разработка систем электронной коммерции класса B2C. Является организатором онлайнового |
|центра электронной коммерции e-Commerce.ru. |
|Platzdarm Consulting - основной вид деятельности за 2000 год - консультирование и разработка систем |
|электронной коммерции класса B2C, а также консультирование в области создания информационных корпоративных|
|систем и организации аутсорсинга. Является организатором партнерской программы "Интернет-бизнес для малого|
|и среднего бизнеса России и Украины". Работает в тесном сотрудничестве со своей дочерней компанией Laurus |
|Internet Marketing Agency - Агентство Интернет Маркетинга. |
|Arrava Advisors - дочернее предприятие Arrava IMC. Работает в тесном сотрудничестве с другой дочерней |
|компанией Arrava IMC - AIM Systems, специализирующейся на системном программировании. Основная |
|деятельность - консультирование клиентов AIM Systems. |
|aLions - дочерние предприятие aPartners. Работает в тесном сотрудничестве с другими дочерними |
|предприятиями aPartners: DEFA - креативное агентство и Nova Lumen - системный интегратор. |
|eSolutions - дочернее предприятие компании TerraLink, специализирующиеся на Интернет-консалтинге, дизайне |
|и веб-разработках. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|