Интернет-бизнес в России
смотреть на рефераты похожие на "Интернет-бизнес в России" Санкт-Петербургский государственный технический университет Факультет экономики и менеджмента Кафедра национальной экономики Работа допущена к защите Зав. кафедрой ______ М Д. Медников «___» _______ 2001 год ВЫПУСКНАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА Тема: Интернет-бизнес в России Направление: 060700 – национальная экономика Выполнила ст. гр. 40710_____________ К.С. Гончарова Руководитель, проф. _______________ М. Д. Медников Санкт-Петербург 2001 Реферат Объем работы 94 листа, в качестве демонстрационного материла использованы 16 графиков и диаграмм, 11 таблиц. Ключевые слова: интернет-экономика, интернет-бизнес, электронная коммерция и электронная торговля, онлайновая модель бизнес-процесса, оффлайновая торговля, интернет-магазин, пользователи сети, межкорпоративный электронный бизнес, информационные технологии, глобализация, интернет- покупки, интернет-провайдеры. В первой главе определяется само понятие Интернет-экономики, ее структурных составляющих: электронного бизнеса и электронной коммерции, их функциональность и значение для ведения современного бизнеса; рассказывается об инвестициях в эту относительно новую отрасль национальной экономики, актуальность данной проблемы для Российской интернет-экономики. Во второй главе рассматривается вопрос ведения интернет-бизнеса в России (с конкретными участниками рынка), его формам и инструментам, приведена сравнительная характеристика данных, характеризующих оборот электронной торговли в России и США. Третья глава посвящена электронной торговле в РФ: подробно анализируется функционирование четырех секторов электронной торговли, рассматриваются основные проблемы, связанные с развитием этого направления бизнеса в России, с учетом опыта зарубежных стран, тенденции и перспективы внедрения электронных технологий в различных отраслях национальной экономики, процесс интернетизации отечественных предприятий; дается обзор российского рынка интернет-магазинов и интернет-консультантов. В четвертой главе описываются преимущества электронной торговли для национальной экономики нашей страны. Особое внимание уделено государственному регулированию этой сферы деятельности, необходимости законодательной и юридической базы для осуществления сделок в электронном виде; отдельный подраздел посвящен налогообложению электронной торговли; даются рекомендации, выработанные Американской торговой палатой, ОЭРС и ЕС, описывающие общие принципы гос. регулирования электронной торговли, базирующиеся на практике зарубежных стран; необходимость универсальности и согласованности законодательных актов в связи с глобализацией экономики. Пятая завершающая глава посвящена проблемам технической инфраструктуры интернета, являющейся основным условием развития электронной торговли; рассматривается значение и роль государства в ограничении монополизации телекоммуникационной отрасли, взаимодействие сетевых провайдеров и компаний, предоставляющих услуги связи. Содержание Стр.
Введение....................................................................
.................................................8
Глава 1. Интернет-
экономика...................................................................
................9 1.1 Что такое интернет-экономика, ее значение в современном
бизнесе.......9 1.2 Инвестиции в Интернет-
экономике............................................................10 1.3 Понятия электронной коммерции и электронного
бизнеса......................12
Глава 2. Интернет-
бизнес......................................................................
...................13 2.1 Две формы интернет-
бизнеса.....................................................................
.13 2.2 Инструменты Интернет-
бизнеса.................................................................16 2.3 Развитие Интернет-Бизнеса в России и
мире.............................................20
Глава 3. Электронная торговля в России: перспективы развития и
роста..........22 3.1 Развитие электронной торговли в мировом масштабе и ее проникновение в различные сферы
деятельности...........................................23 3.2 Формы электронной
торговли....................................................................
.24 3.2.1 Развитие сектора В2В в России и в
мире.........................................24 3.2.2 Сектор В2С. Обзор российского рынка Интернет-магазинов.......39 3.2.3 Сектор С2С. Обзор Российского рынка
С2С...................................66 3.2.4 Российский рынок интернет-
консалтинга.......................................70
Глава 4. Преимущества электронной торговли для Российской экономики....74 4.1 Расширение рынка труда и использование квалифицированной рабочей
силы........................................................................
..................................................75 4.2 Рост экспортного
капитала....................................................................
......76 4.3 Расширение видов
деятельности................................................................
76 4.4 Преимущества для государственного
бюджета........................................78 4.4 Налогообложение электронной
торговли..................................................78 4.4.1 Налог на
прибыль.....................................................................
...........79 4.4.2 Косвенные налоги
(НДС)....................................................................85 4.4.3 Таможенные
пошлины.....................................................................
...86 4.4.4. Общие принципы налогообложения электронной торговли.........88
Глава 5. Техническая
инфраструктура..............................................................
.....89
Заключение..................................................................
..............................................92
Список используемых
источников..................................................................
.......95 Введение Данная работа посвящена одной из наиболее актуальных на сегодняшний
день тем – развитию интернет-бизнеса в России. Эта сфера деятельности
начинает приобретать все большее значение в современном мире, и в нашей
стране соответственно, в связи с тенденцией к всеобщей глобализации
экономики. Интернет и электронная торговля играют в этом процессе одну из
важнейших ролей. Целью работы является исследование основных тенденций развития
интернет-экономики России, анализ функционирования электронной коммерции в
нашей стране с учетом зарубежного опыта. На основе сделанного обзора
различных секторов электронного бизнеса, определены перспективы развития
электронной торговли. Отдельно рассматривается роль государства в
регулировании данного вида деятельности и особенности налогообложения
электронных сделок. Задачей работы является определение приоритетных
направлений развития электронной коммерции, разработка рекомендаций по
усовершенствованию законодательной и юридической базы, регламентирующей
этот сектор национальной экономики. Применение современных информационных технологий в бизнесе формирует
новые направления в глобальной системе координат мировой экономики. Это
направление сегодня принято называть Интернет-экономикой. Интернет дает
возможность отечественным компаниям выйти на мировой рынок, расширяет
каналы сбыта, объединяет поставщиков и покупателей в единую систему. Оборот
электронной торговли составляет такие значительные суммы, которые
сопоставимы с ВВП таких стран как Франция, Италия, Великобритания. Поэтому
нельзя игнорировать или преуменьшать значение этого относительно нового
сектора экономики. Ведение крупномасштабного бизнеса в современных условиях
без использования информационных технологий не представляется возможным.
Для малого и среднего бизнеса интернет дает прекрасную возможностью для
продвижения. Безусловно, Россия еще очень отстает в развитии и
распространенности электронной торговли от развитых стран, что объясняется
в первую очередь недостаточной компьютеризацией населения. Тем более,
необходимо обратить особенное внимание на перспективы и условия
эффективного функционирования интернет-экономики и преимущества, которые
она дает предприятиям отдельно, и национальной экономике страны в целом. Глава 1. Интернет-экономика 1.1 Что такое интернет-экономика, ее значение в современном бизнесе «Интернет-экономикой» принято называть применение современных информационных технологий в бизнесе. «Интернет-экономика» начинает переворачивать бизнес. Те, кто используют современные информационные технологии бизнеса сегодня, преуспевают, кто игнорирует – отстают. "Интернет" коренным образом меняет методы работы многих компаний - заметнее всего в области высоких технологий, но сегодня они проникают и в другие сферы - машиностроение, химию, биотехнологию, медицину, финансовые и фондовые рынки, нефтяные газодобывающие отрасли и т.д. И "купля-продажа" через Интернет - это только верхушка массивного и все разрастающегося айсберга. В то время как одни компании действительно впервые прибегают к Интернету для прямого выхода на своих заказчиков, другие используют его возможности и разветвленность коммуникаций для интенсификации своих отношений с торговыми партнерами, например, для запроса цен или реализации излишков товарно-материальных запасов на торгах. Интернет дает возможность компаниям выйти со своим товаром на огромный мировой рынок, значительно снижать расходы в построенных ими цепочках спроса и предложения, обслуживать заказчиков на таком уровне, о котором нельзя было и мечтать, внедриться на ранее недоступные по географическим причинам рынки, создавать новые рынки труда и капитала, новые потоки доходов и, наконец, пересматривать сам характер своей деятельности. В отраслях от рекламного бизнеса до транспортировки грузов или производства биопрепаратов появляется совершенно новые Интернет-компании. Используя возможности Интернета, эти информационные посредники создают суперэффективные электронные рынки товаров и услуг, сводя вместе продавцов и покупателей, которые бы прежде не могли найти друг друга, и осуществляют сделки "купли или продажи" с использованием средств электронного документооборота. Это принято называть "электронной коммерцией", которая является основной составляющей, частью Интернет-экономики в целом. "Электронная коммерция", высвечивающая на экране мониторов спрос и предложение, развивается быстрыми темпами, но это ничто по сравнению со скоростью и абсолютными показателями межфирменной торговли товарами через "Интернет". По некоторым оценкам электронная торговля "бизнес-потребитель" вырастет с $8 млрд. до $108 млрд. в 2003 году. В то же время электронная торговля в отношениях "бизнес-бизнес" вырастет за тот же период с $43 млрд. до $1,3 триллионов. Этот оборот совместим с ВВП таких стран как Франция, Германия, Италия, Великобритания. А ВВП России составляет лишь 1/6 часть. Европа войдет в стадию "гиперроста" электронной торговли через 2-3 года, а Япония, Италия и Франция - через 4-5 лет. Данный пример приведен, в первую очередь, для соизмеримости величины оборота электронной торговли и производства ВВП. 1.2 Инвестиции в Интернет-экономике Всегда традиционно фирма направляет инвестиции вовнутрь, концентрируя внимание на повышении эффективности каждого своего предприятия в отдельности. В противоположность этому, "Интернет-экономика" направлена на установление связей и заключение сделок со всем внешним миром. Благодаря "электронному бизнесу" польза приходит не только от ускорения и автоматизации собственных процессов, но и от повышения эффективности контактов с новыми поставщиками и заказчиками, и гигантским снижением трансакционных издержек. Инвестиции в Интернет-экономику являются не только высокоприбыльными, но и обеспечивающими движение общества вперед к устойчивому развитию мироздания. По сути дела, изменяется геоэкономическая ситуация на рынках труда, капитала, производства товаров и услуг, социальной сферы, создания равных возможностей торговли во многих странах мира. Все это записано в многостраничных резолюциях ООН, других международных организациях, которые ведут огромную работу в сфере развития Интернет-торговли и, что самое главное, разрабатывают интегральные законы в этой сфере применения во многих странах мира. Свои рекомендации и резолюции разработали Комиссии по предпринимательству, упрощению деловой практики и развитию в рамках Международной торговой организации, Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНИСТРАЛ) и Центр по упрощению процедур международной торговли (СЕФАКТ) в рамках Европейской экономической комиссии, Международная торговая палата, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирная торговая организация, Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, Комиссии Европейских сообществ и многих других. Главное сегодня для России не отставать от тех процессов, которые проходят в области Интернет-экономики при формировании соответствующего международного законодательства и интеграции в мировое экономическое пространство. Пока еще очень осторожно инвесторы ступают на российскую землю, наученные финансовыми кризисами, налоговым законодательством, мафией и преступностью, но инвестиций в развитие Интернет-экономики в Россию не избежать - слишком велик потенциальный рынок товаров и услуг, а самое главное - потребителей. Конечно, для того чтобы произошел резкий скачок в сфере электронной торговли, инвестиции необходимы, прежде всего, в телекоммуникационную сферу, потому что качественный доступ в Интернет, особенно в регионах, является одним из обязательных условий увеличения числа пользователей Интернет. Если учесть, что сегодня в США более 120 млн. пользователей, в Западной Европе - более 50 млн., в Азиатско-Тихоокеанском регионе - 70 млн., Восточной Европе - 12 млн., а в России всего 2 млн., то становится ясным, что серьезные инвестиции требуются, прежде всего, в регионы России с тем, чтобы обеспечить необходимые возможности для работы в сети Интернет. И если сегодня в России Интернет используют всего 1,5% населения, а, к примеру, в Скандинавских странах - 40%, в США - около 30%, в Великобритании - 15%, то инвестиционная емкость рынка практически безгранична. Сегодня мы наблюдаем положительную тенденцию притока инвестиций в Интернет-экономику. Более 30 различных зарубежных и российских компаний сегодня готовы инвестировать в эту сферу более 500 млн. $. Недавние примеры показали, что практически любая уважающая себя компания или крупные российские предприятия открывают собственные инвестиционные Интернет-проекты. По оценкам ТПП РФ эта сумма может составлять до $1,5 млрд. О таких инициативах по развитию "электронной торговли" и "Интернет-проектов" заявили группа "Мост", НК "Юкос", "Интеррос", НК "Лукойл", "Газпром" и ряд других, готовых инвестировать по 10-15 млн. долларов в новую сферу электронного бизнеса. 1.3 Понятия электронной коммерции и электронного бизнеса Появление глобальных сетей связи, и в первую очередь - Интернет, привело к настоящей революции в области организации и ведения коммерческой деятельности. Преобразования коснулись как внешних отношений между компаниями и их партнерами или клиентами, так и внутренней структуры самих компаний. Появились не только новые направления ведения бизнеса, но и принципиально изменились уже существующие. В последние годы эти тенденции становятся все более явными. Согласно исследованию специалистов компании Intel, к 2002 году число пользователей Интернет достигнет миллиарда, а оборот электронной коммерции вырастет до триллиона долларов. Подобные исследования красноречиво свидетельствуют о том, что компания, недоучитывающая потенциал электронного бизнеса и электронной коммерции, может утратить свои коммерческие позиции под натиском более способных к адаптации в условиях новых реалий рынка конкурентов. Часто происходит путаница двух базовых понятий: e-коммерции и e- бизнеса. Согласно определению специалистов компании IBM, электронный бизнес (e- бизнес) - преобразование основных бизнес-процессов при помощи Интернет технологий Таким образом, e-бизнесом называется любая деловая активность, использующая возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей с целью создания прибыли. Внутренняя организация компании на базе единой информационной сети (интранет), повышающей эффективность взаимодействия сотрудников и оптимизирующей процессы планирования и управления; внешнее взаимодействие (экстранет) с партнерами, поставщиками и клиентами - все это составные части e-бизнеса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|