Постановлением судьи Дедовичского
районного суда Псковской области от 19 августа 2003 г. Чуканов, подозреваемый в
совершении должностного преступления, временно отстранен от должности директора
федерального государственного унитарного предприятия «Дедовичское
автотранспортное предприятие».
Постановлением президиума областного
суда постановление судьи отменено.
Судебная коллегия по представлению
заместителя Генерального прокурора РФ отменила постановление президиума и
указала в определении, что суд надзорной инстанции в обоснование своего решения
сослался на то, что директор государственного унитарного предприятия не
является должностным лицом, указанным в примечании к ст. 285 УК РФ, поэтому на
него не могут распространяться требования ст. 114 УПК РФ.
Вместе с тем согласно ст. 114 УПК РФ
(в редакции от 4 июля 2003 г., действовавшей на момент принятия решения судьей)
при необходимости временное отстранение от должности допускается в отношении
подозреваемого или обвиняемого.
Таким образом, круг лиц, на которых
распространяются требования указанной статьи, законодателем существенно
расширен и не исчерпывается категориями, перечисленными в примечании к ст. 285
УК РФ.
При таких обстоятельствах решение
суда надзорной инстанции об отмене постановления судьи признано незаконным и
необоснованным».[55]
Следовательно, норма ст. 114 УПК РФ
распространяется практически на любых подозреваемых или обвиняемых.
Наложение ареста на имущество состоит в
запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться и в
необходимых случаях пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его
на хранение (ч. 2 ст. 115 УПК РФ). Арест может быть наложен на имущество,
находящееся у других лиц, если есть достаточные основания полагать, что оно
получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого. Арест
налагается на имущество и денежные суммы, принадлежащие подозреваемому,
обвиняемому, гражданскому ответчику, и на имущество, нажитое преступным путем,
в чьем бы обладании оно ни находилось.
Эта мера процессуального принуждения
применяется для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска и
других имущественных взысканий, а также для обеспечения возможной конфискации
имущества по приговору суда.
Далее, на наш взгляд, необходима новая
редакция п. 9 – о праве суда принимать решение о наложении ареста на имущество.
Думается, что судебный порядок в данном случае умаляет принцип процессуальной
самостоятельности следователя. Случаи наложения ареста на имущество
подозреваемого являются единичными в следственной практике. Как правило, арест
имущества в подавляющем большинстве случаев производится после предъявления
обвинения. Поскольку решение о предъявлении обвинения следователь принимает
самостоятельно, поэтому, на наш взгляд, в случаях наложения ареста на имущество
обвиняемого сразу после предъявления ему обвинения нет необходимости получать
судебное решение на это действие. В остальных случаях судебное решение
необходимо. Соответствующие изменения следует ввести в УПК РФ. На наш взгляд,
подобная практика не ущемляет прав лица, на имущество которого накладывается
арест и не противоречит Конституции РФ. Тем более у него сохраняется право
обжалования данного решения следователя в суд.
Право на тайну переписки, телефонных
переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений предусмотрено ст. 23
Конституции РФ. Ограничение этого права допускается только на основании
судебного решения. Статья 9 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»,[56] базируясь на этой норме,
устанавливает процедуру получения судебного решения. В той части, в которой
речь идет об ограничении предусмотренного ст. 25 Конституции РФ права граждан
на неприкосновенность жилища, ст. 9 фактически сужает действие Конституции, не
используя предоставляемую ею альтернативную возможность прибегнуть к иному,
помимо судебного контроля, варианту обеспечения законности и обоснованности проникновения
в жилище против воли проживающих в нем лиц.
Из указания Закона об ОРД о том, что
материалы об ограничении конституционных прав граждан рассматриваются судом,
как правило, по месту проведения оперативно-розыскных мероприятий или по месту
нахождения органа, ходатайствующего об их проведении, вытекают следующие
положения.
Во-первых, материалы должны
рассматриваться судами первого звена. В связи с этим надлежит считать
утратившим силу положение п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря
1993 г. № 13 «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25
Конституции Российской Федерации»[57]
о том, что такие материалы рассматриваются, по общему правилу, областным
(краевым) и равными им судами. В противном случае существенно ограничивается
предусмотренное ч. 6 ст. 9 Закона об ОРД право органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд, если судья
отказал в проведении оперативно-розыскного мероприятия.
Во-вторых, должен соблюдаться порядок,
согласно которому за разрешением на проведение оперативно-розыскных мероприятий
следует обращаться прежде всего в суд по месту проведения таких мероприятий.
Это может быть суд того района, где проживает гражданин или находится почтовое
учреждение, где он получает письма «до востребования», помещение, из которого
ведутся телефонные переговоры или иные сообщения, и т.д. Обращение в суд по
месту нахождения органа, ходатайствующего о проведении оперативно-розыскного
мероприятия, законом допускается, но такой порядок не должен быть приоритетным,
поскольку постоянные взаимоотношения по этому поводу суда и оперативных служб
могут создать у граждан впечатление необъективности суда даже при отсутствии
для этого оснований.
В определении Конституционного Суда по
делу о проверке конституционности отдельных положений Закона об ОРД по жалобе
И.Г. Черновой[58]
признается правомерным сложившийся во многих регионах страны порядок, в
соответствии с которым разрешение на проведение ОРМ, ограничивающих
конституционные права граждан, дают исключительно председатели судов второго
звена. «Как следует из представленных материалов, – говорится в определении, – судебная
санкция на прослушивание телефонных переговоров И.Г. Черновой была дана
Волгоградским областным судом, являющимся в данном случае и судом по месту
проведения оперативно-розыскных мероприятий, и судом по месту нахождения
ходатайствующего органа».
Полномочия на рассмотрение материалов
об ограничении конституционных прав граждан могут предоставляться одному или
нескольким судьям районного суда по распоряжению председателя этого или
вышестоящего суда. Специального допуска судьи к рассмотрению оперативных
материалов не требуется. Согласно ст. 21.1 Закона РФ «О государственной тайне»[59] «судьи на период исполнения
ими своих полномочий допускаются к сведениям, составляющим государственную
тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных ст. 21 этого
Закона. Они предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им
известной в связи с исполнением своих полномочий, и о привлечении их к
ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая
расписка. Исходя из названных норм, Конституционный Суд сделал вывод, что положение
ст. 9 Федерального закона об ОРД об уполномоченном судье более не действует и
не может применяться судами, другими органами и должностными лицами. В связи с
этим возможна такая организация работы суда, когда представленные материалы
будет рассматривать дежурный судья.
Требование незамедлительного
рассмотрения материалов означает, что в любой период рабочего времени судья, в
обязанность которого входит принятие данного решения, не вправе без достаточных
к тому оснований отложить рассмотрение вопроса по существу, если он не занят в
судебном процессе.
Порядок рассмотрения судьей материалов
не определен, имеется лишь указание, что рассмотрение осуществляется судьей
единолично. Судья вправе ограничиться исследованием письменных документов. С
согласия судьи при исследовании материалов могут присутствовать и давать
пояснения представители органа, осуществляющего ОРД.
Некоторые черты процедуры рассмотрения
судьей ходатайства органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о
даче разрешения на проведение ОРМ сформулированы в описательно-мотивировочной
части определения Конституционного Суда. В ней, в частности, указано, что «это
не судебное разбирательство и даже не подготовительные действия к судебному
заседанию. В данных правоотношениях еще нет сторон, что характерно для
уголовного процесса... В процедуре, в которой испрашивается судебное разрешение
на проведение оперативно-розыскных мероприятий, проверяемое лицо – не участник
процесса и знать о нем не должен. Открытости, гласности и состязательности
сторон в этом процессе быть не может...».[60]
Основанием для рассмотрения судьей
вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия является мотивированное
постановление одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД. Поскольку
перечень таких руководителей согласно закону устанавливается ведомственными
нормативными актами, уполномоченный судья или председатель суда вправе
ознакомиться с этими актами.
Для получения судебного решения
необходимо мотивированное постановление соответствующего руководителя органа
внутренних дел. В соответствующем нормативном акте органов внутренних дел
правом вынесения такого постановления наделены следующие должностные лица:
- министр внутренних дел и его
заместители, руководящие деятельностью оперативных служб, начальники главных
управлений, имеющих в своей структуре оперативные подразделения, и их
заместители;
- министры внутренних дел, начальники
ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и их заместители, руководящие деятельностью
оперативных служб;
- начальники отделов (управлений)
внутренних дел районов, городов, районов (округов) в городе, иных
административно – территориальных образований, на транспорте и на режимных
объектах, их заместители, руководящие направлением оперативно-розыскной
деятельности.
К постановлению прилагаются все
необходимые материалы, содержащие информацию, предусмотренную п. п. 1 – 3 ч. 2
ст. 8 Закона об ОРД. Документ следует именовать «Постановление о возбуждении
перед судом ходатайства о даче разрешения на... (далее указывается название
мероприятия)».
«Судья не вправе отказать в
рассмотрении материалов об ограничении конституционных прав граждан, но не
обязан давать разрешение на проведение ОРМ лишь на основании поступившего к
нему представления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность, если не приходит к выводу о необходимости такого разрешения, его
обоснованности и законности... В данном случае обязанность обосновать
необходимость проведения оперативно-розыскных мероприятий лежит на лицах,
обратившихся в суд за разрешением» (п. 6 определения Конституционного Суда).[61]
Достаточность представленных
фактических данных оценивается судьей по внутреннему убеждению, основанному на
их изучении. Судья вправе потребовать представления дополнительных материалов.
Такое требование не является безусловно обязательным для органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Однако непредставление
дополнительных материалов повышает риск принятия судом решения, не
благоприятного для инициатора ходатайства. По этой причине отсутствие
обязанности представлять суду материалы само по себе не влечет ущемления
конституционных прав проверяемых лиц.[62]
Закон оговаривает, представление какой
информации суду полностью исключается. Это данные о лицах, внедренных в
организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им
содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных
мероприятий. Отказ судьи в даче разрешения на проведение оперативно-розыскного
мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, не может быть
мотивирован одним лишь непредставлением информации по названным вопросам.
В тех случаях, когда оперативно-розыскная
деятельность осуществляется одновременно с доказыванием по возбужденному
уголовному делу, судье могут быть представлены также материалы уголовно – процессуального
производства.
Решение судьи о разрешении на
проведение оперативно-розыскного мероприятия и об отказе в этом оформляется в
виде мотивированного постановления. Следует признать неправильной практику,
когда постановление об отказе в проведении мероприятия не составляется.
Количество экземпляров постановления
определяется фактической потребностью. Постановление, заверенное гербовой
печатью, выдается представителю органа, возбудившего ходатайство о проведении
ОРМ, одновременно с возвращением всех представленных им материалов с отметкой
судьи об ознакомлении с ними.
Предписание ведомственного акта о том,
что судебное решение на право проведения оперативно-розыскного мероприятия
хранится только в оперативных подразделениях, нельзя абсолютизировать.
Возможно, такой порядок целесообразен. Но принципиально неверно исходить из
посылки, что судебные органы лишены права организовать хранение у себя
собственных постановлений с соблюдением режима секретности на том основании,
что это не предусмотрено инструкцией МВД РФ. Кроме того, постановление судьи
секретно до окончания ОРМ. В дальнейшем оно вместе с полученными результатами
может приобщаться к уголовному делу.
Судья определяет срок действия
постановления с учетом исследованных фактических данных и ходатайства,
содержащегося в постановлении инициатора проведения мероприятия. Срок не может
превышать шести месяцев со дня вынесения постановления.
В постановлении может быть указан
меньший срок его действия. Буквальное толкование закона не исключает вывода о
возможности мотивированного установления более длительного, чем шестимесячный,
срока. Однако это противоречило бы смыслу статьи 9 Закона об ОРД,
предусматривающей процедуру продления срока действия постановления. При
необходимости такого продления руководитель органа, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность, выносит постановление о возбуждении перед судом ходатайства о
продлении срока проведения ОРМ. Наряду с другими материалами судье представляется
справка о результатах оперативно-розыскного мероприятия, полученных в течение
ранее установленного срока. Требование судьи о представлении такой справки
является обязательным для инициатора мероприятия.
Течение срока выполнения мероприятия не
прерывается ни отсрочкой, ни приостановлением или прекращением его проведения и
не зависит от уголовно-процессуальных сроков производства по уголовному делу и
принятого по нему решения. Исключением является решение о прекращении дела или
оправдании подсудимого за отсутствием события или состава преступления.
Повторное возбуждение перед судом
ходатайства о даче разрешения на проведение конкретного оперативно-розыскного
мероприятия после истечения шестимесячного срока допускается в исключительных
случаях при наличии вновь открывшихся фактических данных. Таковыми могут быть
сведения о совершении новых преступлений или появлении иных лиц, причастных к
преступной деятельности, информация о которых появилась по окончании срока
действия первоначального разрешения суда.
Постановление судьи об отказе в
проведении оперативно-розыскного мероприятия обжалованию не подлежит. Однако
орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, вправе обратиться по
этому же вопросу в вышестоящий суд. Наряду с другими материалами, подтверждающими
необходимость и обоснованность проведения мероприятия, должно быть представлено
постановление районного суда об отказе в даче разрешения на проведение
мероприятия. Если такое постановление инициатору проведения мероприятия не
выдано, он обязан указать в постановлении, когда возбуждалось ходатайство перед
нижестоящим судом и по каким основаниям решение об отказе следует считать
неправомерным.[63]
Председатели районных или областных и
равных им судов обязаны разъяснить судьям, уполномоченным рассматривать
материалы об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных
мероприятий, необходимость неразглашения оперативных сведений и существа
принятого ими решения. Рассмотрение материалов должно осуществляться в
условиях, исключающих присутствие посторонних лиц. Недопустимо поручать
техническое оформление принятого решения (печатание на пишущей машинке, набор
на компьютере, заверение гербовой печатью) вспомогательному персоналу. В связи
с этим орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, может с
согласия судьи представить, наряду с другими материалами, проект постановления
о даче разрешения на проведение мероприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|