– отменить или изменить решение,
принятое нижестоящим судом.
Только суд, в том числе в ходе
досудебного производства, правомочен принимать решения:
– об избрании отдельных мер пресечения
и мер процессуального принуждения (в виде заключения под стражу, домашнего
ареста и др.);
– о проведении следственных и иных
действий, затрагивающих конституционные права граждан (обыски и выемки в жилище
и др.).
Эти правомочия суда будут рассмотрены
ниже в данной работе.
Кроме этого, суд правомочен в ходе
досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и
решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и
порядке, которые предусмотрены статьей 125 УПК РФ.
И наконец, суд вправе вынести частное
определение или постановление, в котором обращает внимание соответствующих
организаций и должностных лиц на обстоятельства, способствовавшие совершению
преступления, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона,
требующие принятия необходимых мер.[7]
Как видим, новый уголовно-процессуальный
закон разделил полномочия суда на четыре группы. По УПК РСФСР 1960 г. суду были
предоставлены только две из указанных групп полномочий (первая и последняя).
Право судебного контроля появилось в УПК РСФСР в 1992 году. Вторая группа
полномочий – на принятие решений об аресте, продлении срока ареста, обыске в
жилище и др. – является для суда в целом новой (хотя отдельные из этих
полномочий суд начал применять и в период действия УПК РСФСР: о наложении
ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, о выемке предметов и документов,
содержащих информацию о банковской тайне, о контроле и записи телефонных и иных
переговоров).
Считаем, что несмотря на многолетний
период существования в российском уголовно-процессуальном законодательстве
института судебного контроля, сохраняется немало спорных моментов, а также
отдельных вопросов о роли и полномочиях суда при принятии решений, затрагивающих
конституционные права граждан (ч. 2 ст. 29 УПК РФ).
Вопросы судебного контроля с момента
его появления в российском уголовном процессе вызывают оживленные споры и
являются предметом многих дискуссий, а также научных исследований. Появившись в
1992 г. в виде права обжалования в суд постановления об аресте и о продлении
срока содержания под стражей, этот институт постоянно развивался и, как
правило, в сторону расширения возможности обжалования в суд решений органов
предварительного расследования.
В статье 125 УПК РФ подробно определен
судебный порядок рассмотрения жалоб. Постановления дознавателя, следователя,
прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного
дела, а равно иные их решения и действия (бездействие), которые способны
причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного
судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть
обжалованы в суд по месту производства предварительного расследования.
Жалоба может быть подана заявителем,
его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо
через дознавателя, следователя или прокурора.
Судья проверяет законность и
обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя,
прокурора не позднее чем через пять суток со дня поступления жалобы в судебном
заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или
представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы
непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением,
а также с участием прокурора. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени
рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не
является препятствием для рассмотрения жалобы судом.
По результатам рассмотрения жалобы
судья выносит одно из следующих постановлений:
1) о признании действия (бездействия)
или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и
о его обязанности устранить допущенное нарушение;
2) об оставлении жалобы без удовлетворения.
Сфера действия судебного контроля
сегодня ничем не ограничена. УПК РФ допускает возможность судебного обжалования
практически любого решения и действия следователя, дознавателя, прокурора, что
вряд ли отвечает публичным интересам. Во многом это результат деятельности
Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ. В свое время не была дана
решительная и отрицательная оценка фактам обжалования в суд постановления о
возбуждении уголовного дела. Затем наступил черед обжалования в суд постановления
о привлечении в качестве обвиняемого. Следуя логике ряда решений
Конституционного Суда РФ, суды общей юрисдикции принимали к рассмотрению
подобные жалобы и рассматривали их по существу.[8]
Безусловно, введение судебного
контроля, расширение сферы его действия на предварительном следствии являются
позитивными моментами с точки зрения обеспечения личных (частных) интересов тех
или иных участников расследования. Однако за более чем десятилетний период его
существования мы подошли к той опасной черте, когда в ряде случаев речь идет об
ограничении посредством судебного контроля свободы органов предварительного
расследования распоряжаться своими процессуальными правами по ведению следствия,[9] и это следует считать
недопустимым явлением, противоречащим публичным интересам.
В литературе высказано мнение о
принципиальной невозможности ограничения предмета судебного контроля за актами
предварительного расследования путем закрепления в законе перечня подлежащих
обжалованию действий и решений органов расследования.[10]
Думается, что ограничение пределов
судебного контроля возможно и необходимо, но наоборот – путем закрепления в законе
перечня не подлежащих обжалованию действий и решений органов расследования.
Такой подход представляется мне более предпочтительным. Законодательное
закрепление не подлежащих судебному обжалованию действий и решений следователя
будет в интересах в первую очередь органов расследования, то есть в публичных
интересах. В силу этого органы расследования получат возможность для
нормального осуществления своих функций.
В этой связи необходимо законодательно:
1) определить перечень конкретных
решений и действий, которые не подлежат судебному обжалованию;
2) ввести некоторые дополнительные
ограничительные условия (например, что жалоба защитника подается в суд с
согласия обвиняемого, и некоторые другие).
На наш взгляд, не должны быть
обжалованы в суд основополагающие решения по делу:
– постановление о возбуждении
уголовного дела;
– постановление о привлечении в
качестве обвиняемого;
– обвинительное заключение и
обвинительный акт.
Обжалование в суд остальных решений и
действий (бездействия) дознавателя, следователя и прокурора не исключается.
Отдельного обсуждения требует вопрос о
возможности судебного обжалования первого, пожалуй, одного из главных решений
следователя, дознавателя, прокурора – постановления о возбуждении уголовного
дела.
И. Петрухин считает, что можно и нужно
обжаловать в суд постановление о возбуждении уголовного дела. По его мнению,
постановление о возбуждении уголовного дела «требует немедленного судебного
контроля с тем, чтобы не допускать необоснованного выдвижения обвинения
(подозрения) против лиц, вина которых еще не установлена, «когда существуют лишь»
признаки преступления».[11]
В то же время в статье И. Петрухина
речь идет только о случаях возбуждения уголовного дела в отношении конкретного
лица, потому что, как обоснованно считает автор, незаконное возбуждение
уголовного дела причиняет моральный вред лицу, против которого оно возбуждено.
Естественно, вряд ли кому придет в голову обжаловать в суд постановление о
возбуждении уголовного дела по факту, например, нераскрытой кражи. Правда,
такая возможность не исключается для потерпевшего, когда он не согласен с
возбуждением дела и просит расследование не проводить.
Точка зрения уважаемого автора
представляется уязвимой. Если следовать его логике, то для возбуждения
уголовного дела в отношении конкретного лица недостаточно только наличия
отдельных признаков преступления. Значит, нужна совокупность всех признаков преступления,
всех его обстоятельств (объект, субъект, объективная и субъективная стороны).
Но в большинстве случаев это невозможно.
При этом многие предпочитают не
вспоминать о принципиально важной позиции Конституционного Суда РФ, выраженной
в решении от 23 марта 1999 года, о том, что нельзя обжаловать в суд
постановление о возбуждении уголовного дела. При этом обоснованно было указано,
что само по себе возбуждение уголовного дела не приводит к ущемлению прав и
интересов участников уголовного процесса.[12]
Добавлю, что УПК РФ ввел требование о
согласовании с прокурором каждого постановления о возбуждении уголовного дела.
Тем самым усилен надзор со стороны прокурора за законностью возбуждения
уголовных дел. Это привело к тому, что уже в первые месяцы применения нового
УПК РФ количество возбужденных уголовных дел уменьшилось в полтора раза. При
таких обстоятельствах следовало бы законодательно закрепить правило о
невозможности судебного обжалования постановления о возбуждении уголовного дела
либо ограничить такое право, определив его точные рамки и пределы.
В статье 125 УПК РФ говорится о
возможности подачи жалобы в порядке судебного контроля заявителем, его
защитником, законным представителем или представителем. Судья рассматривает
жалобу с участием заявителя и его защитника, а также иных лиц, чьи интересы
непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением.
В числе других лиц жалобу в порядке ст.
125 УПК РФ может подать и потерпевший. В то же время следует отметить, что УПК
РФ специально не выделил и не подчеркнул возможность предоставления
определенных прав потерпевшему при подаче жалоб другими участниками расследования.
Было бы целесообразным его участие при рассмотрении жалобы обвиняемого,
подозреваемого, если она затрагивает права и интересы потерпевшего (например,
при рассмотрении жалоб обвиняемого об отмене или изменении меры пресечения, об
отмене ареста на его имущество и др.). Ведь практически любое обжалуемое
обвиняемым, подозреваемым и их защитниками решение или действие органов
расследования в той или иной мере затрагивает интересы потерпевшего, и учет его
мнения здесь необходим.
Закон также не содержит и требования об
извещении потерпевшего о поступлении в суд и рассмотрении жалоб других
участников судопроизводства в порядке судебного контроля. Тем самым потерпевший
лишен возможности высказать свое мнение по поданной жалобе. На практике органы
расследования и суды также не оповещают потерпевшего о поступлении подобных
жалоб, хотя они и обязаны привлекать к участию в заседании «заинтересованных
лиц». Представляется, что данная формулировка весьма расплывчата.
Поэтому в УПК РФ необходимо ввести
требование об извещении потерпевшего обо всех жалобах, поданных представителями
стороны защиты в порядке судебного контроля. Участвовать или нет в их
рассмотрении, решит сам потерпевший.
Принцип состязательности и равноправия
сторон должен предполагать право обращения с жалобой в суд не только для
обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, защитника, гражданского истца,
гражданского ответчика. Такое право в определенных случаях должно быть
предоставлено и стороне обвинения в лице следователя, начальника следственного
отдела, дознавателя, прокурора. В случае злоупотребления кем-либо из участников
судопроизводства предоставленными ему правами сторона обвинения должна иметь
возможность путем обращения в суд установить для данного участника определенный
режим осуществления его права, определенные ограничения данного права.
На наш взгляд, такое правило применимо
в первую очередь для института права на защиту. Рассмотрим некоторые случаи для
возможного применения подобного правила. Начнем с простого вроде бы вопроса:
сколько адвокатов может быть допущено для защиты одного обвиняемого
(подсудимого)? В законе отсутствуют какие-либо ограничения на этот счет.
Следовательно, адвокатов может быть сколько угодно – сколько захочет и сможет
оплатить обвиняемый.
Естественно, что участие в деле
нескольких адвокатов создает для следователя дополнительные трудности при
проведении следственных действий. Когда каждый из адвокатов знакомится с
уголовным делом в полном объеме, это, соответственно, затягивает следствие,
приводит к нарушению его сроков.
По нашему мнению, необходимо закрепить
в законе общее правило, согласно которому обвиняемому предоставляется один
адвокат. Это позволит в целом эффективно обеспечить право на защиту, поскольку
подавляющее большинство расследуемых уголовных дел состоят из одного тома,
обвинение включает в себя один или несколько эпизодов, и один адвокат вполне
справляется с защитой по таким делам. Вместе с тем в случае необходимости
участия по делу нескольких адвокатов обвиняемый или его адвокат должны иметь
возможность подать об этом соответствующее ходатайство прокурору (с правом
обжалования отказа в суд) либо в суд. При решении вопроса об удовлетворении
этого ходатайства возможно учитывать следующие обстоятельства: сложность
уголовного дела, тяжесть предъявленного обвинения, количество эпизодов
преступной деятельности, объем и количество следственных материалов дела, число
обвиняемых, число следователей (если, например, создана следственная бригада
либо оперативно – следственная группа) и некоторые другие.
Ограничение количества допускаемых к
защите адвокатов существует в законодательстве ряда стран. В связи с этим
Европейский Суд по правам человека в конкретном случае счел совместимым с
Конвенцией о правах человека[13]
ограничение до трех числа допускаемых в суд адвокатов.
Законодательное регулирование
количества защитников должно учитывать не только обеспечение права на защиту от
обвинения, но также и интересы следствия, а в конечном счете – интересы
правосудия. Речь, в частности, идет о том, чтобы исключить случаи
недобросовестного оказания адвокатами услуг в уголовном судопроизводстве и
чтобы при этом интересы следствия не страдали от целого ряда причин, связанных
с поведением защитника.
В этой связи и сторона обвинения должна
иметь возможность и право для обращения в суд с ходатайством об ограничении
числа участвующих в деле защитников либо об отказе в допуске к участию в деле
очередного защитника.
Еще один характерный пример, который
требует аналогичного подхода. В соответствии с УПК РФ обвиняемый и его защитник
не могут ограничиваться во времени, необходимом им для ознакомления с
материалами уголовного дела. Тем самым отменено положение ст. 201 УПК РСФСР о
том, что если обвиняемый и его защитник явно затягивают ознакомление с
материалами уголовного дела, то следователь вправе своим мотивированным
постановлением, утверждаемым прокурором, установить определенный срок для ознакомления
с материалами дела.
Новое положение, безусловно, может и
будет содействовать затягиванию процесса ознакомления с уголовным делом со
стороны обвиняемого и его защитника, особенно по тем делам, по которым
обвиняемый находится под стражей. Однако право на ознакомление с делом не может
носить абсолютный, ничем не ограниченный характер, оно должно иметь
определенные пределы. Злоупотребление этим правом способно затянуть
ознакомление с делом и соответственно может привести к нарушению сроков
расследования и даже к освобождению обвиняемого из-под стражи. Все это способно
причинить вред не только публичным интересам, но и интересам потерпевшего и
других участников расследования.
В этой связи считаю необходимым
предложить следующие изменения в УПК РФ:
1. Если обвиняемый не содержится под
стражей, то время ознакомления с делом не включается в общий срок
расследования.
2. Если обвиняемый находится под
стражей, следователь до окончания срока следствия и содержания под стражей,
например, не менее чем за пять дней до окончания срока содержания под стражей,
сообщает обвиняемому и его защитнику об окончании следствия и представляет им
для ознакомления материалы уголовного дела. Если ознакомление не может быть
закончено в этот срок, то следователь через надзирающего прокурора обращается в
суд с ходатайством о продлении или установлении срока содержания под стражей
обвиняемого до окончания ознакомления с делом. Суд принимает соответствующее
решение. Причем суду следует предоставить право установить конкретный срок для ознакомления
с делом (например, семь дней общей продолжительностью 56 часов и т.д.) либо не
указывать конкретный срок. Кстати, возможность продления судом срока содержания
обвиняемого под стражей до момента окончания ознакомления с делом предусмотрена
в ч. 8 ст. 109 УПК РФ, но она относится только к единственному случаю – истечению
предельного (18 месяцев) срока содержания обвиняемого под стражей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|