Думается, что указанные изменения
исключат стремление обвиняемого и его защитника к различным ухищрениям, направленным
на достижение незаконных целей (затянуть расследование, добиться освобождения
из-под стражи и др.). Одновременно действия следователя будут поставлены под
строгий судебный контроль.
В этой главе я постарался обратить
внимание лишь на отдельные, наиболее важные или не урегулированные законом
моменты. Их обсуждение в юридической печати будет способствовать успешной
реализации новой модели российского уголовного судопроизводства.
В целом же, можно
сделать следующий вывод: судебный контроль является новым
уголовно-процессуальным институтом российского законодательства. Его зачатки
наблюдались после судебных реформ 1864 и 1922 гг., однако в силу известных
перипетий развития отечественной истории пришлись «не ко двору». Только с
началом демократических реформ в 1991 г. начался этап становления данного
института в нашем уголовно-процессуальном законодательстве.
В этой связи возникает объективная
необходимость четкого определения правовой природы такой формы осуществления
судебной власти, как судебный контроль. Заслуживает внимания позиция А.П.
Гуськовой, которая предлагает рассматривать этот вопрос в контексте более общей
проблемы процессуального контроля, который присутствовал прежде и присутствует
сегодня во всех стадиях уголовного судопроизводства, его институтах, нормах,
действиях и принимаемых в ходе процесса решениях.[14] Закономерен в связи с этим
тезис о том, что судебный контроль есть самостоятельное средство, точнее – система
предусмотренных процессуальным законом средств, направленных на реализацию
конституционных функций судебной власти, призванных в конечном итоге к
недопущению незаконного и необоснованного ограничения прав личности в уголовном
процессе, к ее восстановлению в этих правах либо возможной их компенсации
средствами права.[15]
Соглашаясь с приведенными суждениями о
всеобщем проявлении элементов процессуального контроля, которые присутствуют во
всех стадиях уголовного судопроизводства,[16]
необходимо выделить те аспекты реализации процессуального контроля в уголовном
судопроизводстве, которые имеют общие признаки и реализуются в форме судебного
контроля в досудебном производстве по уголовному делу (часть II УПК РФ 2001
г.). Ряд авторов предлагает в современных условиях если не процедурно, то
концептуально: увидеть и признать, что первой настоящей стадией уголовного
процесса является стадия досудебного производства.[17]
Необходимость именно такого подхода при
исследовании судебного контроля по уголовным делам выявляется из ряда правовых
позиций законодателя. В Постановлении Верховного Совета РСФСР от 24 октября
1991 года «О Концепции судебной реформы в РСФСР» поставлен вопрос о расширении
возможностей обжалования в суде неправомерных действий должностных лиц,
установлении судебного контроля за законностью применения мер пресечения и
других мер процессуального пресечения.[18]
Судебный контроль распространяется на сравнительно ограниченный круг
следственный действий и процессуальных решений, затрагивающих конституционные
права граждан, обеспечивающих судебную проверку жалоб и ходатайств, заявленных
в ходе досудебного производства (ч. 2 ст. 29, ч. 1 ст. 125 УПК РФ). В связи с
этим считаем возможным согласиться с мнением ряда авторов о том, что понятие
судебного контроля применимо лишь для проверочной деятельности суда на
досудебных стадиях уголовного судопроизводства.[19]
Первым аспектом, на наш взгляд,
является определение судебного контроля как принципа уголовного
судопроизводства, направленного на реализацию судебной власти в досудебном производстве
по уголовному делу, во-первых, при применении мер уголовно-процессуального
принуждения или ограничении конституционных прав граждан, во-вторых, при
осуществлении судебной проверки жалоб и заявлений граждан о нарушении их
конституционных прав и свобод, в-третьих, судебный контроль, являющийся формой
судебной власти в досудебном производстве по уголовному делу, правомерно
рассматривать как проявление судебной защиты.
Как отмечалось выше, суд в правовом
государстве должен занимать положение главного гаранта законных прав и
интересов граждан и юридических лиц. Идея верховенства суда в системе
правоохранительных органов, как отмечает профессор Т.Г. Морщакова, должна найти
достаточно завершенное выражение. Осуществление судебного контроля за законностью,
по мнению автора, следует выделить в качестве особого принципа
судопроизводства, конкретизируемого в других судоустройственных и
судопроизводственных правилах еще и потому, что методологически сущность
термина начала 90-х годов XX века «судебный контроль за расследованием» тогда
получит принципиальное обоснование.[20]
Существуют различные подходы в
определении сущности судебного контроля: отождествление «судебного контроля» и
формы осуществления правосудия;[21]
отождествление «судебного контроля» со способом осуществления правосудия;[22] отмечается возможность
рассматривать данную деятельность суда как реализацию конституционной функции
правосудия;[23]
предлагается понимать судебную защиту, составной частью которой является
уголовно-процессуальный институт судебного контроля, институтом конституционного
права.[24]
Учитывая все эти суждения, необходимо
заметить, что провозглашение общего принципа судебного контроля применительно к
досудебному производству вытекает из правовых позиций Конституционного Суда РФ,
высказанных в ряде его решений, которые позволили признать не соответствующими
Конституции РФ некоторые нормы УПК РСФСР.
Так, в Постановлении от 3 мая 1995 г. №
4-П по делу о проверке конституционности ст. 220.1 и 220.2 УПК РСФСР в связи с
жалобой гражданина В.А. Аветяна[25]
указано о том, что положение ст. 220.1 РСФСР, ограничивающее круг лиц, имеющих
право на судебное обжалование постановления о применении к ним в качестве меры
пресечения заключения под стражу, только лицами, содержащимися под стражей, и
связанное с ним положение ст. 220.2 УПК РСФСР о проверке законности и
обоснованности применения заключения под стражу судом только по месту
содержания лица под стражей признаны не соответствующими Конституции РФ.
В Постановлении от 13 ноября 1995 г. №
13-П по делу о проверке конституционности ч. 5 ст. 209 УПК РСФСР в связи с
жалобами граждан Р.Н. Самигуллиной и А.А. Апанасенко[26] указано на то, что часть 5 ст.
209 УПК РСФСР в той мере, в какой эта норма соответствует смыслу, придаваемому
ей сложившейся правоприменительной практикой, ограничивает возможность
судебного обжалования постановлений о прекращении уголовного дела. Положение ч.
5 ст. 209 УПК РСФСР не может служить основанием для отказа в судебном
обжаловании постановлений о прекращении уголовного дела и признано не
соответствующим Конституции РФ.
В Постановлении от 29 апреля 1998 г. №
13-П по делу о проверке конституционности ч. 4 ст. 113 УПК РСФСР в связи с
запросом Костомукшского городского суда Республики Карелия[27] указано на то, что положение,
содержащееся в ч. 4 ст. 113 УПК РСФСР, в той мере, в какой оно не допускает
судебного обжалования постановления прокурора, следователя или органа дознания
об отказе в возбуждении уголовного дела, а также исключает для лиц, интересы
которых затрагиваются этим постановлением, возможность использовать для своей
защиты все способы, не запрещенные законом, не соответствует Конституции РФ;
В упомянутом ранее Постановлении от 23
марта 1999 г. № 5-П по делу о проверке конституционности положений ст. 133, ч.
1 ст. 218 и ст. 220 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан В.К. Борисова, Б.А.
Кехмана, В.И. Монастырецкого, Л.И. Фуфлыгина и ООО «Моноком» сказано, что
положения ч. 1 ст. 218 и ст. 220 УПК РСФСР, поскольку они по смыслу,
придаваемому им правоприменительной практикой, исключают в ходе
предварительного расследования для заинтересованных лиц, конституционные права
которых нарушены, возможность судебного обжалования действий и решений органа
дознания, следователя или прокурора, связанных с производством обыска,
наложением ареста на имущество, приостановлением производства по уголовному
делу и продлением срока предварительного следствия, нарушают конституционные
принципы;
В Определении от 17 февраля 2000 г. №
84-О по жалобе граждан А.В. Лазарева, Е.С. Русановой и О.В. Эрнезакса на
нарушение их конституционных прав рядом положений ст. ст. 201, 202, 218 и 220 УПК
РСФСР[28]
указано о том, что положения ст. ст. 218 и 220 УПК РСФСР, исключающие
возможность судебного обжалования решения следователя и прокурора об отказе в
изменении меры пресечения в виде подписки о невыезде, не подлежат применению
судами, другими органами и должностными лицами, поскольку ранее эти положения
применительно к другим, аналогичным решениям уже были признаны Конституционным
Судом РФ не соответствующими Конституции РФ.
В Постановлении Конституционного Суда
РФ от 14 марта 2002 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности статей 90,
96, 122 и 216 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан
С.С. Маленкина, Р.Н. Мартынова и С.В. Пустовалова»[29] сказано, что необходимо
признать положения статей 90, 96, 122 и 216 УПК РСФСР, допускающие задержание
лица, подозреваемого в совершении преступления, на срок свыше 48 часов и
применение в качестве меры пресечения заключение под стражу без судебного решения,
не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17, 22 и 46
(часть 1), а также абзацу второму пункта 6 раздела второго «Заключительные и
переходные положения». Данные положения УПК РСФСР, а также все иные нормативные
правовые положения, допускающие задержание до судебного решения на срок свыше
48 часов, а также арест (заключение под стражу) и содержание под стражей без
судебного решения, с 1 июля 2002 года не подлежат применению.
В Определении Конституционного Суда РФ
от 27 декабря 2002 года «По делу о проверке конституционности статей 116, 211,
218, 219 и 220 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с запросом
Президиума Верховного Суда РФ и жалобами ряда граждан»[30] указано, что положения статей
116, 218, 219 и 220 УПК РСФСР не исключают право лица, в отношении которого
вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, обжаловать данное
постановление в суд, который в таких случаях проверяет его законность, не
предрешая при этом вопросы, могущие стать предметом судебного разбирательства
при рассмотрении уголовного дела по существу.
Формулирование принципа судебного
контроля в досудебном производстве должно включать в себя специальные указания
на его осуществление в соответствии с законом и на обязанность суда выявлять и
исправлять процессуальные нарушения по уголовным делам. Как отмечалось в
литературе, формулирование принципа судебного контроля не как принципа
управления, а как принципа судопроизводства должно было бы привести к
устранению функции внепроцессуального контроля, внепроцессуального
консультирования и помощи, осуществляемой сейчас вышестоящими судами по отношению
к нижестоящим.[31]
Представляется, что вторым аспектом при
определении правовой природы судебного контроля в досудебном производстве
является определение его конкретных форм. Следует заметить, что формы судебного
контроля складывались исторически и могут быть представлены следующим образом:
1) судебное обжалование процессуальных
действий (решений), затрагивающих интересы участников уголовного
судопроизводства в досудебном производстве (ст. 123 УПК РФ);
2) судебная проверка законности и
обоснованности действий (бездействия) и решений, способных причинить ущерб
конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо
затруднить доступ граждан к правосудию в досудебном производстве по уголовному
делу (ст. 125 УПК РФ);
3) судебный иммунитет в отношении
отдельных категорий лиц в досудебном производстве по уголовному делу (ст. 448 –
450 УПК РФ);
4) судебная проверка законности и
обоснованности решений при осуществлении международного сотрудничества в сфере
уголовного судопроизводства (часть V УПК РФ);
5) заявление ходатайства о проведении
предварительных слушаний (п. 3 ч. 5 ст. 217 УПК РФ).
Особым аспектом при определении
правовой природы судебного контроля по уголовным делам является определение его
значимости с точки зрения конституционных принципов судебной власти. Как
отмечалось выше, право каждого на судебную защиту гарантируется Конституцией
РФ. Именно конституционный уровень регулирования позволил реально воплотить
идею о верховенстве суда как гаранта режима законности и охраны прав граждан.
Последовательное воплощение провозглашенного Конституцией РФ права граждан на
судебную защиту от незаконных действий любых государственных органов,
должностных лиц позволило сформулировать запрет на ограничение ряда
конституционных прав граждан (ч. 3 ст. 356 УПК РФ). Профессор Гуськова А.П.
считает, что государство должно создавать такой механизм защиты прав и свобод
человека, чтобы укрепить правовую защищенность граждан. В этой связи автор
отмечает, что развитие и становление судебного контроля как формы судебной
защиты прав и свобод граждан выступает как надежный механизм обеспечения прав
личности в уголовном судопроизводстве.[32]
Освобождение суда от несвойственной ему
функции обвинения в условиях состязательности явилось важнейшим этапом в
реализации судебно-правовой реформы.[33]
Решение этих вопросов на уровне конституционного контроля обеспечило судебную
защиту прав личности по уголовным делам и исключение из уголовного
законодательства многих недемократических форм процессуального контроля:
возбуждение уголовного дела судом по своему усмотрению; возвращение дела судом
на дополнительное расследование; рассмотрение уголовного дела при отказе
прокурора от государственного обвинения. Таким образом, сказанное позволяет сделать
вывод: судебный контроль по уголовным делам – это многофункциональная
уголовно-процессуальная деятельность суда в досудебном производстве,
осуществляемая в определяемых законом процессуальных формах, направленная на
реализацию комплексного института судебной защиты прав граждан и участников
уголовного судопроизводства. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что
данный институт достоин хотя бы упоминания в законе.
Исходя из изложенного представляется
возможным, на наш взгляд, предложить внести в УПК РФ новую статью,
сформулировав ее следующим образом:
«Статья 8-1. Судебный контроль по
уголовным делам
1. Каждый имеет право на судебное
обжалование действий и решений прокурора, следователя, дознавателя.
2. Суд осуществляет проверку законности
и обоснованности принимаемых действий (решений) в досудебном производстве по
уголовному делу.»
На современном этапе развития
уголовно-процессуального законодательства в России наибольший интерес
представляет вопрос о судебном контроле на досудебных стадиях. В связи с этим
рассмотрим некоторые вопросы применения отдельных положений УПК РФ.
Задержание подозреваемого в совершении
преступления в российском уголовном процессе – это мера процессуального
принуждения, сущность которой состоит в кратковременном лишении подозреваемого
свободы.
В нормах УПК РФ в точном соответствии с
нормами Конституции РФ (ст. 22) задержание подозреваемого без судебного решения
может иметь место только на срок до 48 часов (п. 11 ст. 5, ч. 2 ст. 94 УПК РФ).
По мотивированному ходатайству следственных органов и судебному решению этот
срок может быть продлен еще на 72 часа, в течение которых органы уголовного
преследования обязаны представить в суд материалы, обосновывающие необходимость
(законность и обоснованность) испрашиваемого заключения под стражу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|