Возбуждение уголовного дела как начальная стадия
уголовного судопроизводства состоит в установлении достаточных данных для
принятия решения о начале предварительного расследования. Эта стадия не
сводится лишь к процессуальному решению и его оформлению в виде постановления
о возбуждении уголовного дела, а предполагает выполнение комплекса действий,
сбора и проверки фактических данных, позволяющих установить признаки конкретного
состава преступления, отсутствие обстоятельств, исключающих производство по
делу, и др.
Обязательным условием для принятия
рассматриваемого процессуального решения помимо надлежашего повода к
возбуждению уголовного дела законодателем является и наличие соответствующего
основания. Только при единстве этих двух условий представляется законным и
обоснованным решение о начале уголовного судопроизводства, его процессуальное
оформление в форме постановления, последующее производство расследования.[77]
Основанием для возбуждения уголовного дела
является такая совокупность и качество результатов ОРД (содержащихся в собранных
материалах фактических данных), которые позволяют сделать обоснованное
предположение о совершении или подготовке преступления, наличии события и его
уголовной противоправности. Такое предположение можно сделать путем
сопоставления обстоятельств, ставших известными к моменту решения вопроса о
возбуждении уголовного дела, с признаками состава преступления, предусмотренного
диспозициями одной или нескольких статей Особенной части УК РФ, и выявления их
сходства с теми, информация о которых содержится в оперативных данных.
Именно поэтому Инструкция[78] (п. 5)
предписывает, что для решения вопроса о возбуждении уголовного дела результаты
ОРД должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления,
а именно сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно
преступления обнаружены, при каких обстоятельствах имело место обнаружение
признаков преступления, сведения о совершившем его лице (лицах) и очевидцах
преступления (если они известны), о местонахождении следов преступления, документов
и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами, о любых
других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о
возбуждении уголовного дела.[79]
Для
решения вопроса о возбуждении уголовного дела не требуется установление всех
без исключения признаков состава преступления, характеризующих все его
элементы, а достаточно лишь установить отдельные признаки, отражающие наиболее
существенные свойства конкретного состава преступления. Полное и всестороннее
установление конкретных лиц, формы вины, мотива, цели, способа, обстановки и
других обстоятельств совершения преступления не входит в задачу стадии
возбуждения уголовного дела. Такая задача может быть решена только в досудебной
и судебной стадиях уголовного процесса. Соответственно, результаты ОРД должны
содержать лишь достаточные данные, указывающие на признаки преступления.
Как пояснил Верховный Суд РФ, круг и содержание
таких данных должны свидетельствовать о том, что компетентный государственный
орган (должностное лицо) располагает сведениями, которые позволяют обосновать
решение о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела. В каждом
конкретном случае вопрос о достаточности данных решается должностным лицом по
своему внутреннему убеждению с учетом всей совокупности собранных материалов.
Достаточность фактических данных может
рассматриваться как по их совокупности, так и по качеству отдельных данных,
которые позволяют сделать обоснованное предположение (выдвижение версии) о
совершении или подготовке к совершению деяния, указывающего на признаки того
или иного состава преступления.[80]
Например, обнаружение трупа с признаками
насильственной смерти является достаточным для обоснованного предположения о
совершении преступления, хотя сам факт смерти еще не указывает на конкретное
преступление, а определяет лишь возможное наличие его признака – общественно
опасного последствия, поскольку оно может быть результатом не только, например,
убийства, но и самоубийства или несчастного случая.
По смыслу норм ФЗ об ОРД результаты ОРД могут
быть: одновременно поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;
только основанием – при наличии заявления о преступлении или явки с повинной,
когда имеющаяся в них информация требует оперативной проверки, добывания
фактических данных, подтверждающих содержание сделанного заявления; только
поводом – когда объективные данные свидетельствуют о наличии признаков преступления
и эти данные обнаружены в результате проведения ОРМ.[81]
Вместе с тем результаты ОРД, даже если они
соответствуют требованиям гл. 19 УПК РФ «Поводы и основания для возбуждения
уголовного дела», не всегда могут выступать в качестве как поводов, так и
оснований для возбуждения уголовного дела. Это связано с тем, что в зависимости
от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование,
включая обвинение в суде, может осуществляться как в публичном, так и в
частно-публичном или частном порядке (ст. 20 УПК РФ).
Так, результаты ОРД не могут быть использованы в
качестве поводов для возбуждения уголовных дел частного обвинения, которые в
соответствии с УПК РФ возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его
законного представителя, а также по уголовным делам частно-публичного
обвинения, возбуждаемым не иначе как по заявлению потерпевшего.
Уголовными делами частного обвинения считаются
уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 115, 116, 129 (ч. 1) и 130
УК РФ.
Уголовными делами частно-публичного обвинения
считаются уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 131 (ч. 1), 136
(ч. 2), 137 (ч. 1), 138 (ч. 1), 139 (ч. 1), 145, 146(4. 1) и 147 (ч. 1) УК РФ.
Необходимо, однако, учитывать, что дознаватель с
согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении как
частного, так и частно-публичного обвинения и при отсутствии заявления
потерпевшего, если такие преступления совершены в отношении лиц, находящихся в
зависимом состоянии, или по иным причинам, когда лицо не способно самостоятельно
воспользоваться принадлежащими ему правами. В этом случае результаты ОРД могут
быть использованы в качестве оснований, указывающих (подтверждающих),
например, на зависимое состояние потерпевших.[82]
Следует также иметь в виду, что изнасилование не
является случаем частной жизни субъекта этого преступления (хотя носит интимный
характер), но может характеризовать ее применительно к жертве. Именно поэтому
данный состав преступления отнесен к делам частного обвинения, возбуждаемым не
иначе как по жалобе потерпевшей. Сбор оперативных данных о факте изнасилования
не нарушает принципа неприкосновенности частной жизни, однако их использование
представляется допустимым только с согласия потерпевшей.
Особый порядок возбуждения уголовного дела УПК РФ
определен и применительно к деяниям, предусмотренным гл. 23 УК (ст. 23 УПК РФ).
Если деяние, посягающее на интересы службы в
коммерческих и иных организациях, причиняет вред интересам исключительно
коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или
муниципальным предприятием, и не причиняет вреда интересам других организаций,
а также интересам граждан, общества или государства, то уголовное дело
возбуждается по заявлению руководителя данной организации или с его согласия.
Применительно к преступлениям, предусмотренным
гл. 23 УК РФ, результаты ОРД помимо общих требований, предъявляемых к поводам
и основаниям для возбуждения уголовного дела, должны содержать данные,
свидетельствующие о причинении вреда интересам личности, общества или
государства либо других организаций.
Все выше сказанное свидетельствует о том,
что рассматриваемая стадия процесса в ее новой регламентации далека от
совершенства. Как и ранее, фактические данные, полученные в стадии возбуждения
уголовного дела, в последующем добываются вторично уже путем осуществления
следственной деятельности. Это сопровождается многочисленными повторными
вызовами свидетелей и потерпевших и нередко выглядит, по существу, как обычная
волокита, часто вызывая у граждан непонимание и неприятие. Однако и отказ от
стадии возбуждения уголовного дела представляется неприемлемым.
Путем, гарантирующим решение задач данной
стадии процесса, видится обеспечение оперативного решения вопроса о возбуждении
уголовного дела. В одном из опубликованных проектов УПК РФ было предусмотрено,
что, если в заявлении или сообщении содержатся сведения, дающие основания для
возбуждения дела и производства расследования, то решение об этом должно быть
принято не позднее 24 часов со дня его получения.[83] Однако в УПК РФ (ст. 144)
сохранен традиционный 3-суточный срок принятия решения, который при
необходимости может быть продлен до десяти суток.
Кроме того, необходимо, на мой взгляд, проблему
ч. 4 ст. 146 УПК РФ решить исключив перечисление конкретных следственных
действий (которые приводятся в скобках) из редакции данной статьи, поскольку
это создает существенную путаницу как в доктрине, так и в практике работы
следователей.
И еще одна рекомендация. Ф. Багаутдинов
пишет о том, что с введением в действие УПК РФ на прокурора дополнительно возлагается
огромный объем работы и, соответственно, ответственности. Ведь законодатель
ввел в УПК требование о возбуждении уголовного дела с согласия прокурора в
целях усиления роли прокурорского надзора именно в начальной стадии
расследования – при возбуждении уголовного дела, чтобы исключить необоснованное
возбуждение уголовных дел. Тем самым прокурору предоставлена возможность
пресечь нарушения закона в самом зародыше.[84]
Полагаю это утверждение излишне
оптимистичным. Скорее, наоборот, это усилит прокурорский произвол, существенно
осложнив работу органов дознания. Как показывает практика, подобные факты уже
имели место. как получить у прокурора согласие на возбуждение уголовного дела,
если преступление совершено в отдаленной местности, дознаватель или орган
дознания ведет расследование с выездом на место совершения преступления и не
может оттуда отлучиться в связи с большим объемом работы и т.д.?
Более рациональным шагом для решения подобных
проблем видится отмена согласия прокурора на возбуждение уголовного дела, и
введение полноценного судебного контроля за принятием дознавателем
постановления о возбуждении уголовного дела. Такое решение, по-моему, избавило
бы орган дознания от скованности в процессуальных действиях, а подозреваемому
дало бы дополнительные гарантии защиты прав, поскольку, к примеру, в судебном
рассмотрении подобных вопросов, можно было бы предусмотреть обязательное
участие защитника.
Будем надеяться, по мере того, как будет
приобретен значительный опыт применения положений УПК РФ на досудебных стадиях
уголовного процесса, практика позволит выработать оптимальные формы работы в
новых условиях, тактические приемы проведения отдельных следственных действий,
а также взвешенно оценить целесообразность сохранения некоторых норм УПК в
существующем виде.
Нормативные
акты
1.
Конституция
Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ
от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.
2.
Уголовно-процессуальный
Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // СЗ
РФ от 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст.
3452.
3.
Таможенный
Кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ (ред. от 18.02.2006) // СЗ РФ
от 02.06.2003, № 22, ст. 2066, СЗ РФ от 20.02.2006, № 8, ст. 854.
4.
Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ
(ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ от 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1, СЗ РФ от
31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3452.
5.
Кодекс
торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от
20.12.2005) // СЗ РФ от 03.05.1999, № 18, ст. 2207, СЗ РФ от 26.12.2005, № 52
(1 ч.), ст. 5581.
6.
Уголовно-исполнительный
Кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 02.05.2006) // СЗ РФ
от 13.01.1997, № 2, ст. 198, СЗ РФ от 08.05.2006, № 19, ст. 2059.
7.
Уголовный
Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ
от 17.06.1996, № 25, ст. 2954, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3452.
8.
Федеральный
закон «О введении в действие Уголовно-процессуального Кодекса Российской
Федерации» от 18.12.2001 № 177-ФЗ (ред. от 27.12.2002) // СЗ РФ от 24.12.2001,
№ 52 (1 ч.), ст. 4924, СЗ РФ от 30.12.2002, № 52 (ч. 1), ст. 5137.
9.
Федеральный
закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от
02.12.2005) // СЗ РФ от 14.08.1995, № 33, ст. 3349, СЗ РФ от 05.12.2005, № 49,
ст. 5128.
10. Федеральный закон «О
Федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 27.07.2006) //
СЗ РФ от 10.04.1995, № 15, ст. 1269, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст.
3452.
11. Федеральный закон «О пожарной
безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 02.02.2006) // СЗ РФ от
26.12.1994, № 35, ст. 3649, СЗ РФ от 06.02.2006, № 6, ст. 636.
12. Федеральный закон «О статусе
члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации» от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 25.07.2006) // СЗ
РФ от 09.05.1994, № 2, ст. 74, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3427.
13. Федеральный закон «О
Прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 04.11.2005)
// ВСНД РФ и ВС РФ от 20.02.1992, № 8, ст. 366, СЗ РФ от 07.11.2005, № 45, ст.
4586.
14. Закон РФ «О средствах
массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 27.07.2006) // ВСНД и ВС
РФ от 13.02.1992, № 7, ст. 300. СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3452.
15. Закон РФ «О милиции» от
18.04.1991 № 1026-1 (ред. от 27.07.2006) // ВСНД и ВС РСФСР от 18.04.1991, №
16, ст. 503, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3452.
16. Указ Президента РФ «Вопросы
Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 19.07.2004 № 927 (ред. от
09.06.2006) // СЗ РФ от 26.07.2004, № 30, ст. 3149, СЗ РФ от 09.06.2006, № 24,
ст. 2584.
17. Указ Президента РФ «Вопросы
Федеральной службы безопасности Российской Федерации» от 11.08.2003 № 960 (ред.
от 27.07.2006) // СЗ РФ от 18.08.2003, № 33, ст. 3254, СЗ РФ от 31.07.2006, №
31 (1 ч.), ст. 3463.
18. Указ Президента РФ «О мерах
по совершенствованию государственного управления в области безопасности
Российской Федерации» от 11.03.2003 № 308 (ред. от 07.08.2004) // СЗ РФ от
24.03.2003, № 12, ст. 1101, СЗ РФ от 09.08.2004, № 32, ст. 3314.
19. Указ Президента РФ «Вопросы
совершенствования государственного управления в Российской Федерации» от
11.03.2003 № 306 (ред. от 09.03.2004) // СЗ РФ от 24.03.2003, № 12, ст. 1099,
СЗ РФ от 15.03.2004, № 11, ст. 945.
20. Указ Президента РФ «О
совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности»
от 09.11.2001 № 1309 (ред. от 08.05.2005) // СЗ РФ от 12.11.2001, № 46, ст.
4348, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст. 1787.
21. Устав гарнизонной и
караульной служб вооруженных сил Российской Федерации (утв. Указом Президента
РФ от 14.12.1993 № 2140) (ред. от 30.06.2002) // М., Военное издательство,
1994.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|