В-третьих, УПК РФ не содержит отдельной статьи,
которая в конкретизированном виде регламентировала бы уголовно-процессуальный
статус начальника органа дознания. Полагаем, что наличие данной статьи
упростило бы правоприменение УПК РФ в сфере производства дознания и выполнения
неотложных следственных действий. Однако учитывая содержание ряда статей УПК РФ
(ч. 17 ст. 5; 40; 144; 146; 148; 157 и др.) можно резюмировать: начальник
органа дознания обязан принять, проверить сообщение о преступлении, при наличии
повода и основания, предусмотренных статьей 140 УПК РФ, возбудить уголовное
дело с вынесением соответствующего постановления; произвести расследование в установленном
законом порядке с соблюдением процессуальных сроков. Логичным явилось бы и
составление в данном случае начальником органа дознания итогового
процессуального документа – обвинительного акта. Но такое право у данного
должностного лица отсутствует, поскольку ст. 225 УПК РФ регламентирует, что
обвинительный акт составляется дознавателем. Получается, что начальник органа
дознания в полном объеме проводит расследование преступления в форме дознания,
а обвинительный акт по результатам расследования должен будет составлять
дознаватель данного органа дознания с последующим утверждением его у начальника
этого же органа дознания.[29]
По нашему мнению, это необоснованно и в определенной степени усложняет
производство дознания. В связи с вышеизложенным целесообразным полагаем ч. 1
ст. 225 после слов «По окончании дознания» дополнить словами «орган дознания».
Заметим, на практике орган дознания действует,
как правило, не в лице начальника органа дознания, а в виде группы должностных
лиц. Первый является руководителем группы, другие участники группы – дознавателями.
Необходимо заметить, что поскольку не во всех органах дознания предусмотрены
штатные дознаватели, то к выполнению следственных и иных процессуальных
действий привлекаются должностные лица органа дознания, которые наиболее
подготовлены в уголовно-процессуальной сфере. Ч. 7 ст. 5 УПК РФ разрешает это
на вполне законных основаниях.
Одновременно с этим заметим, что
уголовно-процессуальный статус дознавателя и должностного лица органа дознания,
уполномоченного начальником органа дознания осуществлять предварительное
расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК
РФ, принципиально отличаются между собой. Первый более самостоятелен в своих
действиях. Производство следственных, а также иных процессуальных действий он
не обязан согласовывать с начальником органа дознания, за исключением тех,
которые требуют санкции начальника органа дознания, прокурора, решения суда.
Уполномоченное же должностное лицо должно полностью согласовывать ход
расследования преступления; подготовленные им процессуальные документы в
обязательном порядке должны быть завизированы начальником органа дознания. В
противном случае они будут признаны как недопустимые доказательства. В первом
случае ответственность за результаты расследования преступления несет прежде
всего дознаватель, во втором случае – начальник органа дознания.
Несмотря на то что рассмотренные выше участники
уголовного судопроизводства тесно взаимодействуют друг с другом в ходе
уголовного преследования, каждый из них между тем сохраняет за собой строго
определенный законом уголовно-процессуальный статус.
Если в ходе производства дознания дознавателем
будет установлено наличие оснований, предусмотренных статьями 24 – 28 УПК РФ,
то согласно статье 212 УПК РФ уголовное дело (уголовное преследование) в
отношении подозреваемого подлежит прекращению.
При этом для различных оснований прекращения
уголовного дела (уголовного преследования) УПК РФ предусматривает различные
процедуры производства и оформления данных процессуальных действий (решений). В
частности, из текста закона усматриваются две такие процедуры.
В первом случае уголовное дело (уголовное
преследование) прекращается по постановлению дознавателя, копия которого
направляется прокурору.
Такая процедура предусмотрена для случаев,
когда установлены обстоятельства, указанные в статьях 24 и 27 УПК РФ
(отсутствие события преступления, отсутствие в деянии состава преступления,
истечение срока давности уголовного преследования, непричастность
подозреваемого к совершению преступления, амнистия и др.).
В данном случае уголовное дело и уголовное
преследование в отношении подозреваемого считаются прекращенными с момента
вынесения дознавателем соответствующего постановления (приложение 135 к УПК
РФ).
При несогласии с решением дознавателя прокурор
вправе отменить постановление дознавателя и возобновить производство по
уголовному делу (п. 10 и п. 15 ч. 2 ст. 37, ч. 6 ст. 162, ч. 1 ст. 214 УПК РФ),
о чем также выносится постановление (приложение 140 к УПК РФ).
На прекращение уголовного дела (уголовного
преследования) в связи с примирением сторон, в связи с изменением обстановки, а
также в связи с деятельным раскаянием требуется согласие прокурора (ст. 25, ч.
1 ст. 26, ч. 1 ст. 28 УПК РФ). Таким образом, до получения согласия прокурора
уголовное дело (уголовное преследование) не может считаться прекращенным и
производство дознания продолжается.
Следует иметь в виду, что при процессуальном
оформлении такого решения дознавателя могут возникнуть определенные трудности.
Дело в том, что статья 476 УПК предписывает оформлять решение о прекращении
уголовного дела (уголовного преследования) по основаниям, указанным в статьях
25, 26 и 28 УПК РФ, на том же самом бланке, что и по основаниям, указанным в
статьях 24 и 27 УПК РФ (приложение 135 УПК РФ), о чем свидетельствует наличие
сноски № 3 к названному приложению. Однако данный бланк процессуального
документа предусматривает только графу о направлении копии постановления
прокурору, но не о получении согласия прокурора на прекращение уголовного дела
(уголовного преследования). Таким образом, положения статьи 476 УПК РФ входят в
противоречие с положениями статей 25, 26 и 28 УПК РФ, и фактически бланк
данного процессуального документа отсутствует.
Для разрешения спорной ситуации представляется
целесообразным обратиться к положениям статьи 475 УПК РФ, которая
устанавливает, что при отсутствии требуемого бланка в перечне процессуальных
документов, установленных главой 57 УПК РФ, должностным лицам следует
составлять указанные документы в соответствии с требованиями УПК РФ.
Соответственно постановление дознавателя о
прекращении уголовного дела (уголовного преследования) по рассматриваемым
основаниям должно быть составлено таким образом, чтобы в верхнем правом углу
бланка имелась графа, в которой отражается решение прокурора по данному вопросу
(«Согласен», «Не согласен»). Примерами подобного оформления вводной части
процессуального документа могут служить постановление о прекращении уголовного
дела (уголовного преследования) в отношении лица, совершившего запрещенное
уголовным законом деяние в состоянии невменяемости (приложение 137 к УПК РФ),
постановление о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом
ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры
воспитательного воздействия (приложение 139 к УПК РФ) и другие.
Если в уголовном деле имеется несколько
подозреваемых, а основания прекращения уголовного преследования относятся не ко
всем из них, то дознаватель вправе вынести постановление о прекращении
уголовного преследования в отношении конкретного лица. При этом производство
дознания по уголовному делу продолжится (ч. 5 ст. 213 УПК РФ).
Кроме того, прокурор при утверждении
обвинительного акта вправе своим постановлением исключить из него отдельные
пункты обвинения (ч. 2 ст. 226 УПК РФ).
Несоответствие бланков процессуальных
документов, установленных главой 57 УПК РФ, основному тексту закона имеет место
и в других случаях. Так, в бланке приложения 137 УПК РФ в качестве субъекта
принятия решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) в
отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии
невменяемости, наряду со следователем указан также и дознаватель.
Однако, как прямо указано в ч. 1 ст. 433 и ч. 1
ст. 434 УПК РФ, по уголовным делам в отношении лиц, совершивших запрещенное
уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, обязательно производство
предварительного следствия. При этом если следователь наделен правом
производства дознания (ч. 3 ст. 151 УПК РФ), то дознаватель не вправе
производить по уголовному делу предварительное следствие (ч. 2 ст. 151 УПК РФ).
Таким образом, включение в структуру бланка
рассматриваемого процессуального документа наряду со следователем также и
дознавателя является ошибочным, и дознаватель не вправе принимать решение о
прекращении уголовного дела (уголовного преследования) по такому основанию, как
совершение лицом запрещенного уголовным законом деяния в состоянии
невменяемости.
В то же время и при производстве расследования
в форме дознания у дознавателя могут возникнуть сомнения по поводу вменяемости
подозреваемого. В таком случае в соответствии с требованиями п. 3 ст. 196 УПК
РФ он обязан назначить судебно-психиатрическую экспертизу, что не противоречит
требованиям ч. 1 ст. 223 УПК РФ. Однако, если в заключении эксперта будет
содержаться вывод о невменяемости лица, в отношении которого ведется дознание,
дознаватель более не вправе продолжать работу по уголовному делу. Он обязан
направить материалы прокурору с постановлением о передаче уголовного дела для
направления по подследственности (приложение 17 к УПК РФ), т.е. для передачи
следователю.[30]
В данном случае представляется правомерным
считать дознание оконченным, хотя производство по уголовному делу в целом на
этом не завершается, а лишь меняется форма расследования.
В отличие от производства о применении
принудительных мер медицинского характера (глава 51 УПК РФ), производство по
уголовным делам в отношении несовершеннолетних (глава 50 УПК РФ) не выходит за
рамки полномочий дознавателя. Соответственно если в ходе дознания будет
установлено, что несовершеннолетний подозреваемый совершил преступление впервые
и его исправление может быть достигнуто без применения наказания, то
дознаватель вправе с согласия прокурора прекратить уголовное преследование и
ходатайствовать перед судом о применении к несовершеннолетнему принудительной
меры воспитательного воздействия из числа предусмотренных ч. 2 ст. 90 УК РФ (ч.
1 ст. 427 УПК РФ). Данное решение дознавателя оформляется постановлением
(приложение 139 к УПК РФ) и вместе с уголовным делом передается прокурору для
направления по подсудности.
Во всех случаях прекращения уголовного дела
(уголовного преследования) дознаватель обязан уведомить об этом заинтересованных
участников уголовного судопроизводства. Уведомление осуществляется путем
вручения (направления) копии соответствующего постановления. Согласно ч. 4 ст.
213 УПК РФ о прекращении уголовного дела (уголовного преследования)
уведомляется лицо, в отношении которого прекращено уголовное преследование,
потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик. Если уголовное дело
прекращено по основаниям, предусмотренным п. 2 – 6 ч. 1 ст. 24, ст. 25, ст. 26,
п. 2 – 6 ч. 1 ст. 27 и ст. 28 УПК РФ, потерпевшему и гражданскому истцу
разъясняется их право на предъявление иска в порядке гражданского
судопроизводства, что удостоверяется их подписью на постановлении.
В ряде случаев прекращение уголовного дела
(уголовного преследования) возможно только при наличии согласия подозреваемого
(обвиняемого) и потерпевшего, что должно быть отражено в соответствующем
постановлении (ч. 3 ст. 213 УПК РФ).
Применительно к производству дознания закон
устанавливает 6 таких случаев:
1) истечение срока давности уголовного
преследования (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);
2) примирение сторон (ст. 25 УПК РФ);
3) изменение обстановки (ст. 26 УПК РФ);
4) издание акта об амнистии (п. 3 ч. 1 ст. 27
УПК РФ);
5) деятельное раскаяние (ст. 28 УПК РФ);
6) применение к несовершеннолетнему обвиняемому
принудительной меры воспитательного воздействия (ст. 427 УПК РФ).
В установленных законом случаях прекращение
уголовного дела (уголовного преследования) является основанием возникновения
права на реабилитацию, что подразумевает возникновение права на возмещение
имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление
в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах (ч. 1 ст. 133 УПК РФ).
Применительно к производству дознания как форме
расследования преступлений в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 133 УПК РФ лицо,
незаконно (необоснованно) подвергнутое уголовному преследованию, приобретает
право на реабилитацию при прекращении в отношении его уголовного дела
(уголовного преследования) по следующим основаниям:
1) отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1
ст. 24 УПК РФ);
2) отсутствие в деянии состава преступления (п.
2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);
3) отсутствие заявления потерпевшего, если
уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за
исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ (п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК
РФ);
4) непричастность подозреваемого или
обвиняемого к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ);
5) наличие в отношении подозреваемого или
обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения
суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению
(п. 4 ч. 1 ст. 27 УПК РФ);
6) наличие в отношении подозреваемого или
обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или
прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в
возбуждении уголовного дела (п. 5 ч. 1 ст. 27 УПК РФ).
Подводя итог, следует подчеркнуть, что институт
дознания претерпел существенные изменения в связи с принятием нового
уголовно-процессуального законодательства, затрудняющие порой расследование
преступлений. Однако независимо от этого дознаватель должен достигать цели
уголовного судопроизводства, действуя только в рамках закона и в установленном
законом порядке.
В статье 144 УПК РФ речь идет о дознавателе,
органе дознания, следователе и прокуроре.
Принять заявление (сообщение) о преступлении и
осуществить его предварительную проверку обязано и вправе только должностное
лицо, в компетенцию которого входит возбуждение уголовного дела.
Ходатайствовать о продлении срока
предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении вправе не только
дознаватель и следователь. Данным правом может также обладать руководитель
следственной группы. Если начальник следственного отдела или прокурор проводят
указанную проверку самостоятельно, от них не требуется ходатайствовать перед
кем-либо о продлении ее срока. Они принимают данное решение самостоятельно. Тем
не менее указанное решение и в этом случае должно найти свое письменное
отражение в материалах предварительной проверки.[31]
Предварительная проверка заявлений (сообщений)
о преступлении осуществляется путем применения процессуальных средств проверки,
а также использования в ходе таковой вовлеченных в уголовный процесс
результатов применения непроцессуальных средств проверки.
В литературе высказано мнение, что проверка
повода для возбуждения уголовного дела проводится с учетом правил ст. 87 УПК РФ.[32] Так как большинством
процессуалистов признается возможность доказывания на стадии возбуждения
уголовного дела, данный тезис имеет право на существование. Следует обратить
лишь внимание на специфику как доказывания, так и проверки на стадии
возбуждения уголовного дела, которая выражается в средствах, задачах, предмете
и субъектах доказывания.
В статье 144 УПК РФ неоднократно использовано
понятие «сообщение о преступлении». О сообщении, а не о заявлении идет речь
даже в ч. 4 статьи 144 УПК РФ, где закреплено право заявителя получить документ
о принятии его заявления.
Соответственно под «сообщением о преступлении»
в данной статье не всегда понимается одно и то же понятие. Этот термин в одной
статье использован сразу в трех значениях.
В ч. ч. 1 и 5 статьи 144 УПК РФ под сообщением
о преступлении подразумевается не только повод для возбуждения уголовного дела,
о котором идет речь в п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ, но и любой другой повод,
перечисленный в названной статье УПК РФ, включая заявление о преступлении и
явку с повинной.[33]
В ч. 2 статьи 144 УПК РФ под сообщением о преступлении понимается только
определенного рода разновидность сообщения о совершенном или готовящемся
преступлении, полученного из иных источников, – сообщение о преступлении,
распространенное в средствах массовой информации. О принятии такого сообщения в
соответствии с требованиями ст. 143 УПК РФ должен быть составлен рапорт об
обнаружении признаков преступления. В ч. 4 статьи 144 УПК РФ термин «сообщение
о преступлении» использован законодателем в значении заявления о преступлении,
то есть повода для начала уголовного процесса (возбуждения уголовного дела),
предусмотренного п. 1 ч. 1 ст. 140 и ст. 141 УПК РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|