Если в течение 10 суток собрать достаточные
данные, указывающие на признаки объективной стороны состава преступления, не
представилось возможным, то есть дознавателя отсутствуют основания для возбуждения
уголовного дела, выносится решение об отказе в возбуждении уголовного дела в соответствии
с требованиями ч. 1 ст. 148 УПК РФ. Когда через некоторое время основания
возбуждения уголовного дела появятся, законно вынесенное постановление об
отказе в возбуждении уголовного дела будет отменено и уголовное дело
возбуждено.
Закрепленный в ч. 4 статьи 144 УПК РФ институт
выдачи заявителю документа о принятии сообщения о преступлении с указанием
данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия, тесно связан
с институтом регистрации заявлений (сообщений) о преступлении.
Требование выдачи заявителю указанного
документа ранее содержалось лишь в ведомственных нормативных актах и являлось
дополнительной ведомственной гарантией соблюдения прав и законных интересов
заявителя. В настоящее время ведомственные гарантии пополнились уголовно-процессуальным
требованием. Соответственно положения ч. 4 статьи 144 УПК РФ нельзя
рассматривать в отрыве от правил приема и регистрации заявлений (сообщений) о
преступлении.[66]
В органах внутренних дел порядок регистрации
заявлений (сообщений) о преступлении урегулирован Инструкцией о порядке приема,
регистрации, учета и разрешения в органах и учреждениях внутренних дел
заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях.[67] В органах Федеральной службы
безопасности России – Инструкцией о порядке рассмотрения предложений, заявлений
и жалоб граждан в органах федеральной службы безопасности,[68], и т.д.
Информация о преступлениях и происшествиях, вне
зависимости от места и времени их совершения, а также полноты сообщаемых
сведений, должна приниматься в любом органе внутренних дел круглосуточно
штатными дежурными, их помощниками или работниками, назначенными на дежурство в
установленном ведомством порядке.
Заявления (сообщения) о преступлениях и
происшествиях, поступившие в канцелярию (секретариат) органа внутренних дел по
почте, телеграфу, с нарочным и т.п., регистрируются по общим правилам
регистрации входящей корреспонденции, докладываются начальнику органа
внутренних дел или лицу, его заменяющему, которые в зависимости от содержащейся
информации дают письменное указание о регистрации заявления или сообщения в
дежурной части и принимают решение о порядке его проверки. Передача такой
информации для проверки и исполнения без регистрации в дежурной части
категорически запрещена.
При получении заявления о преступлении
непосредственно от заявителя и оформлении «протокола принятия устного заявления
о преступлении» дежурный по органу внутренних дел или другой работник органа
внутренних дел обязан немедленно выдать заявителю талон – уведомление. Талон – уведомление
состоит из двух частей – отрывного листка и корешка, имеющих одинаковый
регистрационный номер. Отрывной листок – это тот документ, о котором идет речь
в ч. 4 статьи 144 УПК РФ.
Именно в нем указываются сведения о дате приема
заявления о преступлении, получившем его должностном лице и заявителе.
Некоторые процессуалисты считают необходимым отражать в талоне – уведомлении
также сведения, о каком преступлении принято заявление
Талон – уведомление должен быть вручен
заявителю. Корешок талона, в котором фиксируются сведения о заявителе, краткое
содержание заявления и дата его приема, а также номер и дата регистрации
такового остаются у должностного лица, принимающего заявление о преступлении.
Заявителю при этом должна быть предоставлена возможность расписаться на корешке
талона – уведомления и самому проставить время и дату, когда он получил талон –
уведомление.
Может случиться ситуация, когда заявитель
обратился с заявлением о преступлении в один день, а документ о принятии
сообщения о преступлении ему выдают на следующий день или даже через несколько
дней. В этом случае заявитель не только в порядке, установленном ст. ст. 124 и
125 УПК РФ, вправе обжаловать данное незаконное действие (бездействие) лица,
принимавшего заявление о преступлении, но и настаивать на отражении в талоне – уведомлении
и корешке к талону – уведомлению истинного времени и даты принятия у него
заявления о преступлении.
Время и дата принятия заявления о преступлении –
это время и дата, когда к компетентному на принятие сообщения о преступлении
лицу обратился гражданин с заявлением о преступлении или когда таковое к нему
поступило по почте, с нарочным и т.п.
Заявления и сообщения о преступлениях
незамедлительно регистрируются в Книге учета заявлений и сообщений о
преступлениях (сокращенно – КУП), а другая информация – в Журнале учета
информации, поступившей в орган внутренних дел по телефону, телеграфу, в виде
срабатывания приборов охранной сигнализации и иных сигналов о происшествиях
(сокращенно – ЖУИ).
Анонимные сообщения в органах внутренних дел не
регистрируются. Они либо немедленно уничтожаются, либо передаются в оперативные
службы для использования в пресечении и раскрытии преступлений.
При регистрации информации о преступлениях и
происшествиях, поступившей в письменном виде, на документе проставляется штамп
регистрации органа внутренних дел, включающий: дату регистрации, порядковый
номер регистрационной записи и фамилию дежурного, принявшего информацию. Записи
подписывает дежурный по органу внутренних дел.
Согласно п. 1.3 Приказа МВД России № 1058 и
Генеральной прокуратуры РФ № 72 от 28 ноября 2001 года «О мерах по укреплению
законности в деятельности органов внутренних дел при регистрации и учете
преступлений»[69]
укрытие преступлений от регистрации рассматривается как чрезвычайное происшествие.
По каждому факту нарушения порядка регистрации и учета преступлений должна
определяться роль и ответственность не только сотрудников, которым это вменено
в служебные обязанности, но и руководителей, своевременно не выявивших и не
устранивших способствующие этому условия и причины.
Как уже отмечалось выше, в ч. 4 статьи 144 УПК
РФ говорится лишь о необходимости выдачи заявителю документа о принятии
сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты
и времени его принятия. Здесь ничего не сказано о праве заявителя, которому
отказано в принятии заявления о преступлении, на получение соответствующего
документа.
Правом получить документ, подтверждающий факт
принятия сообщения о преступлении, наделен заявитель. Содержание данного
понятия законодатель не разъясняет. Наверное, поэтому Калиновский К.Б. к числу
таковых относит также лицо, явившееся с повинной.[70] Думается, что такое широкое
толкование рассматриваемого понятия не вполне оправданно. Законодатель нигде в
УПК РФ лицо, обратившееся в компетентный орган или к должностному лицу с явкой
с повинной, не называет заявителем. Напротив, данным термином постоянно
именуется лицо, обратившееся в орган предварительного расследования или к
мировому судье с заявлением о преступлении. Поэтому представляется более
последовательным использование понятия «заявитель» к пострадавшему (очевидцу и
т.п.), от которого поступило заявление о преступлении, и соответственно
неупотребление понятия «заявитель» применительно к лицу, явившемуся с повинной.
Правом получить документ, подтверждающий факт
принятия заявления о преступлении, обладает любой заявитель. Как тот, который
обратился в орган дознания, к дознавателю непосредственно, так и отправивший
заявление о преступлении по почте, с нарочным и т.п.
Между тем талон – уведомление заявителю
выдается при его посещении органа предварительного расследования[71] и не может быть направлен ему
по почте. Данное правило действует в связи с тем, что согласно ведомственным
нормативным актам заявитель должен расписаться на корешке талона – уведомления
и проставить на нем время и дату получения им талона – уведомления.
В ч. 5 статьи 144 УПК РФ не указано лицо,
уполномоченное обжаловать отказ в приеме заявления (сообщения) о преступлении.
Исходя из содержания ст. ст. 123 и 125 УПК РФ таковыми являются заявитель, его
защитник, законный представитель или представитель, а также иные лица, если
отказ в приеме заявления (сообщения) о преступлении затрагивает их интересы.[72]
Обжалована может быть любая форма отказа в
приеме заявления (сообщения) о преступлении: «Когда ответа на заявление нет
вообще или получен отрицательный ответ на требование зафиксировать факт
обращения».[73]
Обжалованы могут быть и невыдача или отказ в выдаче заявителю документа,
подтверждающего принятие его заявления о преступлении.
Подробный анализ содержания статьи 144 УПК РФ позволяет
сформулировать большинство отличительных черт рассмотрения заявлений
(сообщений) о преступлении, а также всей первоначальной стадии уголовного
процесса – стадии возбуждения уголовного дела.
Как известно, стадии уголовного процесса (в том
числе и стадия возбуждения уголовного дела) отличаются друг от друга:
1) непосредственными задачами;
2) средствами достижения таковых;
3) специфическим кругом субъектов, принимающих
участие в осуществляемой на данной стадии уголовно-процессуальной деятельности;
4) порядком выполнения процессуальных действий,
а также
5) итоговым процессуальным решением.
Четыре из пяти критериев стадии закреплены в статье
144 УПК РФ.
Задача стадии двуединая – реагирование на
каждый факт совершения деяния, содержащего уголовно процессуально значимые
признаки объективной стороны состава преступления, и вместе с тем ограждение
последующих этапов уголовного процесса от рассмотрения происшествий, бесспорно
не связанных с совершением общественно опасного деяния.
У стадии возбуждения уголовного дела всего два
уголовно-процессуальных средства: требование о передаче документов и материалов
(ч. 2 ст. 144 УПК РФ) и осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК РФ).
Уголовный процесс на стадии возбуждения
уголовного дела осуществляется органом дознания, дознавателем. Исходя из ее
наименования, в статье 144 УПК РФ определен порядок рассмотрения заявления
(сообщения) о преступлении. Помимо закрепленного здесь полномочия и сроков
(порядка продления данных сроков) производства предварительной проверки
заявления (сообщения) о преступлении, анализируемой нормой права введены
дополнительные требования к порядку проверки сообщения о преступлении,
распространенного в средствах массовой информации (ч. 2 статьи 144 УПК РФ),
дополнительные гарантии реагирования на каждое поступившее заявление о
преступлении (ч. ч. 4 и 5 статьи УПК РФ) и др.
Выявление преступления – одно из оснований
возбуждения уголовного дела. В ходе проведения ОРМ создаются условия и предпосылки
для официальной регистрации деяния в качестве преступления и принятия
процессуального решения о возбуждении дела и проведения по нему расследования.
Согласно норме ст. 11 ФЗ об ОРД результаты ОРД
могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела.
Под поводами для возбуждения уголовного дела
следует понимать предусмотренные законом источники информации, являющиеся
побудительной причиной для начала уголовного судопроизводства, деятельности
органа дознания, следователя или прокурора по проверке содержащихся в
источнике первичных сведений о признаках совершения (или подготовки к
совершению) преступления, вызывающие обязанность решения вопроса о возбуждении
уголовного дела либо об отказе в его возбуждении.
Поводами для возбуждения уголовного дела могут
быть поступившие в орган дознания источники первичных сведений о признаках
совершения (или подготовки к совершению) преступления, в том числе результаты
ОРД. Хотя УПК РФ (ст. 140) прямо не предусматривает оперативные сведения,
данные в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела, тем не
менее подразумевает их.[74]
В частности, п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ предусматривает в качестве повода для
возбуждения уголовного дела сообщение о совершенном или готовящемся преступлении,
полученное из любых источников, не связанных с заявлением о преступлении или
явкой с повинной. Такими источниками могут быть сообщения конфидентов, выявление
признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления при
проведении ОРМ, результаты сопоставления (анализа) информации, указывающие на
признаки преступления. В этой связи документальным поводом (наряду с
заявлением о преступлении и явкой с повинной) для возбуждения уголовного дела
служит рапорт об обнаружении признаков преступления, составленный лицом,
получившим соответствующую информацию (ст. 143 УПК РФ).
Сведения о преступлении, оформленные в
соответствующем виде, могут быть самыми различными, однако они должны быть
конкретизированными, исходить из конкретного источника. В этой связи результаты
ОРД, подтверждающие наличие признаков преступления и оформленные рапортом,
исходящим от конкретного должностного лица, выступают в качестве законного
повода к возбуждению уголовного дела.
В таком рапорте должны содержаться сведения об
обстоятельствах совершенного деяния и источнике получения информации об этом,
а также должность, звание, фамилия и инициалы лица, получившего информацию о
преступлении и составившего рапорт. Представляется, что сведения об источнике
информации не обязательно должны быть конкретизированы в рапорте – они могут
быть отражены и в общей форме, например: «в результате проведения
оперативно-розыскных мероприятий», без указания, каких именно, с чьим
участием, времени и места их проведения и др.[75]
Рапорт
в качестве повода для возбуждения уголовного дела по результатам ОРД не должен
составляться в момент получения первичной информации, когда информация
является недостаточной для принятия обоснованного решения. Это обусловлено тем,
что данные о совершенном или готовящемся преступлении, полученные в результате
осуществления ОРД, имеют процессуально неконкретизированную форму источника
информации (отсутствие заявителя или лица, явившегося с повинной), изначально
могут отсутствовать данные, указывающие на наличие факта общественно опасного
деяния и признаков конкретного преступления ввиду его латентности.
Сама по себе информация о признаках преступления,
полученная не из заявления или вследствие явки с повинной, а из оперативных
источников, в результате проведения ОРМ, подлежит предварительной проверке и
оценке до того, как она будет отражена в рапорте. Информация о признаках
преступления является поводом для возбуждения уголовного дела только после
того, как должностное лицо убедится, что полученные им оперативные материалы
содержат сведения о совершении деяния, подпадающего под признаки преступления.
Если для констатации наличия признаков преступления необходимо провести
дополнительную проверку по первичным материалам, она осуществляется в рамках
ОРД или административно-служебной деятельности. В частности, сообщения
негласных источников информации могут быть оформлены рапортом в качестве
повода для возбуждения уголовного дела лишь после тщательной проверки такого
их сообщения путем проведения гласных и негласных ОРМ, и только после
подтверждения такой информации, сбора совокупности данных о признаках
преступления целесообразно составлять рапорт об их обнаружении.[76]
В этой связи составление рапорта об обнаружении
признаков преступления по результатам ОРД может быть практически целесообразным
и обоснованным, когда имеются основания для возбуждения уголовного дела, т.е.
когда имеется достоверная информация (фактические данные), указывающая на
подготовку или совершение деяний, подпадающих под признаки какого-либо
преступления.
Результаты ОРД в качестве повода для возбуждения
уголовного дела могут появляться и в случаях получения субъектом ОРД данных в
процессе проведения ОРМ по проверке заявлений или оперативной информации из
конфиденциальных источников, мероприятий, обеспечивающих проведение следственных
действий по уголовным делам по фактам других преступлений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|