В соответствии со статьей 8 указанной выше
Инструкции деятельность командиров воинских частей как органов дознания и
дознавателей заключается в:
– принятии и проверке сообщений о совершенных
или готовящихся преступлениях в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ;
– производстве отдельных следственных действий
по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего
(осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной
экспертизы), до возбуждения уголовного дела;
– принятии решения по результатам рассмотрения
сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном ст. ст. 145, 146 УПК РФ;
По уголовным делам, по которым производство
предварительного следствия обязательно, дознаватель производит неотложные
следственные действия в соответствии со ст. 157 УПК РФ. После направления
уголовного дела военному прокурору он выполняет отдельные следственные
действия, оперативно-розыскные и розыскные мероприятия только по поручению
военного прокурора, следователя.
Согласно статье 9 этой же Инструкции дознание
по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия
необязательно, органами дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других
войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная
служба, не производится (за исключением органов пограничной службы Российской Федерации
и органов Государственной противопожарной службы МЧС России по уголовным делам,
указанным в п. 3 и п. 6 ч. 3 ст. 151 УПК РФ). В соответствии с п. 7 ч. 3 ст.
151 УПК РФ дознание по указанным уголовным делам в порядке, установленном
главой 32 УПК РФ, производится следователями военной прокуратуры.
Закон (п. 1. ч. 3 ст. 40 УПК РФ) наделяет
правом возбуждения уголовного дела и проведения неотложных следственных
действий капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, по
факту совершения преступления на данных судах.
В соответствии со ст. 69 Кодекса торгового
мореплавания (КТМ) Российской Федерации[22]
капитаны морских судов, находящихся в плавании, выполняют функцию органа
дознания (возбуждают уголовное дело и выполняют неотложные следственные
действия) в случае совершения на судне, находящемся в плавании, деяния,
предусмотренного уголовным законодательством РФ. Капитан или другое лицо,
выполняющее по его поручению функции органа дознания, при совершении на борту
вверенного ему судна преступления любым членом экипажа, пассажирами и всеми
другими находящимися на судне лицами, за исключением лиц, пользующихся
дипломатической неприкосновенностью, производит все неотложные следственные
действия по установлению и закреплению следов преступления, которые в условиях
дальнего плавания судна могут иметь значение неотложных. Во время пребывания
судна в иностранном порту капитаны дальнего плавания руководствуются
общепризнанной международной нормой о том, что все находящиеся в это время на
судне члены экипажа, а также пассажиры полностью подпадают под действие
уголовных законов прибрежного государства, компетентные органы которого вправе
применять свою юрисдикцию в отношении совершенного преступления.
Капитаны речных судов, находящихся в дальнем
плавании, наделены такими же процессуальными полномочиями, что и капитаны
морских судов.
В соответствии с пунктом 2 ч. 3 ст. 40 УПК РФ
руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест
расположения органов дознания, указанных в ч. 1 статьи 40 УПК РФ, выполняют
функцию органа дознания в отношении преступлений, совершенных по месту
нахождения данных партий и зимовок. Они наделены лишь правом возбуждения
уголовного дела и производства неотложных следственных действий.
Дипломатическое представительство является
постоянным органом внешних сношений РФ (посольство или миссия), которое
находится на территории другого государства. Этот зарубежный орган внешних
сношений учреждается на основе взаимного соглашения одним государством на
территории другого для поддержания постоянных официальных контактов; выступает
от имени учредившего его государства.
В соответствии со ст. 2 Консульского устава
СССР (утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1976 г.[23], Законом СССР от 29 октября
1976 г.) консульскими учреждениями являются: консульские отделы дипломатических
представительств, генеральные консульства, консульства, вице-консульства и
консульские агентства. Консульские учреждения подчинены МИД России и действуют
под общим политическим руководством главы дипломатического представительства РФ
в стране пребывания (ст. 4 Устава). Консульские отделы возглавляются
заведующими (генеральными консулами или консулами). Генеральные консульства,
консульства, вице-консульства и консульские агентства возглавляются
соответственно генеральными консулами, консулами, вице-консулами и консульскими
агентами (ст. 5 Устава). В государствах, где нет дипломатических
представительств, с согласия государства пребывания на консула могут быть
возложены также и дипломатические функции.
Анализ ст. 40 УПК РФ позволяет заключить: с
учетом объема полномочий указанные в данной статье участники уголовного
судопроизводства подразделяются на две группы. Первую образуют те органы
дознания, которые наделены правом возбуждать уголовные дела и проводить
дознание в полном объеме по уголовным делам, по которым не обязательно
предварительное следствие. Вторую группу составляют такие субъекты
уголовно-процессуальной деятельности, которые уполномочены возбуждать уголовные
дела и проводить неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым
обязательно предварительное следствие (ч. 2 ст. 40 УПК РФ). При этом вторая
группа обладает отличительной особенностью – речь идет о субъектном составе. Он
существенно шире по сравнению с субъектным составом первой группы. Это
обусловлено тем обстоятельством, что неотложные следственные действия
правомочны осуществлять не только органы дознания, такие, как органы внутренних
дел, таможенные органы, служба судебных приставов и др., но и отдельные
должностные лица. Например, капитаны морских и речных судов, находящихся в
дальнем плавании, главы дипломатических консульств и др. (ч. 2, 3 ст. 40, ст.
157 УПК РФ).
Кроме того, указанные органы дознания и
уполномоченные должностные лица с учетом своей компетенции подразделяются на
две категории. К первой категории относятся те из них, которые уполномочены
возбуждать уголовные дела и осуществлять неотложные следственные действия в
пределах компетенции: органы внутренних дел, пограничные органы Федеральной
службы безопасности, командиры воинских частей и соединений, начальники
учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России и др.
Ко второй категории относятся те субъекты
уголовно-процессуальной деятельности, которые наделены правом возбуждать
уголовные дела и проводить неотложные следственные действия только в пределах
своей территории. Это капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем
плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от места расположения
органов дознания, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту
нахождения данных партий и зимовок; главы дипломатических представительств и
консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о
преступлениях, совершенных в пределах территории данных представительств и
учреждений.[24]
Следует подчеркнуть, что подследственность
субъектов первой категории шире подследственности субъектов второй категории.
Первая включает в себя минимум два признака: родовой и территориальный. Вторая
изначально ограничивается территориальным признаком.
Однако независимо от принадлежности органов дознания
к той или иной группе (категории) непосредственно функцию дознания осуществляют
дознаватели. Заметим, что данный термин был введен в оборот только УПК РФ. До
этого времени употреблялся термин «лицо, производящее дознание». В соответствии
с ч. 7 ст. 5 УПК РФ дознаватель – это должностное лицо органа дознания,
правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять
предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия,
предусмотренные данным Кодексом.
Если обратиться к первоначальной редакции
упомянутой нормы УПК РФ, то можно увидеть, что под дознавателем понималось лицо
органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме
дознания. Данное понятие не распространялось на лицо, назначенное на должность
дознавателя, а также лицо, производящее по поручению начальника органа дознания
неотложные следственные действия по уголовным делам, подследственным органам
предварительного следствия. Необходимость в таком поручении явно существовала.
Существует она и до сих пор. Это объясняется тем обстоятельством, что,
например, в уголовно-исполнительной системе Минюста России отсутствует
должность штатного дознавателя. Начальник учреждения или органа УИС Минюста
России, уполномоченный на производство неотложных следственных действий, в силу
ряда объективных причин не будет непосредственно заниматься расследованием
преступлений. Он, как показывает практика, поручает производство неотложных
следственных действий наиболее подготовленному в правовом отношении сотруднику
своего учреждения или органа.[25]
Насколько законным является делегирование указанных уголовно-процессуальных
полномочий начальником учреждения (органа) УИС Минюста России своему
подчиненному сотруднику, допустимо ли признавать доказательства, полученные
последним в ходе расследования преступлений, – данные вопросы не
истолковывались однозначно и выступали предметом многих научных дискуссий.
Кроме указанного, под первоначальное понятие не подпадал дознаватель, который
производил следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.
29 мая 2002 года в редакцию ч. 7 ст. 5 УПК РФ
Федеральным законом были внесены изменения, в соответствии с которыми
расширился перечень лиц, подпадавших под понятие «дознаватель». Им стало
признаваться также лицо, правомочное осуществлять иные полномочия,
предусмотренные УПК РФ. Но и новая редакция ч. 7 ст. 5 УПК РФ оказалась
несовершенной, поскольку по-прежнему затрудняла производство неотложных
следственных действий отдельными участниками уголовного судопроизводства,
например начальниками подразделений УИС Минюста России. Поэтому в ч. 7 ст. 5
УПК РФ 4 июля 2003 г. была внесена очередная поправка, делающая более удобной в
правоприменении рассматриваемую дефиницию уголовно-процессуального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 151 УПК РФ штатные
дознаватели предусмотрены в таких государственных органах, как органы
внутренних дел, пограничные органы федеральной службы безопасности, служба
судебных приставов Минюста России, таможенные органы, органы Государственной
противопожарной службы, органы Государственного комитета по контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Независимо от различной
ведомственной принадлежности все дознаватели обладают равным процессуальным
статусом. Их компетенция разграничивается только в связи с различной
подследственностью уголовных дел.
Заметим, что в Большом юридическом словаре под
термином «процессуальный статус» понимается установленное нормами
процессуального права положение его субъектов, совокупность их прав и
обязанностей.[26]
УПК РФ, в отличие от УПК РСФСР, содержит отдельную статью, закрепляющую в
систематизированном виде полномочия дознавателя по производству следственных и
иных процессуальных действий, принятию процессуальных решений (ст. 41).
Так, дознаватель наделен следующими основными
правами:
1) при проверке сообщения о преступлении
требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их
участию специалистов (ч. 1 ст. 144 УПК РФ);
2) ходатайствовать о продлении срока проверки
сообщения о преступлении до 10 суток (в отдельных случаях – до 30 суток) (ч. 3
ст. 144);
3) применять меры процессуального принуждения
(гл. гл. 12 – 14);
4) принимать процессуальные решения,
предусмотренные УПК РФ (ч. 3 ст. 41);
5) осуществлять производство неотложных
следственных действий по поручению органа дознания (ст. ст. 40, 157);
6) обжаловать указания начальника органа
дознания прокурору, а указание прокурора – вышестоящему прокурору (ч. 4 ст.
41). Следует обратить внимание на тот факт, что обжалование дознавателем
указаний начальника органа дознания и прокурора не приостанавливает их
исполнение рассматриваемым участником уголовного судопроизводства;
7) иные права, предусмотренные УПК РФ.
Уголовно-процессуальное законодательство
возлагает на дознавателя следующие обязанности:
1) осуществлять свою деятельность,
руководствуясь принципами уголовного судопроизводства (гл. 2 УПК РФ);
2) принять, проверить сообщение о любом
совершенном или готовящемся преступлении (ст. 144);
3) в установленный законом срок принять решение
по результатам проверки сообщения о преступлении (ст. 144);
4) уведомить заявителя о принятом решении по
результатам проверки сообщения о преступлении (ст. 145);
5) при наличии повода и основания,
предусмотренных ст. 140 УПК РФ, возбудить уголовное дело с вынесением
соответствующего постановления (ч. 1 ст. 146);
6) рассматривать каждое заявленное по
уголовному делу ходатайство в порядке, установленном главой 15 УПК РФ (ст.
159);
7) принимать меры попечения о детях, об
иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его
имущества (ст. 160);
8) устраниться от участия в производстве по
уголовному делу при наличии оснований для отвода, предусмотренных гл. 9 (ст.
62);
9) выяснять все обстоятельства, подлежащие
доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ (ст. 86);
10) осуществлять иные обязанности, предусмотренные
уголовно-процессуальным законом.
Отдельно следует заметить, что дознаватель
вправе с согласия прокурора возбудить перед судом ходатайство об избрании в
отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, меры пресечения в
виде заключения под стражу. Однако реализация данного права в случае
удовлетворения судом ходатайства накладывает на дознавателя и соответствующую
обязанность – составить обвинительный акт не позднее 10 суток со дня заключения
лица под стражу.[27]
При невозможности составить обвинительный акт в
предусмотренный законом срок изменяется форма расследования преступления с
дознания на предварительное следствие либо данная мера пресечения отменяется,
при этом форма расследования преступления – дознание – остается прежней (ст.
224).
Применительно к обвинительному акту следует
заметить, что его составление означает принятие ряда важных процессуальных
решений, имеющих самостоятельный характер в ходе производства предварительного
следствия: вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого,
составление итогового процессуального документа, в котором отражается результат
исследования обстоятельств совершенного преступления, определяется степень вины
лица, в отношении которого составлен обвинительный акт, и др. Последний
утверждается начальником органа дознания. Кроме того, составление
обвинительного акта имеет правовым следствием изменение
уголовно-процессуального статуса лица, подозреваемого в совершении
преступления. Данное лицо становится обвиняемым, приобретая при этом
определенную отличительную совокупность прав и обязанностей в уголовном
судопроизводстве.
В контексте вышеизложенного полагаем, что
определенный интерес вызывает рассмотрение соотношения понятий «орган дознания»,
«начальник органа дознания», «дознаватель».
Анализ уголовно-процессуального
законодательства, во-первых, побуждает в большей части к отождествлению понятий
«орган дознания» и «начальник органа дознания». Данное заключение
поддерживается и отдельными учеными. Так, Ю.Д. Лившиц, Т.К. Биятов утверждают,
что если начальник органа дознания производит лично дознание, то он выступает в
качестве органа дознания, а не дознавателя. Причем данная позиция находит
отражение и в ведомственных приказах органов предварительного расследования.[28]
Во-вторых, содержание УПК РФ позволяет
констатировать: начальник органа дознания, по сравнению с органом дознания,
дознавателем, фигурирует в качестве участника уголовного судопроизводства
достаточно редко. Например, в ходе досудебного производства требуется
утверждение им обвинительного акта, составленного дознавателем (ч. 4 ст. 225
УПК РФ), по ходатайству дознавателя он вправе до 10 суток продлить срок
проверки сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении (в отдельных
случаях – до 30 суток) (ч. 3 ст. 144 УПК РФ), в ст. 41 УПК РФ (ч. 4)
закреплено, что указания начальника органа дознания, данные в соответствии с
УПК РФ, обязательны для дознавателя. Это основные моменты, имеющие
непосредственное отношение к статусу начальника органа дознания. Но чаще речь в
законе идет либо об органе дознания, либо о дознавателе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|