В этой связи представляется
целесообразным создать практику использования номерных (т.е. строгой
отчетности) бланков протоколов осмотра жилища, обыска и выемки в жилище. Это
обяжет следователя приобщать к материалам уголовного дела протоколы
следственных действий, в том числе в тех случаях, когда в их ходе не были
получены обвинительные доказательства. Особое значение данное предложение будет
иметь тогда, когда осмотр жилища, обыск и выемка в жилище производятся в
случаях, не терпящих отлагательства.
Неприкосновенность частной жизни,
сохранение конфиденциальности передаваемой информации гарантированы ст. 23
Конституции РФ, ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, ст. 17 Международного
пакта о гражданских и политических правах, ст. 8 Европейской конвенции о защите
прав человека и основных свобод.
В соответствии с данным принципом тайна
переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений
находится под охраной закона. Ограничение этого права не допускается, кроме
случаев, прямо указанных в законе.[65]
Под охраняемой законом тайной
понимается прежде всего защита личных и семейных конфиденциальных сведений,
сообщаемых иным физическим и юридическим лицам, которым доверено хранить,
защищать и распоряжаться временно или постоянно такого рода информацией. Эти
сведения, как правило, затрагивают частную жизнь, профессиональные интересы и
обеспечиваются защитой под страхом наступления юридической ответственности. К
наиболее распространенным и охраняемым законом тайнам относятся различные
конфиденциальные сведения личной и семейной жизни, в том числе содержащие
профессиональные и личные тайны, банковская, страховая, медицинская,
адвокатская, нотариальная и некоторые другие виды тайн.
Часть 1 ст. 24 Конституции РФ
устанавливает общее условие в отношении сбора, хранения, использования и
распространения информации о частной жизни лица, которым является согласие
этого лица. Однако подобного согласия не требуется, если сбор, хранение,
использование и распространение сведений о частной жизни лица производятся при
проведении следствия, дознания, оперативно-розыскных мероприятий. Порядок
работы правоохранительных органов с информацией персонального характера
регулируется уголовно-процессуальным законодательством и ведомственными подзаконными
нормативными актами. В случаях нарушения прав гражданина заинтересованное лицо
вправе обратиться за защитой в судебные органы.[66]
В конституционной теории и практике
общепризнано, что ограничение гражданских прав и свобод правомерно в условиях
чрезвычайного положения (межнациональные конфликты, стихийные бедствия,
эпидемии и т.п.). Введение режима чрезвычайного положения согласно ч. 1 ст. 56
Конституции РФ может повлечь за собой ограничение отдельных личных прав и
свобод человека и гражданина, к которым относится и право на тайну телефонных
переговоров.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ в ст.
186 закрепил право следователя на осуществление следственного действия –
контроля и записи телефонных и иных переговоров. При этом особое значение
отводится процедуре ограничения прав гражданина на тайну переписки, телефонных
и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, которые допускаются
только на основании судебного решения (ст. 13) и судебного порядка получения
разрешения на проведение следственного действия (ст. 165), ограничивающего
конституционные права граждан.[67]
Следователь, осуществляющий
предварительное следствие по уголовному делу, уполномочен давать органу
дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении
оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий,
об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве
иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении
(п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ).
Федеральный закон от 18 августа 1995 г.
«Об оперативно-розыскной деятельности» в п. 10 ч. 1 ст. 6 предусматривает
прослушивание телефонных переговоров оперативно-розыскными органами.
Данное мероприятие заключается в
конспиративном слуховом контроле с помощью технических средств переговоров,
ведущихся по линиям телефонной связи или односторонних сообщений, и, как
правило, их фиксации в целях обнаружения сведений о преступной деятельности
лица, объекта оперативной заинтересованности, выявления его связей и получения
информации, способствующей решению конкретных задач ОРД.[68]
Итак, в соответствии со ст. 186 УПК РФ
при наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры
подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие
значение для уголовного дела, их контроль и запись допускаются при производстве
по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях только на основании
судебного решения.
При наличии угрозы совершения насилия,
вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля
или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись
телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных
лиц, а при отсутствии такого заявления – на основании судебного решения.
Контроль (запись) переговоров возможен
только по делам о тяжких и об особо тяжких преступлениях при наличии достаточных
оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого,
обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для
уголовного дела, или в случае, если существует реальная угроза применения в
отношении потерпевшего, свидетеля или в отношении их близких родственников,
родственников, близких лиц насилия, вымогательства и других преступных
действий.[69]
Фактические данные, послужившие
основанием к производству данного следственного действия, должны содержаться в
доказательствах (показаниях свидетелей, потерпевших и т.д.). Фактическое
основание принятия решения о контроле и записи переговоров такое же, как и для
следственного действия, предусмотренного ст. 35.1 Основ. Оно заключается в
наличии достаточных данных (доказательств), позволяющих полагать, что во время
записи переговоров конкретного лица могут быть получены сведения, имеющие
значение для дела. Юридическое основание – постановление судьи или письменное
заявление потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников,
близких лиц.
Данное следственное действие
производится в отношении переговоров лиц, которые могут располагать сведениями
о преступлении либо иными сведениями, имеющими значение для уголовного дела.
С точки зрения
науки философии взаимодействие – философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним
объектом другого. Взаимодействие – объективная и универсальная форма движения,
развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной
системы.[70]
Переходя на более низкий уровень можно рассматривать конкретно взаимодействие
органов внутренних дел так, как это делает наука ОРД: Взаимодействие – деятельность,
заключающаяся в наиболее целесообразном выборе и реализации организационных и
тактических мер, направленных на создание оптимальных условий для решения задач
борьбы с преступностью путем осуществления упорядоченных и взаимоувязанных
действий двух или более субъектов. Еще более конкретизируя понятие и оставаясь
в рамках науки ОРД можно вывести что: Взаимодействие органов дознания и
предварительного следствия это основанная на законе, согласованная по целям,
месту и времени, деятельность данных субъектов, осуществляемая в целях
предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, а также розыска
преступников. Там же приводятся формы
взаимодействия вышеуказанных органов. Это: 1. Законность 2. Научность 3.
Плановость 4. Общность интересов 5. Нормативность 6. Равенство прав субъектов.
Основным нормативным актом, регулирующим процесс
взаимодействия дознания и предварительного следствия ОВД является Приказ МВД РФ
от 20 июня 1996 г. № 334 «Об утверждении Инструкции по организации
взаимодействия подразделений и служб внутренних дел в расследовании и раскрытии
преступлений».[71]
Данный иормативно-правовой акт хотя и не дает
определения взаимодействия, но определяет его основополагающие принципы как то:
– соблюдение
законности, конституционных
прав и свобод граждан;
– комплексное
использование сил и средств органов внутренних дел;
– персональная
ответственность следователя, руководителей оперативных подразделений и
начальников милиции общественной безопасности за проведение и результаты
следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
– самостоятельность следователя в принятии решений, за исключением
случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством;
– самостоятельность
сотрудников оперативных подразделений в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности а
рамках действующего законодательства;
– согласованность
планирования следственных действий и оперативно-розыскных
мероприятий;
– непрерывность
взаимодействия в организаторской деятельности, расследовании и раскрытии
преступлений до принятия решения по уголовному
делу.
Прежде всего
обращает на себя внимание конкретность указанных принципов
в отличии от приведенных ранее, что и не удивительно,
поскольку непосредственно закон, как регулятор
практической деятельности ОВД должен быть более конкретен нежели
общетеоретические научные выкладки. Кроме принципов закон определяет основные
задачи взаимодействия:
– обеспечение
неотложных следственных действий и оперативно–розыскных мероприятий при
совершении преступлений;
– всестороннее и
объективное расследование преступлений, своевременное изобличение и привлечение
к уголовной ответственности лиц, их совершивших, а также розыск скрывшихся
преступников;
– осуществление
мероприятий, направленных на возмещение материального ущерба, причиненного гражданам и организациям вне зависимости от форм
собственности преступными действиями виновных лиц.
Хотелось бы
отметить что если две первые задачи решаются в настоящее время органами
внутренних дел на достаточно высоком уровне, то третья задача, а конкретнее
возмещение материального ущерба в современных условиях является почти
недостижимой. Юридическая наука выделяет также формы такого взаимодействия:
1.
Обмен
информацией
2.
Совместное
планирование
3.
Совместный
анализ и оценка оперативной обстановки
4.
Совместная
учеба и разбор реализованных дел
5.
Совместная
работа на месте происшествия.
Данные формы выведенные наукой нашли свое отражение в
нормативной базе деятельности ОВД практически без изменений, а в завершение общей
характеристики взаимодействия дознания и предварительного расследования хотелось бы
привести нормативно-правовую основу данного
взаимодействия:
– Конституция
Российской Федерации;[72]
– уголовное и
уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации;
– законодательство
в сфере оперативно-розыскной
деятельности;
– международные
договоры РФ по вопросам взаимодействия правоохранительных органов в сфере
борьбы с преступностью;
– Инструкция по
организации взаимодействия подразделений и служб
органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений, ведомственные
и межведомственные нормативные акты.
В соответствии с
внутриведомственными нормативными актами взаимодействие между следователем,
оперативным работником и дежурной частью начинается, как правило, с момента
поступления в дежурную часть сообщения о преступлении, подследственном
следователю. В органах внутренних дел сложилась четкая система дежурных частей,
деятельность которых регламентируется ведомственными нормативными актами.
Дежурная часть
призвана по поступлении сообщения о совершении или готовящемся преступлении
немедленно на него реагировать, организовывать на этой стадии четкое
взаимодействие следователя, оперативных работников, эксперта-криминалиста и др.
Специалистов и их незамедлительный выезд для осмотра места происшествия,
раскрытия преступления по горячим следам и задержании преступника.
При
непосредственном обращении граждан в дежурную часть, каждое заявление о
преступлении заносится в книгу учета сообщений о происшествиях, в которой
отмечается число, время, от кого и о чем поступили (в органах прокуратуры также
имеются журналы учета заявлений и сообщений о происшествиях, в которые
заносятся сведения, поступившие к следователям и прокурорам). При этом в
обязательном порядке оформляется протокол в соответствии с требованиями
уголовно-процессуального законодательства, а заявителю выдается уведомление о
принятии заявления. Как только заявление или сообщение будет подтверждено следственно-оперативной
группой с места происшествия. Оно регистрируется в журнале о совершенных
происшествиях. Зарегистрированные заявления и сообщения передаются на рассмотрение
начальнику органа внутренних дел, который дает соответствующие направления
возбуждать уголовное дело, провести проверку. Провести досудебную подготовку
материалов. В книге учета сообщений об этом делается пометка. В ней же
указывается номер и дата возбуждения уголовного дела. При отказе в возбуждении
уголовного дела указывается номер проверочного материала. Материалы об отказе
в возбуждении уголовного дела регистрируются в Журнале учета материалов, по
которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Каждому из материалов присваивается очередной порядковый номер. По
поступившему заявлению или сообщению о преступлении в срок не более трех суток
со дня его получения, а в исключительных случаях в срок не более десяти суток
должно быть принято решение о возбуждении уголовного дела, об отказе в
возбуждении уголовного дела. Возбуждение уголовного дела – первая стадия
уголовного процесса, которая создает необходимые основания для дальнейших следственных
действий. Сам факт возбуждения уголовного дела указывает на то, что
правоохранительные органы установили признаки состава преступления в том или
ином деянии и начали действия, в которые по мере продвижения вовлекается
множество государственных служб и граждан. С выявлением повода орган дознания,
следователь, прокурор принимают меры для установления оснований возбуждения
уголовного дела. Наука уголовного процесса трактует их как фактические данные
о наличии в деянии признаков состава преступления и отсутствию обстоятельств,
исключающих производство по делу. Следовательно, своевременность и
обоснованность возбуждения уголовного дела зависят от проверки обстоятельств
происшествия, которые предшествует вынесению постановления о возбуждении
уголовного дела. Таким образом, установление оснований возбуждения уголовного
дела можно назвать предварительной проверкой повода к этому, будь то заявление
гражданина или непосредственное обнаружение признаков преступления[73].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|