Следственно-оперативная
группа, созданная для раскрытия конкретного преступления (целевая).
Ведомственными
нормативными актами предусмотрено создание целевой (временной) СОГ – для
расследования преступлений по конкретному уголовному делу.
Такая СОГ
создается через некоторое время после обнаружения факта преступления, если к
этому времени оно не было раскрыто и прекращает свою деятельность после
установления лица, совершившего преступление.
Совместная
следственно-оперативная группа.
Ведомственными
нормативными актами предусмотрено создание совместных следственно-оперативных
групп (бригад) – для расследования тяжких преступлений, в том числе
совершенных организованными преступными группами, либо для расследования
сложного уголовного дела с большим объемом работы. В состав группы могут
включаться по согласованию сотрудники органов прокуратуры, МВД, ФСБ и
федеральной службы налоговой полиции. Рассмотрим деятельность такой
следственно-оперативной группы на примере СОГ по пресечению и расследованию
деятельности организованных преступных групп. Данная СОГ (бригада) создается в
целях объединения усилий следственных, оперативных, технических и других служб
и расследованию деятельности организованной преступной группы. Инициатором
создания СОГ (бригады) может быть надзирающий прокурор, следователь, принявший
дело к своему производству, либо орган, осуществляющий проверку реализацию
материалов оперативно-розыскной деятельности. Руководителем СОГ назначается
прокурор, начальник ОВД, начальник следственного подразделения или один из
следователей, в производстве которых находится дело. При значительном объеме
работы и большой численности СОГ, могут назначаться заместители руководителя,
создаваться штаб во главе с начальником штаба. Начальник ОВД, начальник
следственного подразделения, оперативных подразделений (последние только в
части проведения оперативно-розыскных действий) организованное руководство
осуществляют в силу своего должностного положения. Они постоянно контролируют
деятельность СОГ путем наблюдения за выполнением согласованных планов
проведения следственных и оперативно-розыскных действий, заслушивают
следователя – руководителя (ежедневно или еженедельно) и других членов группы
о результатах их работы, а также, иногда, лично участвуют в производстве
расследования, проводят допросы основных фигурантов по деду. Одновременно они
осуществляют координацию действий СОГ с другими службами. При этом руководителем
должен быть не просто начальник по должности, а работник следственного
подразделения, то есть должностное лицо, являющееся следователем по профессии:
заместитель прокурора по следствию, начальник отдела надзора за следствием и
т.п. Следователи СОГ выполняют необходимые следственные действия от своего
имени с указанием наименования группы и в объеме, установленном ее членами.
Следователи осуществляют свою деятельность в соответствии с
уголовно-процессуальным законодательством, а оперативные работники в
соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с
УПК РФ следователи обладают широкой процессуальной самостоятельностью в
принятии решений при производстве предварительного расследования, за
исключением случаев, когда предусмотрено получение санкции прокурора или
решение суда; руководитель СОГ (прокурор или начальник следственного отдела)
вправе давать следователю указания о производстве предварительного следствия.
Такие указания даются следователю в письменной форме и являются обязательными
для исполнения. Однако, в случаях несогласия следователя с указаниями о
привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме
обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении
дела следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с изложением
своих возражений и приостановить их выполнение. В этом случае прокурор или
отменяет указание нижестоящего прокурора (начальника следственного отдела) или
исключает данного следователя из состава следственно-оперативной группы по
данному делу и поручает его производство другому следователю. Подобным образом
обстоит дело и при возникновении разногласий между следователем и оперативным
работников. Таким образом, положительные стороны работы следственно-оперативных
групп состоит в сочетании следственных, поисковых и оперативно-розыскных
действий по конкретным делам, незамедлительном использовании оперативной
информации для получения документов по делу, изобличения виновных лиц и
возмещении материального ущерба.
Таким
образом, законодатель в ч. 2 ст. 38 УПК РФ наделяет следователя значительными
полномочиями по направлению хода расследования, производству следственных и
иных процессуальных действий, которые составляют юридическую основу
процессуальной самостоятельности следователя. Следователь имеет право
самостоятельно выдвигать и проверять версии, планировать следственные и иные
процессуальные действия, собирать, проверять и оценивать доказательства в
порядке, установленном УПК. На основании этого можно дать следующую
классификацию принимаемых следователем процессуальных решений по критерию
процессуальной самостоятельности.
Следователь
самостоятельно может принимать следующие процессуальные решения:
·
признание доказательства недопустимым (ч. 2 ст. 88 УПК РФ);
·
принятие решения о приводе обвиняемого (подозреваемого), а также потерпевшего и
свидетеля (ст. 113 УПК РФ);
·
вызов граждан для допроса (ст. 187 УПК РФ);
·
задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений (ст. 91 УПК РФ),
вынесение постановления о привлечении их в качестве подозреваемых или
обвиняемых;
· о
выделении из уголовного дела в отдельное производство другого уголовного дела
(ч. 1 ст. 154 УПК РФ), выносить постановление о выделении из уголовного дела
материалов, содержащих сведения о новом преступлении (ст. 155 УПК РФ).
В
целях обеспечения в уголовном судопроизводстве конституционных прав человека и
основных свобод УПК РФ ограничивает самостоятельность следователя при избрании
меры пресечения в виде заключения под стражу т.к. оно допускается только на
основании судебного решения.
Процессуальная
самостоятельность следователя со стороны прокурора непосредственно
ограничивается при принятии следующих процессуальных решений:
·
возбуждение уголовного дела (ч. 1 ст.146 УПК РФ);
·
возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения;
·
вынесение постановления следователя о прекращении производства по УД (п. 13 ч. 2
ст. 37 УПК РФ);
·
утверждение прокурором обвинительного заключения (п. 1 ч. 1 ст. 221 УПК РФ).
Вместе
с тем, мы рассмотрели в работе проблемы, связанные с процессуальной
самостоятельностью следователя.
Из
работы можно сделать следующий вывод: процессуальная самостоятельность
следователя относится к основным принципам уголовного судопроизводства. Хотя
самостоятельность следователя и реализуется главным образом на досудебной
стадии, но это не означает, что её реализация не отражается на осуществлении
правосудия. Следователь должен принимать решения и действовать по своему
внутреннему убеждению и нести полную ответственность за расследование
уголовного дела. Из этого следует, что решения должны изначально приниматься
следователем самостоятельно даже тогда, когда требуется санкция или согласие
судьи и прокурора.
На сегодняшний
день процессуальное положение следователя таково, что при принятии
основополагающих решений следователь целиком и полностью зависит от прокурора.
Так
следователь не вправе без согласия прокурора возбудить уголовное дело,
обратиться в суд с ходатайством на применение меры пресечения в виде домашнего
ареста и заключения под стражу и для проведения определённых следственных
действий без согласования с прокурором.
Вся
проблема заключается в том, что на сегодняшний день ещё действует старый
порядок, когда санкцию на проведение следственных действий даёт прокурор, а не
суд. С 1 января 2004 года нагрузка от бюрократических формальностей на
следователей и дознавателей значительно возрасла, что никак не послужит поводом
для повышения эффективности их работы. Ведь когда писалась Конституция,
предполагалось, что полномочия прокуратуры по санкционированию действий
следователей и дознавателей, ущемляющих основные права и свободы граждан,
просто перейдут суду, что наиболее логично в данной ситуации.
Постоянное
обращение к чужому мнению, согласования и утверждения не позволяют следователю принимать
решения по собственному убеждению. Все это неминуемо скажется на отношении к
результатам расследования, его инициативе в решении задач следствия. Без
закрепления в законодательстве процессуальной самостоятельности следователя как
принципа судопроизводства её реализация представляется довольно призрачной.
Поэтому,
если на данном этапе не будут обеспечены гарантии деятельности следователя, то
это приведёт к дальнейшему обезличиванию этой процессуальной фигуры, снижению
престижа этой профессии и утрате профессиональной, действенной категории
юристов.
Чтобы
избежать этого, мы предлагаем внести изменения в ст. 165 УПК и дать возможность
следователю напрямую обращаться в суд с ходатайством о проведении следственных
действий, которые требуют судебного разрешения с уведомлением прокурора. Это
нисколько не снизит роль прокуратуры как надзорного органа и, в то же время,
повысит уровень процессуальной самостоятельности следователя и дознавателя и
укрепит их процессуальный статус, повысит эффективность их работы.
Необходимо
пересмотреть порядок возбуждения уголовного дела, и отдать всё-таки инициативу
в этом вопросе в руки следователя, т.е. необходимо установить такой порядок,
когда следователь возбуждает уголовное дело с обязательным уведомлением
прокурора. Это, опять же только увеличит эффективность работы следователя,
обеспечив ему достаточный уровень процессуальной самостоятельности, т.к. они
смогут действовать намного быстрее и оперативнее, обеспечив успех
расследования.
Такой
процессуальный акт как возбуждение уголовного дела является основополагающим в
уголовном судопроизводстве, т.к. с него начинается предварительное
расследование и без вынесения постановления о возбуждении уголовного дела
невозможно вынесение процессуальных актов, производство следственных действий,
т.е. вообще производство по уголовному делу. Поэтому, на наш взгляд нахождение
этого вопроса в компетенции следователя и дознавателя будет способствовать
повышению эффективности расследования путём обеспечения достаточного уровня
процессуальной самостоятельности следователя.
Из
рассмотренных в работе материалов можно сделать вывод, что все споры о
процессуальной самостоятельности следователя вытекают из-за недостаточной
определённости их статуса, закрепления которого в УПК РФ явно недостаточно.
Все
предложения по внесению изменений в УПК РФ, высказанные в работе будут
эффективны только в комплексе с принятием федерального закона «О статусе
следователя», который будет гарантировать достаточные правовые и социальные
гарантии статуса следователя и дознавателя, а также гарантии, того что эти
должности занимают квалифицированные люди, способные обеспечить проведение
предварительного следствия на высоком уровне без нарушений законности и
избежать потока жалоб в суды всех инстанций. При этом считаем необходимым
выделение органов следствия из ведомств, которым они подчиняются в Федеральную
службу расследования при Правительстве России.
Только
в этом случае мы сможем получить эффективную и справедливую юстицию, которая
является неотъемлемой частью современного демократического общества, где
гарантируются все права и свободы человека и гражданина.
Нормативные
акты
1. Конституция Российской
Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от
17.10.2005, № 42, ст. 4212.
2. Уголовно-процессуальный
Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.06.2005) // СЗ
РФ от 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921, СЗ РФ от 06.06.2005, № 23, ст. 2200.
3. Уголовный Кодекс Российской
Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 17.06.1996, №
25, ст. 2954, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (ч. 1), ст. 3104.
4. Федеральный закон «Об
оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 22.08.2004)
// СЗ РФ от 14.08.1995, № 33, ст. 3349, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.
5. Федеральный закон «О
Прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 15.07.2005)
// СЗ РФ от 20.11.1995, № 47, ст. 4472, СЗ РФ от 18.07.2005, № 29, ст. 2906.
6. Закон РФ «О милиции» от
18.04.1991 № 1026-1 (ред. от 09.05.2005) // ВСНД и ВС РСФСР от 18.04.1991, №
16, ст. 503, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст. 1752.
7. Приказ МВД РФ «Об утверждении
Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов
внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений» от 20.06.1996 № 334
(ред. от 18.01.1999) // Бюллетень текущего законодательства, МВД РФ, выпуск 16,
часть III. – М., 1996.
8. Постановление Пленума
Верховного Суда РФ «О применении судами норм Уголовно-процессуального Кодекса
Российской Федерации» от 05.03.2004 № 1 // Бюллетень Верховного Суда РФ. –
2004. – № 5.
9. Постановление ВС РСФСР «О
концепции судебной реформы в РСФСР» от 24.10.1991 № 1801-1 // ВВС РСФСР, 1991,
№ 44, ст. 1435.
Специальная
литература
10. Адвокатура в России: Учебник / Под
ред. Демидовой Л.А., Сергеева В.И. – М., 2004.
11. Александров И. В. Процессуальные и
криминалистические проблемы организации расследования преступлений // Правовые
и организационно-тактические проблемы борьбы с преступностью в Сибирском
регионе: Сборник материалов научно-практической конференции, – Красноярск,
1998.
12. Багаутдинов Ф.Н. О содержании
судебного контроля на предварительном следствии // Журнал российского права. –
2002. – № 12.
13. Басков В. О предварительном
следствии // Советская юстиция. – 1990. – № 15.
14. Божьев В.П., Трусов А.И.
Процессуальная самостоятельность и независимость следователя: история и
современность // Проблемы формирования социалистического правового государства:
Труды Академии. – М.; Изд-во Акад. МВД СССР, 1991.
15. Бойков А. Д. Взаимодействие права и
морали в уголовном судопроизводстве // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 40.
– М. 1984.
16. Болтошев Е.Д. Функции прокурора в
досудебных стадиях уголовного процесса: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. –
М., 2002.
17. Взаимодействие следователей с
оперативными работниками ОВД. Метод. Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. – М. ВНИИ
МВД СССР. – 1981.
18. Власов А.А. Полномочия следователя в
советском уголовном процессе: Дис. ... канд. юрид. наук. – М., 1979.
19. Влезько Д.В. Проблемы
организационных функций начальника следственного отдела: Дис. ... канд. юрид.
наук. – Краснодар, 2002.
20. Вопросы расследования преступлений.
Справочное пособие под ред. И.Н. Кожевникова, А.Я. Качанова. Изд. 2. – М.:
«Спарк». – 1997.
21. Воронин Э.И. Процессуальное
положение следователя органов внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук. –
Саратов, 1973.
22. Гаврилов Б.Я. О процессуальной
самостоятельности следователя: история, реальное состояние, перспективы
развития // Право и политика. –2001. –№ 2.
23. Гончаров И. Д. Развитие советского
законодательства о процессуальном положении следователя: Дис... канд. юрид.
наук. – Киев, 1974.
24. Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков
К.В. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Комментарий – М.:
Новый юрист. – 1997.
25. Громов Н.А. О принципе
процессуальной самостоятельности следователя // Следователь. – 1997. –№ 6.
26. Громов Н. А., Лисовенко В.В.,
Затона Р.Е. Следователь в уголовном процессе. // Следователь. – № 4. – 1998. –
С. 15.
________________________________________________________________________________________________
27. Гулиев В.Н., Гудзинский Ф.М.
Социалистическая демократия и личные права. – М., 1948.
28. Гуляев А П. Следователь в уголовном
процессе. – М., 1981.
29. Гуськова А.П. Процессуально-правовые
и организационные вопросы подготовки к судебному заседанию по УПК РФ. –
Оренбург, 2002.
30. Дармаева В.Д. О процессуальной
самостоятельности следователя // Следователь. – 2002. –№ 10.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|