Также
прокурор может лично участвовать в производстве предварительного следствия и в
необходимых случаях производить отдельные следственные действия, разрешать
отводы, заявленные следователю, отстранять следователя от дальнейшего
производства расследования, передавать уголовные дела от одного следователя
другому, отменять незаконные и необоснованные постановления, продлевать срок
предварительного расследования, утверждать обвинительное заключение, возвращать
уголовное дело на дополнительное расследование. Как мы видим перечень действий
следователя, на которые требуется согласие прокурора, значителен. По
Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР 1960 года не требовалось согласие
прокурора на возбуждение уголовного дела, производство осмотра жилища,
наложение ареста на имущество и ряд других решений следователя. Тем не менее,
предложений сузить круг процессуальных действий, принимаемых с согласия
прокурора, в период его действия высказывалось достаточно много.[19] B. C. Шадрин считает, что
зависимость следователя от прокурора при осуществлении им своих действий и
решений выходит далеко за пределы исключений, когда законом предусмотрено
получение санкции, «хотя расследование ведёт следователь, прокурор имеет все
возможности в любой момент вмешаться в него и побудить следователя к
правильной, с его точки зрения, корректировке хода и результатов расследования
в порядке осуществления надзора за исполнением следователем требований закона».[20]
При
столь значительном расширении форм судебного контроля на предварительном
следствии возникает вопрос о его соотношении с прокурорским надзором.
Деятельность следователя оказывается под двойным контролем, что осложняет не
только его работу, но и влечёт ограничение некоторых прав граждан и юридических
лиц, увеличение сроков расследования. Снижается быстрота, оперативность в
исследовании обстоятельств преступлений, которые обретают всё более сложные
квалифицированные виды. Стоит вспомнить слова гуманиста и юриста Ч. Беккариа,
который писал: «Чем скорее следует наказание за преступлением, чем ближе к
нему, тем оно справедливее, тем оно полезнее».[21]
При
рассмотрении данной проблемы заслуживает интерес мнение И. Л. Петрухина. Он
считает, что нет надобности в том. чтобы одни и те же контрольные функции выполняли
различные органы: «Нет смысла иметь на предварительном следствии как бы двойной
заслон от ошибок и злоупотреблений. При хорошо поставленном судебном контроле
прокурорский надзор в некоторых отношениях становится излишним».[22] В связи с этим он предлагает, чтобы
при обращении в суд следственный орган ставил в известность прокурора и при
отсутствии возражений передавал материалы в суд, где сам обосновывал бы
необходимость проведения следственного действия. При этом прокурор оставляет за
собой право участвовать в суде, если его участие будет способствовать принятию
законного и обоснованного решения. Данный вариант представляется вполне приемлемым,
тем более в связи с расширением сферы судебного обжалования действий любого
органа государственной власти, права граждан в случае возможных нарушений будут
восстановлены.
Уголовно-процессуальный
кодекс РФ наделил обширными процессуальными правами начальника следственного
отдела (ст. 39). Кроме контрольных полномочий в отношении следователя, он
получил право отмены постановлений следователя о приостановлении
предварительного следствия, внесения прокурору ходатайства об отмене и иных
постановлений, незаконных или необоснованных на его взгляд. Также начальник
следственного отдела может проверять материалы уголовного дела, давать указания
о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий,
привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении
подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации обвинения и об
объёме обвинения (ч. 2 ст. 39 УПК РФ). Таким образом, из смысла данной статьи
следует, что практически все процессуальные решения, действия следователя по расследованию
уголовного дела подпадают под контроль начальника следственного отдела.
При
анализе норм УПК РФ, определяющих полномочия прокурора и начальника
следственного отдела, возникает сомнение вообще о наличии у следователя
какой-либо самостоятельности в принятии решений. Закон предусматривает только
некоторые гарантии обеспечения самостоятельности.[23]
К ним
относится и право следователя не согласиться с указаниями прокурора и
начальника следственного отдела по наиболее существенным вопросам
предварительного следствия.
В
отличие от УПК РСФСР 1960 года, основания для представления возражений
расширены такими, как: несогласие об избрании меры пресечения либо отмене или
изменении меры пресечения, отказ в даче согласия на возбуждение перед судом
ходатайства об избрании меры пресечения или производстве иных процессуальных
действий, а также при отводе следователя или отстранении его от дальнейшего
ведения дела.
Следователь
вправе представить письменные возражения на указания начальника следственного
отдела прокурору (ст. 39 УПК РФ). В этой же статье указано, что следователь
вправе представить и в суд письменные возражения на указания начальника
следственного отдела, но не уточняется, в каких конкретно случаях следователь
может обращаться к прокурору или в суд. Закон также не содержит процедурных
вопросов рассмотрения прокурором или судом возражений следователя, что уже
делает эту гарантию неэффективной.
Данный
правовой механизм на протяжении многих десятилетий уже показал свою
несостоятельность. Внесение возражений на указания прокурора или начальника
следственного отдела встречаются в практике довольно редко. Обжалования
прокурору указаний начальника следственного отдела практически не встречаются.[24]
УПК
РФ лишил следователя одного из основных процессуальных полномочий –права на
возбуждение уголовного дела. Ранее уголовно-процессуальное законодательство
всегда стояло на позициях предоставления следователю права самостоятельного
принятия такого решения и неясно, чем руководствовались разработчики нового
закона. Только А. Я. Вышинский своим директивным указанием от 31 августа 1934
г. лишал следователя права на самостоятельное возбуждение уголовного дела.
Согласно Основам уголовного судопроизводства и УПК РСФСР 1960 г следователь
вновь был наделён широкими полномочиями в стадии возбуждения уголовного дела.
Следователь практически слагает с себя ответственность за законность
возбуждения уголовного дела и соответственно за дальнейший результат
расследования.[25]
Уголовно-процессуальный
кодекс РФ указывает на обязательность для исполнения всеми учреждениями,
предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами требований,
поручений и запросов следователя (ст. 21 ч. 4 УПК РФ), но при этом не
предусматривает последствий их неисполнения и ответственности. «Нет
ответственности за неявку к следователю без уважительных причин, за нарушение
порядка во время проведения следственных действий, отказ в предоставлении
информации, документов, выделении специалистов и т. д. Подобные действия должны
наказываться в административном порядке, причём далеко не символическим штрафом»,[26] –пишет О. Темираев и совершенно
прав. Не понятно, на что надо уповать следователю при повальном правовом
нигилизме.
Новый
кодекс ограничил право следователя на внесение представлений о принятии мер по
устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления. Если раньше
следователь мог внести его на любом этапе расследования, то теперь только при
окончании предварительного расследования (ст. 158 ч. 2 УПК РФ). При этом закон
обязывает рассмотреть представление не позднее одного месяца со дня его
вынесения с обязательным уведомлением о принятых мерах. Следователь, возможно,
направляет ответ на представление в суд или же указывает, чтобы ответ был
направлен сразу в суд, но уже сам не правомочен оценить полноту и качество
принятых мер.
Обеспечение
процессуальной самостоятельности следователя имеет огромное значение при
выполнении задач предварительного следствия. Представление самостоятельности
важно и тем, что таким образом на следователя возлагается ответственность за
ход и результаты расследования. Ответственность может возникнуть только на
основе свободы в принятии решений, а не при выполнении указаний, в правильности
которых он не всегда убеждён. Кроме повышения персональной ответственности,
самостоятельность способствует строгому и точному соблюдению правовых
предписаний.
Процессуальную
самостоятельность следователя, также и его независимость необходимо отнести к
принципам уголовного судопроизводства. Хотя самостоятельность следователя и
реализуется главным образом на досудебной стадии, но это не означает, что её
реализация не отражается на осуществление правосудия. Следователь должен
принимать решения и действовать по своему внутреннему убеждению и нести полную
ответственность за расследование уголовного дела. Из этого следует, что решения
должны изначально приниматься следователем самостоятельно даже тогда, когда
требуется санкция или согласие судьи и прокурора. Постоянное обращение к чужому
мнению, согласования и утверждения не позволяют следователю принимать решения
по собственному убеждению. Все это неминуемо скажется на отношении к
результатам расследования, его инициативе в решении задач следствия. Без
закрепления в законодательстве процессуальной самостоятельности следователя как
принципа судопроизводства её реализация представляется довольно призрачной.
Поэтому,
если на данном этапе не будут обеспечены гарантии деятельности следователя, то
это приведёт к дальнейшему обезличиванию этой процессуальной фигуры, снижению
престижа этой профессии и утрате профессиональной, действенной категории
юристов.
Назначение и роль
следователя, содержание и формы его деятельности могут быть раскрыты во всей их
полноте, подвергнуты анализу и правильно поняты лишь при условии проникновения
во внутреннюю структуру этой деятельности, изучения всех её составных частей в
отдельности и в органической взаимосвязи между собой. Такой подход
представляется вполне возможным и реальным, если использовать в качестве
научного инструмента категорию процессуальных функций как определённых
направлений, особым образом отграниченных сторон уголовно-процессуальной деятельности,
различающихся по своим ближайшим целям и формам осуществления.
В теории уголовном процесса
можно считать утвердившейся концепцию, согласно которой каждый субъект
уголовно-процессуальной деятельности выступает носителем конкретных функций,
причём функции таких субъектов, как следователь, прокурор, составляют основу
уголовного процесса, определяют его структуру и принципы построения. Однако
вопрос о понятии процессуальных функций и их видах является едва ли не самым
спорным. Одни учёные указывают на наличие в уголовном судопроизводстве
определённых уголовно-процессуальных функций, осуществляемых участниками
(субъектами) уголовно-процессуальной деятельности. Другие, напротив, отрицают
существование в уголовном процессе каких-либо обособленных друг от друга
процессуальных функций, полагая что уголовно-процессуальтное законодательство
не даёт оснований для строгого размежевания уголовно-процессуальной
деятельности на различные функции.
Однако и среди сторонников
концепции уголовно-процессуальных функций отсутствует совпадение точек зрения
по целому ряду существенных моментов, например о самом понятии процессуальных
функций, об их сущности, о количестве их в уголовном процессе. Более того, в
понятие даже одноимённых функций разные авторы нередко вкладывают различное
содержание. Шимановский исходит из того, что нет и не может быть
уголовно-процессуальных функций, которые осуществляются в равной мере разлиными
субъектами уголовно-процессуальной деятельности. Каждый участник процесса
осуществляет свою, присущую только ему уголовно-процессуальную функцию, и
соответственно под процессуальными функциями понимается основная
процессуальная обязанность, в которой проявляется главное назначение и которой
определяется процессуальная роль каждого из участников процесса. Вместе с тем
общность основных процессуальных задач, стоящих в равной мере перед всеми
участниками процесса, не исключает того, что эти задачи государственные органы
в процессе выполняются разными, специфическими для каждого из них способами, в
различных процессуальных формах.[27]
Что касается процессуальных
функций, выполняемых в угловном судопроизводстве следователем как самостоятельным
участником уголовно-процессуальной деятельности то, М.С. Строгович полагает,
что следователь одновременно осуществляет три функции: обвинения, защиты и
разрешения дела, –и отмечает, что функции обвинения (уголовного преследования)
и защиты у следователя возникают лишь после появления в процессе обвиняемого.
Вся же деятельность следователя до этого момента, есть следственная
деятельность, предварительное следствие, в котором ещё не расчленены
процессуальные функции, и эта деятельность представляет собой необходимую
подготовку к уголовному преследованию, но не само уголовное преследование.[28] В результате этого весьма
ответственная деятельность следователя на протяжении нередко довольно
значительного периода производства предварительного следствия до предъявления
обвинения остаётся как бы обезличенной и не охваченной какой-либо
процессуальной функцией. Тем самым большая часть, кропотливая, порой решающая,
работа следователя, направленная на раскрытие преступления, обнаружение и
изобличение преступника, не находит своего должного отражения в теории
процессуальных функций.
Л.Н. Гусев считает, что у
следователя имеется одна процессуальная функция – это всестороннее, полное и
объективное исследование обстоятельств дела. [29] С этим мнением также нельзя
согласиться, ибо исследование дела является не функцией, присущей лишь
следователю, а процессуальным методом установления истины по уголовному делу, в
равной мере используемым судом, прокурором, следователем и органом дознания.
Л.А. Мариупольский и Г.Р.
Гольст наделяют следователя пятью функциями в том числе такими, как привлечение
общественности к борьбе с преступностью и функция воспитания. [30]
Аналогично Шимановскому
вопрос о процессуальных функциях решают Рахунов Р.Д. и П.С. Элькинд,
усматривающие в деятельности следователя осуществление одной основной функции
– функции расследования. Сторонники этого мнения, считатют что расщепление
единой по своему характеру и сущности процессуальной деятельности следователя
по производству расследования уголовных дел на целый ряд самостоятельных
функций, присущих в основном другим участникам процесса, является
искусственным. Наименование процессуальной функции следователя, включащей в
себя различные стороные его деятельности по расследованию уголовных дел, не
может совпадать, как иногда полагают, с наименованием какой-либо определённой
стадии уголовного процесса, ибо осуществление этой функции следователем
распространяется на весь досудебный этап движения уголовного дела либо
охватывает лишь определённый период в стадиях возбуждения уголовного дела или
предварительного следствия.[31]
Несколько новый взгляд на
функции осуществляемые следователем во время расследования уголовного дела
высказал Ларин А.М., наделив следователя следующими функциями, сообразно целям
в уголовно-процессуальной деятельности: исследования обстоятельств дела,
уголовное преследование, защита, устранение и возмещение вреда, возражения
против гражданского иска, обеспечение прав и законных интересов лиц,
участвующих в деле, предупреждение преступлений, процессуальное руководство и
разрешение дела. Эти функции автор выделил исходя данного им определения
процессуальным функциям: процессуальные функции – это виды (компоненты, части)
уголовно-процессуальной деятельности, которые различаются по особым
непосредственным целям, достигаемым в итоге производства по делу.[32]
Очень интересным и
заслуживающим особого внимания на мой взгляд представляет из себя мнение на
этот счёт Нажимова В.И.. Говоря о процессуальных функциях автор отмечает, что
уголовно-процессуальная деятельность, будучи сложной и многогранной,
действительно, складывается из различных составных частей. Однако частями
(этапами) процесса принято называть стадии процесса. Необходимо поэтому
следующее уточнение,: есть такие компоненты уголовно-процессуальной
деятельности, которые свойственны всем стадиям уголовного процесса. Необходимо
уголовно-процессуальные функции рассматривать в качестве важнейших видов
уголовно-процессуальной деятельности, различающихся по своей направленности, т.е.
ближайшей цели, на достижение которой направлен данный вид деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|