Проблемы процессуального статуса следователя
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА
1. СЛЕДОВАТЕЛЬ КАК УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА.. 7
§ 1.
Понятие и процессуальное положение следователя. 7
§ 2.
Место следователя в системе функций уголовного процесса. 26
ГЛАВА
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ИНЫМИ УЧАСТНИКАМИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА.. 37
§ 1.
Ведомственный контроль и прокурорский надзор за деятельностью следователя 37
§ 2.
Судебный контроль за деятельностью следователя. 41
§ 3.
Взаимодействие следователя с органами дознания при расследовании уголовных дел 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 87
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 91
Происходящие
в стране экономические и социальные изменения привели к резкому увеличению
количества преступлений, техническому вооружению преступников, изощренным
способам совершения преступлений. Современное состояние преступности, ее
постоянный рост и изменение качественных характеристик, прежде всего, повышение
организованности – требуют кардинальных изменений в работе правоохранительных
органов, в первую очередь, в деятельности следователя. В таких условиях
возникла необходимость существенного усиления процессуального статуса
следователя.
Успех
борьбы с преступностью в существенной мере определяется тем, насколько быстро и
полно будет раскрыто каждое преступление, изобличены и преданы суду все лица,
виновные в его совершении. Правильное решение следователем вопросов, входящих в
предмет доказывания по каждому уголовному делу, во многом предопределяет
законность и справедливость судебного приговора. Какой бы процессуальной
самостоятельностью и независимостью суд ни обладал, он выносит свою оценку,
исходя из материалов уголовного дела, направляемого прокурором на его
рассмотрение. Именно следователь в первую очередь определяет наличие состава и
события преступления, доказывает виновность лица, привлечённого к уголовной
ответственности, определяет юридическую оценку преступления, сумму причинённого
материального ущерба и т.д..
Выше перечисленные задачи решаются в ходе
предварительного следствия. Следует подчеркнуть, что именно следователь
является органом государства, осуществляющим государственно-правовую функцию
расследования преступлений. Следователи учреждены специально для осуществления
данной функции.
Раскрытие и расследование преступлений,
изобличение виновных, восстановление доброго имени человека, составляют
сущность работы следователя. От его умения и энергии, настойчивости и
оперативности, инициативы и самоотверженности во многом зависит исход дела.
Таким образом,
налицо актуальность сформулированной темы дипломной работы, которая позволяет
не только определить новые подходы к исследованию проблем процессуального
статуса следователя, но и систематизировать накопленные юридической наукой
знания и правоприменительную практику.
Степень научной
разработанности проблемы. Понятие процессуального статуса следователя широко
используется в юридической науке и правоприменительной практике.
Отдельные стороны
проблемы процессуального статуса следователя неоднократно рассматривались в
правовой науке. В дипломной работе, в частности, используются работы таких ученых
в сфере уголовно-процессуального и других отраслей права, как , и ряда других
авторов, комментарии уголовно-процессуального законодательства, учебники
уголовно-процессуального права.
Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и
степени научной разработанности проблемы.
Целью представленной работы выступает комплексный
теоретико-правовой анализ проблем процессуального статуса следователя,
проведенный по следующим направления:
-
всесторонний
анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников
процессуального статуса следователя;
-
рассмотрение
проблем применения правовых норм, регулирующих процессуальный статус
следователя.
В рамках данных направлений предполагается решить
следующие задачи:
-
выявить
тенденции развития норм, регулирующих процессуальный статус следователя;
-
определить
понятие и процессуальное положение следователя, его место в системе функций
уголовного процесса;
-
рассмотрение
проблем процессуального статуса следователя, таких как процессуальная
самостоятельность следователя, контроль и надзор за деятельностью следователя,
взаимодействие следователя с органами дознания.
Объект и предмет исследования определяются тематикой
работы, ее целью и задачами.
Объектом научного анализа настоящей работы являются
проблемы процессуального статуса следователя как теоретическая категория и как
правовое явление социальной действительности.
Предметная направленность определяется выделением и
изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников, судебной
практики.
Методологической основой исследования является
диалектический метод. В ходе исследования использовались обще– и частнонаучные,
а также специальные методы познания.
Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и
дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью
которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа,
системный и исторический методы. К специальным методам, использовавшимся в
работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового
моделирования, различные способы толкования права.
Данные методы позволили наиболее последовательно и
полно рассмотреть различные аспекты организации работы следователя в рамках
цели и задач исследования.
Нормативную основу составили: Конституция РФ,[1] федеральное законодательство,
затрагивающее вопросы регулирования правового статуса следователя в уголовном
процессе. Судебная практика представлена решениями федеральных судов.
Научная новизна исследования заключается в том, что
оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа
проблем процессуального статуса следователя как института уголовного процесса в
свете последних изменений законодательства в данной области.
Следователь –должностное лицо, уполномоченное осуществлять
предварительное расследование уголовных дел в форме предварительного следствия.
Этот участник уголовного судопроизводства отнесен к числу участников со стороны
обвинения. Но это не означает, что он во что бы то ни стало должен изобличать
лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Закон требует от него, чтобы он,
осуществляя доказывание, устанавливал также обстоятельства, смягчающие
ответственность обвиняемого, исключающие преступность и наказуемость его
деяния, а также влекущие за собой освобождение от уголовной ответственности и
наказания (ст. 73 и 85 УПК РФ[2]), т.е. способствовал
всестороннему, полному и объективному разрешению уголовного дела.
В наши дни следователями могут быть должностные лица, состоящие на
государственной службе в прокуратуре, органах внутренних дел, федеральных служб
безопасности и наркоконтроля. К их ведению отнесено расследование большинства
уголовных дел о преступлениях, отличающихся, как правило, повышенной сложностью
и опасностью. При определенных в УПК РФ условиях они вправе осуществлять предварительное
расследование и в форме дознания (ч. 3 ст. 151 УПК РФ), а также по поручению
прокурора поддерживать в суде государственное обвинение.
Все следователи пользуются при расследовании преступлений равными
процессуальными правами и несут одинаковые процессуальные обязанности
независимо от их ведомственной принадлежности. Уже давно у нас в стране
обсуждается вопрос о создании единого следственного аппарата, который объединил
бы «под одной крышей» всех следователей независимо от их ведомственной принадлежности.
Для решения задач, которые должны решаться в ходе предварительного
расследования дел, следователям предоставлены сравнительно широкие
процессуальные полномочия (ч. 2 ст. 38 УПК РФ):
– возбуждать уголовные дела;
– принимать их к своему производству или передавать прокурору для
направления по подследственности;
– самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о
производстве следственных и иных процессуальных действий (кроме случаев, когда
необходимо получение судебного решения и (или) санкции прокурора);
– давать органам дознания обязательные для исполнения письменные
поручения о производстве отдельных следственных действий, оперативно-розыскных
мероприятий, об исполнении постановлений и производстве иных процессуальных
действий;
– осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом.[3]
При производстве предварительного следствия следователь процессуально
самостоятелен. Это проявляется не только в том, что он может сам направлять ход
расследования, но и в том, что ему дано право при определенных в законе (см. ч.
3 ст. 38 УПК РФ) обстоятельствах не подчиняться указаниям прокурора. Он вправе
сделать это, если не согласен с указанием или решением прокурора: а) о
привлечении лица в качестве обвиняемого; б) о квалификации преступления; в) об
объеме обвинения; г) об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры
пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого, обвиняемого; д)
об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании
меры пресечения или о производстве некоторых иных процессуальных действий (к
примеру, о продлении срока содержания под стражей, об осмотре жилища, производстве
обыска или выемки в жилище, наложении ареста на имущество); е) о направлении
уголовного дела в суд или его прекращении; ж) об отводе следователя или об
отстранении его от дальнейшего ведения следствия; з) о передаче уголовного дела
другому следователю.
В случаях такого рода следователь передает материалы расследуемого им
дела со своими возражениями вышестоящему прокурору, который может отменить
данное нижестоящим прокурором указание либо поручить продолжение расследования
данного дела другому следователю.[4]
Для решения возложенных на него задач (раскрыть преступление, изобличить
виновного, не допустить привлечения в качестве обвиняемого невиновного и др.)
следователь наделен значительными властными полномочиями:
– по собиранию доказательств (вызов и допрос свидетелей, потерпевших и
других лиц, назначение экспертизы, производство обысков, выемок, осмотров,
освидетельствований, совершение других предусмотренных законом действий);
– по принятию решений, например, о привлечении в качестве обвиняемого, о
признании потерпевшим, об окончании предварительного следствия (как правило,
следователь составляет обвинительное заключение или прекращает уголовное дело).
Процессуальная
самостоятельность следователя (дознавателя) – положение
уголовно-процессуального законодательства, согласно которому следователь
самостоятельно принимает все решения о направлении следствия и производстве
следственных действий (за исключением случаев, когда законом предусмотрено
получение санкции или согласия прокурора) и несет полную ответственность за их
законное и своевременное проведение. Правом вмешательства в процессуальную
деятельность следователя обладают только прокурор и начальник следственного
отдела путем дачи ему письменных указаний о производстве следствия. В то же
время следователю предоставлено право отстаивать свое мнение об основных
решениях, принимаемых по делу (ч.3 ст.38 УПК РФ), и при этом высказывать свои возражения.[5]
Следователь
осуществляет государственно-правовую функцию расследования преступлений. Для ее
понимания, осуществления и совершенствования важно исследование сущности
принципа процессуальной самостоятельности следователя как субъекта
расследования. Следователь является основным субъектом расследования потому,
что он самостоятельно производит основное количество следственных и иных
процессуальных действий.[6]
Уголовно-процессуальное
законодательство устанавливает необходимые гарантии законности и обоснованности
принимаемых следователем процессуальных решений. К таким гарантиям относятся
закрепленные в действующих нормах принципы уголовного процесса: законности,
всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела,
презумпция невиновности, обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на
защиту, язык, на котором ведется предварительное расследование и другие.
В
юридической литературе высказаны суждения об отнесении к основополагающим
руководящим началам, имеющий нормативно-правовой характер в уголовном
судопроизводстве принцип процессуальной самостоятельности следователя,
закрепленный в ст. 38 УПК РФ. Тем самым подчеркивается определенная значимость
данного принципа для дальнейшего укрепления законности и улучшения всей
следственной работы.
Принципы
уголовного процесса – это вытекающие из природы Российского государства,
теоретически обоснованные и законодательно закрепленные основные правовые
положения, которые выражают демократическую и гуманистическую сущность
уголовного процесса, определяют построение всех его процессуальных форм, стадий
и институтов и направляют уголовно-процессуальную деятельность на достижение
задач и целей, поставленных государством перед уголовным судопроизводством в
целом и стадии предварительного расследования в частности.[7]
Все
они составляют единую систему, ибо в своем осуществлении взаимосвязаны и
взаимообусловлены. Эта взаимосвязь проявляется в любом действии, при вынесении
любого процессуального решения следователя. Каждый принцип есть вместе с тем
условие обеспечения эффективности других принципов и всего процесса в целом.
Принцип
процессуальной самостоятельности следователя представляет реальную гарантию
законности и обоснованности процессуальных решений следователя, поскольку дает
ему возможность в пределах установленной законодательством компетенции вполне
самостоятельно формулировать выводы и суждения на основе проверенных
достоверных доказательств. Презюмируется при этом, что никто лучше следователя,
в чьем производстве находится дело и кто лично непосредственно вникает в
сущность исследуемых обстоятельств, не может оценить доказательства в их
совокупности и принять наиболее оптимальные и верные и рациональные решения по
каждому возникающему правовому вопросу.[8]
Это –
одна из важнейших сторон рассматриваемой проблемы.
Необходимо,
далее, учитывать, что положение о процессуальной самостоятельности следователя
относится к принципам так же, как применительно к судебной деятельности к ним
относится независимость судей, присяжных заседателей и подчинение их только
закону; оба они выражают одинаковую сущность процессуальной деятельности ее
участников – государственных органов.
Недостаточно
четкой представляется в связи с этим трактовка процессуальной самостоятельности
следователя не как принципа уголовного процесса, а лишь как условия
осуществления независимости судей и их подчинения только Конституции и
федеральному закону или как положения, ограждающего внутреннее убеждение
следователя.[9] Несомненна, конечно, связь
между указанными принципами, так же как их самостоятельное значение; термины «независимость»
и «самостоятельность» могут в данном случае рассматриваться как синонимы при
определении сущности процессуальной деятельности следователей и судей. Конечно,
процессуальная самостоятельность и независимость следователя и независимость
судей – понятия отнюдь не тождественные.[10] Если следственная
деятельность осуществляется под постоянным контролем начальника следственного
отдела и надзором прокурора, которые вправе давать следователю обязательные
письменные указания по расследуемому им делу, то судьям такого рода указания по
расследуемому им делу никто давать не может. Сущность процессуальной
деятельности, в основе которой лежат принципы процессуальной самостоятельности
участников процесса –государственных органов неизменна, но условия их
осуществления различны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|