В ходе надзорных мероприятий в органах внешней
разведки Минобороны РФ прокурор вправе изучать только те оперативно-служебные
документы, которые заведены в связи с обеспечением собственной безопасности
указанных органов.[57]
Незаконный отказ в представлении прокурору
документов в зависимости от обстоятельств может рассматриваться как невыполнение
требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. Прокурор
в этих случаях при наличии оснований вправе принимать меры для привлечения
виновных должностных лиц в установленном законом порядке к ответственности, в
том числе и уголовной.
Защиту от разглашения сведений, содержащихся в
представленных документах и материалах об ОРД поднадзорных органов, обязаны
обеспечить руководители прокуратуры.
Персональная ответственность за несоблюдение
установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную
тайну, возлагается на уполномоченных прокуроров.
В целях обеспечения защиты сведений, содержащихся
в представленных прокурорам документах и материалах, в каждой прокуратуре
определяются лица, на которых возлагается обязанность ведения делопроизводства
по документам ОРД.
Единая система делопроизводства в Генеральной
прокуратуре РФ, прокуратурах субъектов РФ, городов и районов, военных,
транспортных и иных специализированных прокуратурах по документам ОРД,
содержащим секретные сведения, устанавливается Инструкцией об организации
делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной
деятельности (Приложение 3 к приказу Генерального прокурора РФ от 25 апреля
2000 г. № 56).
Делопроизводство ведется работниками, на которых
приказом соответствующего прокурора возложен надзор за исполнением ФЗ об ОРД.
Уполномоченным прокурорам, а также лицам, на
которых возложено ведение делопроизводства по документам ОРД, оформляется
допуск для работы с документами, составляющими гостайну.
В соответствии с ФЗ об ОРД сведения о лицах,
внедренных в ОПГ, о ШНС ОРО, а также о конфидентах предоставляются соответствующим
прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением
случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.[58]
Прокурор в соответствии с ФЗ о прокуратуре имеет
самые широкие полномочия по надзору за исполнением законов в ОРД.
Например, прокурор наделен правом требовать от
руководителей и других должностных лиц ОРО проведения проверок либо ревизий
деятельности соответствующих ОРО. Причем в соответствии со ст. 22 ФЗ о
прокуратуре должностные лица ОРО обязаны приступить к выполнению такого
требования незамедлительно.
Прокурор вправе требовать привлечения лиц,
осуществляющих ОРД, к материальной или дисциплинарной ответственности. В этих
целях прокурор вносит представление ОРО.
Прокурор вправе предостеречь соответствующее
должностное лицо ОРО о недопустимости нарушения закона.
Прокурор вправе возбудить уголовное дело при
наличии предусмотренных законом оснований о совершении лицами, осуществляющими
ОРД, преступления.
Однако при использовании общих полномочий должна
учитываться специфика надзора в сфере ОРД.
Например, к числу таких общих полномочий
относится право прокурора беспрепятственно входить на территории и в помещения
государственных органов, за исполнением законов в деятельности которых он
осуществляет надзор. Однако при этом следует учитывать сущность понятий «территория»
и «помещение», используемых в такой специфической сфере, какой является ОРД.
Например, нестандартная ситуация возникает в
связи с тем, что ФЗ об ОРД предоставлено право ОРО: использовать в ходе проведения
ОРМ по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество
предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые
помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц (ст. 4, ч. 1 ст.
5 ФЗ об ОРД); создавать в установленном законодательством РФ порядке
предприятия (легендированные объекты), необходимые для решения предусмотренных
ФЗ об ОРД задач (п. 5 ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД). В указанных помещениях могут
располагаться специальная техника и информационные системы, с которыми могут
работать штатные сотрудники ОРО, ШНС и конфиденты. В этой связи вхождение на
такие объекты может происходить лишь в ситуации совершения в них преступления.[59]
Таким образом, в статье 5 Закона об ОРД
законодатель специально детализирует и конкретизирует отдельные положения ст. 23,
25 Конституции РФ в отношении важности соблюдения неприкосновенности жилища при
осуществлении оперативно-розыскной деятельности в процессе тех или иных
оперативно-розыскных мероприятий уполномоченными на то органами исполнительной
власти.
Часть 1 ст. 5 Закона находится в
строгом соответствии с диспозицией ч. 1 ст. 23 Конституции РФ. Завершая
диспозицию ч. 1 ст. 5, законодатель из конституционного перечня прав и свобод
человека и гражданина выделяет неприкосновенность жилища. Данное положение
согласуется с положением ч. 2 ст. 23 Конституции РФ. Статья 25 Конституции РФ
гарантирует неприкосновенность жилища.
Во-вторых, Закон содержит запрет на
осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и задач,
не предусмотренных Законом. Необходимо строго соблюдать все его предписания как
в режиме планируемых, так и осуществляемых оперативно-розыскных мероприятий,
указанных в Законе. Например, никто не имеет права использовать оперативно-розыскные
мероприятия для получения информации о конкурентах и их коммерческих тайнах,
если это не связано с расследуемым уголовным делом, в рамках
оперативно-поискового дела, а также розыскным делом (например, розыск лица,
скрывающегося от следствия и суда) или сбором информации при наличии признаков
преступления при ведении дела оперативного учета.
В-третьих, отдельной нормой (ч. 3 ст. 5
Закона) утверждается право любого лица, которое считает, что его право на
неприкосновенность жилища было нарушены тем или иным органом, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, обжаловать эти действия в вышестоящий
оперативный орган, либо территориальному прокурору, либо в суд. Это является
главной гарантией неприкосновенности жилища при осуществлении ОРМ.
В Законе дано указание на соблюдение
конституционного принципа открытости и гласности, законности и защиты доброго
имени, чести и достоинства лица, в отношении которого имелись подозрения в его
виновности в преступном деянии при производстве оперативно-розыскных
мероприятий.
Следует особо выделить законодательную
новеллу, в которой отмечается право судебного органа (ч. ч. 5 и 6 ст. 5
Закона), рассматривающего заявление (жалобу, обращение) лица, считающего, что в
проведении ОРМ были нарушены его законные права, обязать оперативный орган
предоставить заявителю сведения, которые привели к нарушению его прав и свобод
на основании Закона. Судья не только может, но и обязан дать соответствующую
правовую оценку факту по существу вопроса.
В Законе отражено положение, подтверждающее
правовую аксиому о том, что нарушение любого закона влечет ответственность,
предусмотренную законодательством Российской Федерации. В зависимости от
нарушения норм и требований данного Закона ответственность может быть
административная, гражданская и уголовная либо смешанная, например,
административно-дисциплинарная, уголовно-гражданская. Поэтому в рассматриваемой
норме обоснованно заложено, что вышестоящий орган, прокурор либо судья должны
принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению
причиненного вреда. Например, возмещение причиненного вреда регламентировано
Гражданским кодексом РФ, в частности ст. 1069. Пострадавший может через суд
потребовать возмещение не только имущественного ущерба, но и морального вреда,
причиненного ему оперативно-розыскными мероприятиями.
Нормативные акты
1.
Конституция
Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ
от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.
2.
Всеобщая
Декларация прав человека. (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) //
Российская газета от 05.04.1995.
3.
Конвенция
о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950)
(вместе с Протоколом № 1 (Подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом № 4 об
обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в
Конвенцию и первый протокол к ней (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963),
Протоколом № 7 (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // СЗ РФ от 08.01.2001, №
2, ст. 163.
4.
Международный
пакт «О гражданских и политических правах» от 16.12.1966 // Бюллетень
Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12.
5.
Уголовно-процессуальный
Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.06.2005) // СЗ
РФ от 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921, СЗ РФ от 06.06.2005, № 23, ст. 2200.
6.
Гражданский
процессуальный Кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от
21.07.2005) // СЗ РФ от 18.11.2002, № 46, ст. 4532, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30
(ч. 1), ст. 3104.
7.
Уголовный
Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ
от 17.06.1996, № 25, ст. 2954, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (ч. 1), ст. 3104.
8.
Федеральный
закон «О почтовой связи» от 17.07.1999 № 176-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ
от 19.07.1999, № 29, ст. 3697, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.
9.
Федеральный
закон «О судебных приставах» от 21.07.1997 № 118-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // СЗ
РФ от 28.07.1997, № 30, ст. 3590, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.
10. Федеральный закон «Об
оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 22.08.2004)
// СЗ РФ от 14.08.1995, № 33, ст. 3349, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.
11. Федеральный закон «О статусе
члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации» от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 09.05.2005, с изм. от
21.07.2005) // СЗ РФ от 09.05.1994, № 2, ст. 74, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (ч.
1), ст. 3104.
12. Закон РФ «О государственной
тайне» от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ от 13.10.1997, №
41, стр. 8220-8235, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.
13. Закон РФ «О статусе судей в
Российской Федерации» от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 22.08.2004) // ВСНД и ВС
РФ от 30.07.1992, № 30, ст. 1792, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.
14. Федеральный закон «О
Прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 15.07.2005)
// СЗ РФ от 20.11.1995, № 47, ст. 4472, СЗ РФ от 18.07.2005, № 29, ст. 2906.
15. Закон РФ «О милиции» от
18.04.1991 № 1026-1 (ред. от 09.05.2005) // ВСНД и ВС РСФСР от 18.04.1991, №
16, ст. 503, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст. 1752.
16. Приказ Генпрокуратуры РФ «Об
организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной
деятельности» от 25.04.2000 № 56 // СПС Гарант.
17. Указание Генпрокуратуры РФ «О
порядке предоставления органами внутренних дел материалов для осуществления
прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об
оперативно-розыскной деятельности» от 29.07.1996 № 44/15, МВД РФ от 25.07.1996
№ 1/12812 // Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора РФ. –
М., 1999.
Специальная литература
18. Гаврилов Б.Я. Обеспечение
конституционных прав и свобод человека и гражданина в досудебном производстве.
– М.: МПСИ, 2003.
19. Горяинов К.К., Вагин О.А.,
Исиченко А.П. Теория и практика применения органами внутренних дел Закона «Об
оперативно-розыскной деятельности»: Научный доклад. – М.: ВНИИ МВД России,
2001.
20. Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф.,
Сурков К.В. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»:
Комментарий. – М.: Новый Юрист, 1997.
21. Давыдов Я.В.
Оперативно-розыскная деятельность: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2005.
22. Дубоносов Е.С Основы
оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций. – М.: ЮИ МВД РФ: Книжный мир, 2002.
23. Дубягин Ю.П., Дубягина О.П.,
Михайлычев Е.А. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной
деятельности». – М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.
24. Европейский Суд по правам
человека. Избранные решения. – М., 2000. – Т. 1.
25. Епихин А.Ю. Обеспечение
безопасности личности в уголовном судопроизводстве. – СПб.: Юрид. центр Пресс,
2004.
26. Захарцев С.И.
Оперативно-розыскные мероприятия: Общие положения. – СПб.: Юрид. центр Пресс,
2004.
27. Захарцев С.И.
Оперативно-розыскные мероприятия в России и за рубежом. – СПб., 2003.
28. Казак А.Е.
Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел и права человека. –
СПб., 1997.
29. Козлова Е.И., Кутафин О.Е.
Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ,
1998.
30. Колюшин Е.И. Конституционное
(государственное право) России: Курс лекций. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.
31. Комментарий к Конституции
Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. – М.: Фонд «Правовая
культура», 1996.
32. Комментарий к Уголовному
Кодексу Российской Федерации (постатейный) // Под ред. В. М. Лебедева. – М.:
Издательство «Юрайт», 2004.
33. Комментарий к Уголовному
кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В. И. Радченко; Науч. ред. А. С.
Михлин. – М., – 2000.
34. Конституция Российской
Федерации: Комментарий / Под ред. Б.Н.Топорнина, Ю.А.Батурина, Р.Г.Орехова. –
М., 1994.
35. Рудинский Ф.М.
Неприкосновенность жилища как правовой институт // Сов. государство и право. –
1976. – № 8.
36. Научно-практический
комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.В.Лазарева. – М.:
Спарк, 1997.
37. Оперативно-розыскная
деятельность: Учебник/ Под ред. К.К. Горяинова, B.C. Овчинского, Т.К. Синилова,
А.Ю. Шумилова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2004.
38. Органы охраны правопорядка:
Сб. документов / Сост. В. В. Черников. –М.: Проспект, 2004.
39. Основы оперативно-розыскной
деятельности: Учебник / Под ред. С.В. Степашина. – СПб.: Лань, 1999.
40. Основы оперативно-розыскной
деятельности. / Под ред. В. Б. Рушайло. – СПб.: Издательство «Лань», 2001.
41. Правовые основы
оперативно-розыскных мероприятий / Под ред. Е.М. Рябкова, В. В. Петрова. – М.,
2004.
42. Прокурорский надзор: Учебник
/ Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее
образование, 2005.
43. Прокурорский надзор: Учебник
для вузов / Под ред. А.Я. Сухарева. – М.: НОРМА, 2004.
44. Российское уголовное право:
Особенная часть: Учебник / Под ред. М. П. Журавлева, С. И. Никулина. – М.,
2003.
45. Смирнов М.П. Комментарии
оперативно-розыскного законодательства РФ и зарубежных стран: Учеб. пособие. –
М.: Экзамен, 2002.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|