Предусмотренная в рассматриваемой норме процедура
судебного рассмотрения и соответствующая процессуальная мера (санкция судьи)
связаны с решением задач уголовно-правового характера. Наделение суда
полномочием по осуществлению такой процедуры независимого одобрения ОРМ, которые
могут повлечь нарушение прав и свобод граждан на неприкосновенность жилища,
связанных с ограничениями конституционных прав граждан, создает дополнительную
гарантию их защиты (п. 6 Определения Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998
г. № 86-0 по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального
закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И. Г.
Черновой[40]).
Законодатель определяет сферу компетенции суда и
обязательность судебного решения применительно к рассмотрению материалов об
ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных
переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых только по
сетям электрической и почтовой связи, и на неприкосновенность жилища при
проведении ОРМ, которые могут повлечь нарушение прав и свобод граждан на
неприкосновенность жилища.[41]
Рассмотрение материалов об ограничении указанных
конституционных прав граждан при проведении ОРМ, которые могут повлечь
нарушение прав и свобод граждан на неприкосновенность жилища, осуществляется судом,
как правило, по месту проведения таких ОРМ, которые могут повлечь нарушение
прав и свобод граждан на неприкосновенность жилища, или по месту нахождения
органа, ходатайствующего об их проведении.
К числу судов, которым рекомендовано принимать к
своему рассмотрению материалы, подтверждающие необходимость ограничения права
гражданина на неприкосновенность жилища, отнесены верховные суды республик,
краевые, областные суды, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, суды
автономной области и автономных округов, военные суды округов, групп войск,
флотов и видов Вооруженных Сил РФ.
Районные (городские) народные суды, военные суды
армий, флотилий, соединений и гарнизонов не могут отказать в рассмотрении
таких материалов в случае представления их в эти суды (см. п. 1 Постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 1993 г. № 13 «О некоторых вопросах,
связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации»[42]).
Порядок рассмотрения материалов указанными судами
определяется в зависимости от того, впервые ли рассматривается материал об
ограничении права граждан на неприкосновенность жилища при проведении ОРМ или
после отказа судьей в проведении ОРМ, которые могут повлечь нарушение прав и
свобод граждан на неприкосновенность жилища.
Первичное рассмотрение материалов представляется
на рассмотрение судов районного (городского) звена и приравненных к ним судов
по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа,
ходатайствующего об их проведении. Однако это не исключает и первичного
обращения в вышестоящие суды.
Следует отметить, что территориальность действия
вышестоящих судов (областных, краевых и др.) гораздо шире; соответственно,
такие суды могут рассматриваться и как суды по месту нахождения
ходатайствующего органа, и как суда по месту проведения ОРМ, которые могут
повлечь нарушение прав и свобод граждан на неприкосновенность жилища. В
частности, областной суд, рассматривавший представленные материалы на ПТП и
давший судебную санкцию, был признан судом по месту проведения ОРМ, которые
могут повлечь нарушение прав и свобод граждан на неприкосновенность жилища, и
судом по месту нахождения ходатайствующего органа (п. 6 Определения
Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86-0).
На возможность обращения в вышестоящие суды, а
также на избирательность рассмотрения материалов судами районного (городского)
звена указывает фраза законодателя, что рассмотрение материалов
осуществляется, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту
нахождения соответствующего органа.[43]
Это связано с тем, что место проведения ОРМ, которые
могут повлечь нарушение прав и свобод граждан на неприкосновенность жилища,
может не совпадать с территориальностью расположения ОРО, когда ОРМ, которые
могут повлечь нарушение прав и свобод граждан на неприкосновенность жилища,
проводятся на основании запросов других ОРО, но не наделенных правом
проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, либо когда
ходатайствующий о проведении ОРМ орган расположен на значительном удалении (в
других населенном пункте, крае, области, республике) от места проведения ОРМ, которые
могут повлечь нарушение прав и свобод граждан на неприкосновенность жилища,
либо когда уполномоченный судья отсутствует по месту проведения ОРМ или
нахождения соответствующего органа.
Право рассмотрения указанных материалов
законодатель представляет уполномоченному на то судье.
Положение об «уполномоченном судье» не означает,
что рассматривать соответствующие материалы может только тот судья, который
имеет специальный допуск к сведениям, составляющим государственную тайну,
оформленный в соответствии с требованиями Закона РФ о гостайне.[44] Положение ст. 9 ФЗ
об ОРД об уполномоченном судье, означавшее необходимость распространения на него
требований Закона РФ о гостайне как условия допуска к сведениям, составляющим
государственную тайну, более не действует и не может применяться судами,
другими органами и должностными лицами (п. 6 Определения Конституционного Суда
РФ от 14 июля 1998 г. № 86-0). На судей распространяется действие ст. 21.1
Закона РФ о гостайне, согласно которой судьи на период исполнения ими своих
полномочий допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без
проведения проверочных мероприятий, предусмотренных ст. 21 Закона РФ о
гостайне.
Исходя из этого под уполномоченными судьями
следует рассматривать судей, специально выделенных для рассмотрения материалов
об ограничении права на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных
переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Отнесение к компетенции
уполномоченных судей рассмотрения указанных материалов направлено прежде всего
на обеспечение законности, недопустимость дублирования функций судей,
устранение возможности неоднократного обращения в один и тот же суд по одному
и тому же вопросу, но к разным судьям. В то же время в отсутствие
уполномоченного судьи такие материалы могут быть представлены на рассмотрение
любому судье суда общей юрисдикции. Судья не вправе отказать в рассмотрении таких
материалов в случае их представления. Это положение относится не только к
судьям районного (городского) звена, но и к вышестоящим судам.
Судья обязан единолично и незамедлительно
рассмотреть представленные материалы и принять соответствующее решение (п. 6
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 1993 г. № 13).
Под незамедлительным следует понимать
рассмотрение материалов сразу же после их представления судье.
Осуществление судебного контроля единолично
судьей при рассмотрении материалов об ограничении права граждан на
неприкосновенность жилища при проведении ОРМ представляется допустимым и не является
нарушением конституционных прав человека и гражданина. Это связано с тем, что
судебная власть в РФ может осуществляться и судьей единолично. Судья в этом
случае действует как носитель именно судебных функций, т.е. выступает в
качестве органа судебной власти.
В качестве основания для решения судьей вопроса о
проведении ОРМ, , которые могут повлечь нарушение прав и свобод граждан на неприкосновенность
жилища, законодателем указано мотивированное постановление одного из руководителей
ОРО. Перечень категорий таких руководителей устанавливается ведомственными
нормативными правовыми актами.[45]
Само по себе такое постановление является лишь
основанием для рассмотрения вопроса о принятии соответствующего решения.
Фактически же решение может быть принято при наличии оснований для проведения
испрашиваемого ОРМ, которые могут повлечь нарушение прав и свобод граждан на
неприкосновенность жилища, закрепленных в ст. 7 ФЗ об ОРД, и наличии условий,
предусмотренных в ст. 8 ФЗ об ОРД, а также требований ст. 1-3, 5 ФЗ об ОРД.
Должностные лица, обратившиеся в суд за разрешением о проведении ОРМ, обязаны
обосновать необходимость проведения ОРМ с точки зрения требований указанных
норм.
Рассматривая поступившее к нему постановление
руководителя ОРО, судья должен убедиться в обоснованности и законности
проведения ОРМ, которые могут повлечь нарушение прав и свобод граждан на
неприкосновенность жилища, прийти к выводу о необходимости разрешить его
проведение.
Если судья сочтет необходимым, он вправе потребовать
от ОРО любые материалы, касающиеся оснований для проведения ОРМ, которые могут
повлечь нарушение прав и свобод граждан на неприкосновенность жилища, за
исключением данных о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС ОРО и о лицах, оказывающих
им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения
ОРМ, которые могут повлечь нарушение прав и свобод граждан на
неприкосновенность жилища.
Выражение «по требованию судьи ему могут
представляться материалы» с учетом положения части первой этой же статьи «рассмотрение
материалов осуществляется судом» означает также, что для обоснования своей
позиции руководитель, испрашивающий разрешение на проведение ОРМ, которые могут
повлечь нарушение прав и свобод граждан на неприкосновенность жилища, может и
самостоятельно представлять судье соответствующие материалы (п. 6 Определения
Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86-O).
Под данными о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС
органов, осуществляющих ОРД, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной
основе, следует понимать их установочные данные о личности, идентифицирующие
конкретных лиц. Общие неперсонифицированные сведения (данные, информация,
содержащаяся в оперативных документах) о фактическом их наличии, в том числе в
ОПГ, в штате органа, осуществляющего ОРД, об участии в ОРМ и результатах их деятельности
не образуют рассматриваемого признака.
Под данными об организации и тактике проведения
ОРМ, которые могут повлечь нарушение прав и свобод граждан на
неприкосновенность жилища, следует рассматривать сведения, характеризующие
меры, направленные на подготовку, обеспечение и проведение конкретных действий,
наиболее эффективное применение оперативно-розыскных сил и средств, а также
совокупность приемов и способов достижения намеченной цели при проведении
конкретных ОРМ, которые могут повлечь нарушение прав и свобод граждан на
неприкосновенность жилища. Данные об организации ОРМ подразумевают также их
сосредоточение в оперативно-служебных документах по планированию, контролю за
проведением ОРМ, которые могут повлечь нарушение прав и свобод граждан на
неприкосновенность жилища.[46]
Такие данные не представляются судье потому, что
ни организация, ни тактика, ни данные о конфидентах (включая ШНС) объективно
не составляют оснований для проведения ОРМ, которые могут повлечь нарушение
прав и свобод граждан на неприкосновенность жилища. Указанные сведения
раскрывают суть конкретных проводимых ОРМ, их время, место, участников,
объекты, сведения о которых составляют государственную тайну. Однако само по
себе отнесение сведений к гостайне не является основанием для отказа в
представлении судье материалов, обосновывающих проведение ОРМ, которые могут
повлечь нарушение прав и свобод граждан на неприкосновенность жилища. Это не
относится лишь к сведениям о конфидентах, данные о которых могут быть рассекречены
только с их письменного согласия.
Следует отметить, что судья по своему статусу
наделен правом ознакомления с документами, содержащими сведения, составляющие
государственную тайну, поэтому руководители судебных органов обязаны создавать
условия, обеспечивающие защиту сведений, которые содержатся в представляемых
судье оперативно-служебных документах.
Судья не вправе отказать в рассмотрении
материалов об ограничении конституционных прав граждан, но не обязан «автоматически»
давать разрешение на проведение ОРМ, которые могут повлечь нарушение прав и
свобод граждан на неприкосновенность жилища. По результатам рассмотрения
материалов судьей выносится мотивированное постановление о разрешении на
проведение такого ОРМ, которые могут повлечь нарушение прав и свобод граждан на
неприкосновенность жилища, либо об отказе в этом.
Однако в соответствии с требованиями ст. 9 ФЗ об
ОРД не только постановление руководителя ОРО, представляющего в суд материалы
для рассмотрения, но и само судебное постановление должны быть мотивированными.
Соответственно, в случае отказа в проведении ОРМ, которые могут повлечь
нарушение прав и свобод граждан на неприкосновенность жилища, судья должен
вынести соответствующее решение с обоснованием отказа в проведении ОРМ и, как
представляется, со ссылкой на нормы права, прежде всего с обоснованием
отсутствия оснований и условий для проведения испрашиваемого ОРМ, и указанием
иных аргументов, подтверждающих незаконность ОРМ, которые могут повлечь
нарушение прав и свобод граждан на неприкосновенность жилища.[47]
В качестве основания для отказа в проведении ОРМ,
которые могут повлечь нарушение прав и свобод граждан на неприкосновенность
жилища, могут служить также недостаточная мотивированность постановления,
неполнота представленных данных, на основе которых невозможно или затруднительно
принять решение о проведении ОРМ, которые могут повлечь нарушение прав и свобод
граждан на неприкосновенность жилища, что объективно не способствует
определению законности и обоснованности их проведения.
В то же время непредставление данных о лицах,
внедренных в ОПГ, о ШНС ОРО и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной
основе, об организации и тактике проведения ОРМ не может служить основанием для
отказа в проведении ОРМ, которые могут повлечь нарушение прав и свобод граждан
на неприкосновенность жилища.
При отказе судьи в проведении ОРМ, которые могут
повлечь нарушение прав и свобод граждан на неприкосновенность жилища, ОРО
вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд, которому
представляются мотивированное постановление руководителя ОРО и иные материалы,
касающиеся оснований для проведения ОРМ. По требованию суда может представляться
и мотивированное постановление нижестоящего суда об отказе в проведении
испрашиваемого ОРМ, которые могут повлечь нарушение прав и свобод граждан на
неприкосновенность жилища.
Следует отметить, что обращение в вышестоящий суд
является новым обращением о рассмотрении материалов об ограничении
конституционных прав граждан, а не обжалованием решения нижестоящего суда. На
это указывает формулировка законодателя, согласно которой ОРО вправе
обратиться в вышестоящий суд «по этому же вопросу», а также то, что суд не
отменяет решение нижестоящего суда, а принимает самостоятельное решение,
которое должно соответствовать тем же требованиям, т.е. быть обоснованным и мотивированным.
Исходя из этого в вышестоящий суд могут представляться как документы, которые
предъявлялись ранее судье, так и новые данные, подтверждающие обоснованность
намечаемого проведения ОРМ, которые могут повлечь нарушение прав и свобод
граждан на неприкосновенность жилища.[48]
Постановление судьи как об отказе в проведении
ОРМ, так и о разрешении на его проведение заверяется печатью и выдается инициатору
проведения ОРМ, которые могут повлечь нарушение прав и свобод граждан на неприкосновенность
жилища, одновременно с возвращением представленных им материалов.
Отказ судьи в проведении ОРМ, которые могут
повлечь нарушение прав и свобод граждан на неприкосновенность жилища, не
исключает его проведения без судебного решения в случаях, которые не терпят
отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления,
а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу
государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, а
также иных условий, предусмотренных ФЗ об ОРД (ст. 8).
В этом случае в течение 24 часов уведомляется
вышестоящий суд, где орган, осуществляющий ОРД, обязан получить судебное решение
о проведении ОРМ, которые могут повлечь нарушение прав и свобод граждан на
неприкосновенность жилища, либо прекратить его в случае отказа в проведении не
позднее 48 часов после начала.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|