Обратимся к анализу обстоятельств, отягчающих
незаконное проникновение в жилище. В части 2 ст. 139 УК таковым признается
применение насилия, не представляющего опасности для жизни. Физическое насилие
выражается в непосредственном воздействии на организм человека путем нанесения
побоев, ранений, истязания различными способами, в причинении физической боли и
т.п. Психическое насилие заключается в воздействии на психику человека путем
запугивания, угроз, в частности физической расправой, с тем чтобы сломить волю
потерпевшего к сопротивлению. Из сопоставления санкций следует, что в
анализируемой норме речь идет о причинении легкого вреда здоровью (ст.115) и
побоев (ст.116). Причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью при
незаконном проникновении в жилище требует дополнительной квалификации по
соответствующим статьям. Угроза может быть выражена в любой форме: устно,
жестами, демонстрацией оружия и т.п. Содержанием угрозы является действительное
или мнимое намерение применить физическое насилие к потерпевшему. Часть 2
ст.139 УК включает в себя случаи угрозы применения любого насилия, в том числе
угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. Например, демонстрацию
оружия при проникновении в жилое помещение следует рассматривать как угрозу
применения насилия, опасного для жизни, – подобные действия охватываются ч.2
ст.139 УК и дополнительной квалификации по ст.119 УК не требуют.
Часть 3 ст.139 УК устанавливает повышенную ответственность за незаконное
проникновение в жилище, если оно совершено виновным с использованием своего служебного
положения. Служебное положение включает в себя авторитет той должности, которую
занимает служащий, и совокупность служебных полномочий. Служащими являются
экспедиторы, почтальоны, работники коммунальных служб, дежурные по подъезду и
многие другие. Кроме того, к числу служащих относятся должностные лица, к
которым согласно примечанию 1 к ст.285 УК относятся лица, осуществляющие
функции представителя власти или выполняющие организационно-распорядительные
либо административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах
местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в
Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской
Федерации.[22]
Незаконное проникновение в жилище, совершенное должностным лицом, должно
квалифицироваться по ст.286 УК, поскольку представляет собой способ совершения
более тяжкого преступления – превышения должностных полномочий. Использование
виновным должностных полномочий и авторитета должности вопреки интересам службы
обусловливает повышенную общественную опасность деяния должностного лица по
сравнению с тем же деянием лица, не являющегося должностным. Подобное преступление
причиняет существенный вред одновременно двум объектам – интересам
государственной службы и правам и свободам личности. Например, таким образом
следует оценивать случаи, когда следователь или иное должностное лицо
(сотрудник таможенных органов, лицо, обладающие правом проведения
оперативно-розыскной деятельности, и др.) вторгается в жилище для проведения
незаконного обыска, т.е. обыска, проводимого в ночное время без необходимости,
при отсутствии постановления или судебного решения, когда таковое требуется, до
возбуждения уголовного дела и т.п.
Таким образом, гарантия неприкосновенности
жилища означает, что никто не имеет права без законного основания любым
способом проникать в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих
там лиц. Под запретом находятся и иные способы получения сведений о том, что
происходит в жилище: установка видеокамер, звукозаписывающих устройств.
Законодательство четко регламентирует случаи, когда проникновение в жилище
допустимо, и круг уполномоченных на то органов.
Законным является проникновение в жилище
независимо от воли проживающих в нем лиц в случаях, установленных
законодательством РФ, в том числе при пожарах, землетрясениях и иных стихийных
бедствиях; по судебному решению, решению иных правоохранительных органов в
случаях, предусмотренных УПК РФ, другими федеральными законами, в частности, ФЗ
об ОРД.
Незаконное проникновение в жилище вопреки воле
проживающих в нем лиц влечет уголовную ответственность по ст. 139 УК. Если
такое проникновение произошло с применением насилия или с угрозой его
применения или совершено лицом с использованием своего служебного положения,
уголовная ответственность ужесточается.
Принципиально важное значение имеет определение
подхода к практическому решению задачи обеспечения неприкосновенности жилища
при осуществлении ОРД. Необходимо точно выбрать основную направленность, пути и
формы активного воздействия на эту деятельность, которые бы определили уровень
обеспечения прав граждан в данной сфере, соответствующий требованиям
Конституции РФ и международного права.
В качестве исходного положения при решении
рассматриваемой проблемы должен быть, по нашему мнению, избран комплексный
подход с учетом динамики социально-политических процессов, предполагающий
перенесение акцента с реагирования на конкретные нарушения неприкосновенности
жилища при осуществлении ОРД, входящих в ведомственную отчетность как нарушения
законности (при всей важности подобного рода мероприятий в каждом отдельном
случае), на повседневную планомерную работу по созданию условий, объективно
исключающих нарушения при исполнении сотрудниками оперативных подразделений
своих профессиональных обязанностей.
При этом мероприятия по обеспечению
неприкосновенности жилища наряду с соблюдением требований Конституции РФ,
федеральных законов и ведомственных нормативных актов должны еще включать и
мероприятия политического, экономического и организационно-правового характера.
Сюда же входят порядок подготовки и процедура принятия, если можно так сказать
«законных» правовых норм, определяющих границы допустимых ограничений
неприкосновенности жилища, они должны быть соразмерны конституционным целям
ограничений и соответствовать характеру и природе отношений государства и
гражданина.[23]
Необходим также обширный комплекс мер
социально-психологической и нравственной ориентации, среди которых центральное
место занимает воспитание оперативных работников и других участников ОРД в духе
честности, добросовестности. принципиального и непримиримого отношения к
малейшим нарушениям неприкосновенности жилища, принципов и норм морали и
профессиональной этики.
Конечной целью этой совместной общей и
специальной деятельности как самих органов, наделенных правом осуществлять ОРД,
так и других компетентных государственных органов, является выработка своего
рода иммунитета к нарушениям неприкосновенности жилища у оперативных
работников. Они должны это право соблюдать не из страха перед наказанием за содеянное,
а вследствие осознания невозможности и недопустимости
действовать иначе, основанного на объективных условиях профессиональной
деятельности и высоком уровне личной правовой культуры и правового сознания
каждого конкретного оперативного работника.
Наиболее перспективной формой реализации идеи
комплексности при обеспечении неприкосновенности жилища представляется
факторный подход, сущность которого заключается в определении компонентов
функционирования оперативных подразделений, оказывающих определяющее влияние на
состояние обеспечения неприкосновенности жилища при осуществлении ОРД'.
На
основании вышеизложенного можно сделать общий вывод, что обеспечение
неприкосновенности жилища в ОРД есть деятельность соответствующих органов
(законодательной власти; наделенных правом осуществлять ОРД; контроля и
надзора), направленная на создание условий (гарантий) по защите, охране и
восстановлению нарушенной неприкосновенности жилища в условиях применения
специальных сил и средств для решения задач борьбы с преступностью, добывания
информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной,
экономической и экологической безопасности РФ.
Сущность правовых
гарантий неприкосновенности жилища при производстве
ОРМ заключается, таким образом, 1) в обеспечении соблюдения указанного права
самими работниками органов, осуществляющих ОРД; 2 ) в наличии жесткого контроля
и надзора за соблюдением ОРД в сфере обеспечения законности при проведении ОРД,
которая ограничивает, в той или иной степени, право граждан на
неприкосновенность жилища.
Оперативно-розыскная деятельность
основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения
прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации,
сочетания гласных и негласных методов и средств (ст. 3 ФЗ об ОРД).
Принцип уважения и соблюдения прав и
свобод человека и гражданина является важнейшим общеправовым принципом,
закрепленным в ст. 2 Конституции РФ.
Уважение прав и свобод означает их
признание законодателем в качестве приоритетных по отношению к другим
социальным ценностям. Конечная цель ОРД согласно ст. 1 Закона – защита жизни,
здоровья, прав и свобод человека и гражданина. При этом должны признаваться и
неотъемлемые права лиц, преступивших закон и ставших в связи с этим объектом
ОРД. Соблюдение прав и свобод означает, с одной стороны, установление четкой
законодательной процедуры проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права
граждан (ст. 8 и 9), а с другой – регламентацию порядка восстановления
нарушенных прав (ст. 5). Таким образом, указанный принцип материализуется в
ряде статей Закона.
Принцип уважения и соблюдения прав и
свобод в процессе осуществления ОРД в первую очередь распространяется на
законопослушных граждан, которые могут оказаться в числе близких (родственных)
связей лиц, ставших объектами ОРД. В отношении таких лиц недопустимо никакое
ограничение их конституционных прав и свобод. В то же время Конституционный Суд
в п. 7 своего определения от 14 июля 1998 г.[24]
указывает на допустимость распространения оперативно-розыскных мероприятий на
вступающих в контакты с лицом, в отношении которого осуществляются эти
мероприятия, поскольку задача ОРМ заключается в установлении связей
проверяемого лица.
Особо важное значение имеет защита прав
и свобод граждан, оказывающих содействие правоохранительным органам
государства, в том числе на конфиденциальной основе. Статьи 16, 17 и 18 Закона
наделяют их дополнительными правами: правом на вынужденное причинение вреда
правоохраняемым интересам при правомерном осуществлении своего общественного
долга (ч. 4 ст. 16); правом на сохранение конфиденциальности (ч. 1 ст. 17); на
правовую (ч. 2 ст. 18) и физическую (ч. 3 ст. 18) защиту в случае возникновения
реальной угрозы жизни, здоровью или их собственности; правом на освобождение от
уголовной ответственности (ч. 4 ст. 18) и рядом других специальных прав.
Принцип уважения и соблюдения прав и
свобод, как уже было отмечено, распространяется и на лиц, замышляющих,
подготавливающих и совершающих преступления и ставших в связи с этим объектами
ОРД. На основании ч. 3 ст. 55 Конституции Закон допускает возможность
ограничения некоторых конституционных прав таких лиц: на тайну переписки,
телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; на
неприкосновенность жилища (ч. 1 ст. 6). Эти ограничения могут применяться
только на основании судебного решения при соблюдении условий, перечисленных в
ст. 8 и 9 Закона.
Об этом указывал и Конституционный Суд РФ: «Согласно части второй статьи
8 названного Закона проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые
ограничивают конституционные права граждан на тайну телефонных переговоров и на
неприкосновенность жилища, допускается при наличии информации о признаках
подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по
которому производство предварительного следствия обязательно, и о лицах,
подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по
которому производство предварительного следствия обязательно. Соответствующее
положение части второй статьи 8 Закона Российской Федерации «Об
оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», которое собственно и
было применено к заявителям, предусматривало, что проведение
оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих охраняемые законом тайну
телефонных переговоров и право на неприкосновенность жилища, допускается лишь
для сбора информации о лицах, подготавливающих или покушающихся на тяжкие
преступления, совершающих либо совершивших тяжкие преступления».[25]
Вместе с тем следует иметь в виду, что
ряд прав и свобод гражданина и человека на основании Конституции РФ носят
неотъемлемый характер, т.е. не могут ограничиваться ни при каких условиях. К
ним, в частности, относится право на достоинство личности (ст. 21 Конституции),
на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц
органов государственной власти (ст. 53 Конституции), право частной
собственности (ст. 35 Конституции) и некоторые другие.[26]
Принцип уважения и соблюдения прав и
свобод человека и гражданина более детальное закрепление получил в ст. 5 ФЗ об
ОРД. В ней предусмотрена обязанность должностных лиц органов, осуществляющих
ОРД, обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина при проведении ОРМ;
заложен механизм реализации конституционной нормы о праве граждан на
ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их
права и свободы; регламентируется порядок защиты нарушенных прав граждан;
устанавливаются запреты в поведении должностных лиц органов, осуществляющих
ОРД.[27]
При проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих
конституционное право граждан на неприкосновенность жилища, немаловажное
значение имеет правильное толкование понятия жилища.
Нормативный акт, регламентирующий оперативно-розыскную деятельность
органов внутренних дел, понятие «жилище» отождествляет с понятием «место
жительства», содержание которого раскрывается в Законе РФ «О праве граждан
Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и
жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. К месту
жительства этот законодательный акт относит жилые дома, квартиры, служебные
жилые помещения, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома
маневренного фонда, дома-интернаты для одиноких престарелых, инвалидов и др.),
а также иные жилые помещения, в которых граждане постоянно или преимущественно
проживают в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору
аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Не
включаются в понятие «жилище» места пребывания – гостиницы, санатории, дома
отдыха, пансионаты, кемпинги, туристические базы, больницы, другие подобные учреждения,
а также жилые помещения, не являющиеся местом жительства, в которых граждане
проживают временно.[28]
Такое определение содержания понятия «жилище» в ведомственном нормативном
акте вступает в противоречие с судебным толкованием этого термина, данным в УК
РФ, УПК РФ. Исходя из которых в понятие «жилище» включается как «место
жительства», так и «место пребывания» граждан.
В ряде комментариев к ст. 25 Конституции РФ можно встретить более широкое
толкование понятия «жилище», когда к нему в правовом отношении приравниваются
транспортные средства, купе поезда, каюты парохода, личные гаражи,
хозяйственные постройки, земельные участки, прилегающие к дому, и т.п.[29] Такой подход вряд ли можно
признать достаточно обоснованным, поскольку он противоречит упомянутому
определению.
Понятие «проживающие в жилище на законных основаниях граждане» включает в
себя лиц, имеющих право собственности или право пользования на законном
основании, т.е. при наличии документов, подтверждающих аренду, наем, поднаем
жилого помещения и пр. Лица, занимающие жилое помещение противоправно
(самовольное заселение построенного жилого дома без ордера, заселение без
соответствующего разрешения освободившейся комнаты в коммунальной квартире, и
т.п.), не имеют право на реализацию предусмотренных прав.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|