В правоприменительной деятельности органов, осуществляющих ОРД,
представляется наиболее правильным придерживаться определения жилища, данного в
указанном постановлении Пленума Верховного Суда.
Органы (должностные лица), осуществляющие
оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных
мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на
неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность
жилища и тайну корреспонденции.
Не допускается осуществление оперативно-розыскной
деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим
Федеральным законом.
Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод,
вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную
деятельность, прокурору или в суд. Это и есть гарантии неприкосновенности
жилища при производстве ОРД, которые непосредственно зафиксированы в самом ФЗ
об ОРД.[30]
Лицо, виновность которого в совершении преступления не
доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в
возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с
отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава
преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его
оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его
права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых
требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной
тайны. В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или
если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно
вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде
обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу
сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган,
осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.[31]
В целях обеспечения полноты и всесторонности
рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность,
обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы,
содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано
заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные
преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на
конфиденциальной основе.
В случае признания необоснованным решения органа,
осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении
необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить
заявителю сведения, предусмотренные частью третьей статьи ФЗ об ОРД.
Полученные в результате проведения оперативно-розыскных
мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении
преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а
затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного.
Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных
и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело,
уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем
составляется соответствующий протокол. За три месяца до дня уничтожения
материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных
на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья.
Таким образом, в ст. 5 ФЗ об ОРД предусмотрено обеспечение права на неприкосновенность
жилища, закрепленного в развитие конституционного положения, которое трактует
его как запрет на проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц
иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании
судебного решения (ст. 25 Конституции РФ).
Как следует из приведенного конституционного
положения, речь идет только о жилище и только о случаях проникновения в него
против воли проживающих в нем лиц.
Под жилищем понимаются индивидуальный жилой дом с
входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от
формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или
временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в
жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания (см. примечание к ст.
139 УК РФ). Это могут быть индивидуальный дом, квартира, комната в гостинице
или общежитии, дача, садовый домик, сборный домик, бытовка или иное временное
сооружение, специально приспособленное и используемое в качестве жилья на
строительстве железных дорог, ЛЭП и других сооружений, в изыскательских
партиях, на охотничьих промыслах и т.п.[32]
Основным правом на неприкосновенность жилища
обладают как лица, наделенные правом пользования или правом собственности на
занимаемое жилое помещение в качестве места жительства либо места пребывания,
которое подтверждено правоустанавливающими документами (договоры аренды,
найма, субаренды, поднайма, ордер, свидетельство о праве собственности и т.п.)
или должностными лицами, а равно титулодержателями, так и лица, вселенные в
жилое помещение (в том числе на время) по воле проживающих в нем на законном
основании.
Не
является нарушением неприкосновенности жилища проведение ОРМ, сопряженное с
вхождением в него с согласия хотя бы одного из проживающих в нем лиц либо в их
отсутствие с разрешения и при присутствии администрации гостиницы, санатория,
дома отдыха, пансионата, кемпинга, туристской базы, другого культурного
учреждения, если такие ОРМ не связаны с отысканием, осмотром вещей, имущества,
принадлежащего лицам, постоянно или временно в них проживающих, и при условии,
если вхождение и помещение в их отсутствие представителей администрации предусмотрено
правилами пребывания (проживания, внутреннего распорядка) или условиями
договора (уборка помещения, ремонт сан-!гчиического оборудования и др.).
Установленное Конституцией РФ право на
неприкосновенность жилища может быть ограничено ФЗ или на основе судебного решения.
ФЗ об ОРД это предусматривает (ст. 8). Пленум Верховного Суда РФ в своем
Постановлении от 24 декабря 1993 г. № 13 «О некоторых вопросах, связанных с
применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации» обязал все суды
общей юрисдикции и военные суды рассматривать материалы, подтверждающие
необходимость проникновения в жилище, если таковые представляются в суд. Эти
материалы направляются судье уполномоченными на то органами и должностными
лицами в соответствии со ст. 9 ФЗ об ОРД.
Не образуют нарушения неприкосновенности жилища
использование права беспрепятственного вхождения в него и его осмотр при
преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии
достаточных оснований полагать, что там совершено или совершается преступление,
произошел несчастный случай (ст. 11 Закона РФ «О милиции»[33], ст. 13 ФЗ о
ФСБ, ст. 15 ФЗ о госохране[34]).
В случаях проникновения в жилище против воли
проживающих в нем лиц в течение 24 часов необходимо уведомить прокурора.
Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность, запрещается:
– проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо
политической партии, общественного и религиозного объединения;
– принимать негласное участие в работе федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности
зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий,
общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их
деятельности;
– разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной
жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали
известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия
граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
При нарушении органом (должностным лицом),
осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов
физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в
соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по
восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.[35]
Нарушения ФЗ об ОРД при осуществлении
оперативно-розыскной деятельности влекут ответственность, предусмотренную
законодательством Российской Федерации.
Проникновение в жилище граждан при проведении оперативно-розыскных
мероприятий с нарушением условий, предусмотренных ФЗ об ОРД, может повлечь
уголовную ответственность по ст. 139 УК РФ.
Главной проблемой
соблюдения гарантий прав и свобод граждан на неприкосновенность жилища является
обеспечение надлежащего контроля и надзора за деятельностью органов,
осуществляющих ОРД, возможность обжалования их неправомерных действий,
нарушающих право на неприкосновенность жилища.
Ведомственный контроль представляет собой
деятельность руководителей ОРО по контролю за законностью действий должностных
лиц оперативных подразделений, реализующих ОРД, в целях решения задач этой
деятельности, эффективного применения сил и средств ОРД, обеспечения прав и
свобод граждан.[36]
Несмотря на то что ст. 22 ФЗ об ОРД делает акцент
ведомственного контроля лишь на соблюдении законности при организации и
проведении ОРМ, которые могут повлечь нарушение прав и свобод граждан на
неприкосновенность жилища, в качестве других его направлений можно обозначить
целесообразность, эффективность проверяемой деятельности, а также
предупреждение и предотвращение возможных нарушений закона, что вполне
соответствует функциям руководителей ОРО, закрепленным в различных нормах ФЗ об
ОРД.
Ведомственный контроль осуществляется на всех
стадиях подготовки и проведения ОРМ, которые могут повлечь нарушение прав и
свобод граждан на неприкосновенность жилища, и ОРД в целом, начиная от
выяснения оснований и условий для проведения ОРМ, которые могут
повлечь нарушение прав и свобод граждан на неприкосновенность жилища, и
заканчивая использованием их результатов, а также начиная с решения задачи
добывания информации и заканчивая предупреждением, пресечением и раскрытием
преступлений, осуществлением розыска лиц, скрывающихся от органов дознания,
следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, либо розыском без вести
пропавших.[37]
По поручению руководителя ОРО контроль за ОРД
вправе осуществлять должностные лица, не входящие в штат оперативных
подразделений, но реализующие в соответствии с занимаемой должностью контролирующие
функции. Это могут быть имеющие соответствующие допуски работники аппарата
министра, организационно-инспекторских подразделений, инспекций по личному составу,
контрольно-ревизионных подразделений, подразделения собственной безопасности.
В МВД России, например, такие контрольные функции
выполняют Административный департамент, руководимое им Бюро по защите
гостайны, Организационно-инспекторский департамент, руководимый им Центр
проведения ревизий и проверок, Департамент кадрового обеспечения и Департамент
собственной безопасности.
Ведомственный контроль реализуется ОРО в целях
своевременного, полного и эффективного принятия мер по выявлению, предупреждению,
пресечению и раскрытию преступлений, розыску скрывшихся преступников и лиц,
пропавших без вести, решения иных задач ОРД, обеспечения соблюдения прав и
законных интересов граждан, рационального и эффективного расходования
финансовых средств, выделяемых на ОРД, правомерного проведения ОРМ, которые
могут повлечь нарушение прав и свобод граждан на неприкосновенность жилища.
Достижение поставленных перед ведомственным
контролем целей требует реализации определенных задач (направлений), которые
можно свести к следующему: а) проверка проведения ОРМ как главной составляющей
ОРД, их организации и тактики; б) контроль за оперативностью и полнотой
оперативной проверки заявлений и сообщений о преступлениях; в) проверка
соблюдения правил конспирации; г) выявление внутренних резервов повышения
эффективности проведения ОРМ, совершенствования организации и тактики ОРД,
расходования материальных и денежных средств на ее обеспечение; д) превентивная
задача, состоящая в предупреждении и предотвращении возможных нарушений
оперативно-розыскного законодательства; е) обеспечение безопасности участников
ОРМ, контроль за выполнением конфидентами контрактных обязательств и
реализацией мер их социальной и правовой защиты.
В
порядке контроля руководители, наделенные правом его осуществления, изучают
оперативные материалы, полученные в результате проведения ОРМ, которые могут
повлечь нарушение прав и свобод граждан на неприкосновенность жилища,
отражающие основания и условия их проведения, иные документы, имеющие отношение
к ОРД, и принимают по ним решения.[38]
Поскольку ведомственный контроль есть и функция
управления, указанные руководители дают указания о проведении работы по осуществлению
оперативной проверки, санкционируют заведение ДОУ, контролируют, сроки,
порядок, полноту их ведения, проверяют обоснованность их прекращения,
утверждают планы мероприятий, дают задания на проведение ОРМ, которые могут
повлечь нарушение прав и свобод граждан на неприкосновенность жилища, другим
оперативным подразделениям либо санкционируют их, составляют постановления и
выступают с ходатайством о проведении ОРМ, которые могут повлечь нарушение прав
и свобод граждан на неприкосновенность жилища, санкционируют выдачу денежных
средств на оперативные расходы, заслушивают участников ОРМ, которые могут
повлечь нарушение прав и свобод граждан на неприкосновенность жилища, дают
обязательные для них указания, заключают контракты с лицами, выразившими
желание сотрудничества с оперативными подразделениями субъектов ОРД,
анализируют оперативную информацию, делают выводы по ней, дают указания на
проведение мероприятий, рассматривают жалобы и заявления граждан, в том числе
на незаконные действия должностных лиц.
Согласно положениям норм ФЗ об ОРД руководители
субъектов ОРД наделены достаточно множественными полномочиями, посредством
реализации которых осуществляется ведомственный контроль.
При установлении фактов нарушения законности,
правил конспирации, допущенных в ходе ОРД, разглашения сведений ограниченного
распространения назначается служебная проверка и по ее результатам принимаются
соответствующие меры административного, дисциплинарного или иного воздействия.
Основания судебного контроля за ОРД и порядок его
осуществления при проведении ОРМ закреплены в ст. 5, 8, 9 и 12 ФЗ об ОРД.
ФЗ об ОРД определяет ряд ОРМ, которые могут
повлечь нарушение прав и свобод граждан на неприкосновенность жилища, а
следовательно, на их проведение необходимо судебное решение (ст. 8). В ст. 9
ФЗ об ОРД законодатель определяет процедурный вопрос получения судебного
решения, порядок представления материалов, являющихся основанием для судебного
решения, закрепляет определенные ограничения при представлении таких материалов,
действия субъектов ОРД в случае отказа в положительном решении вопроса о проведении
ОРМ, которые могут повлечь нарушение прав и свобод граждан на
неприкосновенность жилища.[39]
Такое рассмотрение материалов не является
судебным разбирательством и подготовительными действиями к судебному
заседанию. В данных правоотношениях еще нет сторон, что характерно для уголовного
процесса. В процедуре, в которой испрашивается судебное разрешение на проведение
ОРМ, которые могут повлечь нарушение прав и свобод граждан на
неприкосновенность жилища, объект мероприятия (проверяемое лицо) не является
участником процесса и знать о нем не должен.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|