При назначении наркотических средств и психотропных
веществ, внесенных в списки II и III, лечащий врач должен спросить больного о
предыдущих назначениях наркотических средств и психотропных веществ и сделать
соответствующую запись в медицинских документах.
Перечни должностей медицинских и фармацевтических
работников, а также организаций и учреждений, которым предоставлено право
отпуска физическим лицам наркотических средств и психотропных веществ, и
порядок их отпуска физическим лицам устанавливаются федеральным органом
исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным
органом исполнительной власти в области внутренних дел.
Федеральный орган исполнительной власти в области
здравоохранения определяет максимальные сроки назначения конкретных
наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III, а
также количество наркотических средств или психотропных веществ, которое может
быть выписано в одном рецепте;
л) уничтожение наркотических средств, психотропных
веществ и их прекурсоров, инструментов или оборудования, дальнейшее
использование которых признано нецелесообразным, осуществляется в порядке, установленном
Правительством РФ.
В частности, уничтожение наркотических средств и
психотропных веществ может осуществляться в случаях, когда:
истек срок годности;
наркотическое средство или психотропное вещество
подверглось химическому или физическому воздействию, следствием которого стала
его непригодность, исключающая возможность восстановления или переработки;
неиспользованные наркотические средства принимаются от
родственников умерших больных;
трудно определить, является препарат наркотическим
средством или психотропным веществом;
наркотическое средство или психотропное вещество
конфисковано в незаконном обороте, и поэтому не может быть использовано в
медицинских, научных или иных целях, а также в других случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации.
Юридические лица, не имеющие лицензии на культивирование
конкретных растений, включенных в Перечень, и физические лица, являющиеся
собственниками или пользователями земельных участков, на которых произрастают
указанные растения, обязаны их уничтожить. В случае отказа от добровольного
уничтожения указанных растений осуществляется их принудительное уничтожение за
счет указанных физических и юридических лиц.
Порядок уничтожения растений, включенных в Перечень,
устанавливается Правительством РФ;
м) юридические лица могут приобретать и использовать в
собственном производстве прекурсоры, внесенные в Список IV, при наличии
лицензии на указанный вид деятельности в количествах, которые не превышают
производственных нужд.
При осуществлении деятельности, связанной с оборотом
прекурсоров, внесенных в Список IV, любые операции, при которых изменяется
количество прекурсоров, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на
которых эта обязанность возложена приказом руководителя юридического лица.
Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней
записи.
Юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную
с оборотом прекурсоров, внесенных в Список IV, обязаны информировать органы
внутренних дел, органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять
контроль за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров, о каждом случае, когда количество купленного или заказанного
прекурсора превышает производственные нужды, о неоднократных случаях таких покупок
или заказов. В случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что один
из прекурсоров, внесенных в Список IV, предназначен для незаконного
изготовления наркотического средства или психотропного вещества, Генеральная
прокуратура, федеральный орган исполнительной власти в области внутренних дел,
федеральный орган исполнительной власти по таможенным делам, федеральная
пограничная служба, федеральная служба безопасности, федеральная служба внешней
разведки, федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения, а
также другие федеральные органы исполнительной власти в пределах
предоставленных им Правительством РФ полномочий вправе приостанавливать
деятельность юридических лиц, связанную с оборотом указанного прекурсора, на
срок до 3 месяцев;
н) в медицинских целях могут использоваться
наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки II и III. В
этом случае на них распространяется действие законодательства Российской
Федерации о лекарственных средствах в части, не противоречащей Федеральному
закону "О наркотических средствах и психотропных веществах". Порядок
и условия использования наркотических средств и психотропных веществ в
медицинских целях определяется федеральным органом исполнительной власти в
области здравоохранения. Не допускается использование наркотических средств и
психотропных веществ, внесенных в списки II и III, в медицинской деятельности
частнопрактикующих врачей. Одновременно в Российской Федерации запрещается
лечение наркомании наркотическими средствами и психотропными веществами,
внесенными в Список II.
Разрешается ввоз (вывоз) ограниченного количества
наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III,
хранящихся в аптечках первой помощи на морских и воздушных судах международного
сообщения и в поездах международных линий, в объемах, необходимых для оказания
неотложной помощи при наличии специального разрешения федерального органа
исполнительной власти в области здравоохранения.
Перечень наркотических средств и психотропных веществ,
используемых в ветеринарии, а также для отлова животных, утверждается
федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения и в
области сельского хозяйства. Условия и порядок их использования определяются
Правительством РФ.
Таковы правила оборота наркотических средств и
психотропных веществ на территории Российской Федерации. Конкретные вопросы
уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и
психотропных веществ будут рассмотрены в следующей статье.
Глава 2. Понятие и уголовно-правовая характеристика незаконного
изготовления, приобретения, хранения, перевозки, пересылки либо сбыта
наркотических средств или психотропных веществ (Части 1-4 статьи 228)
2.1. Объект и предмет преступления
Статья
228 УК предусматривает, по сути дела, три самостоятельных состава преступления:[28]
а) незаконное приобретение
или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в
крупном размере (ч. 1);
б)
незаконное приобретение или хранение с целью сбыта, изготовление, переработка,
перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ
(ч. 2 - 4);
в)
нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета,
отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки,
приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических
средств или психотропных веществ, а также веществ, инструментов или оборудования,
используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ,
находящихся под специальным контролем (ч. 5).
Различна
и степень общественной опасности рассматриваемых деяний. Острие уголовной
репрессии обращено, прежде всего, на преступления, связанные с незаконным
оборотом наркотических средств или психотропных веществ с целью сбыта. Речь
идет о подпольной торговле наркотиками, их изготовлении в нелегальных
лабораториях и иных формах организованной преступной деятельности в
рассматриваемой сфере.[29]
Основным
непосредственным объектом преступлений, предусмотренных ст. 228 УК, является
безопасность здоровья населения. В то же время рассматриваемые деяния могут
посягать на иные объекты, причинять ущерб другим общественным отношениям,
например общественной безопасности, нормальной деятельности государственных
предприятий и учреждений (при нарушении установленных правил производства
наркотических средств или психотропных веществ) и т.д. Указанные отношения
являются непосредственными дополнительными объектами рассматриваемых составов
преступлений.
Отличительным
признаком преступлений, предусмотренных ч. 1 - 4 ст. 228 УК, является и предмет
посягательства: наркотические средства и психотропные вещества.
Наркотическими
средствами признаются определенные вещества растительного или синтетического
происхождения, лекарственные препараты, содержащие наркотические вещества,
которые оказывают специфическое (стимулирующее, возбуждающее, угнетающее,
галлюциногенное) воздействие на центральную нервную систему и включены
Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения и
медицинской промышленности РФ в Список наркотических средств. [30]
Согласно ст.1 Федерального закона "О наркотических
средствах и психотропных веществах",[31] наркотические средства -
вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения,
включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с
законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской
Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.[32]
Под
психотропными веществами понимаются природные или синтетические вещества,
оказывающие стимулирующее или депрессивное воздействие на центральную нервную
систему человека и включенные в соответствующие списки международных конвенций.
Психотропные вещества - вещества
синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы,
включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с
законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской
Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г. [33]
Прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ
(далее - прекурсоры) - вещества, часто используемые при производстве,
изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ,
включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с
законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской
Федерации, в том числе Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота
наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.[34]
К числу наркотических средств или психотропных веществ
относятся также препараты (смесь веществ в любом физическом состоянии,
содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ,
включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации). В отношении
препаратов предусматриваются меры контроля, аналогичные тем, которые
устанавливаются в отношении наркотических средств и психотропных веществ,
содержащихся в них. Однако в отношении препаратов, которые содержат малые
количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров,
внесенных в списки II, III или IV, и поэтому не представляют опасности в случае
злоупотребления ими или представляют незначительную опасность и из которых
указанные средства или вещества не извлекаются легкодоступными способами, могут
исключаться некоторые меры контроля, установленные законодательством. Порядок
применения мер контроля в отношении указанных препаратов устанавливается
Правительством РФ. Предельно допустимое количество наркотических средств,
психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в таких препаратах,
устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области
здравоохранения.[35]
Перечень[36] наркотических средств, психотропных веществ
и их прекурсоров должен утверждаться Правительством РФ по представлению
федеральных органов исполнительной власти в области здравоохранения и в области
внутренних дел. Он подлежит официальному опубликованию в соответствии с
законодательством Российской Федерации. Однако в настоящее время такого
перечня, утвержденного Правительством РФ, не существует, и судебная практика
вынуждена руководствоваться указанными рекомендациями Постоянного комитета по
контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения РФ. В связи со сложившимся
подходом возникает вопрос о легитимности судебных решений, основанных на
рекомендациях указанного Постоянного комитета относительно видов наркотических
средств и психотропных веществ, имеющихся в незаконном обороте. Единственным
правовым обоснованием, как нам представляется, может быть только то
обстоятельство, что Российская Федерация является участником международных
конвенций и, в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ[37],
"общепризнанные принципы и нормы международного права и международные
договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой
системы". Поэтому те вещества, которые предусмотрены в указанных
конвенциях в качестве наркотических средств и психотропных веществ, должны
признаваться таковыми и системой правоохранительных органов России. Если же
отдельные из них, перечисленные в рекомендациях Постоянного комитета по
контролю наркотиков, не предусматриваются в конвенциях, то их нельзя
рассматривать в качестве наркотических средств или психотропных веществ, и,
соответственно, их незаконный оборот не может влечь уголовной ответственности
по УК РФ.[38]
Установление
конкретного вида и названия наркотического средства или психотропного вещества
является весьма важным при рассмотрении дел о незаконных действиях с ними.
Поскольку для их определения требуются специальные познания, при расследовании
и судебном рассмотрении дел указанной категории необходимо располагать
заключением биологической или химической экспертизы об отнесении тех или иных
объектов к наркотикам либо психотропным веществам.[39]
Заключение
экспертизы нельзя заменить ни справками работников агропрома или медицинских
учреждений, ни показаниями обвиняемого о том, что ему известен характер
соответствующего вещества.[40]
Наркотик
или психотропное вещество как предмет преступления представляет собой
материальный объект определенного вида, имеющий объем, вес, т.е. конкретные
качественно - количественные признаки. Количество наркотического средства или
психотропного вещества имеет существенное значение для правовой оценки
содеянного. Крупный и особо крупный размеры являются квалифицирующими
обстоятельствами при совершении преступлений, предусмотренных ч. 1, 3, 4 ст.
228 УК. Небольшой размер наркотических средств при незаконном их приобретении
или хранении без цели сбыта влечет административную ответственность (ст. 44
КоАП РСФСР ).[41]
Статья 6.8 нового КоАП РФ устанавливает административную ответственность за
незаконное приобретение либо хранение без цели сбыта наркотических средств или
психотропных веществ, а также оборот их аналогов.[42]
Если
же нет предмета преступления - реального наркотического средства или
психотропного вещества, обладающего определенным видом, объемом, весом, -
состав преступления отсутствует.
Размер наркотических средств имеет принципиальное
значение для уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических
средств и психотропных веществ.
Согласно ч. 1 статьи лишением свободы на срок до трех
лет наказывается незаконное приобретение или хранение без цели сбыта
наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере (о крупных
размерах см. в предыдущем номере журнала). Тем самым законодатель
предусматривает минимальное наказание не за любое приобретение или хранение
соответствующих веществ в целях личного потребления, а только то, которое
совершается в крупных размерах. Данная позиция не бесспорна. Более справедливым
и целесообразным было бы полное исключение уголовной ответственности за
приобретение, изготовление, переработку, перевозку и хранение наркотических
средств и психотропных веществ независимо от их размера, если названные
действия совершены в целях личного потребления этих наркотических средств и
психотропных веществ. Перечисленные действия органично связаны с потреблением,
образуют неразрывную связь с ним и более логично было бы исключить их из числа
уголовно наказуемых.[43]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|