Основным среди перечисленных постанолвенийявляется
постановление от 30 июня 1998 г. N 681. В этом документе дан исчерпывающий
список веществ, относящихся к числу наркотических средств, психотропных веществ
и их прекурсоров16. Внесение в данный перечень изменений и дополнений
осуществляется по представлению Министерства здравоохранения Российской
Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации. Тем
самым устранено противоречие, имеющее принципиальное значение в
правоприменительной практике и состоявшее в том, что перечень названных
веществ, а вместе с ним и вопрос о привлечении к уголовной ответственности,
решался в соответствии с рекомендациями Постоянного комитета по контролю
наркотиков при Минздраве России, который не обладает статусом государственного
органа.
и) Приказ ГТК РФ от 23 сентября 1996 г. N 580 "О
порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации
наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ";
к) Приказ ГТК РФ от 10 ноября 1997 г. N 668 "О
государственном регулировании и контроле транзита наркотических средств,
сильнодействующих и ядовитых веществ".
Также имеется ряд документов, принятых Постоянным
комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения РФ и
используемых в судебной практике:
а) Критерии и перечни психотропных веществ, одурманивающих
веществ, крупных и особо крупных размеров количеств наркотических средств и
психотропных веществ, обнаруживаемых в незаконном хранении или обороте,
утвержденные на заседаниях 9 октября 1996 г. (протокол N 51/7-96), 17 декабря
1996 г. (протокол N 53/996), 25 декабря 1996 г. (протокол N 54/10-96); [14]
б) Сводная таблица заключений Постоянного комитета по
контролю наркотиков об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам
количеств наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ,
обнаруженных в незаконном хранении или обороте, утвержденная 4 июня 1997 г.
(протокол N 3/57-97); [15]
в) Заключение Постоянного комитета по контролю
наркотиков о размерах незаконной культивации растений, отнесенных к
наркотическим средствам,[16] утвержденное 16 июля 1997 г. (протокол N
5/59-97);
г) Список веществ, находящихся под специальным
контролем, используемых при незаконном изготовлении наркотических средств или
психотропных веществ, в соответствии с Конвенцией ООН о борьбе против
незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, утвержденный 9
октября 1996 г. (протокол N 51/7-96);[17]
д) Критерии и список инструментов и оборудования,
находящихся под специальным контролем, используемых при незаконном изготовлении
наркотических средств, психотропных или сильнодействующих веществ, утвержденные
9 октября 1996 г. (протокол N 51/7-96);[18]
е) Список инструментов и оборудования, находящихся под
специальным контролем, используемых при незаконном изготовлении наркотических
средств, психотропных или сильнодействующих веществ, утвержденный 9 октября
1996 г. (протокол N 51/7-96);[19]
ж) Список наркотических средств (наркотических веществ и
наркотических лекарственных средств, в том числе синтетических и природных).[20]
Вместе с тем, несмотря на обилие соответствующих актов,
регламентирующих правовой оборот наркотических средств и психотропных веществ,
контроль за их применением вести непросто.
1.2. Понятие законного оборота наркотических и психотропных
средств
Согласно Федеральному закону "О наркотических
средствах и психотропных веществах"[21] Перечень наркотических
средств, психотропных веществ и их прекурсоров,[22]
подлежащих контролю в Российской Федерации, должен утверждаться Правительством
РФ, и в зависимости от применяемых государством мер контроля эти вещества
вносятся в следующие списки:
а) список наркотических средств и психотропных веществ,
оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с
законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской
Федерации.[23] Очевидно, что это будут наркотические
средства и психотропные вещества из Перечня N3 Постоянного комитета по контролю
наркотиков, которые запрещены для посевов и выращивания и для применения на
людях (героин, каннабис, лизергиновая кислота и ее препараты, опийный мак,
эфедрон и др.);
б) список наркотических средств и психотропных веществ,
оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых
устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской
Федерации и международными договорами Российской Федерации.[24]
Полагаем, что в этот список будут частично включены наркотические средства и
психотропные вещества из Перечня N2 Постоянного комитета по контролю
наркотиков, которые одновременно являются и наркотическими лекарственными
средствами (амфетамин, кодеин, таблетки от кашля, промедол и др.);
в) список психотропных веществ, оборот которых в
Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение
некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации
и международными договорами Российской Федерации.[25]
Предположительно, в этот список будут входить полностью или частично вещества
из списка психотропных веществ, утвержденных на заседаниях Постоянного комитета
по контролю наркотиков 9 октября 1996 г. (протокол N 51/7-96), 17 декабря 1996
г. (протокол N 53/9-96), 25 декабря 1996 г. (протокол N 54/10-96): [26]
1. Амобарбитал, 2. Фенметразин, 3. Пентабарбитал, 4.
Декстрометорфан, 5. Этаминал натрия, 6. Хальцион (триазолам), 7. Ципепрол, 8.
Фентармин, 9. Фепранон (амфепрамон), 10. Аминорекс, 11. Кетамин, 12. Фторотан,
13. 4-метиламинорекс.
г) список прекурсоров, оборот которых в Российской
Федерации ограничен, и в отношении которых устанавливаются меры контроля в
соответствии с законодательством Российской Федерации и международными
договорами Российской Федерации (далее - Список IV). Данный Список будет
составлен впервые, поскольку ранее Постоянный комитет по контролю наркотиков не
давал перечня прекурсоров. Очевидно, что в этот Список будут входить отдельные
катализаторы и растворители, используемые при производстве наркотических
средств и психотропных веществ.
Порядок внесения изменений и дополнений в Перечень
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров должен
устанавливаться Правительством РФ. Однако в любом случае этот Перечень должен
носить исчерпывающий характер.
Оборот наркотических средств и психотропных веществ на
территории Российской Федерации может осуществляться в очень ограниченных целях
и при соблюдении определенных правил. В частности, вещества, внесенные в Список
I, могут использоваться:
а) в научных и учебных целях юридическими лицам при
наличии лицензий на виды деятельности, связанные с использованием конкретных
наркотических средств и психотропных веществ;
б) в экспертной деятельности или для их идентификации
юридическими лицами при наличии лицензии на указанный вид деятельности.
Проведение таких экспертиз в экспертных подразделениях Генеральной прокуратуры
Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в области
внутренних дел, федерального органа исполнительной власти по таможенным делам,
федеральной службы безопасности, судебно-экспертных организациях федерального
органа исполнительной власти в области юстиции осуществляется без лицензии;
в) в оперативно-розыскной деятельности при проведении
контролируемых поставок, проверочных закупок, оперативного эксперимента, сбора
образцов для сравнительного исследования, оперативного внедрения, исследования
предметов и документов органами, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность без лицензии.[27]
Оборот наркотических средств и психотропных веществ,
внесенных в списки II и III, допускается по назначению врача в медицинских
целях, а также в целях, предусмотренных ст.34 - 36 Федерального закона "О
наркотических средствах и психотропных веществах".
Понятие незаконного оборота наркотических средств,
психотропных веществ и их прекурсоров определяется в ст.1 Федерального закона
"О наркотических средствах и психотропных веществах". Согласно этому
закону оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров -
это культивирование растений; разработка, производство, изготовление,
переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение,
приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию Российской
Федерации, вывоз с таможенной территории Российской Федерации, уничтожение
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, разрешенные и
контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. При
этом незаконным оборот будет тогда, когда он осуществляется в нарушение
законодательства Российской Федерации и, прежде всего, упомянутого Федерального
закона "О наркотических средствах и психотропных веществах". Одни
элементы этого оборота наказуемы в административном порядке, другие влекут
уголовную ответственность.
Федеральным законодательством утверждена в Российской
Федерации государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с
оборотом наркотических средств, психотропных веществ: культивирование растений,
разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических
средств, психотропных веществ. При этом должны соблюдаться следующие правила:
а) культивирование растений, разработка, переработка,
распределение, ввоз (вывоз), уничтожение, а также производство наркотических
средств или психотропных веществ, внесенных в Список II, осуществляются только
государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями;
б) изготовление наркотических средств или психотропных
веществ, внесенных в Список II, в отличие от их производства, осуществляется не
только государственными унитарными предприятиями и государственными
учреждениями, но и муниципальными унитарными предприятиями;
в) производство и изготовление психотропных веществ,
внесенных в Список III, а также препаратов, которые содержат малые количества
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в
списки II, III или IV, и поэтому не представляют опасности в случае
злоупотребления ими или представляют незначительную опасность и из которых
указанные средства или вещества не извлекаются легкодоступными способами и в
отношении которых могут исключаться некоторые меры контроля, установленные
законодательством, осуществляются предприятиями и учреждениями независимо от
форм собственности;
г) изготовление лекарственных средств, не внесенных в
списки II и III и содержащих малые количества препаратов, указанных в
предыдущем абзаце, осуществляется предприятиями и учреждениями независимо от
форм собственности.
Порядок выполнения всех перечисленных действий
устанавливается Федеральным законом "О наркотических средствах и
психотропных веществах" и принимаемыми в соответствии с ним иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации. Однако обязательным условием
их совершения является получение от федеральных органов исполнительной власти и
специально уполномоченных органов лицензии на конкретный вид деятельности, а
также лицензии на использование объектов и помещений, где осуществляются виды
деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных
веществ. Такая лицензия выдается на срок не более 5 лет. Порядок выдачи
указанных лицензий определяется Правительством РФ. При этом следует отметить,
что кроме оснований для отказа в выдаче лицензии, предусмотренных
законодательством Российской Федерации о лицензировании, основанием для отказа
в выдаче лицензии на вид деятельности, связанный с оборотом наркотических
средств и психотропных веществ, является отсутствие условий для обеспечения
безопасности указанной деятельности, учета и сохранности наркотических средств
и психотропных веществ. Ранее выданные юридическим лицам лицензии на отдельные
виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных
веществ, действуют в пределах сроков, на которые они были выданы, но не более 9
месяцев со дня вступления в силу Федерального закона "О наркотических
средствах и психотропных веществах", т. е. до 15 января 1999 г. При
изменении вида деятельности, связанного с оборотом наркотических средств и психотропных
веществ, юридическое лицо обязано получить лицензию на новый вид деятельности.
Предприятия и организации, производящие или изготавливающие наркотические
средства или психотропные вещества, подлежат обязательной государственной
регистрации.
Перечень инструментов, оборудования, находящихся под
специальным контролем и используемых для производства и изготовления
наркотических средств, психотропных веществ, а также правила их разработки,
производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска,
реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на таможенную
территорию Российской Федерации, вывоза с таможенной территории Российской
Федерации, уничтожения устанавливается Правительством РФ.
Приватизация или иные формы разгосударствления
предприятий, осуществляющих производство или изготовление наркотических средств
или психотропных веществ, включенных в списки II и III, а также предприятий,
осуществляющих разработку, производство, изготовление, приобретение,
использование, уничтожение инструментов или оборудования, применяемых при
производстве или изготовлении наркотических средств или психотропных веществ,
запрещены;
д) переработка наркотических средств и психотропных
веществ в целях получения препаратов, внесенных в списки II и III, а также
получения на их основе веществ, не являющихся наркотическими средствами или
психотропными веществами, осуществляется государственными унитарными
предприятиями в порядке, установленном Правительством РФ, при наличии у них
лицензии на указанный вид деятельности;
е) хранение наркотических средств и психотропных веществ
осуществляется юридическими лицами в порядке, установленном Правительством РФ,
в специально оборудованных помещениях при наличии лицензии на указанный вид
деятельности. Хранение наркотических средств и психотропных веществ в любых
количествах в целях, не предусмотренных Федеральным законом "О
наркотических средствах и психотропных веществах", запрещается;
ж) перевозку наркотических средств и психотропных
веществ на территории Российской Федерации юридические лица могут производить
при наличии лицензии на указанный вид деятельности. Ими же осуществляется и
охрана соответствующих предметов. Порядок перевозки наркотических средств и
психотропных веществ на территории Российской Федерации, а также порядок
оформления необходимых для этого документов устанавливаются Правительством РФ.
Физическим лицам разрешается перевозить наркотические
средства и психотропные вещества, полученные в установленном порядке в
медицинских целях, при наличии документа, выданного аптечной организацией и
подтверждающего законность получения наркотических средств и психотропных
веществ;
з) пересылка наркотических средств и психотропных
веществ в почтовых отправлениях, в том числе международных, запрещается. Запрещается
пересылка наркотических средств и психотропных веществ и под видом гуманитарной
помощи, за исключением случаев, когда при чрезвычайных ситуациях наркотические
средства или психотропные вещества направляются в конкретные субъекты
Российской Федерации в соответствии с решениями Правительства РФ;
и) приобретение наркотических средств и психотропных
веществ для производства, изготовления, переработки, реализации, использования,
в том числе в медицинских и иных целях, осуществляется юридическими лицами только
при наличии лицензий на указанные виды деятельности;
к) отпуск наркотических средств и психотропных веществ
физическим лицам производится только в аптечных организациях и учреждениях
здравоохранения при наличии у последних лицензии на указанный вид деятельности.
Наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки II и III,
отпускаются в медицинских целях по рецепту, выписанному на специальном бланке.
Форма бланков рецептов, порядок их регистрации, учета и хранения, а также
правила оформления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в
области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной
власти в области внутренних дел. Аптечным организациям и учреждениям
здравоохранения запрещается отпускать наркотические средства и психотропные
вещества, внесенные в Список II, по рецепту, выписанному более пяти дней назад.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|