Пример: Karangan – сочинение, статья (от karang - составлять), larangan – запрет ( от larang - запрещать).
б) орудия или средства действия.
Пример: Pukulan – ударник ( от pukul - ударить), tutupan – крышка ( от tutup - закрывать).
в) с собирательным значением.
Пример: Manisan – сладости ( от manis - сладкий), perkakasan – инструменты, оборудование ( от perkakas -
инструмент).
г) сходства, подобия, или игрушки с помощью редупликации
Пример: Anak-anakan – кукла ( от anak -
ребенок), rumah-rumahan – игрушечный
дом (от rumah - дом).
Окончание –nya
имеет 2 значения:
а) выступает в роли притяжательного местоимения 3-го лица ед.числа.
Пример: Mobilnya – его, ее машина.
б) выступает в роли неопределенного артикля (см. статья «Артикль»).
Пример : Dimana
bukunya? – Где книга?
Окочание – man, -wan, -wati образуют от различных частей речи имена существительные со значением
деятеля.
Пример: seniman – художник (от seni - искусство); wartawan – журналист, wartawati – журналистка ( от warta - новость).
3. Gabungan
imbuhan (конфикс)
Конфикс – это
совместное использование 2-х или 3-х аффиксов (имбухан), которое приводит к
образованию новых значений.
Приставка Ke- в сочетании с окончанием –an :
а) Образуют существительные от глаголов.
Пример:
Keinginan – желание
(от ingin – желать, хотеть),
Keinginan tidak selalu sesuai dengan
kemungkinan. – Желания не всегда совпадает с возможностями.
Kekaguman –
обожание, сильная любовь (от kagum - обожать)
Kekagumanku kepada musik jazz menjadi
alasan aku bermigrasi ke Amerika. – Моя любовь к джазу стала
причиной моей миграции в Америку.
kedatangan –
прибытие, приезд (от datang – прибыть, приезжать)
Para mahasiswa menanti kedatangan
Duta Besar ke universitas – Студенты ждут приезда посла в
Университет.
б) Образуют существительные от прилагательных.
Пример:
Kesehatan –
здоровье (от sehat - здоровый)
Jagalah kesehatan Anda! – Сохраните ваше здоровье!
Kecepatan –
скорость (от cepat - скорый)
Kecepatan mobil melebihi kecepatan
kereta – Скорость автомобиля превышает скорость поезда.
в) Образуют существительные со значением собирательности.
Пример:
Kejaksaan –
прокуратура (от jaksa – прокурор)
kepolisian – милиция
(от polisi -милиционер)
г) Образуют глаголы со значением состояния.
Пример: kedinginan – замерзнуть (от dingin - холодный)
Dia kedinginan tadi malam – Он замерз вчера вечером
kehujanan –
промокнуть под дождем (от hujan - дождь)
Bapak kehujanan di jalan – Отец промок под дождем на улице
д) заменяет слово terlalu (слишком)
Пример: Kepagian – слишком рано, рановато(разг.) (от «pagi» утро).
Saya bangun kepagian hari ini. - Я встал слишком рано сегодня.
Kemanisan – слишком
сладкий, сладковато (разг.) (от «manis» сладкий).
Kue tartnya kemanisan – Торт слишком сладкий.
Приставка Pe- в сочетании с окончанием – an :
а) образуют существительные от глаголов.
Пример: pekerjaan – работа (от kerja - работать), pelarian – побег (от lari - бегать), perbuatan – поступки (от buat - делать)
Kita tidak bisa membenarkan perbuatannya. – Мы не можем оправдать его поступки.
б) образуют существительные от прилагательных.
Пример: pendekatan – сближение, подход (от dekat -близкий).
Anda harus melakukan pendekatan
taktis kepada semuanya – Вы должны найти тактичный подход
к каждому.
в) Образуют имена существительные со значением собирательности
Пример: Perumahan – массив (от rumah -дом), peternakan – скотоводство ( от ternak - скот).
г) Образуют слова со значением процесса действия.
Пример: Pengepakan – упаковка (от pak - коробка),
Direktur harus hadir saat pengepakan
produk – Директор должен присутствовать при упаковке
продукта.
Pengalengan –
консервирование (от kaleng - консервная банка)
Pengalengan makanan memerlukan
waktu – Консервирование продуктов питания требует время.
Приставка Per- в сочетании с окончанием – an :
а) образуют существительные от глаголов.
Пример: perhentian – остановка (от основы henti (гл. вerhenti - остановить)), pertengkaran – ссора (от основы tengkar (гл. bertengkar – cсориться)).
б) образуют существительные от прилагательных.
Пример: Perbaikan –улучшение (от baik - хороший), perdamaian – мир (от damai - мирный)
в) Образуют слова со значением собирательности.
Пример: perkebunan – садоводство (от kebun - сад), persahabatan – дружба (от sahabat - друг).
Приставка Se- в сочетании с окончанием – nya :
а) Образуют, чаще всего, в переводе на русский язык уже застывшие
выражения.
Пример:secepatnya – как можно быстрее, sedikitnya - как минимум, semampunya – как сможешь.
Приставка Me- в сочетании с окончанием –kan:
а) Образуют активные глаголы (cм. статья «Kata
Kerja») от различных частей речи.
Пример: me +
kerja + kan = mengerjakan.
Mahasiswa mengerjakan pekerjaan rumah. – Студент делает домашнее задание.
б) Образуют глаголы, которые требуют «разъяснения» (для кого/ради чего
–кому/чему)
Пример:
Saya meminjamkan uang
kepada Orang tua.- Я занял деньги родителям.
Saya meminjam uang. – Я занял деньги. («разъяснение» не обязательно).
Saya membacakan buku
untuk murid-murid. – Я читаю книгу студентам.
Saya membaca buku. – Я читаю книгу.
в) Образуют глаголы с признаками прилагательного. Эти слова обозначают
качество предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какие? (bagaimana?). В русском языке выступает в роли причастия.
Пример: Рertanyaan
yang membingungkan – запутанный вопрос (дословный
перевод: вопрос, который запутывает).
Berita yang mengejutkan – удивляющая новость (дословный пер. Новость, которая
удивляет)
Mengherankan -
неожиданный
Пример: Perbuatannya
sangat mengherankan – Его действие очень неожиданное
Menakjubkan -
потрясающий
Пример: Pertunjukan
yang menakjubkan – Потрясающее зрелище
Mengesankan -
впечатляющий
Пример: Wajahnya
sangat mengesankan – Очень впечатляющее у него лицо
Menyenangkan -
радостный
Пример: Perjalanan
yang menyenangkan – Радующее путешествие
Menyebalkan - раздражающий
Пример:
Kata-kata yang menyebalkan – Раздражающие слова
Membosankan - надоедливый
Пример: Pekerjaan
yang membosankan – Надоедающая работа
Memuaskan –
удовлетворенный
Пример: Hasilnya
sangat memuaskan – Очень удовлетворяющий результат.
Приставка per-, per + основа + окончание -kan или per + основа + окончание -I:
а) При присоединение вышеуказанных аффиксов к глаголу внимание
акцентируется на объекте, который перемещается в начало предложения. С помощью
них также образуются вопросительные предложения.
Пример: Mobil
itulah yang saya perbaiki kemarin – Именно эту машину я
отремонтировал вчера.
Masalah apa yang ingin Anda pertentangkan? –
Какой вопрос вы хотели рассмотреть?
Apa yang telah Anda perbuat? – Что Вы сделали?
б) Форма глагола с
приставкой per- также
употребляетя в повелительных наклонениях.
Пример: Lihatlah apa yang engkau perbuat! – Смотри что ты наделал!
Приставка Mem-per- в сочетании с окончаниями –kan или –I образуют
глаголы от существительных.
Пример: Memperebutkan – соревноваться (от «perebutan» соревнование)
Mempertahankan –
защищать (от «pertahanan» оборона)
Mempersatukan -
объединять (от «persatuan» объединение)
Mempertunjukkan –
представлять (от «pertunjukkan» представление)
Mempermainkan –
разыгрывать (от «permainan» игра)
Memperbaiki –
улучшать (от «perbaikan» улучшение)
Memperbaharui –
модернизировать (от «pembaharuan» модернизация)
Memperhatikan –
обратиться внимание (от «perhatian» внимание)
Приставка Di-per в сочетании с окончаниями –kan или –I образуют
пассивные глаголы (cм. статья «Kata Kerja») от различных частей речи.
Пример: Bangsa
dipersatukan oleh bahasa. – Нация, объединенная языком.
Komputer itu telah diperbaharui
oleh teman saya. – Этот компьютер уже модернизирован моим другом.
Приставка Ber- в сочетании с окончанием –an
образуют непереходные глаголы от существительных, со
значением повторяемого процесса.
Пример: Daun-daun berjatuhan. – Листья опадают. Mereka berpelukan. – Они обнимаются.
Приставка Ber- в сочетании с окончанием –kan
образуют глаголы от существительных.
Пример: Beralatkan
gunting dan pisau saya memperbaiki tasnya. – Используя ножницы и
нож я чиню его сумку.
Saya masuk ke universitas berdasarkan
hasil ujian. – Я поступил в Университет, основываясь на
результаты экзамена.
4.Sisipan (инфикс)
Инфиксация как
способ словообразования в современном индонезийском языке малопродуктивна.
Инфиксы, вставляемые между согласным и гласным первого слога основы, выражают
самые разнообразные оттенки значений, часто едва различимые.Наиболее
употребительные –em, - el,
-er:
а) образует прилагательные от существительных.
Пример: gemuruh – громовой, оглушительный (от guruh - гром)
б) образует существительные от прилагательных.
Пример: gelembung – пузырь (от gembung - раздутый)
в) Иногда инфикс никак не отражается на граматическом или лексическом
значении слова.
Пример: gemerintjing – звон (от gerintjing - звон), telapak – ступня ( от tapak - ступня).
г) образует слова со схожим лексическим значением.
Пример: Gigi – зуб/ Gerigi – зубчатость (все зубчатые
запчасти)
Tunjuk – указать/ telunjuk – указательный палец.
д) инфикс + редупликация образуют слова с собирательным значением.
Пример: Tali-temali – различные веревки, корабельные снасти
(от tali – определенная веревка);
Turun – temurun – из поколения в поколение, происхождение (от turun – происходить, вести свое происхождение).
ж) инфикс + редупликация образуют слова со значением «преувеличенности»
Пример: Terang-temerang – ярко горящий (от terang - яркий).
Kata ulang (редупликация)
В индонезийском
языке редупликация (kata ulang) бывает пяти видов:
1. Простая редупликация (удвоение), при которой происходит полный повтор
слова. Она образует множественное число.
Пример: Buku-buku – книги (от buku -
книга), teman-teman – друзья (от teman - друг).
Исключение: mata-mata –шпион (от mata -
глаз).
2. Аффиксальная редупликация, при которой аффикс присоединяется к
повторяемому слову. Она образует существительные со схожим лексическим смыслом,
чаще всего они являются искусственным аналогом.
Пример: Mobil-mobilan – игрушечная машинка (от mobil - машина), rumah – rumahan –
макет дома, игрушечный домик (от rumah - дом).
3. Редупликация глагола, употребляется с целью акцентирования внимания на
действии.
Пример: Saya
meminta uang.- Я прошу денег. Saya meminta-minta uang. – Я умоляю дать
мне деньги.
Wanita itu mencari anaknya. – Эта женщина ищет своего ребенка. Wanita itu mencari - cari anaknya. – Эта женщина разыскивает
своего ребенка.
4. Редупликация корневого слова с изменением одного из звуков служит для
образования существительных с собирательным значением.
Пример:Gerak-gerik – поведение (от gerak
- движение), saуur-maуur – различного рода овощи (от sajur - овощи), lauk-pauk –
различная еда (от lauk - еда).
5. Редупликация перед словом первого согласного звука, к которому при
этом добавляется е, служит для образования существительных.
Пример: Lelаki – мужчина (от laki -
муж), tetangga –сосед (от tangga -
лестница).
Иногда в
индонезийском языке встречаются схожие с редупликацией слова, но они не имеют к
удвоению никакого отношения, они являются обычной основой (kata dasar).
Пример: Kupu – kupu – бабочка (отдельного слова kupu не существует), biri-biri –
овца (самостоятельно слово biri не
употребляется).
Kata majemuk (сложные слова)
Сложные слова (kata majemuk) состоят из двух или более разных слов, при сложение которых
образуется новое значение. Написание сложных слов бывает слитным или раздельным.
Пример: Sapu – веник, tangan – рука = saputangan – носовой платок.
Orang –
человек, tua – старый = orangtua –
родители.
Rumah –
дом, tangga – лестница = rumah tangga
– семья.
Rumah –
дом, makan –кушать = rumah makan –
ресторан.
Принято выделять следующие типы сложных слов:
1.Когда между компонентами сложного слова существует сочинительная связь.
а. Оба компонента имеют предметное значение, этим способом образуются
существительные.
Пример: nenek –дедушка, moyang – бабушка = nenek moyang – предки
б. Оба компонента имеют значение действия, при этом образуются
существительные и глаголы.
Пример: Beri – давать, tahu – знать = beri tahu – сообщать
в. Оба компонента имеют качественное значение, при этом образуются
прилагательные и существительные.
Пример: Merah – красный, putih – белый = Merah putih – красно – белый или индонезийский государственный флаг.
2. Когда между компонентами сложного слова существует подчинительная
связь.
а. Первый компонент имеет значение предмета, а второй качества,
количества или действия.Этим способом чаще всего образуются существительные.
Пример: kereta –экипаж, api –огонь = kereta api – поезд.
б. Первый компонент имеет значение действия, а второй значение предмета,
этим способом образуются глаголы.
Пример: Masuk – попадать внутрь, angin –ветер = Masuk angin – простудиться.
в. Первый компонент имеет значение качества, а второй значение предмета.
Этим способом образуются прилагательные.
Пример: Keras –твердый, kepala – голова = Keras kepala – упрямый.
г. Первый компонент означает действие, а второй его результат. Этим
способом образуются глаголы.
Пример:Pukul –бить, mundur –отступать = Pukul mundur –отражать (нападение).
Пример сложных слов
Maha (великий)
|
Siswa
(ученик)
|
Mahasiswa (студент)
|
Olah
(обработка)
|
Raga
(тело)
|
Olahraga (спорт)
|
Segi
(угол)
|
Tiga
(три)
|
Segitiga (треугольник)
|
Antar
(между)
|
Kota
(город)
|
Antarkota (межгород)
|
Kaca
(стекло)
|
Mata
(глаз)
|
Kacamata (очки)
|
Mata
(глаз)
|
Hari
(день)
|
Matahari (солнце)
|
Suka
(нравиться)
|
Rela
(сердечный)
|
Sukarela (добровольно)
|
Dwi
(два)
|
Warna
(цвет)
|
Dwiwarna (двухцветный)
|
Bea
(расход)
|
Siswa
(ученик)
|
Beasiswa (стипендия)
|
Tuna
(без/неимеющий)
|
Netra
(видение)
|
Tunanetra (слепой)
|
Tuna
(без/неимеющий)
|
Wisma
(дом)
|
Tunawisma (бездомный)
|
Tuna
(без/неимеющий)
|
Rungu
(слух)
|
Tunarungu (глухой)
|
Pramu
(слуга)
|
Wisma
(дом)
|
Pramuwisma (домработница)
|
Pasca
(по, после)
|
Sarjana (выпускник университета)
|
Pascasarjana (аспирант)
|
Dasa
(десять)
|
Warsa
(лет)
|
Dasawarsa (десятилетие)
|
Alih
(менять)
|
Bahasa (язык)
|
Alih bahasa (перевод)
|
Garis
(линия)
|
Bawah
(под)
|
Garis bawah (линия, подчеркивающая слово)
|
Tepuk
(хлопать)
|
Tangan (рука)
|
Tepuk tangan (аплодисменты)
|
Tanda
(знак)
|
Tangan (рука)
|
Tanda tangan (подпись)
|
Karya
(работа)
|
Tulis
(писать)
|
Karya tulis (рукопись)
|
Duta
(представитель)
|
Besar
(большой)
|
Duta besar (посол)
|
Tanah
(земля)
|
Air
(вода)
|
Tanah air (родина)
|
Ruang
(комната)
|
Tamu
(гость)
|
Ruang tamu (гостиная/зал)
|
Rumah
(дом)
|
Sakit
(болеть)
|
Rumah sakit (больница)
|
Dokter (врач)
|
Hewan
(животное)
|
Dokter hewan (ветеринар)
|
Kamar
(комната)
|
Mandi
(купаться)
|
Kamar mandi (ванна)
|
Buku
(книга)
|
Pelajaran (учение)
|
Buku pelajaran (учебник)
|
Buku
(книга)
|
Tulis
(писать)
|
Buku tulis (тетрадь)
|
Ruang
(комната)
|
Waktu
(время)
|
Ruang waktu (измерение)
|
Kapal
(корабль)
|
Laut
(море)
|
Kapal laut (морское судно)
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|