Естественно, центральной зоной функционирования экономической
лексики является специальная речь (в письменной/устной форме). В этом случае
партнеры коммуникации выступают как носители одной социальной роли (это речь
профессионалов для профессионалов). Замещение позиции адресата «неспециалистами»
дает разные типы научно-популярной речи. Разговор на экономические темы в
бытовом повседневном общении — типичная примета времени [Китайгородская, Розанова
1994]. В подобных случаях партнеры коммуникации — неспециалисты, «экономисты
поневоле», в активный словарный запас которых попадают экономические термины
(ваучер, приватизация, крупные купюры, курс доллара и т. п.).
Неперсонифицированный массовый адресат характерен для средств массовой
коммуникации (письменной — газеты, журналы; устной — радио, ТВ). При этом одни
издания (передачи) рассчитаны на специалистов, другие на широкого читателя
(зрителя, слушателя). Массового адресата имеют и некоторые жанры городской
речи — вывески, объявления (купля-продажа, найм, обмен, услуги и др.), устная
уличная реклама и нек. др. Особой зоной функционирования экономической лексики
является литература — мемуарная и художественная.
В работе в качестве материала, отражающего «жизнь» экономической
терминологии в разных типах речи, приводятся фрагменты текстов разной
функциональной принадлежности (тексты строгих жанров специальной речи
привлекались в качестве иллюстративного материала, поэтому в данном разделе
они не используются).
Средства массовой информации в
настоящее время служат основным «инструментом» внедрения экономической лексики
и экономических знаний. Велика доля экономической тематики на ТВ. Это информационный
жанр — новости на канале «Деловая Россия», образовательные программы,
экономическое шоу «Деньги... Деньги? Деньги!!» Телевидение формирует и новые
типы экономического поведения, напр. покупка по заказу рекламируемого товара —
телемагазин.
Телевизионная реклама активно вторгается в повседневную жизнь,
расходится в цитатах. Напомним лишь некоторые из них: «Ну очень смешные цены!»,
«Мы сидим, а денежки идут!», «Это больше чем стипендия. Это лучше, чем
стипендия. И это только начало». Своеобразным ретранслятором телевизионной
рекламы становятся газеты. Реплики телевизионной рекламы дают названия
рубрикам. Однако основной массив рекламных объявлений составляют специализированные
письменные издания — журналы, газеты, рекламные приложения и т. п., напр.:
«Рынок», «Товары и цены», « Услуги и цены», «Оптовик», популярная газета
рекламных объявлений «Без посредников» «Из рук в руки», рекламные издания по
отдельным группам товаров, напр. «Стройка» и мн. др. По сравнению с
телевизионной рекламой, где значительная часть рекламного пространства
отводится «расхваливанию» товара и побуждению к его приобретению (с достаточно
стандартным набором аргументов), реклама в названных изданиях в подавляющем
большинстве случаев имеет чисто информативный характер.(17,156)
Экономическая проблематика,
экономическая терминология присутствует не только на страницах специальных
изданий (прежде всего газет, напр., «Экономика и жизнь», «Финансовая газета»,
«Коммерсант », приложения к газете «Известия» — «Финансовые известия»,
«Экспертиза» и др.), но и на газетной полосе большинства популярных газет.
Употребление терминов может сопровождаться толкованиями, напр.:
«Вышел в свет первый журнал по вопросам аудита и контроллинга. Термин
«контроллинг» объединяет управленческий и бухгалтерский учет и анализ
хозяйственной деятельности на уровне предприятия» (Ъ, 25.02.99). Контексты с
толкованиями характерны для популярных изданий, напр.: «Московский банк
Сбербанка России начинает работу с жилищными накопительными системами
(минимальный взнос — 300 долларов США), процентная ставка — 5% годовых с
ежеквартальной капитализацией процентов, то есть начислением процента на
процент» (Кур., 24.02.98).
Популяризация экономических знаний
стала одной из примет современной прессы. Типичны статьи, посвященные новым
типам экономических ситуаций и отношений, новым профессиям, экономической
проблематике в историческом, мемуарном освещении и т. п.
В качестве иллюстрации приведем фрагменты из статьи В. Антонова
«Вексельное обращение» (Биржевой вестник, 15.05.98), рассказывающей о векселе
как одном из важнейших финансовых инструментов, активно внедряемом сейчас в
систему расчетно-кредитных отношений, в том числе и с частными лицами. (Ср.
типичное рекламное объявление: «Европейский финансовый альянс принимает
денежные средства от населения путем размещения векселей с начислением до
1500%. Эмиссия векселей застрахована за счет компании. На каждый вексель
выдается банковская гарантия» (Кур., 2.08.99). Статья в доступной для широкого
читателя форме вскрывает суть вексельного обращения. Степень адаптации
экономического содержания к фонду знаний рядового читателя можно установить при
сравнении со специальными текстами строгих жанров (см., например, проект
федерального закона о вексельном обращении — опубликован в ЭиЖ, №№ 7—11). Так,
например, круг лиц, обязанных по векселю, существенно расширяется. Это не
только названные в статье В. Антонова владелец векселя, векселедержатель, но и
акцептант, векселедатель, индоссант, авалист.(17,145)
Приводимый текст имеет характерное для популярных жанров тематическое
строение. Введение в тему — место вексельного обращения в системе
расчетно-кредитных отношений. Краткая историческая справка. Толкование самого
понятия векселя и описание сути вексельного обращения. Введение понятия
простого и переводного векселя (когда право требовать по векселю переходит к
другому лицу).
В тексте отмечены следующие экономические термины:
расчетно-кредитные отношения, банк. контрагент, сделка, кредитная реформа,
кредитование, расчеты., командно-управляемая экономика, вексель, долговое
обязательство, уплата, сумма денег, вексельная бумага, владелец векселя,
векселедержатель, договор, продукция, услуги, поставщик, кредитор,
индоссамент, передаточная надпись, платеж.
«Расчетно-кредитные отношения могут
быть организованы двумя способами: через банки либо непосредственно между
контрагентами по сделкам.
После проведения кредитной реформы 1930 года кредитование и
расчеты проводились только через банки. Второй способ организации
расчетно-кредитных отношений не применялся, что соответствовало требованиям
командно-управляемой экономики. До революции и в период нэпа этот способ был
широко развит, важнейшей формой его реализации был вексель.
Вексель представляет собой долговое обязательство об уплате некоторой
суммы денег в определенное время и в определенном месте. Такое обязательство
составляется на специальной вексельной бумаге, которую владелец или
векселедержатель получает в уплату по договору за продукцию или услуги.
Полученный вексель может быть использован его владельцем для расчетов со
своими поставщиками или кредиторами путем так называемого индоссамента или
передаточной надписи на обороте векселя, означающей, что право требовать
уплаты по векселю переходит к новому лицу. Подобная операция может осуществляться
неограниченное количество раз, поэтому когда наступает срок уплаты по векселю,
лицо, выдавшее его, будет отвечать не перед тем, кому оно такой вексель выдало,
а перед тем, у кого этот вексель окажется к моменту платежа».
Средства массовой информации становятся не только популяризаторами
экономических знаний. Они пытаются воздействовать на читателей, рекомендуя
модели поведения в новой экономической реальности (куда вложить ваучер, кому
доверить деньги и др.). Жанр рекомендаций и предостережений является одним из
популярных. Ср. характерные заголовки: «Если бы путевку выбирал я...»,
«Несколько рекомендаций профессионала» (Изв.-эксп., 13.03.99); «Ваш вклад
застрахован, а деньги не вернуть. Что же необходимо знать потенциальному
страхователю, которым является каждый вкладчик, при получении страхового
полиса» (Изв., 16.11.99); «Что же делать продавцу квартиры, чтобы его не
надули?»(Кур., 17.09.98).
Образцом столь актуального жанра предостережения-рекомендации
(«как не стать жертвой мошенника») может быть текст из газеты «Из рук в руки» —
1.12.99. Текст насыщен лексикой, связанной с разными типами экономических
отношений, которая стала частью общеупотребительного словаря — предложения о
работе, трудоустройство, деньги, предоплата, услуги, фирма, лицензия,
перевести на счет, наложенный платеж:
«Редакция газеты «Из рук в руки» предупреждает;
За некоторыми объявлениями с предложениями о работе может стоять
корыстное желание бесчестно нажиться на Вашем стремлении решить проблему с
трудоустройством.
Редакция газеты «Из рук в руки» рекомендует:
— категорически отказаться от предложения (переданного вам по
телефону или почтой) переслать по какому-либо адресу, перевести на какой-либо
счет деньги в качестве предоплаты за какие-либо услуги, инструкции и т. п., а
также принимать предложения переслать Вам всякого рода инструкции, анкеты и т.
п. наложенным платежом;
— при личном контакте с представителями фирм, занимающихся
трудоустройством, обязательно требуйте лицензию, подтверждающую право
заниматься такого рода деятельностью».
4.2 Устная речь
Специальная речь в ее устной форме в
зависимости от разнообразия коммуникативных ситуаций подразделяется на целый
ряд жанров.
В работе приводятся записи речи трех известных экономистов — н.
Шмелева, Г. Явлинского и недавно ушедшего из жизни В. Селюнина. Н. Шмелев и
В. Селюнин являются также писателями, публицистами, т. е. владение словом — неотъемлемый
атрибут их профессии. Г. Явлинский в последние годы стал профессиональным
политиком. Приводимые записи отражают нашу недавнюю историю — время, когда
рыночные реформы еще не начались. Тем интересней и очевидней становится тот
этап преобразований, который уже пройден. Записи относятся к разным жанрам:
научно-популярная речь (В. Селюнин), публичное выступление на съезде народных
депутатов СССР (Н. Шмелев), телевизионное интервью (Г. Явлинский).
В. Селюнин. (Из выступления в Институте русского языка РАН.
Февраль 1991 года, вскоре после обмена крупных денежных купюр, получившего
название «павловская реформа». Отвечает на вопрос об индексации.)
Комментарий
Текст имеет следующее тематическое строение (тематические границы
выделены абзацами); Индексация. Ее определение. Наглядное представление термина
(«допустим если...»). Оценка этой экономической меры («это самый неудачный
способ социальной защиты»). Аргументация оценки. Историческая справка
(неизбежна ли эта мера? — на примере Германии). В данный тематический блок
вклинивается ассоциативное отступление по поводу бывшего премьер-министром
Павлова. Будет ли индексация у нас и хорошо ли это («нам ,к сожалению, не
обойтись без этого»). Доходы каких социальных групп необходимо индексировать.
Аргументация позиции.
Содержательная сторона текста, его четкая композиционная выстроенность,
речевые приемы, облегчающие понимание экономической материи неспециалистами,
говорят о В. Селюнине как о блестящем мастере научно-популярного жанра.
Текст показателен по своим лексическим характеристикам.
Предикатная лексика представлена типичными экономическими
предикатами: увеличиваться, рост, вырасти, дать больше (денег), дорожать,
увеличивать, зафиксировать, гарантировать (рост).
«Предметная» номинация, имена действия — это специальная экономическая
терминология и лексика социологической сферы (обозначения разных социальных
групп, «государственная» лексика): индексация, полная индексация,
индексировать, доходы, цены, (десять) процентов, инфляция, спираль
инфляции, раскручивающаяся спираль инфляции, гиперинфляция, деньги, зарплата,
потолок заработной платы, потребительский рынок, сфера материального
производства, предприятия (казенные, кооперативные, семейные), рост
(цен, стоимости жизни), развал экономики; государство, решения государства,
способ социальной защиты, конституционно, закон, административное решение,
командно-административная система, конституционный запрет, закон о запрете индексации,
инвалиды, пенсионеры, работающий пенсионер, государственные служащие, учитель,
офицер, рабочие места.
Устный характер текста и «нестрогость» жанра определяет наличие в
тексте типичных для устной речи синтаксических построений, стилистически
отмеченных лексических единиц (отпустили вожжи, сирые и убогие и нек.
др.).
Текст
Значит вот об индексации// Индексация/ это я поясню/ э-э когда
денежные доходы автоматически увеличиваются решениями государства в меру роста
стоимости жизни/ то есть в меру роста цен// Если цены выросли на-а десять
процентов за месяц/ то и доходы государство увеличивает на десять процентов//
Значит/ это самый неудачный способ социальной защиты/ индексация//
Мы здесь получаем э-э по спирали раскручивающаяся спираль инфляции// Жизнь
подорожала/ мы дали больше денег// Э-э настолько же больше денег//
Значит э-э д-деньги эти/ денег много/ значит наваливаются на-а потребительский
рынок/ там все снова дорожает/ еще увеличиваем деньги/ начала крутиться эта
спираль//
Есть страны где индексация запрещена конституционно/ законом
запрещена/ например Германия// Ну я думаю вы поняли почему// Живы еще люди/
которые помнят э-э инфляцию/ развал экономики в Веймарской республике// И уж
много людей/ которые застали э-э распад/ послевоенный распад// Вот там тоже
все индексацией значит занимались// Ее пресек Гитлер/ это было в ноябре
тридцать шестого года/ там было принято чисто административное решение/ вот
командно-админист... административная система/ ой нехорошее сопоставление/
но-о то что вот Павлов сейчас предлагает// Они зафиксировали цену и зарплату в
ноябре тридцать шестого года// И индексация соответственно не... не
требовалась// После в-войны/ когда-а значит все эти начальники/ кто сам себя
убил/ значит кто арестован был/ то значит отпустили вожжи/ и началась эта
значит гиперинфляция/ и/ э-э продолжалась до сорок девятого года/ до того как
вот план Эрхарда начал осуществляться/ в-в Германии// Вот там-то и был
конституционный запрет/ закон был принят о за... запрете э-э индексации/ то
есть государство не-не гарантирует// Но нам/ к сожалению/ не обойтись без
этого// Надо только вычленить чьи доходы мы будем индексировать// Первые/ это
сирые и убогие// Инвалиды/ пенсионеры/ причем не все пенсионеры// Работающий
пенсионер он может еще себя защитить// Ему полной индексации не положено во
всяком случае// Государственные служащие/ тут придется индексировать доходы//
Почему? Учитель не пойдет подрабатывать во вторую смену/ ему нужно тетрадки
проверять// Офицер не пойдет работать после того как он э-э-э закончил
служебный свой день/ не пойдет не потому что он такой гордый/ но в военных
городках там просто делать... не... не/ нету рабочих мест нету/ а то бы надо
было заставить и офицера работать// Положение в стране отчаянное// Значит
государственных служащих// Но все кто занят в сфере материального производства/
неважно на казенных предприятиях/ на кооперативных/ на-а семейных и так далее/
никакой индексации/ ни копейки// Обеспечь/ защити себя сам// Мы/ вместо
индексации/ снимаем все потолки заработной платье/Зарабатывай// Сколько д-д...
зарабатывай//
Н. Шмелев.
(Фрагменты выступления на Внеочередном третьем съезде народных депутатов СССР,
посвященном вопросу об учреждении поста президента СССР. Март 1990 г.) Комментарий
Выступление Н. Шмелева относится к жанру публичного монолога,
реализуемого в сфере политической коммуникации. Адресат речи (депутаты)
является коллективным и гетерогенным с точки зрения профессиональной
подготовленности для восприятия экономической информации и коммуникативным
установкам (на контакт или конфронтацию с выступающим), ср.: «Я понимаю что
крестьянские руководители меня колхозные не поддержат...». Ср. с другой
стороны — аплодисменты как форма выражения согласия с выступающим. В речи Н.
Шмелева реализуется установка на кооперативность общения с залом (ср.
многочисленные случаи употребления инклюзивного «мы»). Текст имеет много
«примет» (в частности, прямые обращения к залу), которые говорят о его
диалогической природе, т. е. это «диалог в монологе».
Информативное содержание выступления подчинено стремлению воздействовать
на адресата, убедить его в своей правоте. Отсюда публицистический характер
речи, отбор соответствующих речевых средств (экспрессивная, часто сниженная,
фразеология, метафоры, оценки и т. п.):
нам сейчас не до жиру, необходимо перестать сидеть на двух стульях,
перебиваться с хлеба на квас, весь сыр-бор идет о том..., поставить на кон:
вылезти из ямы, в которую мы попали,' в экономике мы построили сумасшедший дом
и продолжаем жить по законам сумасшедшего дома;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|