Словообразовательный потенциал слова «рынок» возрастает. Оно
порождает слова
псевдорынок;
недорынок;
квазирынок;
рыночник (сторонник рыночной экономики, а не тот, кто торгует на
рынке);
антирыночник;
псевдорыночник;
рыночный;
антирыночный.
Из коллекции Т.В.Шмелевой можно добавить: безрыночный, ультрарыночный,
наречие – рыночно (22,35): «При антирыночнике Рыжкове предпринимателю было
легче» (Сегодня, от 27.11.2003) «В составе кабинета пока остаются
министры-рыночники, прошедшие хорошую школу в период слома старой и становление
новой экономике в России (Известия, 20.01.2002).
Существительное «лобби» (от англ. Lobby – коридор, кулуары), в начале 90-х приобретает широкую
употребительность, перестав быть словом узкоспециальным, применявшимся лишь по
отношению к западной действительности. Это слово включается в толковые словари
русского языка. Так Большой Экономический словарь дает такое значение:
«Действие государственных органов, законодательных, исполнительных, судебных
властей, направленные на поддержку отдельных отраслей и сфер экономике
регионов, предприятий». Теперь это слово можно встретить почти в каждой газете,
звучит оно и в телепередачах. Говорят и пишут об аграрном и военном лобби.
Создается целое словарное гнездо:
лоббист
лоббировать
лобби пролоббировать
лоббирование
лоббизм
Вот несколько примеров из газеты «Сегодня» (20.07.2002): «Суть
подготовленного законопроекта в том чтобы отрезать естественные монополии от
пуповины министерств, которые их сегодня лоббируют …», «Единственным
компромиссом с лоббистами стало закрепление в законопроекте …».
Наиболее продуктивные словообразовательные типы.
В системе словообразования в разные периоды жизни языка
словообразовательные типы, да и способы тоже приобретают разную степень
активности. Образование слов по ранее продуктивным моделям может о ряду причин
затухать, и, наоборот, в активный словообразовательный процесс могут
вовлекаться не продуктивные в прошлом модели. Причинами таких смещений акцентов
являются потребности самого языка – недостаточность или избыточность тех или
иных образований.
К примеру, при усилении аналитических методов освоение новых
фактов действительности увеличивается тяга к отвлеченным, собирательным и
абстрактным именам.
Суффиксы ость, ство,
применяются при создании имен существительных от корней прежне не допускавших
подобные образования:
рекитирство,
транферство,
спонсорство,
ипотечность.
Образуются глагол и от других классов слов, например от терминов с
узкоспециальным значением, в частности слово «тоникс» - специальный индекс цен
фондов на токийской фондовой бирже, рассчитывается для опционов и фьючерсов .
Приспособленное к русской системе слово оказалось способным образовать русский
глагол « тониксовать»: «Мы пробуем тониксовать на бирже» (Сег.,18.03.2001).
Среди словообразовательных новообразований выделяют неологизмы и
потенциальные слова. Неологизмы приобретают характеристику общественно узаконенных
номинаций, появившись в определенный период они постоянно воспроизводятся и в
конце концов принимаются языковой традицией: бизнес, инфляция, фирма, биржа,
концерн.
Эта часть экономических терминов, употреблявшихся в качестве
атрибутов капиталистической экономики. В советское время многочисленную группу
составляют иноязычные заимствования: менеджмент, консалтинг, дилер, риэлтер,
тендер, ноу-хау и др.
Потенциальные слова – это нетрадиционные слова, незакрепленные в
языке, но возможные слова, появление которых объясняется потребностью в
соответствующем наименовании. Так возможно, например, слово «банкомат», когда
возникла соответствующая ситуация, готовая модель для осуществления этой
потенции уже существовала в языке (автомат).
3.2 Словообразование существительных
Усиление личностного начала – характерная черта языка нашего
времени. Это находит специфическое выражение в сфере словопроизводства. Не
обошло стороной это явление и словопроизводство в экономической терминологии. В
качестве базовых основ в словопроизводство вовлекались собственные имена лиц
наших современников, сыгравших заметную роль в сфере экономики. В этом
обнаруживается тесная связь языка с современной действительностью. Несколько
примеров: « Гайдаровцев шлю на север» (загл.Изв.31.03.99), «Премьер-министр «гайдаровского»
возраста» (Изв.15.01.2000); «Нередко вспоминают павловские реформы»(Изв.10.03.2001
).
Окказиональные слова: «окологайдаровские» интеллектуалы (НГ,22.06.99).
По модели: «по + фамилия лица + суффикс (овск)» и произведены наречия
по-гайдаровски, по-черномырдински.
Специфичны для нашего времени произведенные телескопическим
способом (им лица + формант номика, сегмент слова «экономика») наименования экономической
политики того или иного деятеля: типа рейганомика, клинтономика: «Билл Клинтон
покончил с рейганомикой» (Изв.10.03.97).
Родилось подобное наименование и от фамилии Гайдар: гайдарономика:
«Этопичекие схемы гайдарономики» (НГ23.10.97).
Характерна для нашего времени высокая активность отвлеченных
существительных на –щина: чубайсовщина, починковщина, - дающих разную
отрицательную оценку свойствам или действиям того лица, которое служит базовой
основой: «Починкощина пожинает свои плоды» (Изв.21.04.99).
Каламбурно обыгрывает фамилию «главного экономиста» 90-х годов
Лобова газета «Сегодня» (14.09.2000), используя в качестве подзаголовка к
критической статье о деятельности Лобова медицинский термин «лоботомия»
(рассечение лба) «лоботомия экономики ...»; чубаучер (от фамилии Чубайс + [в]
аучер).
От имен современных деятелей могут создаваться и предметные
наименования. Вот один из примеров: «Весьма печальные последствия имел новый
рекламный трюк. В последние несколько дней многие граждане стали находить в своих
почтовых ящиках поздравительные открытки от Сергея Мавроди. А кроме них
двадцать билетов АО «МММ» в народе именуемые «мавродики» (МК;25.12.2001).
Значительную часть новообразований составляют имена нарицательные.
Земская делит эти существительные на такие разряды наименований:
1)
сторонник чего-либо или кого-либо. В
экономической терминологии эта группа очень активна: рыночник, бесплатник
(именует сторонников бесплатной приватизации), поставщик, заемщик. При наличии
однокоренных слов отрицательную оценку обычно выражают номинации суффиксом
–щик – антиперестройщик. Ср.: кооператор – кооперативщик, перестроичник –
антиперестройщик. «Ведь как вы их называли «бесплатники» выдвигают всем
понятный и всеми принятый лозунг: отдать собственность безвозмездно» (Изв.,
26.02.99).
2)
принадлежность к коллективу или
сообществу людей объединяемых по какому-либо признаку: бюджетник, платник,
бесплатник, льготник. Слово «бюджетник» приобрело особую активность. Оно
обозначает людей, получающих содержание из бюджета – это учителя, медики,
научные работники, студенты, пенсионеры и многие другие. Среди студентов
различают «бюджетников» и «платников». Вот, например: «все основные занятия
«платники» посещают вместе с «бэджениками» (Сег., 16.07.03).
Слово «бесплатник» обозначает как сторонников чего-либо, так и
лиц, принадлежащих какому-либо сообществу: это дети, получающие в школе бесплатные
завтраки.
3)
наименование по профессии типа банкир,
аудитор, фермер, брокер, дилер, менеджер. «У нас появился новый сословный класс
– банкиры» (Изв. , 18.02.2000). «Аудитор имеет право . . .» (загл.НГ 28.06.02).
4)
слова – характеристики. Они обычно с
элементами каламбура: прихватизатор (ср. приватизация и прихватить).
Новые социально - значимые процессы в действительности именуются с
существительными на – изация, имеющими значения наделения теми или иными
свойствами того, что обозначает базовая основа: фермиризация, долларизация,
векселизация (долгов), зарплатизация (доходов), бартеризация. Вот некоторые
иллюстрации из газет: «Можно ли как-то бороться с долларизицией нашей экономики
(АиФ; от №19 2003). «…единство России ожжет не выдержать второго за последние
несколько лет испытания бартеризации (Изв. 18.09.99). «Минфин отстаивает свою
идею векселизации долгов (Сег., от 22.04.01).
Слова на –изация обычно включают иноязычные базовые основы.
Доказательство высокой продуктивности этого типа – рождение слов этой структуры
от русских основ. Такие слова, рублевизация, зарплатизация: «Зарплатизация
доходов,т.е. превращение доходов в зарплату» (Изв., 26.02.02), «… рублевизация
эконоики стран СНГ» (Радио №5 2001).При этом может происходить заменительная
префиксация: девальвация – ревальвация, инфляция – дефляция (изъятие из
обращения части избыточных денег путем увеличения налогов, продажи
государственных ценных бумаг и т.п., как средство борьбы с инфляцией. Сравним
также слово из того же парадигматического ряда, созданное способом
контаминации: стагфляция = стагнация + инфляция. Кроме суффиксов, уже
названных, можно выделить продуктивный суффикс –тель, с помощью которого в
основном образуются отглагольные существительные:
Покупатель,
Получатель,
Держатель,
Предъявитель,
Доверитель,
Поручитель,
Потребитель,
наниматель.
По мнению Китайгородской, в сфере именно словообразования наиболее
продуктивными являются префиксы: те - , недо-, пере-, пред-, со-, суб-, под-,
ре: не платеж, не проплата, не акцент, не допоставка, нерезидент,
перестрахование, предоплата, совладелец, субаренда, поднайм, реэкспорт,
ремарктиг.
3.3 Аббревиация как способ образования
экономических терминов.
Среди способов словообразования аббревиация занимает специфическое
место. Этот способ, как отмечает Китайгородская, проявляет высокую
продуктивность в экономической терминологии.
Вот наиболее употребительны аббревиатуры:
АО (акционерное общество);
АООТ (акционерное общество открытого типа);
АОЗТ (акционерное общество закрытого типа);
ТНК (транснациональная корпорация);
ЕТТ (единый транзитный тариф);
ВВП (валовой внутренний продукт);
НДС (налог на добавочную стоимость);
ММВБ (Московская межбанковская валютная баржа);
ЦБ (Центральный банк).
3.4 Производство имен прилагательных.
Прилагательные образуются не так активно как существительные.
Набор признаков пополняется незначительно.
Конец 90-х годов продолжает отмечавшаяся раннее тенденция к
активному производству относительных прилагательных. Активность этих
прилагательных объясняется широким использованием их в составе номинаций,
нередко имеющих терминологический характер – типа бартерная сделка, институт
маркетинговых исследований. Основную часть новых прилагательных составляет
субстантивные производные. Как правило, каждое новое существительное порождает
относительное прилагательное:
лизинг - лизинговый
кредит – кредитный
аудитор – аудиторский.
В сфере производства относительных прилагательных обнаруживают
активность те же наиболее продуктивные суффиксы (-н-, -ов-, -ек-).
консалтинг - консалтинговый
консолидация – консолидированный
маркетинг – маркетинговый
банкир – банкирский.
Для актуальных в наше время существительных, важных для сферы
экономики, слово «цена» требует выражение отношения. Это слово порождает
относительное прилагательное:
ценовой механизм,
ценовая политика.
Однако оно еще не приобрело полностью права гражданства. В одно и
той же газетной статье находим заголовок с родительным падежом «Всплеска цен в
России может и не быть». В тексте же дано прилагательное «до конца года не
ожидается больших ценовых всплесков» (АиФ №23- 2002). Очевидно, что позиция в
заголовке требует слова более принятого нормой. Ср. также : «либерализация цен
обернулась ценовым шоком»(Изв.08.12.2002).
3.5 Образование глаголов
В сфере глагола появление новообразований установить труднее, чем
в сфере имен существительных.
В области номинативного словообразования активно суффиксальное
производство глаголов на – ировать, - изировать, реже на – овать, производных
от иноязычных именных основ (типа спонсировать, конкурировать).
Менее активны глаголы на – ить. Так глагол обналичить стал
глаголом нашего времени, который обозначает «перевод безналичных средств в
наличные», «снабдить наличными деньгами».
Этот глагол употребляется в профессиональной речи и в русском
языке. Рекламные объявления пестрят лаконичными предложениями: обналичу, обналичим.
Активная префиксация иноязычных глаголов способствует их
включению в систему русского языка, служит грамматическим средством выражения
значения современного вида, чаще всего с той целью используется префикс с-,
реже –от-, про-, и др.:
Спрогнозировать,
Отрекламировать,
Пролоббировать,
Профинансировать.
«Через пять лет мы смогли увидеть не точно отрекламированный
фильм» (Изв., 10.02.03) «Сегодня уже профинансированы 60% регионов» (НГ от
18.02.02) «Через ступенчатое словообразование – это интересное явление
современного словообразования, когда, вопреки имеющейся в языке закономерности
причастные формы на –ствующий образуются, минуя глагол, от существительных.
В словообразовательной цепочке, таким образом, оказывается
пропущенное звено, а именно словообразующий глагол. Это, как считает Е.А.
Левашев, делает эти формы псевдопричастными. Приведем примеры. Полная
словообразовательная цепочка: спонсор – спонсорство – спонсировать –
спонсирующий. Неполная цепочка: фермер – фермерство – фермерствующий «Фермерствующий
предприниматель несет большие убытки (РГ 14.11.01)».
Такое словообразование свидетельствует о развитости
словообразовательной системы в целом, так как производное слово как бы
появляется раньше производящего.
Итак, рассмотрение специфики словообразовательных процессов
современности обнаружило заметную интенсивность их протекания. Известные
словообразовательные модели в экономической терминологии реализовались в виде
множества конкретных предметных значений, значительно пополнив словарный состав
языка.
Высокую степень продуктивности обнаруживают словообразовательные
элементы иноязычного происхождения – префиксы, суффиксы, производящие основы
(квазирынок, супербогач), ваучерный, а также основы собственных имен.
Вывод
Рассмотрение специфики в словообразовательных процессов
экономических терминов обнаружило заметную интенсивность их протекания.
Несмотря на стабильность и традиционность основных способов словообразования,
результаты словообразовательных процессов по количеству полученных экономических
новообразований оказались значительны. Особенно активными является производство
абстрактных имен, дифференцированных по роду деятельности (риэлтер, аудитор,
менеджер).
Активны в качестве базы словопроизводства слова, связанные с
развитием рыночных отношений (бизнес, банк, предприниматель), расслоение
населения в материальном плане (бюджетник, платник, олигарх).
Высокую продуктивность обнаруживают словообразовательные элементы
иноязычного происхождения.
Глава 4. Сферы функционирования
экономической лексики
4.1 Экономические термины в СМИ
В наши дни экономическая терминология вышла далеко за границы
«естественной среды обитания» — сферы профессионального общения. Ее
употребление актуализируется в широком спектре коммуникативных ситуаций и
соответствующих им типах и жанрах речи. Конституирующим фактором, объединяющим
все «разновидности экономической речи», является фактор темы, т. е. это
экономика во всех ее ипостасях. Тема, фрагмент действительности, стоящей за
текстом, и определяет присутствие в нем экономической терминологии. Прочие
параметры могут варьироваться: форма речи (письменная/устная); тип общения
(личное/публичное, непосредственное/опосредованное, официальное/неофициальное);
характер заполнения позиций говорящий/ адресат (в зависимости от реализуемой в
акте коммуникации социальной роли, от количественных показателей — один/много
и качественного наполнения этих показателей); коммуникативные интенции партнеров,
во многом определяющие характер речевого жанра (жанры чисто информативного,
аналитического, полемического, побудительного характера и др.). Многообразные
сочетания названных параметров могут давать разные типы текстов, в которых
представлена экономическая терминология.(17.153)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|