Полученные предварительные данные позволили развернуть базовое
исследование. Среди всего объема информации о детях-сиротах, которая
представлена сегодня в печати, можно отметить, что наиболее часто упоминаются и
освещаются следующие проблемы (большинство авторов считают эти проблемы
ключевыми):
·
детская
беспризорность
·
растущее
количество детских домов
·
альтернативные
формы воспитания детей-сирот.
·
II.2. Отношение СМИ к
беспризорным детям
По мнению
большинства авторов, детская беспризорность- это бич нашего времени. В
современной России она произрастает на фоне глубокого экономического кризиса
постоянно ухудшающего материальное положение всех слоев населения. В результате
детские проблемы как бы отступают на задний план, ни о каком реальном
приоритете охраны прав ребенка говорить не приходится.
В наиболее
острых (пафосных) социально направленных статьях высказывается следующая
позиция: издержки развития, и гнетущая социальная напряженность неожиданно
породили феномен, с которым, казалось, в индустриально развитых странах было
покончено еще в19 в. – современных беспризорников. Подчеркивается, что
количество беспризорных детей в нашем государстве определяется цифрой от 1 до 4
миллионов. Но дело не только и не столько в цифрах, а в том, что речь идет о
социальной болезни, глубоко затрагивающей суть отношений в обществе.
В ряде статей
делается акцент на то, что среди безнадзорных и беспризорных детей значительная
часть – воспитанники интернатных учреждений. Из-за жестокого обращения
постоянно растет число самовольных уходов детей из этих учреждений. Большинство
бездомных детей городские жители (80%), в основном это дети из неблагополучных
семей. Причины их отчуждения от семьи – жестокое обращение, нежелание учиться в
школе и конфликт с родителями на этой почве. У детей возникает ощущение своей
ненужности, отсутствие заботы родственников.
Образ жизни беспризорных
подростков наносит мощный удар по их здоровью, психике, деформирует их
ценностные ориентации. Как правило, у них искажено представление о мире, знания
крайне ограничены и не соответствуют возрасту, многие даже читать начинают
учиться только в социально-реабилитационных. Для беспризорных детей характерна
грубость, неуравновешенность, агрессивность, неумение сочувствовать и
сопереживать. У большинства беспризорников наблюдаются психические
расстройства, запущенные хронические заболевания. Психическое перенапряжение
приводит к нервным срывам, попыткам самоубийства.
Безнадзорность,
бродяжничество – одна из самых очевидных причин роста правонарушений,
наркомании среди детей. Характерна тенденция автономизации детской
преступности, усиления её организованности, укрепления связей с другими
возрастными группами преступного мира.
Анализ текстов
публикаций по теме беспризорности позволяет выделить две формы подачи
информации:
A. Данная форма подачи
информации о детях группы риска скорее пугает (они все - наркоманы, преступники,
генетически неполноценны), заставляет сторониться этих детей, чем способствует
оказанию реальной помощи. В роли негативной установки, внедряющейся в сознание
аудитории, выступает идеи о генетической, психической и интеллектуальной неполноценности
сегодняшних сирот и беспризорников. К огромному сожалению, ряд СМИ создают и
поддерживают этот образ существа, потерявшего человеческий образ. На самом
деле, в интернат или на улицу может попасть ребёнок любого социального слоя. К
сожалению, в значительном количестве публикаций СМИ насаждается мысль о том,
что большинство социально проблемных детей не способно вернуться к нормальной
жизни.
B. Данная форма подачи
информации направлена на то, чтобы вызвать у читателей желание сопереживать,
сочувствовать обездоленным детям. В ней нет предложений по решению проблемы
беспризорности. Однако чувствительного к чужому горю, способного сопереживать
читателя эта публикация может побудить к реальной помощи.
II.3. Отражение в СМИ проблем
роста количества детских домов
Дети
оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью
(на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или приемную семью), а
при отсутствии такой возможности – в учреждения для детей сирот, оставшихся
без попечения родителей. Это воспитательные, лечебные учреждения, учреждения
социальной защиты населения и др. (ст. 123 Семейного кодекса РФ). Таким
образом, Семейный кодекс РФ устанавливает приоритет семейного устройства детей,
оставшихся без попечения родителей.
Так,
например, журнал «Народное образование» 2001 №7 в статье «Как устроить судьбу
детей, оставшихся без попечения родителей» публикует следующие данные:
«последнее десятилетие в Российской федерации держится довольно стойкая
тенденция: из 100 000 детей, оставшихся без попечения родителей, 70% передается
на воспитание в семьи, 30% устраивается на воспитание в детские интернатные
учреждения». Казалось бы, соотношение в пользу семейного устройства детей, но
это означает, что «свыше 30 000 детей ежегодно передается на воспитание
в учреждения». Ив настоящее время в России «насчитывается свыше 1000 различных
интернатных учреждений, в которых воспитывается более 150 000 детей,
большая часть которых могла бы быть потенциально устроена на воспитание в
семью». Автор сетует на тяжелую социально-экономическую ситуацию, которая «не
позволяет перераспределить уже имеющиеся финансовые средства, отсутствие
продуманной политики в этом вопросе». Все это «не позволяет эффективно
реформировать существующую систему устройства детей, обрекая многих из них
на воспитание в условиях учреждения, а не семьи».
II.4. Мнение прессы об альтернативных
формах воспитания детей-сирот в детских учреждениях
В последнее
время в центральной прессе начинают появляться статьи, в которых обосновывается
следующая точка зрения – воспитание детей сирот в приемных или опекунских
семьях дает лучшие результаты, нежели в государственных сиротских учреждениях.
Отечественная и мировая практика доказывают: гарантии благополучного
будущего ребенка-сироты в семье значительно выше, чем устроенного в учреждении.
Тот же опыт свидетельствует, что воспитание и содержание ребенка-сироты в семье
обходится государству и обществу значительно дешевле, чем в учреждении.
Как правило,
эту позитивную идею защищают авторы специальных статей, опубликованных в
журналах для профессионалов, а не для массового читателя, побуждая их
задуматься об эффективности воспитания сирот в государственных учреждениях.
СМИ Ярославского
региона не достаточно четко доносят до населения информацию о том, что
сохранение семьи, как основного института позитивной социализации детей может
рассматриваться, как национальная идея, объединяющее наше сегодняшнее общество.
В роли негативной
установки, внедряющейся в сознание аудитории, выступает идея о генетической,
психической и интеллектуальной неполноценности сегодняшних сирот и
беспризорников. К огромному сожалению, ряд СМИ создают и поддерживают этот
образ существа, потерявшего человеческий облик. На самом деле, в интернат или
на улицу может попасть ребенок любого социального слоя. К сожалению, в
значительном количестве публикаций СМИ насаждается мысль о том, что большинство
социально проблемных детей не способно вернуться к нормальной жизни.
В результате
проведения данного исследования можно выделить следующие формы подачи
информации о детях группы риска в СМИ:
·
обвинение-
государство и власть обвиняются в росте количества сирот и беспризорных;
·
сочувствие
- авторы публикаций стремятся выразить сочувствие и жалость к данной категории
детей;
·
отталкивающая
форма подачи информации – текст больше пугает читателей, чем способствует
оказанию реальной помощи детям, попавшим в беду. Эти сведения создают
определенный общественный настрой по отношению ко всем детям из детских домов
и интернатов, создавая им репутацию людей, которые в будущем станут обузой или
угрозой окружающим;
·
побуждение
к действию – предлагаются возможные пути решения существующих проблем, призывы
к активному участию в судьбах детей группы риска. Лишь специальные издания (по
педагогике, психологии) рассматривают проблему сиротства детально, со всех
сторон опираясь в своих суждениях на различные исследования в этой сфере. Может
послужить примером отношение к детям- сиротам журнал «Защити меня!»: «Не
клеймить, не взывать, не выжимать слезу, а деятельно и во время вмешиваться и
влиять на ситуацию». В подобных изданиях четко просматривается тенденция к
действию – решению уже существующих проблем (4 млн. беспризорников, сироты при
живых родителях, проблема социализации сирот, проблема их обучения,
трудоустройства и мн. др.) и предотвращение появления новых проблем.
Многие наши
сограждане считают, что эта проблема не касается их лично, что это дело
государства или специалистов. Работу с общественным мнением надо начинать с
изменения таких убеждений, и в этом нужно объединять усилия и специалистов, и
СМИ.
II.5. Исследование социально-психологических
установок по отношению к детям-сиротам и альтернативных формам их социализации
Социальная
установка – это общая ориентация человека на тот или иной социальный объект,
предшествующая действию и выражающаяся определённым образом относительно
данного объекта[20].
Понятие установки
первоначально было введено в экспериментальной психологии немецкими учёными для
обозначения, обусловленного прошлым опытом фактора готовности действовать тем
или иным образом, определяющего скорость реагирования на воспринимаемую
ситуацию и некоторые иллюзии восприятия. Позднее понятие социальной установки –
аттитюда – вводится в социальную психологию и социологию для обозначения
субъектных ориентаций индивидов как членов группы (общества) на те или иные
ценности, предписывающие индивидам определённые социально принятые способы
поведения.
В отечественной
психологии термин «установка» имеет своё значение, свою традицию исследования.
Одним из первых в отечественной психологии проблемной установки занимался Д.Н.
Узнадзе. Он определял её как целостное динамическое состояние субъекта, которое
обуславливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей
объективной ситуацией. Характеристиками установки являются: скорость и лёгкость
формирования, а также амбивалентность (при одном когнитивном компоненте
эмоциональный компонент может быть разным) и ригидность (установки с трудом
поддаются переделке).
Формирование и
изменение социальных установок происходит в процессе социализации. Социальные
установки являются продуктом различных влияний, оказываемых на нас с раннего
детства семьёй, друзьями во дворе, коллегами по работе и разнообразными другими
социальными группами. Все наши суждения, оценки и убеждения формируются под влиянием
личного опыта взаимодействия с другими людьми.
При изменении
установок на человека также оказывают влияние межличностные контакты, но с
возрастом усиливают своё влияние телевидение, радио, газеты и другие средства
массовой коммуникации. В данном случае (с точки зрения Ж. Годфруа) имеет место
убеждающая коммуникация. Эффективность убеждения установок зависит от многих
факторов, связанных с качествами человека, передающего нам информацию
(коммуникатора), с особенностями этой информации и, наконец, с типом реципиента
(то ест с нашей собственной личностью).
Таким образом,
чем больше доверия внушает коммуникатор, тем легче убелить другого человека и
вызвать изменение его установок. Именно поэтому информация о детях-сиротах,
способствующая формированию позитивных установок по отношению к ним, должна
поступать от уважаемых, авторитетных, имеющих достойную репутацию людей в
заслуживающих доверия региональных СМИ.
Известно также,
что чем привлекательнее и дружелюбнее человек, передающий информацию, и чем
больше он похож на нас, тем большее влияние он может оказывать на наши
установки. В отношении радио и телесообщений можно заметить, что чем
убедительнее сообщение, тем быстрее меняется установка. Сообщение, однако, не
должно слишком сильно отличаться по своему содержанию от мнения реципиента. С
другой стороны, сообщение окажет более сильное воздействие, если удастся
показать реципиенту, какие драматические события могут произойти, если он не
изменит свою установку. Очень действительным в этом плане оказывается страх, к
которому иногда прибегает реклама, - при условии, что предрекламные последствия
носят правдоподобный характер, и что одновременно предлагаются новые
реалистические решения проблемы. Но этих двух элементов недостаточно.
Эффективнее всего, по-видимому, сообщение действует в том случае, если оно
часто повторяется по радии или телевидению. Относительно реципиента важно
отметить, что мы восприимчивее к тому сообщению, которое нас близко касается –
с учётом сложившейся ситуации, насущных потребностей и преследуемых нами целей.
Рассмотрение
влияния убеждающей коммуникации на изменение установок личности в данной работе
имеет большое практическое значение, так как одной из перспективных целей в
дальнейшем может стать разработка теле- и радиопрограмм с учётом выявленного
содержания социальных установок населения.
Для изучения
существующих социально-психологических установок населения Ярославской области
по отношению к социальным сиротам и возможному участию в их социализации мной было
проведено социальное комплексное исследование. Оно также позволило изучить
формы подачи и содержание информации о детях-сиротах в средствах массовой
коммуникации.
Исследование
включало использование бланковых опросных методов (анкетирование значительной
по объёму выборки), метода беседы, проективных рисуночных методов (для
репрезентативной группы испытуемых).
Анкетирование
проводилось с помощью специально подготовленной для этих целей анкеты. Анкета
включает в себя 10 вопросов закрытого типа, т.е. для каждого вопроса
предлагаются варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее
соответствующие его собственному мнению. Если ни один из вариантов ответа не
устраивает опрашиваемого, ему предлагается дать свой собственный вариант
ответа.
Вопросы анкеты
могут быть разделены на два смысловых блока. Первый – вопросы 2,5 и 9 –
показывает, из каких источников люди получают информацию о детях-сиротах, и
насколько они считают себя информированными по данной проблеме. Второй блок –
вопросы 1,3, 4, 7, 8, 10 – позволяет выяснить установки респондентов по
отношению к сиротам и различным способам взаимодействия с ними.
Разработанная
анкета была предложена представителям основных социальных слоёв населения. Опрос
всех категорий респондентов проводился в течении октября-декабря 2005года.
После заполнения анкеты с респондентами проводилась беседа, позволяющая
уточнить их ответы и представления. Всего в исследовании принимали участие 750
человек. В качестве респондентов выступали представители следующих слоёв:
·
рабочие,
·
пенсионеры,
·
предприниматели,
·
работники
бюджетной сферы,
·
государственные
служащие,
·
студенты.
Данные категории
населения были выделены по следующим критериям: их представители принадлежат к
различным возрастным группам, имеют различный по длительность опыт семейной
жизни (и жизненный опыт в целом); они ведут различный образ жизни, имеют
различную частоту и широту социальных контактов, уровень образования и
материального достатка и, скорее всего, разные жизненные ценности в качестве
приоритетных.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|