Меню
Поиск



рефераты скачать Характерные черты информационной поддержки программы "дети-сироты" в ярославских региональ...


I.2. Альтернативные формы социализации детей-сирот

Последствия материнской депривации очень тяжелы для ребенка, поэтому во многих странах наблюдаются такие тенденции как: отказ от воспитания детей в учреждениях интернатного типа, и укрепление «вертикальных» связей – прародители – родители – дети. В ситуации современной России детям-сиротам могут помочь альтернативные формы воспитания приемная семья, патронатная семья, семейный детский дом. И роль, которую играет семья в жизни ребенка, я рассматриваю дальше.


I.2.1 Семья как важный фактор для полноценного развития ребенка.

Содержание жизнедеятельности семьи может быть понято через описание основных функций, на реализацию которых семья ориентирована. В ряде функций, присущих семье на определенном этапе  ее исторического развития, обнаруживает себя ее специфическое  целевое назначение как малой группы и социального института. Выполнение этих функций обеспечивается ролевым сотрудничеством всех членов семьи, и прежде всего супругов[8].

Активность семейной системы, приводящей к достижению соответствующего полезного результата, является многоаспектной и  разнонаправленной.  Брак нельзя свести к сексу. Он предопределяет весь образ жизни: труд, житейские радости, печали. Совместимость или несовместимость партнеров может быть должным образом оценена лишь в рамках семьи  как единой поведенческой системы с доминирующими ценностями и определенным организационным паттерном. Помимо сексуально-эротической, имеют значение другие функции семьи, связанные с безопасностью, воспитанием детей, социальным  обучением, а также развитием каждого из партнеров в отдельности и супружеской пары в целом. Супружескую адаптацию следует рассматривать в более общей системе взаимоотношений, отражающих индивидуальные связи  каждого из партнеров с родительской семьей  и социальным окружением в целом.  

В науке о семье пристальное внимание уделяется анализу функций семьи.

Чаще  семье приписывают следующие функции:

·                   Порождение и воспитание детей.

·                   Сохранение, развитие и передача  последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала.

·                   Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве  безопасности, ощущении ценности  и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви.

·                   Создание условий  для развития  личности всех членов семьи.

·                   Удовлетворение сексуально-эротических потребностей.

·                   Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.

·                   Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.

·                   Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении  прочных  коммуникаций с ними.

·                   Удовлетворение индивидуальных потребностей в отцовстве или материнстве, контактов с детьми их воспитании, самореализации в детях.

·                    Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.

·                   Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.

·                   Реактивная функция-охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний.[9]

Семья как социальный институт.

В науке сложилась традиция изучения семьи как социального института, и как малой группы.

Согласно общепринятой трактовке, понятие «социальный институт» означает устойчивых комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах человеческой жизни. Это заданный набор целесообразных стандартов поведения определённых лиц в конкретных ситуациях. Стандарты поведения организуются в систему ролей и статусов.

Деятельность социальных институтов направлена на удовлетворение фундаментальных, жизненно важных социальных потребностей, к которым относятся: коммуникации в обществе, производство товаров и услуг и их распределение, воспроизводство членов общества и их социализация, социальный контроль и порядок, безопасность членов общества и, социальная стабильность. Обычно выделяют пять основных социальных институтов, существующих в любом современном обществе: семья, экономика, политика, образование и религия. Каждый из них социализируется на решении принципиально важной для выживания и нормального функционирования общества проблемы.

Социальные институты образуют ядро нормативно-ценностной структуры общества. Они ограничивают или подавляют такие действия людей, которые не согласуются с соответствующими стандартами поведения.

Выступая существенным элементом структуры общества, семья осуществляет воспроизводство его членов и их первичную социализацию. Никакое другое объединение людей не обладает такой мощной способностью самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья не только разрастается сама, но и поддерживает непрерывность человеческих поколений, их физическую и духовную преемственность. Семью можно считать состоявшейся тогда, когда муж и жена, мужчина и женщина, берут на себя ответственность за жизнь своего ребёнка, его экономическое состояние и воспитание.

Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребёнка представление о социальных связях и с момента рождения включает его в них. Семья в значительной мере приобщает ребёнка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Система ценностей усваивается ребёнком, прежде всего, благодаря его общению с родителями в первые семь лет его жизни. В семье дети учатся социально-одобряемому поведению, приспособлению к окружающим, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Семья определяет возможности и ограничения личных отношений ребёнка, а затем и взрослого с другими людьми. Способность членов семьи принять ребёнка в качестве существа с уникальными характеристиками в большей мере влияет на его представление о самом себе[10].

Семья обладает  серьёзными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Огромное значение имеют частота и непосредственность физических, эмоциональных и социально-психологических контактов детей и родителей. Индивидуальный подход к развитию личности ребёнка именно в семье становится реальностью. Чуткое и внимательное отношение взрослых к ребёнку позволяет своевременно выявить его способности, поддержать интересы и склонности.

Семья удовлетворяет индивидуальные потребности членов и в то же время регулирует их поведение в ответ на требования социума. Институт семьи - важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества. Именно институт семьи может противостоять как тоталитаризму, так и  индивидуализму. Поэтому общество, и личность обоюдно заинтересованы в укреплении семьи.

Одновременно семья стремится к поддержанию своей автономии, борется за своё существование в социуме. Для этого она должна обладать средствами сопротивления внешним угрозам, например, усилению контроля над семьёй со стороны государства. Чрезмерное вмешательство внешних сил в семейную систему нарушает баланс отношений семьи и общества. Институт семьи может оказаться в подчинённом положении по сравнению с другими социальными институтами. Поэтому возникает потребность в просемейной политике.

Институциональный характер семьи проявляется и в том, что каждая отдельная семья может быть понята только в связи с другими семьями. В частности, можно прогнозировать будущее конкретной семьи, опираясь на знания логики развития многих тысяч других семей.

Противоречивые процессы в области брачно-семейных отношений – рост числа разводов, неполных семей и повторных браков, снижение рождаемости и воспитательного потенциала семьи и  т.д. – вынуждают специалистов рассуждать об институциональном кризисе семьи. Это проявляется в том, что изначально сплочённое единство семьи как социального института, объединявшего в себе родительство, супружество, родство, начинает распадаться на отдельные, независимые от семьи части (например, родители могут не быть супругами, а отец не связан с детьми кровным родством и т.п.). Однако на протяжении многих веков институт семьи демонстрировал свою устойчивость и даже ригидность. По всей видимости, точнее будет говорить о смене типов семьи как малой группы внутри социального института семьи, о возникновении новых стилей семейных отношений, о существующей социализации  детей-сирот.[11]


I.2.2.Роли ребенка в семье


Характерологические особенности и поведение детей-сирот, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах, представляют собой  яркую иллюстрацию «ребенка с депривацией». Многочисленными исследованиями установлено, что существование детей в условиях массированной материнской депривации (когда дети растут в полной разлуке с матерью) приводит к возникновению психопатий, депрессиям и фобиям. Дети, лишенные родительской опеки, обнаруживают заметное отставание от социально-возрастных нормативов  на протяжении всей жизни. Для них характерно следующее:

·                   эмоциональная поверхностность;

·                   низкая способность к фантазированию;

·                   «прилипчивость»;

·                   высокая агрессивность;

·                   жестокость;

·                   инфантильная безответственность и др.

Д. Боулди выделил сензитивный период  (от 6 до 12 месяцев) в жизни ребенка, во время которого он наиболее тяжело переживает разлуку с матерью. Исследователь указывает также на наличие динамики эмоциональных реакций ребенка, разлученного с матерью: вначале он плачет, кричит (фаза протеста), затем наступает фаза отчаяния, которая завершается фазой отчуждения, во время которой ребенок перестает интересоваться матерью, ничего не хочет о ней слышать.


I.2.3. Опека, попечительство и патронатная семья.


Под опекой понимают правовую форму, с помощью которой осуществляются длительные, постоянные контакты с ребенком, нуждающимся в надзоре и воспитании. Опека устанавливается над детьми, либо не имеющими родителей, либо имеющими родителей, которые по тем или иным причинам не могут воспитывать детей, заботиться о них (болезнь, длительное отсутствие и т.п.).Опекуном и попечителем может быть любое совершеннолетнее лицо, выразившее на это согласие. Опекуны, подобно родителям и усыновителям, обязаны заботиться о воспитании детей. На опекунов и попечителей не возлагается обязанность предоставлять средства на содержание своих подопечных. Однако опекуны и попечители организуют обеспечение подопечных. Пенсии, пособия, алименты и другие суммы, причитающие подопечным, поступают в распоряжение опекуна или попечителя и расходуются на содержание подопечного.

Прекращение опеки и попечительства связано с достижением подопечным определенного возраста. Опека прекращается по достижении подопечным 14 лет, а попечительство - 18 лет. Кроме того, опекун (попечитель) может быть освобожден от своих обязанностей в случае возвращения детей на воспитание родителям, при передаче их на усыновление или при помещении детей в соответствующие детские воспитательные учреждения. Опекун (попечитель) может быть освобожден от обязанностей и по личной просьбе, если она вызвана уважительными причинами (боязнь, отсутствие необходимого контакта с подопечным и т.д.). Попечительство прекращается также в случае вступления несовершеннолетнего в брак.[12]

Опекун (попечитель) может быть отстранен от выполнения функций опеки, если не выполняет возложенных на него обязанностей, ненадлежаще воспитывает подопечного. Если опекун использует опеку в корыстных целях либо оставляет подопечного без надзора, необходимой помощи, орган опеки и попечительства обязан передать прокурору необходимые материалы для решения вопроса о привлечении виновных к ответственности.

Не назначаются опекунами лица:                                                             

- лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах;

 - отстраненные от выполнения обязанностей опекунов;

- бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине.

Вот такие требования предъявляет закон. Нет возрастных, родственных, религиозных ограничений.

Хотя, престарелые опекуны тяжело справляются с подростками из-за большой разницы в возрасте, обычно такие опекуны сами нуждаются в помощи психолога, педагога и других социальных работников.

Есть ограничения, связанные только со здоровьем кандидата в опекуны. Правительство РФ 1 мая 1996 года специальным постановлением утвердило перечень заболеваний, при которых лицо не может усыновить ребенка, принять, его под опеку, взять в приемную семью:

- туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, П, V групп, диспансерного учета заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;

- злокачественные онкологические заболевания.

Нужны ли какие-то еще документы для оформления опеки?

Закон об этом умалчивает, и потому орган опеки может попросить предъявить документы о наличии жилья у кандидата в опекуны и его состоянии, если опекаемый будет жить в квартире опекуна. Специалист органа опеки вправе посетить эту квартиру и составить акт обследования жилищных условий. Если у ребенка осталось ценное имущество, одновременно решается вопрос о распо­ряжении имуществом подопечного.[13] Порядок определен Гражданским кодексом РФ, утвержденным в 1994 году, статьи 37, 38.

На основе этих документов и документов ребенка орган опеки готовит представление главе администрации об установлении опеки над несовершеннолетним.

Решение (постановление) о назначении опеки принимается главой местной администрации, где находится ребенок. Но бывают обстоятельства, когда опека назначается по месту жительства опекуна.

В нем могут указываться сроки, на которые устанавливается опека (если она устанавливается временно), место проживания опекаемого. Следует отметить, что принятое решение действительно на территории всей России и тех стран, которые подписали Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1994 г.).

Одновременно с установлением опеки решается вопрос - будет ли получать пособие опекаемый. Денежные средства выплачиваются опекунам на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря. Размер оплаты определяется органами местной администрации, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона. Поэтому размеры пособий в разных регионах России очень отличаются: где-то это -300-400 рублей в месяц, а где-то около 2000 рублей в месяц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.