Характерные черты информационной поддержки программы "дети-сироты" в ярославских региональ...
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО
ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт экономики,
управления и права
Факультет истории, политологии и права
Кафедра современных коммуникативных,
социальных и политических теорий
КУТЫКОВА АННА ВЛАДИМИРОВНА
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОГРАММЫ «ДЕТИ-СИРОТЫ» В ЯРОСЛАВСКИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ
Дипломная работа студентки
5-го курса заочного отделения
Допущена к защите на ГАК
|
|
Зав. кафедрой
|
Научный
руководитель
|
Д.и.н. профессор
|
К.
псих. н., доцент
|
________________ С.В. Клягин
|
_________________ Н.Н. Посысоев
|
_______ ______________2006 г.
|
_______
________________ 2006 г.
|
Москва 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава I. Сиротство как основная социальная
проблема России…..……..8
I.1 Социально-психологические
особенности детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного
типа..…………………………………..…….…...8
I.1.1.
Материнская депривация………………………………....………….…...8
I.1.2.
Поиск оптимальных форм общения детей со
взрослыми.…………….12
I.1.3.
Основные проблемы социального сиротства в России………………..15
1.2.
Альтернативные формы социализации детей-сирот……………….….20
I.2.1.
Семья как важный фактор для полноценного развития
ребёнка…….20
I.2.2.
Роли ребенка в семье……………………………………………………..25
I.2.3.
Опека и попечительство, патронатное воспитание…………………26
I.2.4.
Обоснование необходимости устройства
детей-сирот в семьи …...35
I.2.5.
Реализация программы дети-сироты……………………………….....39
Глава II. Исследование форм презентации и содержания информации о детях-сиротах
в СМИ …...…………………………….47
II.1. Анализ
региональных СМИ освещающих проблему альтернативных способов социализации
детей-сирот….………………………………………..47
II.2.
Отношение СМИ к беспризорным детям………………………………....48
II.3.
Отражение в СМИ проблем роста детских домов………………………..50
II.4. Мнение прессы об альтернативных
формах воспитания детей-сирот в детских учреждениях. ………………………......................................................50
II.5.
Исследование социально-психологических установок по отношению к детям-сиротам и
альтернативным формам их социализации………………...52
II.6. Анализ
прессы Ярославской области……………………………………. 66
Глава III. Специфика PR технологий, направленных на изменение социально-психологических
установок, определяющих негативное отношение к альтернативным формам социализации
детей-сирот……………...70
III.1 Рекомендации для специалистов в
области СМИ, заинтересованных в решении проблемы детской
беспризорности……………………………..…...70
III.2 Специфика средств массовой
информации………………………………71
III.3. Влияние на установки по средствам СМИ……………………………….72
Заключение……………………………………………………………………....81
Список использованных источников и литературы…………………………...85
Приложения……………………………………………………………………...89
Введение
Актуальность. Тема
моей дипломной работы наиболее актуальна в наше трудное время, так как
сиротство во все времена означало трагедию ребенка. Для предотвращения этой
тенденции, в настоящее время разрабатывается, целый ряд социальных программ и
проектов, направленных на изменение сложившихся отношений к детям-сиротам и
нахождение более эффективной формы их социализации. Сегодня на всех уровнях
государственного управления и общественной жизни активно формируется понимание
того, что маленький человек нуждается в помощи, которая может и не должна
ограничиваться помещением его в детское учреждение. Самое оптимальное решение
судьбы осиротевшего ребенка – найти для него новую семью. Поэтому необходимость
развития альтернативных форм воспитания детей-сирот в настоящее время не
вызывает сомнений. Так как учреждения для детей-сирот даже при наличии большого
диапазона возможностей и высокой квалификации педагогических коллективов не
могут в достаточной мере обеспечить условия для компенсации комплекса
депривационных симптомов, свойственных детям, лишенных родительского попечения.
К числу наиболее серьезных симптомов относятся следующие низкая социальная
адаптированность, недоразвитие способности к любви и привязанности, что ведет в
будущем к феномену «несформированности материнской позиции» и воспроизводству
ситуации социального сиротства.
Все проекты, при
своей значимости в социальной сфере наталкиваются на целый ряд барьеров. Одним,
из которых является недостаточная информированность различных групп населения,
о целевом назначении этих программ и их содержания, таким образом, возникает
задача информационной поддержки гуманитарно-социальных проектов учитывающих
особенности современной ситуации.
Предметом
исследования являются особенности информационной поддержки региональных СМИ.
Также возможности региональных СМИ к изменению социально-психологических
установок населения Ярославской области по информированию населения о поддержке
программы «Дети-сироты».
Объект исследования – региональная программа
«Дети-сироты».
Цель – выявление и анализ PR-возможностей региональных СМИ.
Задачи:
1
Определение
основных характеристик детей- сирот, как особой социальной группы детей,
нуждающейся в социальной поддержке;
2
Исследование
форм презентации и содержания информации о детях-сиротах, в средствах массовой
информации;
3
Исследование
социально-психологических установок по отношению к детям-сиротам и
альтернативным формам их социализации;
4
Специфика
PR-технологий, направленных на изменение
социально-психологических .
Практическая
значимость решения задач направлена на выработку эффективного способа внедрения
PR технологий по программе
«Дети-сироты».
Методы
исследования
- анализ теоретических и методических источников литературы; анализ печатной
продукции; опросы и анкетирование; качественные и количественные обработки
полученных данных; контент-анализ.
Литературоисточниковедческой
базой моего исследования послужили:
1Литература по
психологии детей-сирот, изучению особенностей сиротства, как социальный феномен
(использовались труды Посысоева О.Н., Буянова М.И., Прихожан А. М.);
В центре внимания
работ, где указываются особенности психологии детей, воспитывающихся в детском
доме. Авторы рассказывают, чем эти дети отличаются от своих сверстников,
растущих в семье, как видят окружающий мир, оценивают себя, поступают в трудных
ситуациях, представляют своё будущее. У большинства из них имеются отклонения в
личностном развитии, которые, хотя и не в столь ранних формах, встречаются и
неблагополучных семьях. В содержании работ сделан акцент на выделении
субъективных факторов, препятствующих внедрению в ярославской области
альтернативных форм социализации детей-сирот. Устранению выявленных барьеров и
способам формирования позитивно-деятельного отношения к детям, оставшимся без
попечения родителей.
2
Литература
по изучению средств массовой информации, их типологии, роли и статуса в
информационном мире (Алешина И.В., Райгородский Д.Я., Королько В. Г., Почепцов
Г.Г.).
В этих работах
рассмотрены история возникновения и сферы применения паблик рилейшенз,
структуры и функции PR-службы, вопросы
стратегического и проектного планирования PR-деятельности, управление информацией и конструирования новостей. Автор
уделяет большое внимание формам подачи новостных материалов, PR – выступает наивысшим достижением
современной науки и искусства установление и поддержание конструктивных
отношений между организацией или отдельным индивидом и окружающей их
общественностью.
3 Документы и
правовые законы, определяющие правовое поле регламентирующую программу
«Дети-сироты» (Конвенция о правах ребенка, постановление губернатора
Ярославской области , Семейный кодекс РФ).
В данной
литературе полно рассматриваются характеристики детей-сирот, работы по
социализации в обществе этих детей, феномен социального сиротства. Проблемы
подачи информации на эту тему в СМИ, нет практически не водном издании. Хотя
СМИ могут служить хорошим помощником в информационной поддержке программы
«Дети-сироты».
Структура работы
подчинена изучению предмета исследования и последственому разрешению цели и
задач. Работа состоит из Введения и трех глав «Сиротство как основная
социальная проблема России», «Исследование форм презентации и содержания
информации о детях-сиротах в СМИ», «Специфика PR технологий, направленных на изменение
социально-психологических установок, определяющих негативное отношение к
альтернативным формам социализации детей-сирот», Заключения, Списка
использованной литературы и Приложения.
Объем работы 84 страницы. Список использованных источников
литературы содержит 55 наименование.
Глава I. Сиротство, как основная социальная
проблема России
Социальное
сиротство, как широкое социальное явление - отражение и порождение общих
социально-экономических процессов в России.
I.1. Социально-психологические
особенности детей-сирот воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
Базовой причиной
определяющей весь комплекс социально-психологических особенностей данной группы
детей является материнская депривация. Дети-сироты пережившие негативный опыт
материнской депривации характеризуется общими признаками, определяющими весь
жизненный путь – базового недоверия к миру.
I.1.1.Материнская
депривация
К середине ХХ века стало
научно доказанным и общепризнанным, что важнейшим условием развития маленького
ребенка является наличие тесных и стойких эмоциональных связей с матерью (или
другим взрослым, заменяющим мать). Отсутствие таких связей получило название
«материнской депривации».
Депривация – термин, широко
используемый сегодня в психологии и медицине. В русский язык он пришел из
английского- deprivation- и означает «утрата,
лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей »
(Энциклопедический словарь медицинских терминов, 1982-1984).[1]
В зависимости от того, чего
именно лишен человек, выделяют разные виды депривации. Наиболее важные виды
депривации, которые нужны для понимания развития детей, лишенных нормальной
родительской заботы. Сенсорная депривация- это когда человек испытывает
сенсорный голод, не получая достаточное количество стимулов - зрительных,
слуховых, осязательных и прочих. Для описания подобных жизненных условий
используется понятие – обедненная информационная среда.
В обедненную информационную
среду часто попадает ребенок, оказавшись в детском доме, больнице, интернате
или другом учреждении закрытого типа. Такая среда, вызывая сенсорный голод,
вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка она особенно
губительна.
Обедненная среда отрицательно влияет
на развитие не только сенсорных способностей ребенка, но и всей его личности,
всех сторон психики. Депривирующее воздействие сенсорного голода сегодня можно
считать общепризнанным. Вмести с тем, современные исследования показывают, что
полноценная забота о ребенке может в значительной степени компенсировать
последствия проживания в обедненной информационной среде.
С двигательной депривацией
мы сталкиваемся всякий раз, когда возникает резкое ограничение движения,
например, в результате травм или болезней. Особенно тяжелы последствия
двигательной депривации для детей.
Способы преодоления
последствий двигательной депривации, равно как и способы ее профилактики,
очевидны – необходимо создавать условия, всемерно способствующие развитию
двигательной активности ребенка.
Важным моментом развития самосознания
человека является период, когда ребенок начинает ощущать себя причиной и
источником собственных действий. М.Ю.Кистяковская (1965) обнаружила, что самые
яркие эмоциональные реакции у младенцев возникают при выполнении наиболее
сложных по структуре движений. Это чувство «мышечной радости» характерно и для
более старших детей. В этой же работе М.Ю. Кистяковской было показано, что у детей
воспитывающихся в домах ребенка, обнаруживается состояние глубокой моторной
отсталости, из которого их можно вывести только с помощью интенсивной
психолого-педагогической работы. Сами собой с возрастом подобные нарушения не
проходят[2].
Наряду с сенсорной и
двигательной выделяют также социальную депривацию. Социальная депривация
возникает тогда, когда ребенок лишен связи с внешним миром.
Трудно понять, как действуют
отдельные деривационные факторы в детском возрасте, когда они накладываются на
процесс развития, включающий в себя и физический рост, и созревание нервной
системы, и формирование психики. Тем более это трудно в отношении материнской
депривации, когда сенсорная, двигательная, социальная депривация является ее
следствием – следствием лишения ребенка с раннего возраста заботы матери, ее
тепла.
Присутствие матери не только
дает возможность защитится от неприятных эмоциональных переживаний, но и
формирует способность в принципе более спокойно, с менее эмоциональной
нагрузкой переносить жизненные различные трудности, быть более активными и
меньше пугаться в сложных или угрожающих ситуациях.
В книге Й. Лангмейера и З. Матейчека
приведен целый ряд фактов, показывающих, что влияние переживания экстремальных
жизненных ситуаций на эмоциональное состояние и дальнейшее развитие детей прямо
зависят от того, были ли эти ситуации пережиты ребенком вместе с матерью или
без неё[3].
Значение ранних
эмоциональных связей матери и ребенка для всего его дальнейшего развития
особенно хорошо видно на примере соотношения любви, страха и познавательной
активности. Согласно Х.Харлоу, первое чувство, которое появляется в жизни
живого существа,- любовь к матери – и полноценное развитие ребенка может
осуществляться только в контакте с матерью. Эта любовь тормозит появляющиеся
позже страх и агрессию, в результате чего подобные чувства испытываются
ребенком лишь в ситуации действительной опасности, а не как реакция на любой
новый раздражитель.
Отсутствие базисного доверия
к миру рассматривается многими исследователями как самое первое, самое тяжелое
и самое трудно компенсируемое следствие материнской депривации. Оно порождает
страх, агрессивность, недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание
познавать новое, учиться.
Суть депривационной ретардии
в условиях отечественных детских домов и школ-интернатов в сфере
интеллектуального развития состоит в дисгармоничном развитии интеллекта
(преобладание вербального интеллекта над невербальным), формальном характере
усваиваемых знаний, неспособности их использовать при решении теоретических и
практических задач, в отсутствии познавательной мотивации, в интеллектуальной
пассивности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|