Меню
Поиск



рефераты скачать Характерные черты информационной поддержки программы "дети-сироты" в ярославских региональ...

Характерные черты информационной поддержки программы "дети-сироты" в ярославских региональ...

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт экономики, управления и права



                                                          Факультет истории, политологии и права

Кафедра современных коммуникативных,

социальных и политических теорий



КУТЫКОВА АННА ВЛАДИМИРОВНА



ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОГРАММЫ «ДЕТИ-СИРОТЫ» В ЯРОСЛАВСКИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ

 


Дипломная работа студентки 5-го курса заочного отделения


Допущена к защите на ГАК


Зав. кафедрой

Научный руководитель                    

Д.и.н. профессор

К. псих. н., доцент

________________  С.В. Клягин

     _________________  Н.Н. Посысоев


_______ ______________2006 г.


_______  ________________ 2006 г.



Москва 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                                                                                

Введение…………………………………………………………………………..4

Глава I. Сиротство как основная социальная проблема России…..……..8

I.1 Социально-психологические особенности детей-сирот, воспитывающихся  в учреждениях интернатного типа..…………………………………..…….…...8

I.1.1.       Материнская депривация………………………………....………….…...8

I.1.2.       Поиск оптимальных форм общения детей со взрослыми.…………….12

I.1.3.       Основные проблемы социального сиротства в России………………..15

1.2.            Альтернативные формы социализации детей-сирот……………….….20

I.2.1.       Семья как важный фактор для полноценного развития ребёнка…….20

I.2.2.       Роли ребенка в семье……………………………………………………..25

I.2.3.       Опека и попечительство, патронатное воспитание…………………26

I.2.4.        Обоснование необходимости устройства детей-сирот в семьи …...35

I.2.5.       Реализация программы дети-сироты……………………………….....39

Глава II. Исследование форм презентации и содержания информации о детях-сиротах в СМИ …...…………………………….47

II.1. Анализ региональных СМИ освещающих проблему альтернативных способов социализации детей-сирот….………………………………………..47

II.2. Отношение СМИ к беспризорным детям………………………………....48

II.3. Отражение в СМИ проблем роста детских домов………………………..50

II.4. Мнение прессы об альтернативных формах воспитания детей-сирот в детских учреждениях. ………………………......................................................50

II.5. Исследование социально-психологических установок по отношению к детям-сиротам и альтернативным формам их социализации………………...52

II.6. Анализ прессы Ярославской области……………………………………. 66

Глава III. Специфика PR технологий, направленных на изменение социально-психологических установок, определяющих негативное отношение к альтернативным формам социализации детей-сирот……………...70

III.1  Рекомендации для специалистов в области СМИ, заинтересованных  в решении проблемы детской беспризорности……………………………..…...70

III.2 Специфика средств массовой информации………………………………71

III.3. Влияние на установки по средствам СМИ……………………………….72

Заключение……………………………………………………………………....81

Список использованных источников и литературы…………………………...85

Приложения……………………………………………………………………...89


 

Введение


         Актуальность. Тема  моей дипломной работы наиболее  актуальна в наше трудное время, так как сиротство во все времена означало трагедию ребенка. Для предотвращения этой тенденции, в настоящее время разрабатывается, целый ряд социальных программ и проектов, направленных на изменение сложившихся отношений к детям-сиротам и нахождение более эффективной формы их социализации. Сегодня на всех уровнях государственного управления и общественной жизни активно формируется понимание того, что маленький человек нуждается в помощи, которая может и не должна ограничиваться помещением его в детское учреждение. Самое оптимальное решение судьбы осиротевшего ребенка – найти для него новую семью. Поэтому необходимость развития альтернативных форм воспитания детей-сирот в настоящее время не вызывает сомнений. Так как учреждения для детей-сирот даже при наличии большого диапазона возможностей и высокой квалификации педагогических коллективов не могут в достаточной мере обеспечить условия для компенсации комплекса депривационных симптомов, свойственных детям, лишенных родительского попечения. К числу наиболее серьезных симптомов относятся следующие низкая социальная адаптированность, недоразвитие способности к любви и привязанности, что ведет в будущем к феномену «несформированности материнской позиции» и воспроизводству ситуации социального сиротства.

Все проекты, при своей значимости в социальной сфере наталкиваются на целый ряд барьеров. Одним, из которых является недостаточная информированность различных групп населения, о целевом назначении этих программ и их содержания, таким образом, возникает задача информационной поддержки гуманитарно-социальных проектов учитывающих особенности современной ситуации.

Предметом исследования являются особенности информационной поддержки региональных СМИ. Также возможности региональных СМИ к изменению социально-психологических установок населения Ярославской области по информированию населения о поддержке программы «Дети-сироты».

Объект исследования – региональная программа «Дети-сироты».

Цель – выявление и анализ PR-возможностей региональных СМИ.

Задачи:

1        Определение основных характеристик детей- сирот, как особой социальной группы детей, нуждающейся в социальной поддержке;

2        Исследование форм презентации и содержания информации о детях-сиротах, в средствах массовой информации;

3        Исследование социально-психологических установок по отношению к детям-сиротам  и альтернативным формам их социализации;

4        Специфика PR-технологий, направленных на изменение социально-психологических .

Практическая значимость решения задач направлена на выработку эффективного способа внедрения PR технологий по программе «Дети-сироты».

Методы исследования - анализ теоретических и методических источников литературы; анализ печатной продукции; опросы и анкетирование; качественные и количественные обработки полученных данных; контент-анализ.

Литературоисточниковедческой базой моего исследования послужили:

1Литература по психологии детей-сирот, изучению особенностей сиротства, как социальный феномен (использовались труды Посысоева О.Н., Буянова М.И., Прихожан А. М.);

В центре внимания работ, где указываются особенности психологии детей, воспитывающихся в детском доме. Авторы рассказывают, чем эти дети отличаются от своих сверстников, растущих в семье, как видят окружающий мир, оценивают себя, поступают в трудных ситуациях, представляют своё будущее. У большинства из них имеются отклонения в личностном развитии, которые, хотя и не в столь ранних формах, встречаются и неблагополучных семьях. В содержании работ сделан акцент на выделении субъективных факторов, препятствующих внедрению в ярославской области альтернативных форм социализации детей-сирот. Устранению выявленных барьеров и способам формирования позитивно-деятельного отношения к детям, оставшимся без попечения родителей.

2                   Литература по изучению средств массовой информации, их типологии, роли и статуса в информационном мире (Алешина И.В., Райгородский Д.Я., Королько В. Г., Почепцов Г.Г.).

В этих работах рассмотрены история возникновения и сферы применения паблик рилейшенз, структуры и функции PR-службы, вопросы                стратегического и проектного планирования PR-деятельности, управление информацией и конструирования новостей. Автор уделяет большое внимание формам подачи новостных материалов, PR – выступает наивысшим достижением современной науки и искусства установление и поддержание конструктивных отношений между организацией или отдельным индивидом и окружающей их общественностью.

3  Документы и правовые законы, определяющие правовое поле регламентирующую программу «Дети-сироты» (Конвенция о правах ребенка, постановление губернатора Ярославской области , Семейный кодекс РФ).

В данной литературе  полно рассматриваются характеристики детей-сирот, работы по социализации в обществе этих детей, феномен социального сиротства. Проблемы подачи информации на эту тему в СМИ, нет практически не водном издании. Хотя СМИ могут служить хорошим помощником в информационной поддержке программы «Дети-сироты».

Структура работы подчинена изучению предмета исследования и последственому  разрешению цели и задач. Работа состоит из Введения и трех глав «Сиротство как основная социальная проблема России», «Исследование форм презентации и содержания информации о детях-сиротах в СМИ», «Специфика PR технологий, направленных на изменение социально-психологических установок, определяющих негативное отношение к альтернативным формам социализации детей-сирот», Заключения,  Списка использованной литературы и Приложения. 

Объем  работы 84 страницы. Список использованных источников литературы содержит 55 наименование.


Глава I. Сиротство, как основная социальная проблема России

Социальное сиротство, как широкое социальное явление  - отражение и порождение общих социально-экономических процессов в России.  


I.1. Социально-психологические особенности детей-сирот воспитывающихся в учреждениях интернатного типа


Базовой причиной определяющей весь комплекс социально-психологических особенностей данной группы детей является материнская депривация. Дети-сироты пережившие негативный опыт материнской депривации характеризуется общими признаками, определяющими весь жизненный путь – базового недоверия к миру.


I.1.1.Материнская депривация

         К середине  ХХ века стало научно доказанным и общепризнанным, что важнейшим условием развития маленького ребенка является наличие тесных и стойких эмоциональных связей с матерью (или другим  взрослым, заменяющим мать). Отсутствие таких связей получило название «материнской депривации».

         Депривация – термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине. В русский язык он пришел из английского- deprivation- и означает «утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей » (Энциклопедический словарь медицинских терминов, 1982-1984).[1]

         В зависимости от того, чего именно лишен человек,  выделяют разные виды депривации. Наиболее важные виды депривации, которые нужны для понимания развития детей, лишенных нормальной родительской заботы. Сенсорная депривация- это когда человек испытывает сенсорный голод, не получая достаточное количество стимулов - зрительных, слуховых, осязательных и прочих. Для описания подобных жизненных  условий используется понятие – обедненная информационная среда.

         В обедненную информационную среду  часто попадает ребенок, оказавшись в детском доме, больнице, интернате или другом учреждении закрытого типа. Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка  она особенно губительна.

Обедненная среда отрицательно влияет на развитие не только сенсорных способностей ребенка, но и всей его личности, всех сторон психики. Депривирующее воздействие сенсорного голода сегодня можно считать общепризнанным. Вмести с тем, современные исследования показывают, что полноценная забота о ребенке может в значительной степени компенсировать последствия проживания в обедненной информационной среде.

         С двигательной депривацией мы сталкиваемся всякий раз, когда возникает резкое ограничение движения, например, в результате травм или болезней. Особенно тяжелы последствия двигательной депривации для детей.

         Способы преодоления последствий двигательной депривации, равно как и способы ее профилактики, очевидны – необходимо создавать условия, всемерно способствующие развитию двигательной активности ребенка.

Важным моментом развития самосознания человека является период, когда ребенок начинает ощущать себя причиной и источником собственных действий. М.Ю.Кистяковская (1965) обнаружила, что самые яркие эмоциональные реакции у младенцев возникают при выполнении наиболее сложных по структуре движений. Это чувство «мышечной радости» характерно и для более старших детей. В этой же работе М.Ю. Кистяковской  было показано, что у детей воспитывающихся в домах ребенка, обнаруживается состояние глубокой моторной отсталости, из которого их можно вывести только с помощью интенсивной психолого-педагогической работы. Сами собой с возрастом подобные нарушения не проходят[2].

         Наряду с сенсорной и двигательной выделяют также социальную депривацию. Социальная депривация возникает тогда, когда ребенок лишен связи с внешним миром.

         Трудно понять, как действуют отдельные деривационные факторы в детском возрасте, когда они накладываются на процесс развития, включающий в себя и физический рост, и созревание нервной системы, и формирование психики.  Тем более это трудно в отношении материнской депривации, когда сенсорная, двигательная, социальная депривация является ее следствием – следствием лишения ребенка с раннего возраста заботы матери, ее тепла.

         Присутствие матери не только дает возможность защитится от неприятных эмоциональных переживаний, но и формирует способность в принципе более спокойно, с менее эмоциональной нагрузкой переносить жизненные различные трудности, быть более активными и меньше пугаться в сложных или угрожающих ситуациях.

         В книге Й. Лангмейера и З. Матейчека приведен целый ряд фактов, показывающих, что влияние переживания экстремальных жизненных ситуаций на эмоциональное состояние и дальнейшее развитие детей прямо зависят от того, были ли эти ситуации пережиты ребенком вместе с матерью или без неё[3].

Значение ранних эмоциональных связей матери и ребенка для всего его дальнейшего развития особенно хорошо видно на примере соотношения любви, страха и познавательной активности. Согласно Х.Харлоу, первое чувство, которое появляется в жизни живого существа,- любовь к матери – и полноценное развитие ребенка может осуществляться только в контакте с матерью. Эта любовь тормозит появляющиеся позже страх и агрессию, в результате чего подобные чувства испытываются ребенком лишь в ситуации действительной  опасности, а не как реакция на любой новый раздражитель.

         Отсутствие базисного доверия к миру рассматривается многими исследователями как самое первое, самое тяжелое и самое трудно компенсируемое следствие материнской депривации. Оно порождает страх, агрессивность, недоверие к другим людям  и к самому себе, нежелание познавать новое, учиться.

         Суть депривационной ретардии в условиях отечественных детских домов и школ-интернатов в сфере интеллектуального развития состоит в дисгармоничном развитии интеллекта (преобладание вербального интеллекта над невербальным), формальном характере усваиваемых знаний, неспособности их использовать при решении теоретических и практических задач, в отсутствии познавательной мотивации, в интеллектуальной пассивности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.