Меню
Поиск



рефераты скачать Характерные черты информационной поддержки программы "дети-сироты" в ярославских региональ...

Патронатным воспитателям при даче заключения о возможности быть патронатным воспитателем и далее, в ходе ежегодной аттестации,  присваивается квалификация первого, второго и третьего квалификационного уровня.

         Семья является важнейшим условием нормального развития любого ребенка. Однако в случае грубых семейных дисфункций (алкоголизация родителей, насилие и другой травматический опыт) именно семья становится фактором возникновения различных по тяжести психических расстройств. Этим семьям необходима серьезная психологическая помощь. Существуют ситуации, при которых  разлука с семьей необходима для спасения жизни ребенка, так как он при живых родителях фактически оказывается социальной сиротой.

         Затянувшийся социальный кризис сопровождается неуклонным ростом числа социальных сирот. Детские дома не создают необходимых условий для компенсации пережитых травм, потому что не дают травмированному  ребенку модели надежного и стабильного мира. С учетом всего сказанного такая задача психологических центров как подбор, подготовка и сопровождение приемных семей становится  центральной для обеспечения компенсации последствий травм и депривации у детей-сирот. В условиях России  именно организация эффективного института замещающей профессиональной семьи может способствовать созданию условий для нормального развития огромного числа социальных сирот,  фактически обреченных на дезадаптацию и пополнение криминальной среды[19].

    Ребенок, попадая в замещающую профессиональную семью, строит отношения не только с взрослым, который занимается его воспитанием, но и со всей семьей в целом, т.е. имеет дело с системными процессами.  Распространенной ошибкой в процессе социального и психологического сопровождения является выдвижение на первый план матери  или приемных родителей, т.е. преимущественная концентрация на детско-родительских отношениях при игнорировании роли семьи как системы, характеризующейся определенной структурой, паттернами взаимодействия, имеющей свою историю и идеологию, т. е.  ценности, традиции, ритуалы. Ребенку необходимо адаптироваться к особенностям  функционирования семейной системы как целого (в противном случае он будет отвергнут). В процессе адаптации семья пытается изменить ребенка, приспособить его к требованиям системы. Но и она  в свою очередь не в состоянии избежать изменений, несмотря на свое сопротивление им, и должна переструктироваться   или отвергнуть ребенка.  


I.2.6.Реализация программа «Дети-сироты».

Образование на практике имеет все более выраженную социальную направленность.

Как мы понимаем "защиту детства"? Как создание условий и возможностей каждому ребенку на реализацию его прав на жизнь, образование, воспитание, социальную адаптацию. Создание условий предполагает их дифференциацию для: детей с проблемами здоровья; с проблемами социализации; имеющих особые способности в той или иной области образования и развития; детей, остро нуждающихся в государственной и общественной поддержке, и т.д.

Исходя из этих посылок, мы и стремимся реструктурировать имеющуюся систему образования как внутри образовательных учреждений, так и создавая новые типы и виды учреждений для поддержки детства.

В системе педколледжей, педуниверситета, госуниверситета по государственному заказу правительства области готовятся организаторы образования, практические психологи, социальные педагоги, дефектологи; в порядке специализации воспитатели детских домов. В рамках института педагогики и психологии в соответствии с утвержденной коллегией департамента образования концепцией воспитательной работы разрабатывается проблема социализации, социальных проб и социального закаливания личности. В ИПК педагогических и руководящих кадров образования активно работает кафедра медицинских проблем в образовании, на базе педуниверситета и госуниверситета идет послевузовская подготовка специалистов для работы в разных образовательных областях со способными и талантливыми детьми.

Вопросы социальной защиты детей, нуждающихся в особой государственной поддержке, находятся в зоне постоянного внимания органов власти и общественности. Развивается сеть детских домов (за последние 2 года число их увеличилось на 14), появляются новые модели и виды учреждений для осиротевших детей (дома детства, комплексы "дом детства-школа", центры реабилитации детей и подростков, детские приюты). На сегодня в каждом районе имеется такое учреждение. Всего в системе образования в области функционируют 52 образовательных учреждения для детей, нуждающихся в госзащите, и 47 учреждений (территориальные центры социального обслуживания населения, социальные палаты по уходу за детьми, медико-психологические центры, социальные агентства молодежи) в системе социального обеспечения, здравоохранения, департамента по делам молодежи, куда помещаются дети, попавшие в экстремальную жизненную ситуацию, чаще всего на временное содержание.

Число выявленных детей, нуждающихся в помощи государства, ежегодно значительно растет. В каждый из последних 4 лет идет увеличение почти на 200 детей, либо отобранных по суду, либо родители которых лишены родительских прав, в то же время обозначилась тенденция снижения числа детей, усыновленных гражданами. Если в 1994 году было усыновлено 57% детей, оставшихся без родительской опеки, то в 1995г. - 50, за то же время на 8% снизилось число детей, переданных в семьи граждан под опеку или попечительство.

С целью обеспечения охраны прав и интересов вышеназванных категорий детей, организации деятельности органов местного самоуправления в осуществлении функций по опеке и попечительству над детьми, требующими особой защиты государства, разработан и принят в ноябре 1996г. Закон по опеке и попечительству Ярославской области.

В соответствии с постановлением губернатора Ярославской области от 5.01.96г. №152 в области создан Центр по усыновлению, опеке и попечительству департамента образования,  осуществлющий функции по обеспечению защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Центр выбирает формы их устройства, осуществляет последующий контроль за их воспитанием. И  координирует работу органов опеки и попечительства, воспитательных и учебных учреждений, учреждений социальной защиты населения по передаче детей на воспитание в семьи граждан.

Принят Закон "О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье". (См. Приложение I).

Постановлением губернатора области ежегодно с 1994 г. утверждается комплексная программа "Семья", в которой предусмотрены совместные мероприятия органов управления образованием, здравоохранения, социального обеспечения, нацеленные на обеспечение социальной защиты детей и подростков. Составной частью областной программы "Семья" является программа "Дети-инвалиды".

Постоянно на контроле департамента выплата компенсаций или выходных пособий выпускникам-сиротам и приравненным к ним детям интернатных учреждений области. Ежегодно правительство области выделяет для этих целей необходимые средства.

С целью повышения защищенности своих воспитанников интернатные учреждения создают условия для овладения ими ремеслом, навыками ведения личного хозяйства, начальной профессиональной подготовки.

С этой целью Багряниковская (коррекционная) школа-интернат реорганизована в 1995г. в агрошколу-интернат для детей с нарушенным интеллектом и с прошлого года переведена на 11-летнее обучение. Подготовка старшеклассников профессиям швеи, обувщика по ремонту обуви, фермера, доярки, полевода, пчеловода ведется по учебным программам, разработанным педагогами школы. Это первая в области школа-интернат, которая получила лицензию на право профессиональной подготовки воспитанников по 6 специальностям.

Интересно в плане трудовой подготовки работает коллектив школы-интерната № 82 г. Ярославля как центр трудовой реабилитации, где едино представлена комплексная программа адаптации и реабилитации воспитанников.

Совместно с комитетом занятости населения области в Багряниковской агрошколе-интернате для сирот - выпускников создано 15 рабочих мест. Идет работа по организации на базе этого же интерната 6-месячной профессиональной подготовки сирот-выпускников коррекционных интернатных учреждений сельских районов области.

Департамент образования уделяет внимание трудоустройству, обеспечению продолжения обучения выпускников-сирот интернатных учреждений с целью их социальной защиты.

В текущем году из 125 выпускников-сирот поступили в ПТУ 63 чел (50%), в вузах и техникумах обучаются 9 чел, в 10 кл - 19.2%, работают 23 чел, на бирже труда - 10 чел.

Согласно постановлению правительства Ярославской области ? 192 от 24.07.95 все нетрудоустроенные, обучающиеся в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, но не получающие пособие в размере минимальной заработной платы (всего 193 чел).

Намечено изучение специфики социальной и психологической работы с детьми-сиротами в рамках задач профессионального и жизненного самоутверждения. Создана лаборатория по проблемам детей-сирот.

Ежегодно целевым порядком администрацией области выделяются средства для организации летнего отдыха и оздоровления детей, в том числе и опекаемых.

 Необходимость разработки специальных мер для улучшения условий жизни детей, лишившихся родительской опеки обусловлено, прежде всего обострением проблемы социального сиротства, вследствие падения престижа семьи, переживающей большие экономические трудности, роста внебрачной рождаемости и увеличения количества родителей ведущих асоциальный образ жизни.

Кроме того, сложившаяся система государственных учреждений интернатного типа находится в противоречии с гарантированным каждому ребёнку правом на семью и характеризуется рядом недостатков:

-       отсутствие контакта в социально-культурной сфере, прочных связей с миром, сотрудничество с различными социальными институтами, закрытость, замкнутость воспитанником на специфических внутренних проблемах, что затрудняет их постинтернатную социальную адаптацию;

-       недостаточная подготовленность персонала к работе с детьми, страдающими от последствий материнской депривации;

-       не приспособленность большинства зданий интернатов к длительному и постоянному пребыванию в них большого количества воспитанников, недостаточное персонифицированноть помещений и оборудования вследствие чего у детей развивается эмоциональная глухота, т.е. невосприимчивость к чужому горю, конфликтность, иждивенчество, отсутствие инициативы, а также ряд других специфических негативных проявлений;

-       неразборчивость методик организации воспитательного процесса в интернатных учреждениях в том числе направленных на психологическую реабилитацию детей, страдающих от посттравматического синдрома вследствие стресса из-за развода родителей, болезни и других причин помещения ребёнка в интернатное учреждение;

-       разрыв сложившихся эмоциональных связей при переводе воспитанников по мере взросления из одного учебно-воспитательного учреждения в другое;

-       не совершенство законодательной базы, в силу чего право взрослого на ребёнка превалирует над правом ребёнка на семью и наличие биологических родителей препятствует усыновлению даже тогда, когда ребёнок фактически является брошенным.

Целью программы является:

-       создание оптимальных условий для обеспечения каждому ребёнку-сироте и ребёнку, оставшемуся без попечения родителей, гарантированных прав на семью, уровень жизни, необходимый для полноценного физического, умственного и духовного развития;

-       разработка комплекса мер по подготовке детей к самостоятельной жизни в современном обществе.

Программа предусматривает решение следующих первоочередных задач:

-       сдерживание распространения социального сиротства;

-       развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-       обеспечение правовых гарантий и механизма реализации льгот на трудоустройство, жильё, образование и социальную защиту для лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей;

-       обеспечение правовых гарантий выпускников государственных интернатных учреждений на трудоустройство, жильё и иные закреплённые законодательством льготы;

-       координация действий всех государственных и не правительственных организаций и служб, оказывающих поддержку нуждающимся в защите своих прав детям, в том числе и на региональном уровне;

-        создание научно-методической базы социальной защиты детства, в том числе подготовка и переподготовка кадров для работы в государственных интернатных учреждениях и в альтернативных;

-       создание системы учреждений для поддержки детей и родителей, оказавшихся в экстремальной ситуации;

-       совершенствование материально-технической базы, существующих воспитательных учреждений для детей-сирот, и детей лишённых родительской опеки.

Таким образом, социальное сиротство как широкое социальное явление – отражение и порождение  общих социально-экономических процессов в России. Мощным источниками социального сиротства является увеличение семей «социальной группы риска», числа детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, беспризорных и безнадзорных детей.     Растет количество детей-сирот нуждающихся в полноценном воспитании. И семейные формы воспитания самый наилучший вариант решения социализации детей-сирот. В этом поможет  приемная семья или патронатная семья. Для воспитания в таких детях чувства  ответственности,  любви, понимания и сопереживания, нужен   личный пример каждого взрослого, с которым будет общаться ребенок.

Также рассмотрена мной программа «Дети-сироты», где приняты специальные меры по улучшению условий жизни детей, лишившихся родительской опеки, и возникновение этой программы обусловлено, прежде всего, обострением проблемы социального сиротства вследствие падения престижа семьи.

В этой главе я  рассмотрела основные характеристики детей-сирот, преимущества воспитания их в приемных и патронатных семьях. Функции семьи, роли ребенка в семье, возможности усыновления и патронирования детей-сирот. Процедура оформления документов, перечисления лиц которые могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, патронатными воспитателями. Что нам дает возможность более детально продумать PR- кампанию в этом направлении. Эти выводы помогут мне воспользоваться более эффективными методами PR-технологий  влияющими на сознание  населения Ярославской области.












Глава II.  Исследования форм презентации и содержание информации    о детях-сиротах в СМИ


II.1 Анализ региональных СМИ освещающих проблему альтернативных способов социализации детей-сирот

       При исследованиях публикации, посвященных детям-сиротам в региональных СМИ; «Городские новости», «Российская газета», «Северный край», «Юность», журнал «Народное образование»  было выделено 5 основных тенденций:

  1-я тенденция может быть охарактеризована как призыв к гражданскому немедленному включению в решение проблемы социального сиротства в виде различных форм помощи детским домам (с обозначением расчетных счетов детских учреждений);

   2-я тенденция представляет собой своеобразное  запугивание населения подробным описанием асоциальных поступков, которые совершили дети, оставшиеся без попечения родителей (проституция, убийства, кражи), с приписыванием им таких характеристик как грубость,  жестокость, глупость, отягощенная наследственность;

    3-я тенденция представлена в СМИ как использование феномена сиротства для усиления  позиции того или иного политика в политической борьбе;

    4-я тенденция представляет собой ярко выраженное отношение к детям-сиротам, как жертвам взрослой агрессии и взрослого безответственного поведения;

     5-я тенденция предусматривает собой призыв к милосердию, актуализируя  при том в сознании людей христианские традиции, издревле существующие в России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.