3.2. Анализ результатов исследования ПР –
деятельности ГУЗ «РКДЦ МЗ УР» по формированию здорового образа жизни.
Система здравоохранения является одной из самых
затратных областей экономики, поэтому важнейшей задачей современной политики
здравоохранения является формирование у людей потребности быть здоровыми,
ответственными за состояние своего здоровья и здоровья своих детей, вести
здоровый образ жизни. Существующая система санитарно-просветительной работы
среди населения в настоящее время требует внесения значительных изменений в
методологию ее исполнения, а именно - развития маркетинговых исследований,
целью которых является стимулирование спроса на профилактические и
оздоровительные мероприятия, создание благоприятного отношения к идее
профилактики. Таким образом, применение ПР-средств с целью формирования
здорового образа жизни становится особенно актуальным.
Автором дипломной работы было проведено два
социологических опроса по проблемам здорового образа жизни.
В первом социологическом опросе объектом нашего
исследования стали пациенты ГУЗ «РКДЦ МЗ УР». Для них была разработана более
обширная анкета, которая включила в себя 22 вопроса (см. Приложение В).
Предметом исследования стала деятельность ГУЗ «РКДЦ
МЗ УР» по формированию здорового образа жизни.
Цель исследования – изучить роль и эффективность
применения средств ПР в деятельности ГУЗ «РКДЦ МЗ УР» по формированию здорового
образа жизни.
Задачи исследования:
1.
Определить уровень
информированности населения о здоровом образе жизни и степень влияния основных
факторов, влияющих на формирование здорового образа жизни.
2.
Выявить основные источники
получения информации о здоровом образе жизни.
3.
Изучить отношение
респондентов к применению определенных ПР-средств с целью формирования
здорового образа жизни.
4.
Провести анализ и дать
оценку ПР – деятельности ГУЗ «РКДЦ МЗ УР» по формированию здорового образа
жизни, а также разработать практические рекомендации по совершенствованию этой
деятельности в дальнейшем.
В качестве основного метода исследования было
проведено анкетирование среди пациентов, находящихся на стационарном лечении в
ГУЗ «РКДЦ МЗ УР» в период с 10 ноября по 10 декабря 2007 года. Исследование
было выборочным. Объем выборки составил 200 человек. Репрезентативность выборки
обеспечивалась с помощью механического отбора. Был опрошен каждый 5 пациент, то
есть проведена 20% выборка. Специально разработанная анкета включила в себя 22
вопроса по 5 группам факторов, влияющих на формирование здорового образа
жизни: социально-демографические факторы; психологическая характеристика семьи;
характеристика культурной жизни и отдыха; вредные привычки; здоровье и
медицинская активность, а также вопросы, посвященные изучению источников и
характера информации о здоровом образе жизни.
Проведенное анкетирование позволило представить
социально-демографический портрет пациентов ГУЗ «РКДЦ МЗ УР»:
-
Так, например, среди
респондентов 58,8 % составили женщины, 41,2 % мужчины (см. Приложение Г, рис.
1);
-
Среди опрошенных
преобладали лица в возрасте от 40 до 59 лет (в общем они составили 65,7 %), в
возрасте от 60 до 69 лет было 15,3 % респондентов, от 70 и более лет – 11, 2 %.
Незначительный удельный вес составили возрастные группы от 18 до 29 лет и от
30 до 39 лет - 1,7 и 6,1 % соответственно. Таким образом, основной возраст
пациентов ГУЗ «РКДЦ МЗ УР» колеблется от 40 до 69 лет (см. Приложение Г, рис.
2);
-
При оценке социального
положения респондентов выявлено, что наибольший удельный вес имели пенсионеры
(33,8 %) и служащие (35,2%). Почти одинаковы были доли предпринимателей (8,3%)
и безработных (8,8 %). Рабочие составили 12,1 %, домохозяйки – 1,2%, студенты –
0,6 % (см. Приложение Г, рис. 3);
-
Что касается образования
респондентов, то распределились следующим образом: начальное – 1,2 %, среднее
– 41%, высшее – 39,8 %(см. Приложение Г, рис. 4);
-
всего 3,2 % респондентов
отнесли себя к высокообеспеченным слоям населения, к среднеобеспеченным – 57,2
%, малообеспеченным – 39,6 %(см. Приложение Г, рис. 5).
В начале социологического опроса пациентам было
предложено определить основные источники информации о здоровом образе
жизни.(см. Приложение Г, рис. 6). Материалы исследования показали, что
основными источниками о здоровом образе жизни являются телевизионные передачи
(68,7 %). Среди самых популярных передач о здоровье респонденты отметили:
программу «Здоровье» с Еленой Малышевой и программу «Малахов +» на Первом
канале; передачу «Без рецепта» на НТВ; передачи о здоровье на телеканале
Домашний; также было отмечено, что телеканал РТР – СПОРТ, посвященный
спортивным трансляциям и такие передачи, как «Диалоги о рыбалке» и передачи,
посвященные путешествиям: «Вокруг света», «Непутевые заметки» тоже являются
источниками информации о здоровом образе жизни. На региональном телевидении
респонденты отметили передачу «Ваш доктор» на телеканале «Арсенал».
Анализ проведенного социологического опроса выявил,
что газеты и журналы являются источником информации о здоровом образе жизни у
43 % опрошенных. Респонденты указали такие газеты, как «Копеечка», «Вестник
ЗОЖ», «Комсомольская правда», «МК в Ижевске», «Центр», «Здоровая семья»,
«Здоровье на все 100» и такие журналы, как «Секреты красоты и здоровья»,
«Домашний очаг», «Крестьянка», «Космополитен», «Лиза», «Худеем правильно», «SHAPE»,
«Здоровье от природы».
34 % респондента обращаются за информацией о здоровом
образе жизни к интернету, аргументируя это удобством получения информации на
рабочем месте.
Рекламу как источник информации о здоровом образе
жизни указали 11 % пациентов. Количество социальной рекламы в последнее время
возросло. Самыми известная проблематика социальной рекламы: ВИЧ-инфекция,
вирусный гепатит, наркомания, вакцинация.
Непопулярными источниками информации о здоровом образе
жизни оказались радиопередачи (2,5 %) и медицинские работники (5%). Таким
образом, роль СМИ в формировании здорового образа жизни населения достаточно
высока.
На вопрос анкеты «Какая информация о здоровом образе
жизни вас интересует больше всего?» большинство респондентов (43,4%) выбрали
ответ «борьба со стрессами». Не менее актуальна информация о рациональном
питании – получить сведения по этому вопросу хотят 31,5 % респондентов.
Информация о физической активности интересует 16,6 % респондентов. Получить
информацию о борьбе с вредными привычками хотят 6,2 %. О грамотном приеме
медикаментов хотели бы знать 2,3 % респондентов (см. Приложение Г, рис. 6).
Большая часть опрошенных (98,3 %) обращают внимание на
информационно-наглядные средства, расположенные в медицинских учреждениях
(плакаты, стенгазеты, уголки здоровья, информационные стенды). Таким образом,
эффективность этих недорогих ПР-средств достаточно высока.
Основная часть пациентов (97,5 %) считают необходимым
получить специально разработанные буклеты «Кодексы здоровья и долголетия» с
рекомендациями по здоровому образу жизни.
Одним из направлений работы отделения профилактики ГУЗ
«РКДЦ МЗ УР» по формированию здорового образа жизни является проведение
обучающей программы в школе здоровья. Считают необходимым проведение таких
программ 64,9 % пациентов.
Необходимость создания сайта в интернете ГУЗ «РКДЦ МЗ
УР» признают 73,6 % респондентов, что объясняется желанием получить информацию
в короткие сроки.
По мнению пациентов, для того, чтобы люди вели
здоровый образ жизни необходимо: популяризировать здоровый образ жизни в СМИ
(2,5 %), государственные программы (21,6 %), усилия каждого человека (10,3 %).
Большинство опрошенных (61,8 %) выбрали все три вышеперечисленные варианта
ответов. Собственные варианты ответов пациентов составили 3,8 %. Предлагались
следующие варианты: больше строить спортивных площадок, предоставление льгот
редко болеющим сотрудникам, совершенствование оказания помощи медицинскими
учреждениями.
На следующем этапе анкетирования выявлялось отношение
респондентов к факторам риска, оказывающим влияние на их здоровье. Эта
информация необходима при разработке информационных сообщений и обучающих программ
по формированию здорового образа жизни.
При проведении
исследования было установлено, что оценка качества жизни респондентов связана с
уровнем материального благополучия. Качество жизни по определению ВОЗ — это
индивидуальное восприятие людьми собственного положения в жизни в контексте
культурных и других ценностных ориентаций общества. Это определение отражает
взгляд на качество жизни как на субъективную оценку конкретных социальных
условий и культурного окружения и включает личную оценку физического здоровья,
психологического состояния, социальных связей и условий жизни. [11, С. 53].
Распределение мнений людей, относящихся по своему имущественному положению к
разным слоям современного общества, в отношении оценки качества своей жизни
обнаруживают безусловную связь этих характеристик (таблица 1).
Таблица 1
Материальное положение и оценка качества жизни
респондентов
(в % к итогу)
|