3.
Информационные бюллетени. Направляются
ключевым работникам здравоохранения, участвующим в рекомендации или распространения
лекарств/методов лечения компании.
4.
Профессиональное образование. Для оказания
помощи работникам здравоохранения в диагностике и лечении конкретного
заболевания и/или использовании конкретного лекарства, которое может иметь
новый график приема, новые противопоказания или новый метод приема. Согласие на
продолжение образования теперь является обязательным требованием для всех
работников здравоохранения, и такие программы нужно строить так, чтобы они
соответствовали официальным нормам и были более привлекательными для
восприятия. Медики могут быть полностью интерактивными, использовать
компакт-диски и Интернет, также как и руководства на бумажной основе.
5.
Защита пациентов. Создание связующих звеньев
с определенными группами пациентов. Это может осуществляться с помощью
поддерживающих материалов или деятельности (такой как создание горячей линии
для больных), либо работы с лицами, затронутыми заболеванием для выработки
принципов консенсуса по лечению или уходу. Это может быть весьма эффективным способом
достижения целевой аудитории в рамках действующих постановлений и повышения
корпоративной репутации в целом.
6.
Связи со СМИ. Варьируются от презентации
новых результатов исследований до кампании, направленных на профилактику
конкретных заболеваний. Компании не могут продвигать или рекламировать свою
продукцию, но у них есть полное право предоставлять информацию СМИ, при
условии, что она хорошо сбалансирована и объективна.
Регулирующие постановления,
соблюдать которые обязаны все специалисты по ПР,
работающие в здравоохранении, создаются для того, чтобы не позволить
фармацевтическим компаниям пытаться оказывать влияние на потребителей без
совета или участия квалифицированного врача. Например, в настоящее время
компании не могут рекламировать или продвигать каким-то другим путем свои
лекарства, рассказывая об эффекте от их приема непосредственно потребителям,
например через статьи в женских журналах. [8, С. 201-202]
2.
Потребительский ПР в здравоохранении связан
с кампаниями по
продвижению товаров и услуг, нацеленных на
потребительский рынок. К этой категории относится продукция двух типов:
·
медикаменты, отпускающиеся
без рецепта, которые безопасно употреблять в соответствии с инструкцией без
наблюдения врача.
·
продукты для широкой
продажи – которые могут свободно продаваться в супермаркетах, например, «Alka - Seltzer».
Хотя этот тип ПР
в сравнении с предыдущим не связан большим количеством регулирующих норм и
постановлений, здесь все равно существуют определенные принципы, который должен
знать каждый, кто собирается создавать и внедрять программу потребительского ПР
для любой категории продукции. Например, нельзя предоставлять образцы любой
медицинской продукции широкой публике или делать прямые заявления о том, что
ваш продукт позволяет полностью избавиться от определенного болезненного
состояния или заболевания. Любые заявления о результатах действия вашего
продукта должны отражать то, что написано в его лицензии. [8, С. 204].
3.
Медицинское
просвещение. Такие ПР – кампании часто проводят фармацевтические фирмы,
благотворительные организации, профессиональные организации и государство.
Примером может служить ПР - кампания «Европейская неделя иммунизации» которая
прошла в октябре 2005 года в городе Воронеже. Цель – сформировать доверительное
отношение жителей города и области к вакцинопрофилактике. [54].
Целью подобных кампаний
является изменение модели поведения у широких слоев населения, а поскольку
такие изменения происходят достаточно медленно, оценить эффективность кампании
чаще всего бывает непросто. [8, С.205 ].
Часто медицинское
просвещение является целью глобальных кампаний. Примером одной из самых
интенсивных глобальных кампаний является кампания против СПИДА Всемирной
организации здравоохранения (ВОЗ). И хотя кампания сталкивается со многими
проблемами (языковые барьеры, правительственные правила, СМИ, культурные табу
по отношению к любому обсуждению вопросов секса), были выработаны основные
образовательные материалы, которые предоставляются различным странам для
адаптации к их культурам. [34, С. 555]
ПР – деятельность
здравоохранения неразрывно связана с маркетинговой деятельностью лечебных
учреждений. Так медицинская
деятельность по профилактике заболеваний в поле рыночных отношений, на первый
взгляд, не совместима с экономической целесообразностью при производстве и
продаже медицинских услуг. По сути, чем больше здоровых людей, чем меньше
классических медицинских потребностей (потребности в лечении) - тем менее
предпочтителен данный рынок.
Медицинскую деятельность профилактической направленности
правомерно связать с сегментацией рынка. Как известно, под сегментацией рынка
понимают процесс классификации потребителей на группы с различными нуждами и
потребностями, характеристиками или поведением.
Таким образом, профилактическая направленность медицины при маркетинговых
отношениях реализуется в рамках определенного сегмента рынка медицинских услуг.
При формировании и насыщении медицинскими услугами, направленными на
профилактику заболеваний и сохранение здоровья здоровых, выделяются характерные
и специфические особенности данного сегмента рынка, к которым следует отнести
ниже перечисленные:
1.
Крайне не привлекательный
сегмент рынка с точки зрения производственной миссии здравоохранения.
Потребности потенциального покупателя медицинских профилактических услуг в этом
сегменте рынка в высшей степени зависят от его личных, индивидуальных,
культурных и национальных качеств и традиций, а так же от конкретной
медико-социальной проблемы, трактующей соответствующее падение либо возрастание
спроса. В период полного относительного здоровья потенциальный потребитель
медицинских услуг (пациент, клиент) убежден, что ему нечего приобретать у
производителей медицинских услуг. И действительно, у относительно здорового
человека, как правило, не возникает явных потребностей в укреплении и
сохранении этого конкретного здорового состояния и отсутствует потребительский
спрос на какие-либо медицинские процедуры. Такова объективная психологическая
сущность здорового человека. Большая доля таких потребностей потенциальных
клиентов профилактических медицинских услуг относится к разряду скрытых и
отрицательных. Физиология человеческого организма, патогенез течения болезней с
наличием латентной (срытой) фазы, отсутствие ощутимой человеком симптоматики -
все это однозначно подтверждает постулат о том, что потребность в профилактике
болезней (приобретении профилактических медицинских услуг) является в большей
степени скрытой потребностью. Исходя из предыдущего утверждения, в сегменте
рынка профилактических медицинских услуг в определенной степени отмечается
отсутствие потребительского спроса, либо спрос этот крайне низок и неактивное
присутствие производителя медицинских услуг на этом рынке оказывается крайне
нерентабельным. Для производителя и продавца медицинских услуг профилактического
направления актуальной задачей является формирование спроса, перевод скрытых и
отрицательных потребностей в открытые и положительные. Отсюда, в маркетинговой
деятельности с подобным сегментом рынка, первостепенную роль приобретают организационные
формы информационной, просветительской работы, то есть объективно определена
крайне высокая доля затрат в себестоимости профилактической медицинской услуги
на рекламу и другие хорошо продуманные способы влияния на покупателя.
2.
Для потенциального клиента
характерно не ярко выраженное удовлетворение скрытых потребностей и крайняя
отдаленность предоставленных медицинских услуг от результатов по оценке на их
эффективность. К примеру, пациенту порою бывает трудно доказать необходимость и
целесообразность иммунопрофилактики (профилактической прививки), а
профилактический медицинский осмотр при подтверждении здорового состояния
диспансеризуемого и не выявления патологии - на бытовом уровне представляется
мало эффективным. В рамках данного сегмента рынка высока степень дифференциации
потенциальных клиентов (дети с широкой потребностью в иммунопрофилактических
услугах, люди преклонного возраста с потребностями динамического наблюдения и
превентивными мероприятиями по недопущению обострений имеющихся болезней). По
сути дела эффективная маркетинговая деятельность на этом сегменте рынка - это
осуществление отношений медицинского работника с каждым конкретным
индивидуальным клиентом. Образно говоря, сегментирование сводится до уровня
личности.
Опираясь на концепцию маркетинга, которая
утверждает, что залогом достижения целей организации является определение нужд
и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более
эффективными и более продуктивными способами, чем у конкурентов, необходимо
сделать заключение, что маркетинговая сущность лечебно-профилактического
учреждения (врачебной практики) в рамках профилактической работы - это изучение
определенных контингентов населения, динамическое наблюдение за состоянием
здоровья этих контингентов с целью раннего выявления заболеваний, взятие на
учет, динамическое наблюдение и комплексное лечение, проведение мероприятий по
оздоровлению условий труда и быта, предупреждение развития болезней,
укрепление качества жизни.[49].
Таким образом ПР в здравоохранении
является одной из специализаций ПР. И хотя ПР – деятельность строится по
общей схеме, все же желательно владеть медицинскими знаниями, чтобы более
эффективно работать в данной области.
2.2
Концепция ПР – компании по формированию здорового образа жизни
В настоящее время Россия
находится в состоянии тяжелейшего демографического кризиса. Сегодня россияне
живут в среднем на 14 лет меньше, чем жители Западной Европы, смертность в
России превышает европейские показатели в 1,6 раза, причем 30 % умерших – люди
трудоспособного возраста. [27, С.124]
Если не преодолеть
демографический кризис, то возникает прямая угроза национальной безопасности
страны и сохранению российского уклада жизни. К 2005 году Россия может потерять
30 % населения: его численность может сократиться со 142,7 миллионов до 100
миллионов человек. К числу основных причин высокой смертности и
неудовлетворительных показателей здоровья жителей России относят
социально-экономические факторы (бедность, стрессы, социально-экономические
потрясения, алкоголизм, курение, наркомания), недофинансирование системы
здравоохранения, слабую систему продвижения здорового образа жизни и
медикаментозного просвещения. [35, С.331]
В Российской Федерации
приверженность граждан здоровому образу жизни чрезвычайно низка.
·
Курит
75% мужчин и 25 % женщин, ежегодно 220000 человек умирает в связи с курением.
·
Злоупотребляет
алкоголем 70 % мужчин и 47 % женщин, показатель потребления алкоголя в
пересчете на чистый спирт (12 литров на душу населения в год) один из самых
высоких в Европе.
·
Повышенный
вес имеется у 20 % мужчин и 25 % женщин.
·
Не
занимаются спортом 38 % мальчиков и 59 % девочек. [35, С.331]
Таким образом, применение
ПР - технологий с целью формирования здорового образа жизни становится особенно
актуальным.
Можно сформулировать
несколько важнейших принципов эффективных информационных технологий медицинской
профилактики, которые вытекают из принципов информационных технологий в
здравоохранении в целом.
·
Обучение
пациентов в «Школе здоровья».
·
Использование
научных разработок (знание и умение применить принципы профилактического
консультирования, методы обучения взрослых).
·
Создание
системы, обеспечивающей поддержку изменений (сотрудничество, поддержка).
·
Использование
множественных каналов передачи информации и методов, повторение и согласованное
информирование (консультирование, наглядные и раздаточные материалы, СМИ).
·
Уравновешивание
спроса и предложения (расширение спектра профилактических структур, создание
рынка профилактических и оздоровительных услуг). [35, С.19]
Основными целями ПР –
кампаний по формированию здорового образа жизни являются: создание
благоприятного общественного мнения к идее профилактики, формирование
мотивации к оздоровлению и стимулирование спроса на профилактические и
оздоровительные мероприятия.
Для повышения
эффективности ПР – кампании необходимо придерживаться определенной
последовательности планирования мероприятий.
На первом этапе
необходимо провести анкетирование по изучению степени осведомленности различных
групп населения в вопросах здорового образа жизни. Анализ анкет позволит
выявить, какие из внешних и внутренних факторов играют наиболее существенную
роль в развитии заболеваний, изучить интересы населения в области санитарного
просвещения, для того чтобы их можно было включить в информационную программу.
Задачей второго этапа
является формирование групп населения, на которых будет направлена
информационная программа. Можно выделить 5 целевых групп аудитории с учетом
наиболее значимой проблемы для данного возраста:
·
«Молодой
и средний возраст» - лица в возрасте от 18 до 55 лет.
·
«Старшая
возрастная группа» - лица старше 55 лет.
·
«Детский
возраст» - родители детей от 0 до 14 лет.
·
«Подростковый
возраст» - дети в возрасте 14-18 лет.
·
«Беременные
женщины» - женщины, планирующие беременность, беременные и кормящие. [35,
С.334]
При составлении плана
необходимо ответить на вопросы: «Какую информацию мы хотим до них довести? Как
нужно подавать нашу информацию?». Для этого необходимо знание психологических
особенностей формирования и развития личности на разных этапах жизни.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|