Новый этап развития
науки в обозначенной области приходится на 20-е годы нашего столетия и на
предвоенный период. Увеличивается количество научно-популярных изданий,
посвященных влиянию на здоровье различных факторов окружающей среды, изучаются
адаптационные механизмы человеческого организма в условиях изменяющейся
биосреды. Однако в отечественной медицине этого периода не ставились вопросы
морали и нравственности и их влияния на психосоматику индивида, формирования
личности и индивидуальности.
Педагогические идеи
В. Соловьева о воспитании личности в сопричастности с миром, о помощи человеку
в духовной адаптации не только в сфере межчеловеческих отношений, но и в сфере
взаимоотношений с природой и космосом, о воспитании ответственности за все
сферы мировой жизнедеятельности и осознании своего места и роли во вселенной, а
также принципы образования стали осмысливаться и претворяться в различных
интегрированных курсах (например, валеология) только в современной школе. Но
на Западе еще в довоенное время эти идеи нашли отражение в трудах
эмигрировавших российских философов, таких как С.Л. Франк, В.В. Зеньковский,
С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев.
Тема о природе
человеческого существования и смысле жизни человека волновала и Н.А. Бердяева.
В своей работе «Самопознание» автор размышляет о гармонии человека и среды, о
свободе и ответственности человека перед миром, о путях к достижению личностью
целостного образа, о любви как основе духовного смысла жизни. [31,
С.22-24].
В начале XX века
также активно начинают обсуждаться вопросы профессионального здоровья. В
Советской России эта тема была достойна представлена в научной и практической
деятельности В.М. Бехтерева. По его инициативе и под его руководством в 1918
году в Петрограде создается институт по изучению мозга и психической деятельности,
в состав которого вошла лаборатория труда. Главная задача лаборатории
заключалась в разработке мер по сохранению здоровья и развитию личности
трудящихся. В основу исследований был положен комплексный подход к изучению
работающего человека. Под председательством В.М. Бехтерева в январе 1921 года в
Москве прошла первая Всероссийская инициативная конференция по научной
организации труда и производства. В докладах самого Бехтерева и его коллег
рассматривались вопросы гармонизации и оздоровления трудового процесса, гигиены
труда и охраны здоровья рабочих. При институте мозга было организовано издание
небольших по объему и рассчитанных на широкий круг читателей научно-популярных
книжек по различным вопросам общей гигиены и гигиены труда. Первая работа в этой
серии в 1926 году была подготовлена профессором В.П. Кашниковым «Труд и
здоровье». Автор приводил мысль о том, что здоровье работающего человека может
быть обеспечено при соблюдении «общего порядка мысли», который предусматривает
организацию правильного питания, соответствующие условия проживания, атмосферу
семейных отношений, содержание профессиональной деятельности, характер отдыха и
развлечений.
В 1920 году
советский теоретик и практик научной организации труда А.К. Гастев создает в
Москве Центральный институт труда. Особое внимание он уделял обеспечению
физического и психического здоровья работников. Для решения этой главной задачи
предусматривалось: создание необходимых условий труда; предотвращение
утомления; тренировка физических возможностей работника; развитие у него
наблюдательности, двигательных возможностей, воли, умения управлять собственным
временем. [58]
Во второй половине
1940 –х и в начале 1950-х годов все более прочные позиции завоевывает
гигиенический аспект здорового образа жизни, что диктовалось, надо признать,
суровой объективной необходимостью того периода.
В конце 1980-х и в
1990-е годы колоссально меняются как количественные, так и качественные
параметры исследований, посвященных здоровью и вопросам организации здорового
образа жизни, детально разрабатывается и широко освещается в печати целый ряд
непривычных или, точнее, ранее неприемлемых для нашей научной литературы тем и
проблем, которые прежде либо стыдливо замалчивались (вопросы полового
воспитания), либо нивелировались, низводились до уровня «отдельных проявлений»,
совершенно «нетипичных для советского образа жизни». Считалось, что в нашем
обществе нет детской преступности, детской наркомании, алкоголизма.[33, C. 25].
Если говорить о
системе здравоохранения, то санитарное просвещение, как одно из основных
направлений профилактической медицины, появилось в нашей стране в 20-е годы XX
столетия и прошло путь от внедрения элементов гигиенической грамотности среди
населения до формирования санитарной культуры, выросло в отдельную отрасль
здравоохранения и медицинской науки. Важный вклад в него внесли выдающиеся
организаторы советского здравоохранения Н.А. Семашко, З.П. Соловьев, виднейшие
деятели медицинской науки В.М. Бехтерев, Д.К. Заболотный, Л.А. Тарасевич, Н.Н.
Бурденко и другие.[50, С. 216].
В
1980 году была разработана глобальная стратегия Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ) по развитию здоровья "Здоровье для всех"
принятая всеми 189 странами - членами ВОЗ, в том числе и Россией. В 1998
году была принята новая версия стратегии - "Здоровье для всех в 21
веке", главной целью которой является достижение максимально возможного
уровня здоровья всех жителей регионов мира. Основная и постоянная
задача данной стратегии заключается в достижении полной реализации всеми людьми
их «потенциала здоровья». [47].
На
эту генеральную стратегию ВОЗ отреагировало и наше правительство: изданы
соответствующие документы: приказ МЗ СССР от 14.10.98 № 770 «О
совершенствовании гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового
образа жизни», приказ МЗ РСФСР от 28.02.99 № 45 «О совершенствовании
гигиенического воспитания населения РСФСР и пропаганды здорового образа
жизни».
Через
все эти документы красной нитью прошла установка, что: участие в формировании здорового
образа жизни является неотъемлемой составной частью профессиональной
деятельности каждого медицинского работника независимо от специальности и
занимаемой должности; включение вопросов формирования здорового образа жизни в
программы совещаний и семинаров медицинских и фармацевтических работников, в
учебные планы по специализации и усовершенствованию медицинских кадров.
Соответственно
была проведена и реорганизация санитарного просвещения: стали открываться
Центры здоровья. Центральный институт санитарного просвещения был преобразован
в Институт медицинских проблем здорового образа жизни. Координатором
профилактических программ, в том числе программ профилактики неэпидемических,
хронических заболеваний, стал Всесоюзный научно-исследовательский центр
профилактической медицины.
Почему же при
очевидной необходимости профилактики неинфекционных заболеваний, являющихся
причиной высокой смертности, медицинские работники в практическом
здравоохранении мало или вообще профилактикой не занимаются?
Этому есть целый
ряд препятствий:
·
важность
профилактики пока в основном декларируется;
·
несовершенство
законодательной и нормативной баз;
·
слабое
финансирование профилактических программ и конкретных мероприятий;
·
отсутствие
знаний об экономических последствиях проведения (непроведения) профилактических
мероприятий;
·
отсутствие
финансовых стимулов для врачей и медсестер заниматься профилактикой заболеваний
и укреплением здоровья.
Таким образом,
очевидны недостаточное финансирование и неудовлетворительная материальная база
большинства центров медицинской профилактики, слабый уровень подготовки врачей
и среднего медицинского персонала ЛПУ по вопросам профилактики заболеваний,
медленные темпы организации отделений и кабинетов медицинской профилактики,
отсутствие у медицинских работников экономических стимулов и моральной
заинтересованности за проведение профилактической работы среди населения. Без
устранения этих препятствий трудно рассчитывать на повышение эффективности
профилактики заболеваний через существующие службы здравоохранения. [50, С.220-221].
С 1 января 2006
года стартовал проект «Здоровье». Проект уже получил название «национального
приоритетного проекта» и был разработан для реализации предложений Президента
РФ Путина В.В. по совершенствованию медицинской помощи в Российской Федерации.
Основная задача проекта - улучшение ситуации в здравоохранении и создание
условий для его последующей модернизации. [44, С. 4].
В рамках реализации
национального проекта «Здоровье» можно выделить три основных направления:
1.
повышение
приоритетности первичной медико-санитарной помощи,
2.
усиление
профилактической направленности здравоохранения,
3.
расширение доступности
высокотехнологичной медицинской помощи.
Усиление
профилактической направленности подразумевает:
·
формирование
у населения культуры здоровья
·
повышение
мотивации к сохранению своего здоровья
·
проведение
дополнительной диспансеризации работающего населения
Цель: Снижение
инвалидности и смертности населения, сохранение здоровья работающего населения.
[30].
Таким образом,
мероприятия по формированию здорового образа жизни и профилактическая
направленность здравоохранения являются приоритетной задачей национального
проекта «Здоровье».
В последнее время
наметилось такое новое направление, как консолидация усилий органов здравоохранения,
врачей и Русской православной церкви в формировании здоровья нации. В частности
15 апреля 2005 года министром здравоохранения и социального развития РФ и
Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было подписано «Соглашение о сотрудничестве между министерством
здравоохранения и социального развития РФ и русской Православной
Церковью.[45]. Цель данной работы - определить влияние веры на течение и
прогноз заболевания и проанализировать, способствует ли вера мобилизации
защитных сил организма. Данный проект предусматривает изучение взаимосвязи
духовного и физического здоровья населения в условиях общественно-экономических
реформ. Это еще раз подтверждает тот факт, что современная система пропаганды
медико-гигиенических знаний должна предусматривать совместные усилия
государства, органов здравоохранения и учреждений образования, общественных и
религиозных организаций, средств массовой информации. [20, С 51].
На сегодняшний
день, во многих субъектах Российской Федерации активно ведется работа по формированию
здорового образа жизни. В частности, в Удмуртии принята программа
социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы. В
ней предусматривается не только выделение средств на приобретение
дорогостоящего оборудования и укрепление материально-технической базы, но и
финансирование целевых программ, направленных на профилактику заболеваний.
Особо подчеркивается, что «культ здорового образа жизни, переход к
общеврачебной практике, кардинальные изменения в системе медицинского страхования
и, как итоговая оценка, увеличение продолжительности жизни – основа
перспективной работы всего здравоохранения Удмуртской Республики.» [40, С. 123].
Важно отметить, что
с 1 января 2007 года в столице Удмуртии начала действовать муниципальная
программа «Здоровые города - здоровье ижевчан», которая разработана в
соответствии со стратегией ВОЗ «Здоровье для всех» и дополняет приоритетный
национальный проект «Здоровье», поскольку ориентирована на воспитание идеологии
и культуры здоровья. [53, С.4].
Ключевое слово
муниципальной программы – образование. Обучать будут всех: от детсадовцев до
пенсионеров. Например, с мужчинами и женщинами репродуктивного возраста
специалисты продолжат проводить занятия, посвященные осознанному родительству.
Работающую молодежь и студентов научат проводить досуг без опасного для
здоровья допинга и продолжат заниматься профилактикой социально значимых
заболеваний, нежелательной беременности, абортов. Горожанам трудоспособного
возраста в специальных школах здоровья расскажут о профилактике артериальной
гипертонии, атеросклероза, сахарного диабета, а ижевчанам предпенсионного
возраста и пенсионерам раскроют секреты долголетия и психологического
благополучия. Конечная цель проекта – повышение уровня здоровья населения. [36, С.13].
В заключении, можно
констатировать, что проблематика здорового образа жизни в России была всегда
весьма актуальна и составляла одно из важных направлений отечественного
социально-гуманитарного знания. Актуальна она и на сегодняшний день. Но для
того чтобы каждый гражданин чувствовал свою ответственность за собственное
здоровье, необходимо сформировать систему приоритетов в общественных
отношениях, дающих определенные преимущества здоровым. В решении этой проблемы
должны участвовать многие государственные, общественные организации. Это и есть
важнейшее условие формирования здорового образа жизни.
2. ПР КАК СРЕДСТВО ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОЕКТОВ В
СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
2.1.
Специфика ПР – деятельности в здравоохранении
ПР сегодня воспринимаются как важный элемент деловых
отношений и всех областей повседневной жизни. Это неотъемлемая часть
эффективного управления любой организации и хотя общие принципы применимы
практически везде и процесс планирования один и тот же в любом секторе, в ПР
существует целый ряд областей, где используются специальные методики,
позволяющие «лучше вложить свои деньги».
В настоящее время многие ПР – агентства признают
важность специализации для клиентов, которые желают получить специальный тип
поддержки. Они либо сосредотачивают свое внимание на каком-то одном секторе
индустрии – например, здравоохранении, либо организуют несколько практикующих
групп, в состав которых входят отдельные команды, способные предложить глубокое
знание и понимание различных секторов и/или конкретных целевых аудиторий. [8,
С.183]
ПР в области здравоохранения включает в себя
широкий спектр деятельности, который непрерывно растет по мере изменения как
самой системы здравоохранения, так и ее регулирующих норм. Как и финансовый
ПР, это такая область, где в процессе планирования и при использовании ПР –
методик необходимо учитывать правила, установленные целым рядом регулирующих
органов.
Традиционно
принято выделять три типа ПР в здравоохранении – этический, потребительский
и медицинское просвещение.
1.
Этический ПР связан с лекарствами и
услугами, которые доступны для потребителей только по предписанию врача или
предоставляются в больнице. Название «этический», конечно же, не подразумевает,
что весь остальной ПР в здравоохранении является неэтическим, а означает лишь
то, что любая деятельность в этой области ограничена строгими регулирующими
постановлениями. Задачи этического ПР в здравоохранении могут варьироваться
от подготовки почвы для выпуска нового лекарства и создания широкой
просветительской программы, посвященной конкретному заболеванию, до увеличения
жизненного цикла существующих патентованных средств. [8, С.201]
Можно привести следующие
примеры ПР – методик:
1.
Консультативные советы.
Составляются из представителей различных медицинских профессий, обычно тех,
которые специализируются на конкретных типах заболеваний. Предлагают компании
практические советы и действуют как генератор идей и планов.
2.
Конференции и специальные мероприятия.
Поддержка участия компании в важных медицинских собраниях; организация
вспомогательных семинаров; мероприятия для прессы или оповещение бюллетенем
медиков, не сумевших посетить мероприятие.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|