Меню
Поиск



рефераты скачать Формирование здорового образа жизни средствами ПР "ГУЗ РКДЦ МЗ УР"

Новый этап развития науки в обозначенной области приходится на 20-е годы нашего столетия и на предвоенный период.   Увеличивается количество научно-популярных изданий, посвященных влиянию на здоровье различных факторов окружающей среды, изучаются адаптационные механизмы человеческого организма в условиях изменяющейся биосреды. Однако в отечественной медицине этого периода не ставились вопросы морали и нравственности и их влияния на психосоматику индивида, формирования личности и индивидуальности. 

Педагогические идеи В. Соловьева о воспитании личности в сопричастности с миром, о помощи человеку в духовной адаптации не только в сфере межчеловеческих отношений, но и в сфере взаимоотношений с природой и космосом, о воспитании ответственности за все сферы мировой жизнедеятельности и осознании своего места и роли во вселенной, а также принципы образования стали осмысливаться и претворяться в различных интегрированных курсах (например, валеология) только в современной школе.  Но на Западе еще в довоенное время эти идеи нашли отражение в трудах эмигрировавших российских философов, таких как С.Л. Франк, В.В. Зеньковский, С.Н. Булгаков,  Н.А. Бердяев.

Тема о природе человеческого существования и смысле жизни человека волновала и Н.А. Бердяева. В своей работе «Самопознание» автор размышляет о гармонии человека и среды, о свободе и ответственности человека перед миром, о путях к достижению личностью целостного образа, о любви как основе духовного смысла жизни. [31, С.22-24].

В начале  XX века также активно начинают обсуждаться вопросы профессионального здоровья.  В Советской России эта тема была достойна представлена в научной и практической деятельности В.М. Бехтерева. По его инициативе  и под его руководством в 1918 году в Петрограде создается институт по изучению мозга и психической деятельности, в состав которого вошла лаборатория труда. Главная задача лаборатории заключалась в разработке мер по сохранению здоровья и развитию личности трудящихся. В основу исследований был положен комплексный подход к изучению работающего человека. Под председательством В.М. Бехтерева в январе 1921 года в Москве прошла  первая Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства. В докладах самого Бехтерева и его коллег рассматривались вопросы гармонизации и оздоровления трудового процесса, гигиены труда и охраны здоровья рабочих. При институте мозга было организовано издание небольших по объему и рассчитанных на широкий круг читателей научно-популярных книжек по различным вопросам общей гигиены и гигиены труда.   Первая работа в этой серии в 1926 году была подготовлена профессором В.П. Кашниковым «Труд и здоровье». Автор приводил мысль о том, что здоровье работающего человека может быть обеспечено при соблюдении «общего порядка мысли», который предусматривает организацию правильного питания, соответствующие условия проживания, атмосферу семейных отношений, содержание профессиональной деятельности, характер отдыха и развлечений.

В 1920 году советский теоретик и практик научной организации труда А.К. Гастев создает в Москве Центральный институт труда.  Особое внимание он уделял обеспечению физического и психического здоровья работников. Для решения этой главной задачи предусматривалось: создание необходимых условий труда; предотвращение утомления; тренировка физических возможностей  работника; развитие у него наблюдательности, двигательных возможностей, воли, умения управлять собственным временем. [58]

Во второй половине 1940 –х и в начале 1950-х годов все более прочные позиции завоевывает гигиенический аспект здорового образа жизни, что диктовалось, надо признать, суровой объективной необходимостью того периода.

В конце 1980-х и в 1990-е годы колоссально меняются как количественные, так и качественные параметры исследований, посвященных здоровью и вопросам организации здорового образа жизни, детально разрабатывается и широко освещается в печати целый ряд непривычных или, точнее, ранее неприемлемых для нашей научной литературы тем и проблем, которые прежде либо стыдливо замалчивались (вопросы полового воспитания), либо нивелировались, низводились до уровня «отдельных проявлений», совершенно «нетипичных для советского образа жизни». Считалось, что в нашем обществе нет детской преступности, детской наркомании, алкоголизма.[33, C. 25].

Если говорить о системе здравоохранения, то санитарное просвещение, как одно из основных направлений профилактической медицины, появилось в нашей стране в 20-е годы XX столетия и прошло путь от внедрения элементов гигиенической грамотности среди населения до формирования санитарной культуры, выросло в отдельную отрасль здравоохранения и медицинской науки. Важный вклад в него внесли выдающиеся организаторы советского здравоохранения Н.А. Семашко, З.П. Соловьев, виднейшие деятели медицинской науки В.М. Бехтерев, Д.К. Заболотный, Л.А. Тарасевич, Н.Н. Бурденко и другие.[50, С. 216].

  В 1980 году была разработана  глобальная стратегия Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по развитию здоровья "Здоровье для всех"  принятая всеми 189 странами - членами ВОЗ, в том числе и Россией. В 1998 году была принята новая версия стратегии - "Здоровье для всех в 21 веке", главной целью которой является достижение максимально возможного уровня здоровья всех жителей  регионов мира. Основная и постоянная задача данной стратегии заключается в достижении полной реализации всеми людьми их «потенциала здоровья». [47].

На эту генеральную стратегию ВОЗ отреагировало и наше правительство: изданы соответствующие документы: приказ МЗ СССР от 14.10.98 № 770 «О совершенствовании гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни», приказ МЗ РСФСР от 28.02.99 № 45 «О совершенствовании гигиенического воспитания населения РСФСР  и пропаганды здорового образа жизни».

Через все эти документы красной нитью прошла установка, что: участие в формировании здорового образа жизни является неотъемлемой составной частью  профессиональной деятельности каждого медицинского работника независимо от специальности и занимаемой должности; включение вопросов формирования здорового образа жизни в программы совещаний и семинаров медицинских и фармацевтических работников, в учебные планы по специализации и усовершенствованию медицинских кадров.

Соответственно была проведена и реорганизация санитарного просвещения: стали открываться Центры здоровья. Центральный институт санитарного просвещения был преобразован в Институт медицинских проблем здорового образа жизни. Координатором профилактических программ, в том числе программ профилактики неэпидемических, хронических заболеваний,  стал Всесоюзный научно-исследовательский центр профилактической медицины. 

Почему же при очевидной необходимости профилактики неинфекционных заболеваний, являющихся причиной высокой смертности, медицинские работники в практическом здравоохранении мало или вообще профилактикой не занимаются?

Этому есть целый ряд препятствий:

·                    важность профилактики пока в основном декларируется;

·                    несовершенство законодательной и нормативной баз;

·                    слабое финансирование профилактических программ и конкретных мероприятий;

·                    отсутствие знаний об экономических последствиях проведения (непроведения) профилактических мероприятий;

·                    отсутствие финансовых стимулов для врачей и медсестер заниматься профилактикой заболеваний и укреплением здоровья.

Таким образом, очевидны недостаточное финансирование и неудовлетворительная материальная база большинства центров медицинской профилактики, слабый уровень подготовки врачей и среднего медицинского персонала ЛПУ по вопросам профилактики заболеваний, медленные темпы организации отделений и кабинетов медицинской профилактики, отсутствие у медицинских работников экономических стимулов и моральной заинтересованности за проведение профилактической работы среди населения. Без устранения этих препятствий трудно рассчитывать на повышение эффективности профилактики заболеваний через существующие службы здравоохранения. [50, С.220-221].

С 1 января 2006 года стартовал проект «Здоровье». Проект уже получил название «национального приоритетного проекта» и был разработан для реализации предложений Президента РФ Путина В.В. по совершенствованию медицинской помощи в Российской Федерации. Основная задача проекта - улучшение ситуации в здравоохранении и создание условий для его последующей модернизации. [44, С. 4].

В рамках реализации национального проекта «Здоровье» можно выделить три основных направления:

1.                 повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи,

2.                 усиление профилактической направленности здравоохранения,

3.                 расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи.

Усиление профилактической направленности подразумевает:

·                   формирование у населения культуры здоровья

·                   повышение мотивации к сохранению своего здоровья

·                   проведение дополнительной диспансеризации работающего населения

Цель: Снижение инвалидности и смертности населения, сохранение здоровья работающего населения. [30].

 Таким образом, мероприятия по формированию здорового образа жизни и профилактическая направленность здравоохранения являются приоритетной задачей национального проекта «Здоровье».

В последнее время наметилось такое новое направление, как консолидация усилий органов здравоохранения, врачей и Русской православной церкви в формировании здоровья нации. В частности 15 апреля 2005 года министром здравоохранения и социального развития РФ и Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было подписано «Соглашение о сотрудничестве между министерством здравоохранения и социального развития  РФ и русской Православной Церковью.[45]. Цель данной работы  - определить влияние веры на течение и прогноз заболевания и проанализировать, способствует ли вера мобилизации защитных сил организма. Данный проект предусматривает изучение взаимосвязи духовного и физического здоровья населения в условиях общественно-экономических реформ. Это еще раз подтверждает тот факт, что современная система пропаганды медико-гигиенических знаний должна предусматривать совместные усилия государства, органов здравоохранения  и учреждений образования, общественных и религиозных организаций, средств массовой информации. [20, С 51].

На сегодняшний день, во многих субъектах Российской Федерации активно ведется работа по формированию здорового образа жизни.  В частности, в Удмуртии принята программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы. В ней предусматривается не только выделение средств на приобретение дорогостоящего оборудования и укрепление материально-технической базы, но и финансирование целевых программ, направленных на профилактику заболеваний. Особо подчеркивается, что «культ здорового образа жизни, переход к общеврачебной практике, кардинальные изменения в системе медицинского страхования и, как итоговая оценка, увеличение продолжительности жизни – основа перспективной работы всего здравоохранения Удмуртской Республики.» [40, С. 123].

Важно отметить, что с 1 января 2007 года в столице Удмуртии начала действовать муниципальная программа  «Здоровые города - здоровье ижевчан», которая разработана в соответствии со стратегией ВОЗ «Здоровье для всех» и   дополняет приоритетный национальный проект «Здоровье», поскольку ориентирована на воспитание идеологии и культуры здоровья. [53, С.4].

Ключевое слово муниципальной программы – образование. Обучать будут всех: от детсадовцев  до пенсионеров.  Например, с мужчинами и женщинами репродуктивного возраста специалисты продолжат проводить занятия, посвященные осознанному родительству.  Работающую молодежь и студентов научат проводить досуг без опасного для здоровья допинга и продолжат заниматься профилактикой социально значимых заболеваний, нежелательной беременности, абортов. Горожанам трудоспособного возраста в специальных школах здоровья расскажут о профилактике артериальной гипертонии, атеросклероза, сахарного диабета, а ижевчанам предпенсионного возраста и пенсионерам раскроют секреты долголетия и психологического благополучия. Конечная цель проекта – повышение уровня здоровья населения. [36, С.13].

В заключении, можно констатировать, что проблематика здорового образа жизни в России была всегда весьма актуальна и составляла  одно из важных направлений отечественного социально-гуманитарного знания. Актуальна она и на сегодняшний день. Но для того чтобы каждый гражданин чувствовал свою ответственность за собственное здоровье, необходимо сформировать  систему приоритетов в общественных отношениях, дающих определенные преимущества здоровым. В решении этой проблемы должны участвовать многие государственные, общественные организации. Это и есть важнейшее условие формирования здорового образа жизни.  

2. ПР КАК СРЕДСТВО ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ


2.1. Специфика ПР – деятельности в здравоохранении


ПР сегодня воспринимаются как важный элемент деловых отношений и всех областей повседневной жизни. Это неотъемлемая часть эффективного управления любой организации и хотя общие принципы применимы практически везде и процесс планирования один и тот же в любом секторе, в ПР существует целый ряд областей, где используются специальные методики, позволяющие «лучше вложить свои деньги».

В настоящее время многие  ПР – агентства признают важность специализации для клиентов, которые желают получить специальный тип поддержки. Они либо сосредотачивают свое внимание на каком-то одном секторе индустрии – например, здравоохранении, либо организуют несколько практикующих групп, в состав которых входят отдельные команды, способные предложить глубокое знание и понимание различных секторов и/или конкретных целевых аудиторий. [8, С.183]

ПР в области здравоохранения включает в себя широкий спектр деятельности, который непрерывно растет по мере изменения как самой системы здравоохранения, так и ее регулирующих норм. Как и финансовый   ПР, это такая область, где в процессе планирования и при использовании   ПР – методик необходимо учитывать правила, установленные целым рядом регулирующих органов.

Традиционно принято выделять три типа   ПР в здравоохранении – этический, потребительский  и медицинское просвещение.

1.            Этический  ПР связан с лекарствами и услугами, которые  доступны для потребителей только по предписанию врача или предоставляются в больнице. Название «этический», конечно же, не подразумевает, что весь остальной   ПР в здравоохранении является неэтическим, а означает лишь то, что любая деятельность в этой области ограничена строгими регулирующими постановлениями. Задачи этического   ПР в здравоохранении могут варьироваться от подготовки почвы для выпуска нового лекарства и создания широкой просветительской программы, посвященной конкретному заболеванию, до увеличения жизненного цикла существующих патентованных средств. [8, С.201]

Можно привести следующие примеры  ПР – методик:

1.                  Консультативные советы.  Составляются из представителей различных медицинских профессий, обычно тех, которые специализируются на конкретных типах заболеваний.  Предлагают компании практические советы и действуют как генератор идей и планов.

2.                  Конференции и специальные мероприятия. Поддержка участия компании в важных медицинских собраниях; организация вспомогательных семинаров; мероприятия для прессы или оповещение бюллетенем медиков,  не сумевших посетить мероприятие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.