Третий этап планирования
заключается в выборе способа воздействия на группу, при этом необходимо
ответить на вопросы: «Какие каналы мы будем использовать?», «Как донести до
сознания людей информацию, как это сделать наиболее эффективно, чтобы побудить
аудиторию к изменению поведения?» Сообщения должны легко восприниматься на
слух и запоминаться, быть простыми, по возможности ориентированными на
конкретные действия. [26, С.33]
Советы по оздоровлению
образа жизни более убедительны, если им сопутствует акцент на положительные
ассоциации. Эти советы не должны содержать трудно выполнимые рекомендации и
быть поняты как что-то неестественное, требующих усилий и дополнительных
средств. Эффективность сообщения можно повысить с помощью подбора каналов
воздействия, доступных для большей части целевой аудитории и пользующихся
доверием населения. Используют СМИ – телевидение, радио, печатные издания, а
также активно привлекают людей, обладающих авторитетом в качестве источников
достоверной медицинской информации. В рамках третьего этапа в информационном
цикле необходимо предварительное тестирование, то есть информационные
материалы должны проходить проверку при участии целевой аудитории, чтобы можно
было убедиться, что сообщения доходят до населения. [3, С.44]
Четвертый этап работы –
это внедрение информационной программы в практику: трансляция теле- и
радиопрограмм; появление печатных информационных материалов в прессе, в
лечебно-профилактических учреждениях. При этом важно инструктировать
медперсонал, рассказывать об информационных планах и готовиться к приему
посетителей. Известно, что среди психологических влияний на эффективность
обучения выделяется фактор, названный «готовностью к изменениям в поведении».
[26, С.33]
Процесс изменения
поведения любого человека сложный и не всегда поступательный. Особенные
сложности возникают, когда встает вопрос о необходимости «искусственно»
изменить жизненные привычки и поведение, которые человек крайне редко ощущает
как дискомфорт или неудобство. Условно выделяют несколько стадий формирования
мотивации, изменения поведения и установление новых привычек (каждая стадия
может быть различной продолжительности).
1.
Непонимание
проблемы: человек не знает, почему именно ему надо изменить привычки. На этой
стадии нужно сконцентрироваться на информировании.
2.
Принятие
решения: человек осознал, что его повседневные привычки наносят постепенный
вред его здоровью. На этом этапе человек может колебаться, принимая решение,
поэтому ему важны одобрение, поддержка, а также конкретная помощь. Например,
человеку, который хочет бросить курить, необходима специальная помощь по отказу
от курения.
3.
Начало
действий: человек решил начать более здоровый образ жизни. Очень важный этап,
потому что решение уже принято. Профилактическое консультирование должно стать
психологической поддержкой.
4.
Срыв
действий: человеку не удалось придерживаться нового образа жизни длительное
время. Это не простой этап, он требует навыков общения и знаний психологии, а
также опыта и умения выбрать индивидуальный подход и найти подходящие
аргументы. [35, С.18]
Таким образом, каждый
человек в готовности к изменению образа жизни находится на разной стадии:
кто-то еще не задумывался о роли сохранения здоровья, кто-то уже осознал эту
роль, а кто-то уже готов действовать и что-то менять в своей жизни.
Последний этап –
мониторинг и оценка ПР – кампании. При этом устанавливаются, все ли
информационные материалы имеются в наличии, доходят ли материалы до людей и
понятен ли их смысл, начинают ли люди менять свое поведение. Если выяснится,
что ответ на эти вопросы отрицательный, то следует что-то изменить –
информационную стратегию, сообщения или сами материалы. [26, С.33]
Необходимо иметь в виду,
что при распространении послания на пути к сознанию целевых групп всегда
присутствуют барьеры восприятия информации. В тех или иных случаях они
возникают из-за ментального уровня, ситуационных состояний или
психофизиологических особенностей целевых групп. [60, С. 59].
Можно выделить следующие
препятствия на пути к эффективной пропаганде здоровья:
1.
Удовольствие,
получаемое от некоторых нездоровых привычек. Многим курильщикам нравится
курить. Жареная и сладкая пища имеет приятный вкус.
2.
Необоснованный
оптимизм людей по отношению к собственному здоровью. Сообщения средств массовой
информации, пропагандирующие здоровые привычки должны одержать победу не только
над специфическими пристрастиями и предпочтениями, но и над более ощутимыми
установками и представлениями. Одну из таких установок можно назвать «я
здоровее тебя». Многочисленные обзоры показывают, что средний человек считает,
что его общее здоровье «выше среднего», а риск заболеть, получить травму или
преждевременно умереть – «ниже среднего». Оптимистическое отношение к
собственному здоровью и иллюзия личной неуязвимости хорошо защищают от тревоги
и волнения. Но если излишний оптимизм становится правилом, то многие из нас
могут не воспринять важные советы, касающиеся здоровья, как актуальные лично
для нас и поэтому не подвергнут их систематическому анализу. Это ложное чувство
собственной неуязвимости необходимо преодолеть; не запугивая целевую аудиторию,
сообщения на тему здоровья должны заставлять людей осознать, что «это может
случиться со мной, если я не начну действовать прямо сейчас». Защита эго – это
не единственная причина необоснованного оптимизма. Мышление по формуле «я
здоровее тебя» формируется также вследствие неполного осознания того факта, что
жертвами болезней и травм могут стать люди, чьи привычки и образ жизни очень
похожи на наши. Для преодоления этого когнитивного недостатка желательно, чтобы
с сообщениями на тему о здоровье выступали выздоровевшие или изменившие свои
привычки индивиды, образ жизни которых люди воспринимают как очень близкий к
своему. Организаторам кампаний по пропаганде знаний о здоровье следует также по
мере возможности персонализировать сообщения: «Мы обращаемся к вам! Вам 21 год,
вы отлично себя чувствуете… как и сотни других молодых людей, у которых
повышено артериальное давление. Окажите самому себе услугу, проверьте свое
давление». [13, С.373]
3.
Скептическое
отношение к сообщениям о здоровом образе жизни. Почти ежедневно мы сталкиваемся
с сообщениями о том, что появились новые факторы, угрожающие здоровью.
Бесконечный поток плохих новостей заставляет некоторых людей сдаться, решив,
что сознательно придерживаться здоровых привычек – это вести «безнадежную
борьбу». Следовательно, они перестают прислушиваться к сообщениям на тему
здоровья. Поэтому советы по здоровому образу жизни должны привлекать и
удерживать на себе внимание за счет включения в них интересных видео и
аудиоматериалов и броских лозунгов, на которые люди обычно реагируют
позитивными эвристическими суждениями. Необходимы также веские аргументы,
способные преодолеть скептицизм или пораженческие настроения. В сообщениях на
тему о здоровье акцент должен стоять на эффективности – должна проводиться
мысль о том, что без особых хлопот люди могут успешно снизить риск для своего
здоровья и что эффективность в этой области является составной частью более
общей эффективности человека, или самоэффективности.
4.
Конкуренция.
Сообщениям на тему здоровья часто приходится соперничать с противоположными им
по смыслу сообщениями. Кампании по производству сигарет ежегодно тратят
миллионы долларов на исследования рынка и рекламу. У организаций
здравоохранения нет таких бешеных денег. Да и в случае курения в подростковом
возрасте пропаганда в средствах массовой информации не может конкурировать с
давлением, которое оказывают такие искусные агенты влияния, как сверстники.
Опять возникает необходимость в продуманном планировании сообщения; в данном
случае оно должно учить защите и служить «прививкой» от переубеждения. [13, С.
375]
Практика проведения ПР –
кампаний по формированию здорового образа жизни показывает, что наряду с
информационной программой в средствах массовой информации важно применять
образовательные технологии. Так мыслили исследователи, которые создали
Стэнфордскую программу профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Они
провели важный долгосрочный полевой эксперимент с целью выяснить, как лучше
вести среди взрослых просветительную работу по пропаганде поведения,
приносящего пользу здоровью и способствующего снижению риска
сердечно-сосудистых заболеваний. Целевое поведение включало в себя все факторы,
благоприятные для здоровья: правильное питание, отказ от курения, физические
упражнения, частые проверки уровня холестерина в крови и артериального давления
и снижение потребления холестерина. В качестве испытуемых выступали жители трех
калифорнийских городов, население каждого из которых составляло около 14000
человек. [13, С. 381]
Город А был контрольным;
на его жителей не оказывали никакого специального влияния, выходящего за рамки
обычно появляющихся в местных средствах массовой информации сообщений,
касающихся здоровья. В городе Б в течении двух лет средства массовой информации
проводили интенсивную кампанию, состоявшую из просветительных сообщений о
причинах сердечно-сосудистых заболеваний и моделях поведения, влияющего на
риск. В городе В проводилась такая же информационная кампания в средствах
массовой информации, и, кроме того, выборка из 100 добровольцев из этого города
участвовали в серии обучающих занятий и семинаров, которые проводились в
течении нескольких месяцев параллельно с кампанией в средствах массовой
информации. Все эти добровольцы в возрасте от 35 до 59 лет относились к группе
повышенного риска сердечно-сосудистых заболеваний, поскольку у них были вредные
для здоровья привычки. В пройденной ими программе применялся ряд методов
оказания влияния и обучения. Участники эксперимента смотрели фильмы о вреде
курения, о диетическом питании и о физических упражнениях. Их учили, как
постоянно «отслеживать» свое поведение, оценивая его с точки зрения здоровья;
как выбирать при покупке «правильные» продукты, готовить из них пищу и хранить
ее. Предлагались и использовались на практике познавательные и поведенческие
вспомогательные средства, помогающие бросить курить. Снижение массы тела и
уменьшение количества выкуренных сигарет подкреплялось различными способами
(похвала и обратная связь). Участникам эксперимента предоставлялась возможность
взять на себя определенные обязательства и заниматься самоубеждением. Наблюдения
за добровольцами из города В и сопоставимыми с ними жителями городов А и Б из
групп повышенного риска продолжались в течении трех лет, начиная с момента
непосредственно перед началом вмешательства и до истечения года после его
окончания. Ежегодно проводилась оценка знаний участников о профилактике
сердечно-сосудистых заболеваний и их поведения, оказывающего влияние на
здоровье, а также измерялись масса тела, артериальное давление и уровень
холестерина в крови. Основной вывод проведенной работы оказался следующим: люди
реагируют на сообщения средств массовой информации на тему здоровья, но влияние
практических семинаров сильнее. Оказалось, что жители города Б, где в течение
двух лет в средствах массовой информации проводилась кампания по пропаганде
здорового образа жизни, больше знали о факторах риска сердечно-сосудистых
заболеваний, чем жители города А, где такая кампания не проводилась. «Ударная»
доза сообщений в средствах массовой информации явно оказала положительное
влияние на здоровье. Однако влияние на жителей города В, где кампания в средствах
массовой информации сочеталась с практическим обучением, было значительно
сильнее. Существуют две причины, которые позволяют считать результаты этого
исследования обнадеживающими. Во-первых, эти результаты говорят о том, что
хорошо проведенная кампания в средствах массовой информации действительно
влияет на поведение, связанное со здоровьем. Во-вторых, они показывают, что при
наличии денег и ресурсов, необходимых для персонализации этих кампаний, то есть
для оказания прямого межличностного влияния и проведения обучения, их
эффективность значительно увеличивается. В таком случае затраты на кампании по
пропаганде здоровья окупаются. И даже менее дорогостоящий подход (с
использованием только средств массовой информации) может принести
определенную пользу. [13, С. 381-382]
Таким образом, ПР –
кампания по формированию здорового образа жизни представляет собой
долгосрочную и постоянно действующую информационно - обучающую систему,
направленную на работу с различными группами населения.
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПР - ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ПРИМЕРЕ «ГУЗ РКДЦ МЗ УР»
3.1. Общая характеристика предприятия «ГУЗ
РКДЦ МЗ УР».
Республиканский клинико-диагностический центр (ГУЗ
РКДЦ МЗ УР) является самым крупным лечебно-профилактическим учреждением
Удмуртской Республики, так как в его состав входят два стационара, три
поликлиники, женская консультация, родильный дом и другие подразделения.
Физический адрес ГУЗ «РКДЦ МЗ УР»: г. Ижевск, ул. Ленина, 87.
Этот уникальный лечебно-диагностический комплекс был
построен в 1979 году по инициативе профессоров Л.А.Лещинского, М.Ф.Муравьева,
министра здравоохранения В.Н.Савельева и вначале носил название Республиканский
клинический кардиологический диспансер (РККД). Заложенная в его структуру идея содружества
специалистов кардиологов, ревматологов, акушеров-гинекологов, кардио- и
ангиохирургов, практиков и ученых позволила в конце концов создать коллектив
специалистов, способных решить любой диагностический и лечебный вопрос у
пациентов с сердечно-сосудистой патологией и заболеваниями соединительной
ткани.
В 1982 году открыто одно из важнейших подразделений
диспансера – поликлиника. Структура поликлиники сразу же была устроена таким
образом, чтобы отделению стационара соответствовало аналогичное отделение
поликлиники. Таким образом была достигнута хорошая преемственность на этапах
оказания помощи, взаимозаменяемость стационарных и поликлинических врачей.
Огромную работу по освоению и внедрению в широкую
практику здравоохранения выполнила инфарктная служба РККД. За короткий срок
достигнуты одни из лучших в России результаты лечения инфаркта миокарда.
Параллельно шло развитие ревматологической службы, осваивались и
совершенствовались методы диагностики и лечения заболеваний соединительной
ткани, получены хорошие результаты у ранее практически безнадежных больных с
бактериальными эндокардитами и коллагенозами. [46, С. 174-175].
Большой вклад в развитие сердечно-сосудистой и
ревматологической педиатрии внес коллектив детского кардиоревматологического отделения.
Влившись в состав РККД в 1980 году, коллектив детской службы в короткий срок
стал лидирующей службой по вопросам своей компетенции в республике, сумел
создать необходимые условия для развития детской кардиохирургии в Удмуртии.
Особое место в работе РККД занимает
акушерско-гинекологическая служба, включающая в себя специализированный
родильный дом, женскую консультацию и отделение патологии беременных в составе
стационара кардиологии. Достаточно сказать, что за период с 1989 года по
настоящее время не было ни одного случая материнской смертности у женщин с
сердечно-сосудистой патологией, да и перинатальная смертность и
гнойно-септические осложнения были самыми низкими в республике. Роддом № 6 и
вся служба по праву считаются лучшими в Удмуртии.
Таким образом, к середине 80-х годов в республике
сформировался устойчивый, дееспособный коллектив кардиодиспансера, успешно
решавший поставленные перед ним задачи. Дальнейшее развитие сдерживалось
невозможностью приобрести современное импортное диагностическое и лечебное
оборудование.
С началом перестройки ситуация с развитием РККД
изменилась коренным образом. В связи с очевидными достижениями, в том числе в
области организации службы, диспансер решением Коллегии МЗ РСФСР был утвержден
Российской школой передового опыта по организации сердечно-сосудистой службы в
регионах. Представители более чем 100 регионов России и СССР неоднократно
побывали на Всероссийских школах-семинарах, проводимых в РККД.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|