Меню
Поиск



рефераты скачать Формирование здорового образа жизни средствами ПР "ГУЗ РКДЦ МЗ УР"

В 1987 году главным врачом РККД был избран Е.Г.Одиянков. Он же в 1990 году стал Народным депутатом РСФСР и членом Верховного Совета России по 134 национально-территориальному округу. Используя депутатские полномочия, удалось добиться выделения для РККД новейшего медицинского оборудования на сумму 6,5 миллионов долларов. Начато строительство современного диагностического центра.

Перечисленные мероприятия позволили совершить качественный прорыв по освоению новейших технологий диагностики и лечения, дать населению Удмуртии возможность получать высококвалифицированную и качественную помощь в Ижевске, а диспансеру выйти по ряду показателей на уровень лучших западных клиник. Так, в 1987 году начаты операции на сердце при нарушениях ритма, в 1988 году – закрытые операции на сердце при приобретенных пороках, в 1993 году – операции на открытом сердце с искусственным кровообращением, в 1994 году – операции протезирования суставов, в 1996 году освоена коронарная хирургия. Выполнение сложных процедур повлекло за собой необходимость открытия отделений лазерной терапии и гипербарической оксегенации. [46, С. 177-179].

С 2003 года РККД переименован в Республиканский клинико-диагностический центр (ГУЗ «РКДЦ МЗ УР»). Главным врачом  ГУЗ «РКДЦ МЗ УР» на сегодняшний день является С.П. Кривилева, депутат Государственного Совета Удмуртской Республики. В настоящее время Республиканский клинико-диагностический центр является мощным и надежным звеном здравоохранения республики, имеет большие перспективы развития. Коллектив ГУЗ «РКДЦ МЗ УР» прилагает все усилия для того, чтобы обеспечить население Удмуртии общедоступной, высококвалифицированной и качественной медицинской помощью.

Одним из важнейших направлений деятельности   ГУЗ «РКДЦ МЗ УР» является профилактическая работа, которая включает в себя деятельность по формированию здорового образа жизни населения, повышение мотивации к его сохранению. С этой целью в феврале 1998 года было организовано отделение медицинской профилактики на основании приказа №  295 МЗ РФ от 06.10.1997 года  «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения в области гигиенического  воспитания населения Российской Федерации» и приказа № 45 МЗ УР от 27.02.1998 года «О совершенствовании органов и учреждений здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания населения Удмуртской Республики».

Основными задачами отделения медицинской профилактики являются:

1.                 Внедрение в практику работы информационных и информационно- мотивационных технологий профилактического консультирования (беседы с отельными пациентами и группами пациентов, «Школы пациентов»).

2.                 Осуществление оздоровительных мероприятий среди населения с различным уровнем риска, коррекция факторов риска и проведение динамического наблюдения за отдельными группами населения.

3.                 Обучение населения и персонала основам укрепления и сохранения здоровья.

4.                 Работа со СМИ с целью распространения сообщений о здоровом образе жизни.

5.                 Организация, контроль и анализ деятельности по реализации региональных целевых программ по профилактике неинфекционных заболеваний; санитарно-гигиеническому обучению и воспитанию пациентов.[39].

Так как значительная часть населения занимает пассивную позицию по отношению к своему здоровью, что  объясняется низким уровнем санитарной культуры и недостаточными знаниями закономерностей формирования и поддержания здоровья на оптимальном уровне, поэтому важнейшим методом решения задачи повышения уровня санитарной культуры населения является гигиеническое воспитание. Этот термин употребляется вместо термина «санитарное просвещение», который в течение длительного периода был ведущим.

Гигиеническое воспитание — это комплексная образовательная и воспитательная деятельность, направленная на формирование сознательного и ответственного поведения человека в целях развития, сохранения и восстановления здоровья и трудоспособности. Оно формирует знания, взгляды, убеждения, мотивы и поведение человека в отношении здоровья и болезни, является составной частью как общего образования и воспитания, так и системы охраны здоровья. Гигиеническое воспитание дает положительные результаты, когда созданы объективные (материальные) предпосылки для реализации рекомендуемых медицинской наукой гигиенических норм и правил, когда выработана положительная мотивация человеке на здоровье и стремление к укреплению здоровья становится своеобразной «модой».

Передача медико-гигиенической информации обеспечивается с помощью различных методов, форм и средств. Методы группируются по способам управления познавательной деятельностью, принятой в системе среднего и высшего образования: информационно-рецептивный (основан на предъявлении готовой информации и обеспечивает усвоение знаний на уровне восприятия и запоминания); репродуктивный (объяснение выводов медицинской науки, освещение различных вариантов решения проблемы; нацелен на воспроизведение реципиентами полученных знаний, формирование умений и навыков); проблемный (коммуникатор обсуждает с реципиентами различные варианты решения проблемы, как бы включает их в процесс «поисков истины» и тем самым подводит к выводу, основанному на усвоении глубоких процессов изучаемого явления; нацелен на творческий подход к выполнению норм и правил здорового образа жизни).

Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания. Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения медработника с пациентом (беседа, инструктаж, консультация  - очная или по телефону, личная корреспонденция).

Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения. Различают односторонние, или пассивные (доклад, сообщение, выступление и т.п.), и двусторонние, или активные (дискуссия, викторина), формы передачи информации.

Разнообразны по назначению и массовые формы гигиенического воспитания населения. Одни из них (радио- и телепередачи, публикации в прессе) используются прежде всего с целью формирования общественного мнения и ответственного отношения ведомств и руководителей разного ранга, семьи и индивидуума к здоровью и оздоровительным мероприятиям, широкого информирования общественности о состоянии среды обитания, здоровья народа и его отдельных групп. Сообщения на тему здорового образа жизни регулярно размещаются в следующих газетах: «МК в Ижевске», «Копеечка», «Удмуртская правда», «Удмурткенеш», «Механик», «Известия удмуртской республики», «Здоровая семья»; в журналах «Секреты красоты и здоровья», «Здоровье на все 100», «Консилиум», «Медицинская сестра», «Сестринское дело», «Здравоохранение Российской федерации». На телеканале «Арсенал» выходила передача «Ваш доктор».

С целью анализа сообщений о здоровом образе жизни, распространяемых ГУЗ «РКДЦ МЗ УР» в периодических изданиях, автором дипломной работы был проведен мониторинг печатных СМИ за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 года, задачами которого стали следующие положения:

·              анализ частоты упоминаний материалов, освещающих тему формирования здорового образа жизни;

·              анализ частоты упоминаний материалов о деятельности ГУЗ «РКДЦ МЗ УР»;

·              определение конкретных тем по проблеме формирования здорового образа жизни.

Объектом исследования стали периодические издания, а именно: «Удмуртская правда», «Известия Удмуртской Республики», «Копеечка», «Совершенно конкретно», «Центр», «МК в Ижевске».

Анализ материалов мониторинга представлен в приложении Б. Всего было проанализировано 38 материалов, размещенных в периодической печати за 2007 год. Из них 22 статьи освещали тему здорового образа жизни и 16 статей было посвящено деятельности самого лечебного учреждения.

Проблематика здорового образа жизни включила в себя широкий спектр тем, которые в течение года освещали врачи различных специальностей.  Самой популярной темой стало сексуальное здоровье. Целых 5 статей были посвящены особенностям гармоничной сексуальной жизни супругов, мужскому и женскому здоровью. По данной теме вместе с газетой «Совершенно конкретно» было организовано 3 горячих телефонных линии. На самые волнующие темы  в течении года отвечал  заведующий отделением репродуктивного здоровья ГУЗ «РКДЦ МЗ УР» Олег Дударев. 4 статьи были посвящены профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, где особый акцент был сделан на обязательном изменении образа жизни при данном заболевании, а также рассказывалось о работе школ здоровья, деятельность которых направлена на помощь в формировании полезных привычек у населения. Статьи «Нет зимней хандре» и «Грипп и заблуждение», размещенные в «Копеечке» затрагивали темы повышения иммунитета в осенний и зимний периоды. Тема о профилактике стресса и практических методах снятия нервного напряжения  нашли свое отражение в статье «Дыши реже и будешь здоров», где описывались упражнения по дыхательной гимнастике и в статье «Осенняя депрессия: не дай себе закиснуть». Ряд материалов был подготовлен врачами – педиатрами  ГУЗ «РКДЦ МЗ УР». Статья «Дефицит железа у детей» была посвящена советам по рациональному питанию детей, а газета «Центр» опубликовала результаты горячей телефонной линии по вопросам детского здоровья в статье «Дружите с детскими врачами».  Также имели место статьи, посвященные профилактике следующих заболеваний: остеохондроза, холецистита и варикоза, где врачи давали свои практические рекомендации. Теме рационального питания были посвящены 2 статьи: «Еда и здоровье» и «Стройнеем к новому году». Таким образом информация о здоровом образе жизни активно освещалась в вышеперечисленных СМИ.

16 оставшихся статей освещали новости в деятельности лечебного учреждения. Так, широко во всех вышеперечисленных изданиях, была размещена информация о получении больницей нового диагностического оборудования: сорокосрезового компьюторного томографа, позволяющего выявлять болезни на очень ранних стадиях. Также освещалась тема, посвященная кардиохирургии, так как это ведущее и стратегическое направление клиники. Статьи: «Диагноз по телемосту» и «Телемедицина: уникальные возможности диагностики и лечения» освещали преимущества телемедицины, которое также  являлось новшеством в деятельности больницы.

Были опубликованы  интервью с главным врачом больницы  С.П. Кривилевой. В статье «Как успех зависит от здоровья» была раскрыта тема здорового образа жизни в ракурсе личностной позиции руководителя больницы. Статья «Светлана Кривилева: главный секрет успеха – в любви к делу и людям» была посвящена основным направлениям в деятельности клиники, включая, соответственно, деятельность по формированию здорового образа жизни.

Таким образом, ГУЗ «РКДЦ МЗ УР» использует печатные издания, как ПР-средства с целью формирования здорового образа жизни у населения.   

Как известно, деятельность по формированию здорового образа жизни включает в себя не только информационную составляющую, но и обучающие программы. Иначе говоря, специалисты ГУЗ «РКДЦ МЗ УР» не только рассказывают о здоровом образе жизни, но и помогают формировать необходимые навыки «здорового» поведения. Это осуществляется с помощью  специальных обучающих программ, которые показали  хорошую эффективность.

В ГУЗ «РКДЦ МЗ УР»  с 1999 года впервые в Удмуртской Республике были организованы регулярные занятия с пациентами в школе артериальной гипертонии (ШАГ). Многочисленные исследования выявляют низкую приверженность пациентов лечению артериальной гипертонии. Всего лишь 8-17 % пациентов выполняют назначения врача, остальные же зачастую допускают отклонения от предписанного режима. Поэтому обучение пациентов способам управления хроническими заболеваниями приобретает особый смысл.[61, C. 15]

Задачи школы артериальной гипертонии:

·              улучшение информированности пациентов о своем заболевании;

·              повышение их приверженности лечению;

·              формирование мотивации пациента к сохранению своего здоровья;

·              повышение ответственности пациента за свое здоровье как свое личное достояние.

Занятия проводит врач-кардиолог и старшая медицинская сестра отделения медицинской профилактики. На отдельные занятия привлекают врачей узких специальностей  –  врача-диетолога,  врача ЛФК, психолога. Занятия проводятся в малых группах (5-15 человек); продолжительность занятий  - 5 дней в стационаре или в поликлинике. При выездной форме работы  (непосредственно на предприятиях и учреждениях; в отдаленной местности; при малом количестве слушателей – 1-3  человека) практикуются одно-двух-трехдневные школы.

Для эффективной работы ШАГ взаимоотношения врач - медицинская сестра – пациент строятся по принципу единой команды, причем в центре внимания находится непосредственно пациент. Решающую роль в долговременной эффективности обучающих мероприятий играют педагогические и психологические аспекты. Успех обучения определяется формированием мотивации пациентов, используется обратная связь, тренировка и повторение. Пациентам должно быть ясно, правильны ли их ответы. При этом медицинский работник обязан не просто констатировать «да» или «нет», но и пояснять, почему ответ «верен» или «неверен», а также непременно включать элементы похвалы и одобрения (положительная обратная связь). Во время занятий ведется непрерывный контроль усвоения материала, достижения целей обучения; проверяются практические навыки. Каждое занятие начинается с повторения материала предыдущего занятия; его излагают сами пациенты, отвечая на вопросы медицинской сестры.

Таким образом, педагогические принципы обучения строятся на доступном изложении («голова»), активном участии пациента в тренировке и повторении пройденного («рука») и создании открытой и доверительной атмосферы («сердце»). Эти принципы соответствуют известным в педагогической психологии когнитивному («голова»), эмоциональному («сердце») и сенсомоторному («рука»)  уровню восприятия и поведения.   Все рекомендации подаются не в форме жесткого ограничения привычек и образа жизни пациента, а как поиск путей к большей независимости от  заболевания при поддержании  хорошего качества лечения.

Еще один вариант подобной работы – дистанционное обучение. Дистанционные средства обучения (аудио- и видеокассеты, компьютерные программы, печатные материалы) служат лишь дополнением к живому обучению или применяются для контроля полученных знаний (но не навыков). Используемые сами по себе, в качестве основного средства обучения, они абсолютно не способны выполнить его главную задачу – формирование новых мотиваций и изменение поведения. Это минус дистанционного обучения. Оптимальный вариант следующий: начало обучения пациента во время пребывания его в  стационаре, продолжение на амбулаторном этапе с подключением дистанционных методов обучения и контроля и обязательным закреплением результатов при длительном мониторинге.[61, С.16].   

К числу последних дистанционных методов, используемых в ГУЗ «РКДЦ МЗ УР» можно отнести телемедицину. Телемедицинские технологии представляют собой лечебно-диагностические консультации, управленческие, образовательные, научные и просветительские мероприятия в области здравоохранения, что открывает принципиально новые возможности для проведения таких консультаций в любых географических точках. [19,C,6]. Дистанционно занимаются в школе здоровья на сегодняшний день многие центральные районные больницы Удмуртии.

Таким образом,  ГУЗ «РКДЦ МЗ УР» является одной из ведущих клиник нашей республики, которая достаточно планомерно использует различные ПР – средства, в том числе и с целью  формирования здорового образа  жизни населения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.