В соответствии со
ст. 12 Закона о бухгалтерском учете выявленные при инвентаризации расхождения
между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются
на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
Ø
излишек
имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые
результаты организации;
Ø
недостача
имущества и его порча относятся:
Ø
в
пределах норм естественной убыли - на издержки производства и обращения;
Ø
сверх
норм естественной убыли - на счет виновных лиц. При отсутствии норм убыль рассматривается
как недостача сверх норм.[16]
Если в ходе
инвентаризации были выявлены ошибки при отражении операций на счетах
бухгалтерского учета, в результате которых неправильно определена налоговая
база при исчислении налогов и сборов, то необходимо внести изменения в
налоговые расчеты, уплатить недостающие суммы налогов и пени за просрочку
платежей.
Инвентаризация
наличных денежных средств в кассе производится в соответствии с Порядком
ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета
директоров Центрального банка РФ от 22 сентября 1993 г. № 40 и сообщенным
Письмом Банка России от 4 октября 1993 г. № 18.
Для обеспечения
надлежащего контроля за сохранностью денежных средств в кассе целесообразно
проводить инвентаризацию кассы ежемесячно перед составлением текущей
бухгалтерской отчетности. До начала проверки фактического наличия имущества
инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент
инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении денежных
средств.
Председатель
инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы,
приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «(дата)»»,
что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков средств к
началу инвентаризации.
Материально-ответственные
лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные
документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, и все ценности, поступившие
на их ответственность, оприходованы, выбывшие -списаны в расход.[10]
Одновременно
проверяется наличие находящихся в кассе других ценностей: бланков строгой
отчетности, ценных бумаг, путевок для лечения и отдыха, железнодорожных и
авиабилетов, знаков почтовой оплаты, талонов на бензин и других денежных
документов( по их видам).
В ходе
инвентаризации проверяется соответствие остатков денежных средств и других
ценностей на конец отчетного месяца на счетах бухгалтерского учета, указанных в
соответствующих учетных регистрах, их фактическому наличию в кассе организации.[13]
Инвентаризационная
комиссия полистно пересчитывает денежную наличность и проверяет другие
ценности, находящиеся в кассе. Инвентаризация денежных средств в пути
производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с
данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных
ведомостей на сдачу выручки инкассаторам и т. п.
В случае
выявления излишков или недостач берется письменное объяснение кассира.
Недостача
денежных средств в кассе удерживается с кассира.
Так как счета
денежных средств наиболее часто подвергаются и внутренним проверкам, и
аудированию, полезно почаще применять инвентаризацию счетов денежных средств, в
том числе и счетов безналичного расчета.[17]
Инвентаризация
счетов денежных средств безналичного расчета
Инвентаризация
денежных средств в пути (Счет 57) производится путем сверки числящихся сумм на
счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового
отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам
банка и т.п.[5]
Инвентаризация
денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и
специальных счетах (счетах 51,52 и 55), производится путем сверки остатков
сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии организации, с
данными выписок банков.
При подготовке
годовой отчетности и при чрезвычайной инвентаризации может проводиться и
проверка законности платежей со счетов и поступлений на них.[7]
Инвентаризация
подотчетных сумм
При
инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным
авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по
каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).
По окончании
инвентаризации составляется акт, производится сравнение фактических остатков
денежных средств, выявленных при проверке, с остатками, учтенными на счетах
бухгалтерского учета. Результатом такого сравнения является составление
сличительных ведомостей. В сличительных ведомостях отражаются результаты
инвентаризации, т.е. расхождения между показателями по данным бухгалтерского
учета и данными инвентаризационных описей. [9]
Денежные
средства, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению
соответственно на финансовые результаты у организации.
Недостача
денежных средств, относится на виновных лиц.
Результаты
инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором
была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом
бухгалтерском отчете.
Расчеты
по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк
(банк – эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных
документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа, для чего
банк – эмитент вправе привлекать другие банки.
Данные
расчеты осуществляются на основании:
платежных
требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с
предварительным акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке);
инкассовых
поручений, оплачиваемых в бесспорном порядке.
При
этом платежные требования и инкассовые поручения предъявляются взыскателем к
счету плательщика через свой банк, используя реестр переданных на инкассо
расчетных документов формы 0401014, составляемом в двух экземплярах.
Банк,
принявший на инкассо расчетные документы, после проверки, обязуется доставить
их по назначению в исполняющий банк. Данное обязательство, а также порядок и
сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре
банковского счета с клиентом.
Платежное
требование представляет
собой расчетный документ, содержащий требование кредитора – получателя средств
(поставщика) к должнику – плательщику (покупателю) оплатить определенную
денежную сумму через банк. Платежные требования применяются при расчетах за
поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных
случаях, предусмотренных в договоре между плательщиком и получателем денег.
Платежное
требование (образец заполнения приведен далее) выписывается поставщиком на
бланке (ф. 0401061) и отправляется в обслуживающий банк, а оттуда – в банк
плательщика. При этом, если в договоре между сторонами установлено безакцептное
списание средств (о чем в платежном требовании сделана надпись с указанием
основания), то деньги списываются со счета плательщика без его согласия.
Безакцептное списание на имя некоторых получателей может быть предусмотрено и в
договоре банковского счета. Также без согласия и в бесспорном порядке
списываются средства на основании инкассовых поручений, которые
применяются для взыскания по исполнительным документам, в предусмотренных
сторонами договора случаях или когда бесспорный порядок списания установлен
законодательно (в т. ч. органами, выполняющими контрольные функции).
Когда
сторонами предусмотрен акцепт, его срок указывается в платежном требовании (не
может быть менее трех рабочих дней). В течение этого времени (без указания
используется три дня) плательщик может отказаться от акцепта полностью или
частично, о чем должно быть составлено в трех экземплярах заявление об отказе
от акцепта. При отсутствии такого заявления по истечении трех рабочих дней с
момента передачи плательщику последнего экземпляра платежного требования
исполняющий банк оплачивает его.
Правила
оформления данного документа аналогичны действующим при заполнении платежного
поручения (заполняется на пишущей машинке, без помарок и исправлений, первый
экземпляр заверяется подписями и печатью). В нем указываются кроме условий
оплаты, срока для акцепта также дата отсылки предусмотренных договором
документов и наименование предмета договора, его номер и дата (в т. ч. других
необходимых документов), дата и способ поставки товара (работ, услуг).
Одной
из самых распространенных форм расчетов являются расчеты платежными
поручениями.
Платежное
поручение (см.
далее) представляет собой письменное распоряжение плательщика обслуживающему
его учреждению банка о перечислении определенной суммы со своего счета на счет
другого предприятия в том же или другом одногороднем или иногороднем учреждении
банка.
Платежными
поручениями рассчитываются с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты
или по согласованию, с разными кредиторами, по перечислению налогов, с
внебюджетными фондами, с работниками при переводе заработной платы на их счета
в Сбербанк и другие банки.
Платежные
поручения исполняются банками при наличии денег на счетах плательщиков, если
иное не предусмотрено договором между банком и плательщиком.[19]
В
случае расчетов поручениями сокращается время совершения и документооборот
операции, что можно наблюдать далее. Здесь при использовании предоплаты
последовательность операций 1 и 2 может меняться.
СХЕМА расчетов платежными поручениями
Платежные
поручения, представленные в банк на бланке установленной формы, действительны в
течение 10 дней со дня выписки (день выписки в расчет не принимается). Они, как
и другие банковские документы, заполняются на пишущей машинке без исправлений и
подчисток, сумма фиксируется с начала строки и пишется с заглавной буквы. При
оформлении платежного поручения следует правильно указывать получателя и его
банковские реквизиты (от этого зависит вероятность перечисления средств не по
адресу и скорость расчетов), а также идентификационные номера плательщика и
получателя. Кроме того, обязательно четкое указание назначения платежа (в
случае предоплаты фиксируется номер счета, при оплате полученного товара –
номер накладной), разбивка суммы (например, выделяется НДС). При этом
основания, отраженные в банковских документах, должны соответствовать первичным
документам во избежание дальнейших неприятностей с инспектором.[19]
Здесь
следует также отметить, что предприятия с помощью платежных поручен и и могут
осуществлять переводы через отделения связи без ограничения сумм: на имя
отдельных граждан (комиссионные); перечисления налогов, на расходы по выплате
заработной платы; по набору рабочих; по закупке сельхозпродукции.
В
платежном обороте для осуществления расчетов в безналичном порядке могут
применяться чеки.
Чек
– это
ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку
произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем может быть
любое юридическое или физическое лицо, имеющее средства в банке, которыми оно
распоряжается путем выставления чеков в пользу чекодержателя; плательщиком
является банк чекодателя.
Чек
очень удобен для расчетов в тех случаях, когда плательщик боится отдать деньги
до того, как получит товар, а поставщик не хочет передать товар до получения
гарантий платежа. Также иметь чековую книжку очень удобно при поездках в
командировку в случае приобретения различных необходимых материалов, когда
изначально неизвестен продавец.
В
случае расчетов чеками поставщик полностью обезопасит себя от сомнений по
срокам расчета с покупателем и ускорит оплату. Для понятия сущности данной
формы расчетов далее приведена схема расчетов чеками.[19]
СХЕМА расчетов чеками
Чек
обязательно должен содержать:
наименование
"чек", включенное в текст документа;
поручение
плательщику (банку) выплатить определенную сумму;
наименование
плательщика и номер счета, с которого производится платеж;
указание
валюты платежа, даты и места составления чека (при отсутствии считается, что он
подписан в месте нахождения чекодателя);
подпись
лица, выписавшего чек, – чекодателя.
Кроме
обязательных чеки содержат дополнительные реквизиты. Форма чеков определяется
кредитной организацией самостоятельно.
При
расчетах чеками следует помнить, что чек должен быть оплачен в полной сумме, на
которую он выписан, без какой – либо комиссии (при этом указание о процентах
считается ненаписанным).
Чек
не может быть отозван чекодателем до истечения установленного внутрибанковскими
правилами срока для его предъявления к оплате (представление чека в банк
чекодержателем).[19]
Убытки,
возникшие в результате оплаты плательщиком (банком) утраченного или похищенного
чека, несет чекодатель или плательщик в зависимости от того, по чьей вине они
возникли. Лицо, оплатившее чек, может потребовать передачи ему чека с распиской
в получении платежа.
Активно
применяемой предприятиями в последнее время формой расчетов являются расчеты
посредством аккредитивов.
При
расчетах аккредитивами плательщик поручает обслуживающему его банку произвести
за счет депонированных своих средств или ссуды оплату товарно – материальных
ценностей, выполненных работ, оказанных услуг по месту нахождения получателя на
условиях, предусмотренных плательщиком в аккредитиве. Аккредитив представляет
собой поручение банка плательщика (покупателя) банку получателя (поставщика)
оплатить расчетные документы. При получении аккредитива банк плательщика
бронирует эти средства на отдельном счете. Таким образом, депонирование денег
гарантирует получателю средств (поставщику) своевременную оплату за отгруженные
ценности, выполненные работы, оказанные услуги; зачисление средств производится
банком после предоставления документов, подтверждающих отгрузку или выполнение
работ, услуг.
Последовательность
операций (например, для покрытого аккредитива – см. далее) для понятия сущности
аккредитивной формы расчетов приведена ниже.
Аккредитив,
согласно Положению о безналичных расчетах в Российской Федерации, представляет
собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банк – эмитент) по
поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по
предъявлении им документов, соответствующих условиям аккредитива, или
предоставить полномочия другому банку (исполняющему) произвести такие платежи.[19]
В тех
случаях, когда поставщик товара сомневается в платежеспособности покупателя и
требует предварительной оплаты, а покупатель сомневается в надежности
поставщика и боится перечислять деньги, аккредитивная форма расчетов может
стать удобным способом разрешения конфликта.
Аккредитив
может быть предназначен только для расчетов с одним поставщиком. Срок действия
и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в договоре между плательщиком
и получателем, в котором кроме наименований сторон, суммы и вида аккредитива
следует указать:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|