Меню
Поиск



рефераты скачать Учет и отчетность о движении денежных средств седьскохозяйственного предприятия

Начислено НДС (расчет на основе строки 010 ф. № 2)

3199

1543

4742

Приобретено основных средств на основе инвестиционной деятельности (ф. № 5 приложения к балансу)

2019

1205

3224

Поступило кредитов и займов по финансовой деятельности (форма № 5)

12400

8642

21042

Погашено кредитов и займов (форма № 5)

13856

5230

19086

Кроме того, поступило кредитов из бюджетов (форма № 5)

2400

1350

3750

Погашено кредитов из бюджетов

2400

1350

3750

Итого

3762

5100

8862

Справочно: ошибка в отчете (ф.№ 4) в сравнении с выручкой соответствующих лет, %

15,6

20,2

17,9

Из табл.14 видно, что Хозяйство как в 2004-м, так и в 2005-х годах вело активную инвестиционную и финансовую деятельность. Так, за 2 года было приобретено основных средств благодаря инвестиционной деятельности на сумму 3,2 млн. руб. Кроме того, по финансовой деятельности осуществлялись операции: поступление кредитов и займов на сумму 21,0 млн. руб.; погашение кредитов и займов от коммерческих структур на сумму 19,1 млн. руб.; поступление кредитов из бюджета на сумму 3,8 млн. руб.; погашение кредитов бюджета на эту же сумму. Эти операции в отчете о движении денежных средств отражения не нашли, что говорит о недостаточном понимании бухгалтерами содержания рассматриваемых видов деятельности.

Общая сумма ошибки в отчете о движении денежных средств (форма № 4) за два года составила, таким образом, почти 9 млн.руб., или 35,8 % выручки за эти годы.

4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕТА И
ОТЧЕТНОСТИ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

 

4.1. Автоматизированная форма учета денежных средств

 

Допускаемые неточности при расчетах налогооблагаемых сумм могут привести к неправильной сумме уплачиваемых налогов, а в дальнейщем - к штрафам и пеням. С другой стороны, неточности в расчетах налогов, уплата излишних сумм в бюджет в условиях острого дефицита свободных финансовых ресурсов и убыточности деятельности, что подтверждают приведенные в разделе 3.3 сведения об ошибках бухгалтерии ОАО «Сеятель», приводят к растратам и без того небольшого запаса оборотных средств и, в том числе, денежных средств.

Все это свидетельствуют о целесообразности внедрения компьютерной формы осуществления данных операций. Она позволила бы избежать многих ошибок в расчетах, не допустить выплат излишних сумм налогов, а также сделать данный раздел бухгалтерской работы более «прозрачным» для анализа. Внедрение компьютерной формы учета не потребует значительных средств, поскольку соответствующая оргтехника в бухгалтерии Хозяйства уже имеется и ряд операций выполняется с ее помощью (выписка счетов-фактур и оформление отчетов по некоторым налогам).

При использовании компьютерной формы учета денежные средства учитываются следующим образом. Данные первичных документов вводятся с клавиатуры в ЭВМ. При этом в памяти ЭВМ формируются рабочие базы данных (БД) по каждому счету. Например, по счету 50 вводятся соответствующие данные с приходных и расходных кассовых ордеров. При необходимости происходит корректировка информации. Этот этап призван фиксировать в ЭВМ документальное оформление операций. Следующий этап - фиксирование в ЭВМ их исполнения. Например, по счету 50 это отражение реального движения денежных средств по кассе. В данном случае кассир или по его просьбе бухгалтер по учету денежных средств ежедневно вводит информацию о произведенных кассовых операциях.

Результатом этих действий является автоматизированное формирование отчетных документов кассира (вкладной лист кассовой книги и отчет кассира).

После выполнения второго этапа результаты отчетности кассира отражаются в БД. На третьем этапе (уровень бухгалтера) осуществляется бухгалтерский учет по счету. В функции бухгалтера на этом этапе входят проверка отчетов кассира и реализация заложенной программы по получению бухгалтерских регистров (в данном случае по счету 50). Эти регистры могут воспроизводиться на дисплее, как документы при вводе данных (в основном это относится к промежуточным данным), или распечатываться в виде машинограмм (то есть, итоговых данных по счету). При этом происходит накопление информации для смежных участков учета и выходных данных на следующий месяц.

В итоге по счету 50 обеспечивается получение трех машинограмм: ведомость аналитического учета по счету 50, вкладной лист кассовой книги и отчет кассира. Причем последние две машинограммы составляются ежедневно по итогам движения средств в кассе за день. Эти машинограммы имеют одинаковое содержание и включают все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги. Нумерация листов кассовой книги в этих машинограммах осуществляется автоматически в порядке их возрастания с начала года.

После получения машинограмм (вкладной лист кассовой книги и отчет кассира) кассир проверяет правильность отраженных в них записей, подписывает их и передает отчет кассира вместе с приходными и расходными кассовыми документами в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги.

Вкладные листы кассовой книги хранятся у кассира. В конце года (или по мере необходимости) они брошюруются в хронологическом порядке. Общее количество листов за год заверяется подписями руководителя предприятия и главного бухгалтера, после чего сформированная из машинограмм кассовая книга опечатывается.

В хозяйстве можно применять вариант с автоматизированным формированием первичной документации. В этом случае в бухгалтерии не выписывают ручным способом приходные и расходные кассовые ордера. Первичные документы оформляются путем заполнения соответствующих реквизитов на макетах форм документов, воспроизводимых на дисплее ЭВМ. Этот принцип также может широко использоваться и на других участках учета (учет материалов и т.д.). После этого документы распечатываются и передаются кассиру для исполнения. Дальнейший технологический процесс строится примерно таким же путем, как описано выше, с той лишь разницей, что в БД данные о документах вво­дятся непосредственно на стадии их оформления, т.е. процесс формирования документов и отражения их данных в БД ЭВМ совмещаются.

 

4.2. Проведение анализа потоков денежных средств хозяйства

 

Отчетность о движении денежных средств требуется не только для того, чтобы предоставить итоговые бухгалтерские документы в контролирующие и иные органы. В первую очередь она нужна для эффективного управления производством, во многом зависящего от умения управлять денежными потоками.

Главная задача анализа денежных потоков заключается в выявлении причин недостатка, а иногда – избытка денежных средств и в определении источников их поступлений и направлений использования.

Основным документом для анализа денежных потоков является «Отчет о движении денежных средств», с помощью которого можно контролировать текущую платежеспособность предприятия, принимать оперативные решения по управлению денежными средствами и объяснять расхождение между финансовым результатом и изменением денежных средств. Потоки денежных средств рассматриваются по трем видам деятельности: основная, инвестиционная и финансовая.

Задача анализа денежных потоков заключается в выявлении причин недостатка или избытка денежных средств, определении источников их поступлений и направлений расходования.

Совокупный денежный поток должен стремиться к нулю, но быть неотрицательным. Основополагающие принципы управления потоком денежных средств:

1. Уменьшать дебиторскую задолженность. При этом не следует забывать, что чрезмерное давление на всех без исключения потребителей может привести к снижению объема будущих продаж. Для ускорения получения денег можно использовать разумные скидки на свои товары и услуги.

2. Достичь разумных сроков выплаты кредиторской задолженности без ущерба для дальнейшей деятельности предприятия. Использовать любые преимущества, предоставляемые скидками, существующими у поставщиков.

3. Продавать! Как можно больше и по разумным ценам. Цена продажи включает в себя не только реальные денежные затраты, но и амортизацию (некассовую статью), которая на деле увеличивает денежный поток.

4. Ускорять оборачиваемость всех видов запасов, избегая их дефицита, который может привести к падению объема производства и, соответственно, объема реализации.

Разделение всей деятельности предприятия на три самостоятельные сферы очень важно, поскольку хороший (т.е. близкий к нулю) совокупный поток может быть получен за счет ограничения или компенсации отрицательного денежного потока по основной деятельности притоком средств от продажи активов (инвестиционная деятельность) или привлечением кредитов банка (финансовая деятельность). В этом случае величина совокупного потока скрывает реальную убыточность предприятия. Благодаря ее анализу легче вывести предприятие к прибыльному функционированию.

 

4.3. Оптимизация потоков денежных средств предприятия

 

В хозяйстве управление денежными средствами (потоками) включает:

-    учет движения денежных средств;

-    анализ потоков денежных средств;

-    составление бюджета денежных средств -

и охватывает основные аспекты управления деятельности предприятия, что отражено на схеме (рис.4).

 

Рисунок 4 - Схема управления денежными средствами предприятия


Управление денежным потоком особенно важно для предприятия с точки зрения необходимости:

-    планирования временных параметров капитальных затрат;

-    управления оборотным капиталом (оценки краткосрочных потребностей в наличных средствах и управления запасами);

-    управления затратами и их оптимизации с точки зрения более рационального распределения ресурсов предприятия в процессе производства;

-    управления капитальными потребностями (финансирование за счет собственных средств или кредитов банка);

-    управления экономическим ростом.

-    Проблемы в управлении денежными средствами состоят в следующем:

-    менеджеры не имеют полной оперативной информации об источниках денежных поступлений, о суммах и сроках предстоящих платежей;

-    финансовые потоки разрознены и несогласованны по времени;

-    есть случаи утери платежных документов; кассовый план создается из обрывков информации;

-    решение о распределении денежных средств принимается при мощном давлении со стороны различных служб;

-    запросы на финансирование часто не соответствуют реальным потребностям;

-    решения о привлечении кредитов принимаются без должной оценки их необходимой величины и сроков погашения.

Чтобы избежать указанных недостатков, следует внедрить в практику работы бухгалтерии метод бюджетирования, предполагающий составление кассовых бюджетов.

Цель бюджетирования денежных средств состоит в расчете необходимого их объема и определении моментов времени, когда у компании ожидается недостаток или избыток денежных средств для того, чтобы избежать кризисных явлений и рационально использовать денежные средства предприятия.

Кассовый бюджет – это подробная смета ожидаемых поступлений и выплат денежных средств за определенный период, включающая как конкретные статьи поступлений и выплат, так и их временные параметры.

Кассовый бюджет является составной частью Основного бюджета предприятия и использует данные бюджетов продаж, закупок, затрат на оплату труда и др.

Для более точного расчета объема денежных средств руководству предприятия необходимо знать конкретные статьи поступлений и расходов денег, а также временные параметры этих процессов. Для решения этой задачи используется бюджетирование денежных средств.

В то же время бюджет денежных средств, как и все прочие бюджеты, во многом зависит от субъективных оценок и прогнозов (например, прогноза продаж, оценки периодов погашения дебиторской задолженности и т.п.), следовательно, общая ошибка расчетов (возможные отклонения) ведет к значительному искажению конечных результатов и может послужить основой для принятия неправильного управленческого решения. Разработка бюджета денежных средств, как и других бюджетов, является результатом тесного сотрудничества всех служб предприятия и должна быть регулярной, поскольку разовые бюджеты на основе единичных оценок могут приводить к большим отклонениям и неправильным управленческим решениям. Регулярность разработки бюджета позволит руководителю определить, какие факторы оказывают самое большое воздействие на величину денежного потока, и направить основные усилия на более точную оценку этих факторов.

Таким образом, кассовый бюджет позволяет:

1.     Своевременно определять потребность в объеме и сроках привлечения заемных средств.

2.     Принимать управленческие решения о более рациональном использовании ресурсов.

3.     Получить целостное представление о совокупной потребности в денежных средствах.

4.     Анализировать значительные отклонения по статьям бюджета и оценивать их влияние на финансовые показатели предприятия.

Основная цель составления бюджетов - определение моментов времени, в которые у хозяйства будет недостаток или избыток денежных средств для того, чтобы разумно избежать кризисных явлений или смягчить их и рационально использовать временно свободные средства.

При составлении бюджета необходимо большое количество первичной информации, которая, как правило, существует лишь в разрозненном виде в различных подразделениях предприятия. На предприятии нет единой службы, которая занималась бы сведением этой информации воедино для составления бюджетов. Эти функции распределены по разным службам, и нет возможности оперативного отслеживания и корректировок движения денежных средств. Кроме того, иногда происходит сознательное завышение показателей в разрозненных финансовых планах в надежде на то, что какому-либо подразделению предприятия выделять больше финансовых средств. Составление единого бюджета позволяет избежать подобных явлений и получить более объективную картину потребности в деньгах.

Кассовый бюджет должен включать все денежные поступления и выплаты, которые удобно группировать по видам деятельности - основная, инвестиционная и финансовая.

На первом этапе необходимо определить поступления и расход денежных средств по основной деятельности хозяйства, т.к. результаты планирования денежного потока по основной деятельности могут использоваться при планировании инвестиций и определении ис­точников финансирования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.