Отчет о движении
денежных средств должен отражать сведения о потоках денежных средств
(поступление, направление денежных средств) с учетом их остатков на начало и
конец отчетного периода в разрезе текущей деятельности, инвестиционной
деятельности и финансовой деятельности.
В форме № 4 отражаются
данные о движении денежных средств организации, учитываемых на счетах 50
«Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и 55 «Специальные счета в
банках». Отчет о движении денежных средств составляется в рублях.
Так как форма
заполняется в разрезе текущей (основной), инвестиционной
и финансовой деятельности (соответственно графы 4, 5 и 6 формы № 4),
особое значение имеет правильное разделение движения денежных средств по видам
деятельности организации. При заполнении формы необходимо иметь в виду, что
текущая деятельность - это основная (уставная) деятельность, осуществляемая в
соответствии с предметом и целями деятельности организации.
Инвестиционная
деятельность - это осуществление капитальных вложений в недвижимость,
оборудование, нематериальные активы. Кроме того, к инвестиционной деятельности
относятся долгосрочные финансовые вложения (приобретение ценных бумаг, вложение
денежных средств в уставные капиталы других организаций). В графе формы «По
инвестиционной деятельности» показываются также доходы, полученные от
реализации капитальных вложений (продажа земельных участков недвижимости и
т.п.).
Под финансовой
деятельностью понимается деятельность, связанная с осуществлением краткосрочных
вложений (вложение средств на срок меньше 12 месяцев), а также с выпуском облигаций
или иных краткосрочных ценных бумаг (векселей и др.). Отчет о движении денежных средств включает четыре раздела: остаток
денежных средств на начало года - 1, поступило денежных средств - 2, направлено
денежных средств - 3, остаток денежных средств на конец года - 4. В конце
отчета даются справочные данные о движении наличных денежных средств. В
первом разделе по строке 010 отражается остаток денежных средств на начало года
в кассе и на счетах в банке (счета 50-57). Остаток показывается общей суммой
без разграничения по видам деятельности, поскольку денежные средства в остатке
еще не получили своего целевого назначения. Остаток денежных средств переносится
в данный раздел из соответствующих регистров бухгалтерского учета по учету денежных
средств (дебетовых ведомостей из журналов-ордеров № 1-АПК, 2-АПК, 3-АПК) и
должен соответствовать остатку денежных средств на начало года в бухгалтерском
балансе (ф. № 1, строка 260).
3. УЧЕТНО-ОТЧЕТНЫЕ ОПЕРАЦИЙ ПО ДВИЖЕНИЮ
ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ОАО «СЕЯТЕЛЬ»
3.1. Учет движения наличных денежных
средств
в кассе предприятия
Согласно требованиям
законодательства операциями по приему и выдаче денег из кассы занимается
специально выделенное материально ответственное лицо – кассир, который несёт
материальную ответственность за сохранность принятых ценностей. При поступлении
на работу кассир дает письменное обязательство, по которому принимает на себя
материальную ответственность за денежные суммы и прочие ценности в кассе. Если
по небрежности, халатности или неосторожности кассиром будет причинён ущерб
хозяйству, то он будет обязан его возместить.
Кассиру запрещается
передоверять выполнение порученной работы другим лицам. В случае внезапного
прекращения работы кассиром (болезнь и др.) все ценности кассы передаются по
акту другому лицу. Запрещается исполнять обязанности кассира работникам
бухгалтерии, пользующимся правом подписи кассовых документов. В хозяйствах
нельзя возлагать обязанности по выплате заработной платы (оплаты труда) на лиц,
связанных с расчетами по этим выплатам.
Для обеспечения
сохранности ценностей в кассе администрация хозяйства обязана создавать
необходимые условия. В частности, помещение кассы должно быть изолированно от
других помещений, а двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренней
стороны, посторонние лица в кассу не допускаются; все ценности в кассе хранятся
в специальных несгораемых шкафах; по окончании рабочего дня кассир запирает
шкафы и опечатывает их сургучной печатью. В кассе запрещается хранить ценности,
не принадлежащие хозяйству, например вещи кассира.
Для обеспечения
сохранности ценностей в кассе проводятся периодические ревизии, во время
которых полностью пересчитывают наличные деньги и проверяют все прочие
ценности. Эти ревизии проводят не реже одного раза в месяц и внезапно, что
повышает их действенность.
В кассе разрешается
иметь минимальные суммы денежных средств на удовлетворение неотложных
хозяйственных нужд. Для этого учреждение банка устанавливает Хозяйству лимит
остатка средств в кассе. Превышение лимита допускается только в дни выдачи
заработной платы (оплаты труда) от трех до пяти дней в зависимости от вида
предприятия и удаленности его от банка. Не использованные в течение этих дней
суммы подлежат сдаче в банк на расчетный счет. Сдача денежной наличности в банк
оформляется объявлением на взнос наличных денег. На принятую по объявлению
сумму выдают квитанцию, которая является оправдательным документом для
списания денег по кассе. Основным каналом пополнения наличных денег в кассе
являются поступления их с расчетного счета в банке. Кроме того, в кассу
поступают неиспользованные остатки подотчетных сумм, выручка от продажи
продукции, плата за различные коммунальные услуги и т.д.
Для получения денег с
расчетного счета учреждения банка на основе специальных заявлений Хозяйству
выдают чековые книжки, в которых все чеки заранее пронумерованы; на каждом из
них проставлены наименование учреждения банка, номер расчетного счета,
наименование владельца. При выписке чека на обороте обязательно указывают
назначение получаемой суммы: на оплату труда, на хозяйственные расходы и т.д.
Никакие исправления в чеках не допускаются. Все реквизиты в чеке заполняют
непосредственно в Хозяйстве. Запрещается выдача кассиру оформленных подписями и
печатью чистых бланков чеков для заполнения их в банке. Сумму получения в чеке
обязательно пишут прописью и с заглавной буквы. Чек выписывают, как правило, на
кассира.
Согласно требованиям,
не реже одного раза в месяц в ОАО «Сеятель» проводят ревизию (инвентаризацию)
кассы с обязательным полным пересчетом всех денег и проверкой других ценностей,
находящихся в кассе. Для проведения инвентаризации руководитель хозяйства
приказом назначает специальную комиссию с обязательным включением в нее
представителя бухгалтерии. В Хозяйстве инвентаризацию кассы проводит
ревизионная комиссия. При инвентаризации присутствие кассира обязательно. В
случае обнаружения недостачи в кассе кассир несет полную материальную
ответственность за причиненный хозяйству ущерб. Обнаруженные в кассе излишки
ценностей подлежат оприходованию. Одновременно выясняются причины их
возникновения.
Движение денег по
кассе в системе бухгалтерских счетов учитывается на активном счете 50 «Касса».
Счет 50 имеет два субсчета: 50-1 «Касса организации», 50-2 «Денежные
документы».
На субсчете 50-1 «Касса
организации» в Хозяйстве учитываются наличные денежные средства в кассе
организации.
На субсчете 50-2
«Денежные документы» учитываются находящиеся в кассе организации почтовые
марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и
другие денежные документы. Денежные документы учитываются на счете 50 «Касса» в
сумме фактических затрат на приобретение.
По дебету субсчета
50-1 отражается поступление денег в кассу. В зависимости от каналов поступления
денег корреспондирующими счетами могут быть: расчетный счет, прочие счета
денежных средств в банке, счета учета расчетов, кредитов банка и т.п. Отдельные
операции по поступлению денежных средств в кассу хозяйства представлены в виде
записей:
1) Оприходованы деньги, полученные в возврат от подотчетных лиц:
-
дебет счета 50 «Касса», субсчет 1
-
кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
2) Поступили деньги в кассу с расчетного счета:
-
дебет счета 50 «Касса», субсчет 1
-
кредит счета 51 «Расчетный счет».
3) Поступили деньги в кассу в порядке краткосрочного кредита:
-
дебет счета 50 «Касса»
-
кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам
и займам».
4) Поступили деньги в кассу со специальных счетов в банке:
-
дебет счета 50 «Касса», субсчет 1
-
кредит счета 55 «Специальные счета в банках».
По кредиту субсчета
50-1 «Касса» отражается расход наличных денег. В зависимости от того, на какие
цели выданы или израсходованы деньги из кассы, корреспондирующими счетами
являются счета затрат, учета расчетов с персоналом, учета расчетов с дебиторами
и кредиторами, учета денежных средств в банке и другие счета. Вот некоторые
операции по выдаче денежных средств из кассы хозяйства.
1) Выданы деньги
подотчетным лицам:
-
дебет счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
-
кредит счета 50 «Касса», субсчет 1.
2) Выдана заработная
плата
-
дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате
труда»
-
кредит счета 50 «Касса», субсчет 1.
3) Внесены деньги из
кассы на расчетный счет в банке:
-
дебет счета 51 «Расчетные счета»
-
кредит счета 50 «Касса», субсчет 1.
4) Внесены деньги из
кассы на погашение задолженности по кредитам:
-
дебет счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и
займам»
-
кредит счета 50 «Касса», субсчет 1.
5) Оплачены из кассы
мелкие общехозяйственные расходы:
-
дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы»
-
кредит счета 50 «Касса», субсчет 1.
По субсчету 50-2
учитывают средства, вложенные в различные денежные документы: почтовые марки,
оплаченные проездные билеты, оплаченные путевки в дома отдыха и санатории и др.
Денежные документы наряду с денежной наличностью хранятся в кассе хозяйства,
поэтому учитываются на этом счете. При их приобретении делается запись по дебету
счета 50, субсчет 2, и кредиту соответствующего счета по учету денежных средств
или расчетов (счета 51, 76, 69 и др.). При их расходовании или реализации
делается запись по кредиту счета 50, субсчет, и дебету разных счетов в
зависимости от направления: 26 «Общехозяйственные расходы» - при использовании
марок, 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» - при реализации путевок и др.
Учет поступления
денежных документов и их списания, как правило, оформляется выпиской приходных
и расходных кассовых ордеров, так как денежные документы, как и все другие
ценности, хранятся в кассе. Аналитический учет ведется в специальной книге
учета денежных документов на каждый их вид.
Документом,
применяемым в ОАО «Сеятель» для оприходования денежных средств в кассе является
приходный кассовый ордер (ф. № КО-1). Он состоит непосредственно из приходного
кассового ордера и квитанции. Одновременно с заполнением приходного кассового
ордерам выписывается квитанция, которая подписывается кассиром, главным бухгалтером,
погашается штампом «получено» и оттиском печати хозяйства. Квитанция выдается
лицу, внесшему деньги в кассу.
Денежные средства в
кассу Хозяйства поступают по следующим каналам:
-
со счетов в банке на выдачу заработной платы,
пенсий, пособий в сумме, определенной в расчетно-платежной ведомости;
-
в порядке платы за жилую площадь, за пользование
коммунальными услугами, за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и
т.д.;
-
в виде выручки от продажи за наличный расчет
товаров, готовой продукции, товарно-материальных ценностей через собственные
ларьки и столовые;
-
в виде взносов работников в погашение задолженности
по ссудам на индивидуальные нужды, неиспользованных подотчетных сумм и т.д.
Единственным
документом на расходование денежных средств из кассы является расходный
кассовый ордер (ф. № КО-2).
Он подписывается
руководителем, главным бухгалтером кассиром и погашается штампом «ОПЛАЧЕНО».
Расходный кассовый ордер в Хозяйстве выписывается в следующих случаях:
-
На «закрытую» расчетно-платежную ведомость при
выдаче заработной платы, пособий и т.д.
-
При разовой выдаче заработной платы отдельным
лицам, а также при выдаче депонированной суммы заработной платы.
-
При выдаче денег под отчет должностным лицам для
поездки в командировку, при покупке материальных ценностей в розничной
торговле.
-
При взносе денег на счета в банке кассир выписывает
объявление на взнос наличными. Этот документ состоит из трех частей: объявления
на взнос наличными, составляемого клиентом и остающегося в банке для
бухгалтерского оформления поступивших денежных средств; квитанции, выписываемой
банком для выдачи клиенту; ордера, прикладываемого к выписке банка, выдаваемого
клиенту.
Все приходные и
расходные кассовые ордера в Хозяйстве регистрируются в Журнале регистрации
приходных и расходных кассовых документов (ф. № КО-3). При этом регистрацию
приходных и расходных кассовых документов осуществляют раздельно в хронологической
последовательности.
Кроме журнала
регистрации, кассир записывает приходные и расходные кассовые ордера в Кассовую
книгу (ф. № КО-4). Кассовая книга Хозяйства пронумерована, прошнурована,
скреплена печатью и заверена подписью главного бухгалтера.
Записи в Кассовой
книге ведутся в двух экземплярах через копировальную бумагу шариковой ручкой.
Первые экземпляры листов остаются в Кассовой книге, и вторые (отрывные) -
служат отчетом кассира. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает
итоги операций за день, выводит остаток в кассе на следующее число, сверяет его
с фактической наличностью и передает отчет с первичными документами главному
бухгалтеру под его подпись в Кассовой книге. Учитывая небольшой объем кассовых
операций, сдача отчетов кассации проводится за несколько дней, но не реже 1
раза в неделю.
Главный бухгалтер
проверяет правильность оформления кассовых документов, записи в Кассовой книге,
корреспонденцию счетов бухгалтерского учета по движению денежных средств в
кассе и своей подписью в Кассовой книге подтверждает приемку оправдательных
документов (количество принятых приходных и расходных кассовых ордеров).
На основании отчета
кассира соответствующие данные записывают в ведомость № la-АПК.
Выдача денег из кассы в корреспонденции счетов отражается в журнале-ордере №
1-АПК. Итоги за месяц из ведомости № la-АПК и
журнала-ордера № 1-АПК переносятся в Главную книгу.
Последовательность
обработки и производства записей по учету денежных средств в кассе можно
представить в виде рис.3.
Рисунок 3 - Схема учета
денежных средств в кассе ОАО «Сеятель»
Из рис. 3 видно, что регистром бухгалтерского учета, в котором отражают
кассовые операции в Хозяйстве, является журнал-ордер № 1-АПК. Его используют
для фиксирования кредитовых оборотов счета 50. Во второй части журнала-ордера -
ведомости отражают дебетовые обороты счета 50. Основанием для бухгалтерских
записей в журнале-ордере являются проверенные отчеты кассира с приложенными к
ним первичными документами.
Записи в журнале-ордере
производят итогами за день на основании расходной части отчетов кассира с
приложенными первичными документами. Предварительно первичные документы
группируют по корреспондирующим счетам и однородные операции (с одинаковой
корреспонденцией) отражают общей суммой за день. Каждый отчет кассира занимает
в журнале-ордере одну строку.
В разделе дебетовых
оборотов накапливаются в разрезе корреспондирующих счетов дебетовые обороты по
счету 50 «Касса». Одновременно эти суммы отражают в соответствующих
журналах-ордерах по кредитовому признаку (журналы-ордера №2,3,4 и др.). Записи
по дебету счета делают аналогичным путем, т. е. на основании отчетов кассира
(только в данном случае - по их приходной части) с предварительной группировкой
документов по корреспондирующим счетам. Остаток средств в кассе показывают в
ведомости на начало и конец каждого месяца. На протяжении месяца для контроля и
оперативных целей используют данные об остатках средств, приведенные в отчетах
кассира.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|