Анализ
реальных объемов потребления продовольствия в регионах России следует начать с
хлеба и хлебопродуктов. Для оценки использованы данные Госкомстата по
потреблению основных продуктов питания в период с 1995 по 2005 годы. В силу
того, что в этот период наблюдались весьма существенные колебания показателей
среднедушевого потребления разных категорий продуктов, вызванные не столько
физиологическими потребностями, сколько динамикой экономической конъюнктуры и
покупательной способности населения для карты был использован максимальный из
показателей, зафиксированный в каждом регионе за этот период.
Минимальное
количество хлеба и хлебопродуктов потребляется в индустриально развитых центрах
страны, а также в регионах не имеющих развитого земледелия (горные районы
Кавказа). Наибольшее количество хлеба потребляется населением областей центральной
части Европейской России, в которых преобладает аграрная направленность
экономики (максимум в Черноземье). Можно сказать, что потребление хлеба
возрастает в районах с наибольшим распространением традиционных форм русского
сельского хозяйства (зерновое хозяйство в сочетании со стойловым
животноводством).
Если
проанализировать потребление мяса и мясопродуктов в регионах России, то можно
отметить отчетливую биполярность. Максимумы потребления этих продуктов
приходятся на столичные центры (Москва и С-Петербург) и на северные регионы
страны, где значительную часть составляет промыслово-скотоводческое население.
Помимо
политически традиционной поддержки столичных центров на высоком уровне
потребления мяса, здесь сказывается еще один серьезный фактор - высокая
концентрация наиболее трудоспособного и экономически активного населения.
Физиологическая потребность в мясных продуктах у взрослых мужчин выше средней
на 10%, а у молодых и того выше - на 38%. Кроме этого в условиях лучшей
адаптации к кризису и более высоких заработков население столичных центров
располагало и более высокой покупательной способностью.
Если
потребление хлеба и мяса распределяется по регионам страны в некотором
соответствии с распределением традиционных форм ведения сельского или
промыслового хозяйства, то потребление фруктов в значительной степени
сформировано системой дальних поставок импортной продукции в районы с высоким
платежеспособным спросом (опять же столичные центры, топливодобывающие регионы,
промышленные районы Урало-Поволжья). [11]
Доля
собственного производства фруктов в большинстве регионов очень мала. Она
заметна лишь в нескольких черноземных областях (Тульская, Орловская, Липецкая),
отчасти в Поволжье. Минимум фруктов потребляет население с преобладанием в
сельском хозяйстве скотоводческого типа , а также в тех областях Европейского
центра, где отсутствуют крупные промышленные города, а в сельской местности
садоводство уже не имеет товарных масштабов.
Таким
образом, даже самые общие показатели потребления продуктов питания отчетливо демонстрируют
существенные различия в структуре питания между группами населения,
проживающими в разных типах населенных пунктов и ведущими разный образ жизни.
Более детальное исследование этих различий можно провести статистическими
методами при сравнении среднедушевых объемов потребления продуктов питания с
численностью групп населения с разными условиями проживания и родом
деятельности.
По
результатам анализа выделена группа базовых соотношений в потреблении основных
типов продуктов, которые статистически коррелировали с численностью каждой
группы населения в разных регионах. Так в регионах со значительной численностью
живущих в мегаполисах характерна высокая роль молока и яиц в структуре питания.
Для жителей деревень - наибольшая масса потребляемых питательных веществ,
население промыслово-скотоводческих поселков меньше других потребляет овощей,
жители малых и средних городов - хлеба и картофеля.
Если сопоставить среднюю стоимость минимальных продовольственных наборов,
соответствующих городскому и сельскому типам питания, то помимо разницы в
углеводном и белковом наполнении можно выделить существенно больший валовой
объем продуктов, необходимых при углеводном типе питания. В свое время одним из
аргументов за “углеводную” корзину являлась более низкая стоимость входящих в
нее продуктов. Однако, полная стоимость более углеводных продовольственных
наборов, потребляемых сельским населением, практически на всей территории
России оказывается более высокой, чем стоимость более белковой продовольственной
корзины горожан. Таким образом, равноценное питание обходится сельским жителям
дороже, чем горожанам.
В
промышленно развитых центрах Европейской части, на севере и в Сибири обнаруженный
диспаритет цен не имеет серьезных социальных последствий из-за малого числа
сельских жителей. На юге Сибири, Урала и в Поволжье, где сельское население
достаточно многочисленно, разрыв в стоимости минимальных наборов для городского
и сельского типов питания не столь велик. Особенно существенные социальные
последствия дисбаланс потребительских цен в пользу городов имеет опять же в
Черноземье, где численность сельского населения наиболее значительна. Похоже,
что и рыночное ценообразование не помогло преодолеть инерцию политики по
поддержке промышленности в ущерб сельскому хозяйству. Фактически в России
сложилось косвенное налогообложение сельских жителей в расчете на их
традиционное “самопрокормление”.
Глава
3. Программа повышения уровня жизни населения России.
3.1.
Программа повышения уровня жизни населения.
Программа
социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу, проект которой опубликован на официальном сайте Правительства РФ,
направлена на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения и
высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства,
дальнейшее утверждение экономической и политической роли страны в мировом
сообществе.
Цели и задачи деятельности Министерства на 2007-2009 годы определены на исходя
из посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской
Федерации и Программы социально-экономического развития Российской Федерации на
среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 19 января 2006г. № 38-р, и направлены на обеспечение
достижения следующих целей Правительства Российской Федерации:
- повышение
материального уровня жизни населения;
- повышение
уровня здоровья населения;
- обеспечение
потребностей в социальном обслуживании и социальной поддержке;
- обеспечение
продуктивной занятости и достойных условий труда;
-
воспроизводство и развитие потенциала трудовых ресурсов.
Миссия Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации в свете реализации конституционных гарантий и прав граждан
Российской Федерации на базе положений посланий Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации и Программы социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)
заключается в содействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и
качества жизни через повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию
условий для достойного труда и продуктивной занятости, усилению социальной
защиты уязвимых групп населения.
Исходя из
системы целей Правительства Российской Федерации и функций, исполняемых
Министерством, на 2007-2009 годы определены следующие цели Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
1. Улучшение
демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации.
2. Повышение
благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам
населения.
3. Повышение
качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно
для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического
благополучия.
4. Повышение
эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую
очередь пожилых граждан и инвалидов.
5. Содействие
продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области
труда.
3.2. Основные мероприятия повышения уровня жизни населения.
С учетом задач,
поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации 2006 года, главными направлениями работы в социальной
сфере в предстоящий период будут:
- решение
демографических проблем на основе повышения рождаемости и сокращения
смертности;
- реализация
приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в целях повышения
доступности и качества медицинской помощи;
- поддержка
старшего поколения на основе повышения уровня пенсионного обеспечения и
эффективности предоставляемой социальной помощи.
Мероприятия, проводимые
по этим направлениям, наряду с другими мерами социальной направленности, прежде
всего по повышению заработной платы и увеличению занятости населения, будут
способствовать решению главной задачи – последовательного повышения уровня и
качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения всеобщей доступности
основных социальных услуг.
1. Цель – улучшение демографической ситуации и положения
семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Данная цель
направлена на постепенную стабилизацию численности населения страны на основе
создания условий, благоприятных для рождения детей, снижения смертности и
упорядочения миграции населения на оказание помощи и поддержки семьям с детьми,
находящимися в трудной жизненной ситуации; на защиту прав и интересов детей и
подростков, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения
цели потребуется повысить эффективность деятельности федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления в сфере регулирования
демографических процессов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье,
улучшения здоровья населения, увеличения ожидаемой продолжительности жизни,
миграции населения и иных аспектов демографического развития.
Главными
тактическими задачами
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на
2007-2009 годы в достижении вышеуказанной цели являются:
- содействие
созданию благоприятных условий для повышения рождаемости, улучшения положения
семей с детьми;
- содействие
снижению смертности, в первую очередь от неестественных причин;
- укрепление
системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в семье,
создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности
детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
1.1.
Содействие созданию благоприятных условий для повышения рождаемости, улучшения
положения семей с детьми.
- увеличены
размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста
полутора лет.
-
предоставлен материнский (семейный) капитал в размере 250 тыс. рублей (с
последующей индексацией этой суммы с учетом инфляции) женщинам при рождении
второго ребенка или третьего и последующих детей при наличии с 1 января 2007
года двоих и более детей.
- введены
выплаты родителям компенсации затрат на содержание ребенка в дошкольном
образовательном учреждении.
- введены
меры материальной поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот.
- введена
ежегодная диспансеризация 200 тысяч детей–сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, находящихся в стационарных учреждениях (домах ребенка,
детских домах, школах-интернатах) системы здравоохранения и образования.
- увеличена
с 7000 до 10000 рублей стоимость родового сертификата. Дополнительные средства будут направлены на
обеспечение беременных женщин витаминами, микронутриентами и железосодержащими
препаратами, а также на поощрение персонала родильных домов и детских
поликлиник по месту жительства детей с учетом объема и качества медицинских
услуг, а также мнения матери ребенка.
1.2.
Содействие снижению смертности, в первую очередь от неестественных причин.
В соответствии
Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской
Федерации 2006 года Министерством будет подготовлена программа снижения
предотвратимой смертности и травматизма населения Российской Федерации, в том
числе на производстве.
На снижение
смертности от предотвратимых причин и профилактику наиболее распространенных
заболеваний направлены мероприятия приоритетного национального проекта в сфере
здравоохранения.
В рамках
данного направления предложено расширить приоритетный национальный проект в
сфере здравоохранения и приступить в 2008 году к реализации мероприятий по:
-
совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при
дорожно-транспортных происшествиях;
-
совершенствованию организации медицинской помощи при острых отравлениях;
-
совершенствованию медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями.
Реализация
указанных мероприятий позволит в 2 раза снизить летальность от
дорожно-транспортных происшествий и острых отравлений, сократить смертность от
сосудистых заболеваний до 280 случаев на 100 тысяч населения.
Основными
мероприятиями в части снижения смертности пострадавших от дорожно-транспортных
происшествий являются:
- обеспечение
своевременности оказания медицинской помощи пострадавшим при
дорожно-транспортных происшествиях;
- модернизация
оснащения учреждений, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим при
дорожно-транспортных происшествиях.
Основными
мероприятиями в части снижения смертности при острых отравлениях являются:
- повышение
доступности медицинской помощи за счет создания сети
информационно-консультативных токсикологических центров, в первую очередь в
территориях с наиболее высокими показателями смертности от отравлений;
- улучшение
экстренной диагностики, в том числе отравлений алкоголем, суррогатами,
техническими жидкостями, наркотиками за счет поэтапного создания новых и
дооснащения действующих химико-токсикологических лабораторий в каждом субъекте
Российской Федерации;
- оснащение
токсикологических центров аппаратами «искусственная почка», позволяющими
повысить эффективность лечения отравлений, в том числе суррогатами алкоголя и
техническими жидкостями, а также последствий острых отравлений и хронической
алкогольной интоксикации.
Основным
мероприятием в части снижения смертности больных с сосудистыми заболеваниями является создание центров малоинвазивной хирургии
на базе учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации, поставка в
них ангиографического оборудования, обеспечение переподготовки врачей и
медицинских сестер.
1.3.
Укрепление системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в
семье, создание благоприятных условий для комплексного развития и
жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Увеличение
числа и повышение качества социальных услуг, предоставляемых семье и детям,
сокращение числа детей, оставшихся без попечения родителей, сокращение притока
детей в учреждения интернатного типа требует проведения планомерной
профилактической работы с семьей через разветвленную сеть учреждений
социального обслуживания семьи и детей, создания условий для их эффективного
функционирования, совершенствования форм замещающей семьи и жизнеустройства
детей, оставшихся без попечения родителей.
В рамках данной
задачи решаются проблемы:
- предупреждения
семейного неблагополучия и профилактики социального сиротства;
- социальной
реабилитации детей с ограниченными возможностями, их социальной адаптации и
подготовке к самостоятельной жизни в обществе;
- организации
отдыха и оздоровления детей.
Для решения
задачи предупреждения семейного неблагополучия и профилактики
социального сиротства предусматривается реализация следующих мероприятий:
- профилактика
социального сиротства, развитие технологий раннего выявления и учета детей,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- развитие
различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- разработка и
внедрение методик по сопровождению семей усыновителей, опекунов, замещающих
семей, технологий социального патроната и профессионального сопровождения
семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|