|
Следует учесть, что каждый из этих стилей управления и соответствующие им способы воздействия применимы к конкретной ситуации. Заданные самой ситуацией ограничения предопределяют, какой из этих стилей наиболее применим в данной ситуации. От руководителя, помимо управленческих знаний, требуются интуиция, помогающая правильно оценить ситуацию, а также, знания в области трудового права [4, стр. 76-79]. Руководство – это процесс управления людьми, каждому отдельному руководителю присущи определенные черты и стиль руководства. В настоящее время существует несколько подходов к стилю руководства. Модель Курта Левина В своих исследованиях Курт Левин выделил три стиля руководства, хорошо известные всем: авторитарный, демократический, либеральный (попустительский). Данные стили управления не имеют между собой барьеров, и на деле плавно переходят друг в друга, образуя непрерывную цепочку. В границах перечисленных стилей возможны следующие варианты взаимодействия руководителя и подчиненных: ü руководитель принимает решение и дает подчиненным команду его выполнить ü руководитель принимает решение и разъясняет его подчиненным ü руководитель принимает решение, советуясь с подчиненными ü руководитель предлагает решение, которое может быть скорректировано ü с подчиненными ü руководитель устанавливает рамки, в которых подчиненные сами принимают решение [7, стр.171-177]. Модель Дугласа Мак Грегора Работы Мак Грегора содержат утверждения о том, что подчиненные ведут себя таким образом, как вынуждают их вести себя руководители. Исследования Мак Грегора показывают, что изначальным двигателем поставленной цели являются, прежде всего, желания руководителя. Если руководитель верит в то, что его работники справятся с поставленной задачей, он подсознательно управляет ими так, чтобы улучшить их деятельность. Но если действия руководства отличаются неуверенностью, это тормозит развитие. Теория Мак Грегора выделяет два стиля руководства: · Стиль Х - для него характерно восприятие подчиненных как массы людей, вообще не любящих трудиться, стремящихся избежать работы, лишенных честолюбия, избегающих ответственности, самостоятельности, предпочитающих подчиняться, больше всего стремящихся к защищенности. Поэтому их нужно заставлять трудиться, используя принуждение, угрозу наказания, жесткий контроль. · Стиль У – руководитель данного стиля исходит из того, что труд есть естественный процесс, присущий человеку Модель Блейка и Мутона Они разработали управленческую матрицу. В их подходе стиль руководства обозначается местом поля, ограниченного осями «забота о производстве» и «забота о людях». забота о людях 9 max внимание к людям, высокая ориентация min к работе на работу в сочетании («Дом отдыха») с уважением к людям («Команда») 5 умеренное внимание к работе и к людям («Организация») незначительное внимание max внимание к работе, 1 к людям и к работе min л людям («Страх перед бедностью») («Авторитет подчинение»)
1 5 9 забота о производстве Модель Врума и Йеттона В этом подходе выделено два подвида автократического стиля управления, два подвида консультативного стиля и групповой стиль в зависимости от характера взаимодействия руководителя с подчиненными в процессе принятия решения: w стиль автократический АI: руководитель принимает решения единолично на основе имеющейся у него информации w автократический АII: роль подчиненных сводится к сбору информации для руководителя, который на ее основе принимает единоличные решения w стиль консультативный КI: руководитель обсуждает проблему с ограниченным кругом иподчиненных в процессе индивидуальных контактов и принимает решение с учетом или без учета их мнения w консультативный КII: руководитель проводит групповое обсуждение проблемы, собирает и обобщает высказанные мнения и предложения, принимает решение единолично с учетом или без учета предложений подчиненных w стиль групповой Г: руководитель организует и проводит групповое обсуждение проблемы и обеспечивает принятие коллективного решения. Выбор того или иного стиля принятия руководителем решения зависит от ситуации, которая в свою очередь, определяется семью следующими критериями: ü уровень требований, определяющий предпочтительность решений; ü наличие информации и опыта у руководителя (информированность лидера); ü степень структурирования задачи; ü значение принятия работниками целей организации, их согласия подчиниться принятому решению; ü оценка руководителем на основании прошлого опыта вероятности поддержки подчиненными его решения; Решение выбирается руководителем поэтапно. На каждом этапе проводится оценка ситуации по перечисленным критериям. Оценка двухзначна – «да» (сплошная линия) или «нет» (пунктирная линия) (предполагается, что фактор в данных условиях либо значим, либо незначим). Каждый этап означает движение по выбранной руководителем ветке дерева решений. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Требования к методу
|
Информированность руководителя |
Структурированность задачи |
Значение общности целей
|
Вероятность подчинения
|
Общность целей
|
|
|
© 2009 Все права защищены.