1.
Предконфликтная стадия представлена двумя фазами – депривации и напряженности.
Депривация
(потеря, лишение) – это состояние неудовлетворенности, вызванное несоответствием
между ожидаемым и полученным объектом благ. Важной характеристикой в определении
состояния депривации играет уровень притязаний, под которым понимается представление
человека о том, на какой объем благ он может рассчитывать.
Напряженность
– это состояние взаимодействия между работниками и группами, характеризующееся
возбудимостью и ослаблением или утратой привычных регуляторов поведения. Для фазы напряженности
характерно, что стороны конфликта воспринимают окружающую среду крайне
субъективно и искаженно.
2. Конфликтная
стадия. Фазы
этой стадии конфликта развертываются в такой последовательности:
- в какой-то
момент появляется повод, позволяющий превратить предконфликтную стадию в стадию
конфликта;
- участники
конфликта «осознают» противника и свои с ним противоречия;
- участники
конфликта формулируют цели борьбы и проводят оценку и мобилизацию ресурсов;
- участники
конфликта начинают предпринимать действия по достижению своих целей и
блокированию целей противника (в данной фазе конфликт становится открытым и его
дальнейшее развитие во многом определяется внешней средой, прежде всего - позицией
руководства фирмы);
- в какой-то
момент в фазе открытых действий происходит важный перелом - участники конфликта
проводят переоценку мотивов, целей, возможностей как своих, так и противника.
Если конфликт был
подавлен силовыми методами, то вполне вероятно его воспроизведение. В этом
случае его не следует оценивать как завершенный. Действительное разрешение
конфликта означает, что целенаправленными действиями руководства фирмы окончательно
устраняются противоречия интересов и целей конфликтующих сторон и их отношения
становятся уважительными и продуктивными. [стр. 125-126]
Управление
конфликтами
– это регулирование конфликтной ситуации, посредством влияния на объект,
субъект, участников и другие элементы, так или иначе связанные с данной
конфликтной ситуацией. Управление конфликтом есть целенаправленное воздействие
на процесс конфликта, обеспечивающее достижения желаемых результатов.
Основными формами управления
конфликтом являются:
1.
Профилактика конфликта;
2.
Подавление конфликта;
3.
Разрешение конфликта;
4.
Манипулирование конфликтом.
Профилактика
конфликта –
это устранение причин конфликта на стадии предконфликтной ситуации. Это
деятельность, направленная на недопущение возникновения конфликта и его
разрушительного влияния на интересы сторон.
Подавление
конфликта
подразумевает
прекращение конфликта посредством тотального навязывания условий прекращения
конфликта как одной конфликтующей стороной другой стороне, так и нейтральной
(не участвующей) стороной к конфликтующим сторонам. Подавление не
предусматривает необходимости учета интересов другой стороны или сторон и чаще
всего основывается на превосходство физических, экономических, психологических
сил. Подавление конфликтов — не лучший метод управления ими, поскольку оно
предполагает использование физической силы и жесткие управленческие решения.
Разрешение
конфликта –
процесс, при котором устраняются причины конфликта, но после того, как
произошел инцидент.
Манипулирование
конфликтом –
стимулирование субъектов, участников и объект конфликта исключительно с целью
извлечения собственной выгоды
Эффективное
разрешение конфликта, т.е. разрешение при наименьших потерях ресурсов и
сохранении жизненно важных общественных структур, возможно при наличии
некоторых необходимых условий и реализации принципов управления конфликтом. К
числу первых относятся: наличие организационно-правового механизма разрешения
конфликта; наличие опыта конструктивного решения конфликтов; развитие
коммуникативных связей; наличие ресурсов для осуществления системы компенсаций.
Что касается принципов, то речь идет, прежде всего о конкретном подходе к
разрешению конкретных конфликтов. Различаются: «силовая», компромиссная и
«интегративная» модели. Силовая модель ведет к исходам конфликта двух видов:
«победа-поражение», «поражение-поражение». Две другие модели - к возможному
разрешению конфликта по типу «победа-победа» или «выигрыш-выигрыш».
Все методы
делятся на две группы: негативные, включающие в себя все виды борьбы,
преследующие цель достижения победы одной стороны над другой; позитивные, при
использовании их предполагается сохранение основы взаимосвязи между субъектами
конфликта. Это - разнообразные виды переговоров и конструктивного
соперничества. Различие негативных и позитивных методов условно. Эти методы
нередко дополняют друг друга [17, стр.334].
Большое значение
в разрешении конфликтных ситуаций имеет общение участников, центральным
моментом которого является переговоры. Предполагая провести беседу со своим
оппонентом, руководитель должен предварительно, по возможности полно проанализировать
сложившуюся ситуацию. Задачи руководителя по разрешению конфликта состоят в
следующем:
- необходимо
выяснить причину конфликта;
- определить цели
оппонента;
- наметить сферы
сближения точек зрения с оппонентом;
- уточнить
поведенческие особенности оппонента.
Анализ ситуации,
обдуманный выбор линии поведения, эффективно проведенное обсуждение ситуации с
ее участниками - это способы превратить зарождающийся конфликт в инструмент
эффективного решения проблемы, поиска наилучшего решения и даже в средство
улучшения отношений людей.
Разработано
немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в
конфликтных ситуациях (избегание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество),
выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а
также управления им.
Для руководителя
полезно знать, какие черты характера и особенности поведения человека
характерны для конфликтной личности. К таким качествам могут быть отнесены:
- неадекватная
самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как
завышенной, так и заниженной. И в том, и другом случае она может противоречить
адекватной оценке окружающих;
- стремление
доминировать, во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно;
- консерватизм
мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;
- излишняя
принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление, во
что бы то ни стало сказать правду в глаза;
- определенный
набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство,
раздражительность.
Стиль
конкуренции, соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей,
достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с
другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.
Его можно использовать, если исход конфликта очень важен и делается большая
ставка на однозначное решение возникшей проблемы; если руководитель обладает
достаточной властью и авторитетом; если нет иного выбора и терять нечего; если
руководитель придерживается в общении с подчиненными авторитарного стиля.
Однако следует иметь в виду, что это не тот стиль, который можно использовать в
близких личных отношениях, так как кроме чувства отчуждения он ничего больше не
сможет вызвать. Его также нецелесообразно использовать в ситуации, когда вы не
обладаете достаточной властью, а ваша точка зрения по какому-то вопросу
расходится с точкой зрения начальника.
Стиль
уклонения
реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для
конфликтующей стороны, нет планов сотрудничества для выработки решения или нет
времени и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях,
когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или
считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Стиль уклонения
можно рекомендовать к применению в следующих ситуациях: источник разногласий
несущественен по сравнению с другими более важными задачами; мало ресурсов для
решения проблемы желательным способом; необходимо выиграть время, чтобы
получить дополнительную информацию прежде чем принять какое-либо решение;
пытаться решить проблему немедленно опасно, так как открытое обсуждение
конфликта может только ухудшить ситуацию; подчиненные сами могут успешно
урегулировать конфликт. Не следует думать, что этот стиль является бегством от
проблемы или уклонением от ответственности. В действительности уход или
отсрочка может быть вполне подходящий реакцией на конфликтную ситуацию, так как
за это время она может разрешиться сама собой, или ей можно будет заняться
позже.
Стиль компромисса. Суть его заключается в том,
что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом
плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на
более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот
стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят одного и того же, но знают, что
одновременно это невыполнимо. Например, стремление занять одну и ту же должность
или одно и то же помещение для работы. При использовании этого стиля акцент
делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон. Такой
подход к разрешению конфликта можно использовать в ситуациях, когда: обе
стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;
приемлемо временное решение, так как нет времени для выработки другого, или же
другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными.
Стиль
приспособления (уступчивость) означает, что решение конфликтной ситуации происходит
совместно с другой стороной, но при этом не отстаиваются собственные интересы
в целях восстановления нормальной рабочей атмосферы. Этот стиль наиболее эффективен,
когда исход дела чрезвычайно важен для одной стороны и не очень существен для
другой. Стиль приспособления может быть применен в следующих наиболее характерных
ситуациях: важнейшая задача - восстановление стабильности, а не разрешение конфликта;
предмет разногласия не значим; лучше сохранить добрые отношения с людьми; недостаточно
ресурсов или шансов победить.
Стиль
сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, руководитель
вынужден принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль
наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель его применения
- разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения
объяснять свои желаниям выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие
одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным.
Сравнение
пяти возможных подходов при управлении конфликтом [10,стр.476-478]
|