Управление статусно-ролевыми конфликтами руководителем организации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И
ФИНАНСОВ»
Факультет «Экономики труда и
управления персоналом»
Кафедра «Социологии
и управления персоналом»
«ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ»
Зав. кафедрой ______________
«____» ___________ 200__ г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
(фамилия, имя, отчество)
На тему « Управление статусно-ролевыми конфликтами
руководителем организации»
Специальность
_________________________________________
Научный руководитель
___________________________________
(должность, фамилия, инициалы)
Санкт-Петербург
2007
ВВЕДЕНИЕ_ 3
Глава 1. Теоретические
основы исследования конфликтов в организациях_ 5
1.1. Понятие «конфликт» и его основные элементы_ 5
1.2. Основные причины возникновения конфликтов в
организациях 7
1.3. Стадии и фазы развития конфликта в организациях 12
1.4. Управление конфликтами в организациях 14
1.4.1. Формы управления
конфликтами в организациях 14
1.4.2. Формы разрешения
конфликтов в организациях 15
1.4.3. Способы
управления конфликтами в организациях 27
Глава 2. Роль
руководителя в управлении конфликтами_ 29
2.1 Предупреждение конфликта как особая форма
управления в организации 30
2.1.1.Методы прогнозирования
конфликтных ситуаций в трудовых 2.1.2.коллективах 30
2.1.3.Система социального
партнерства_ 34
2.1.4.Система социального
контроля 37
2.1.5.Система социальной защиты_ 38
2.1.6.Социально-психологические
методы_ 39
2.1.7.Организационно-управленческие
методы_ 40
2.2 Анализ стилей руководства в
организации_ 42
Глава 3. Сравнительный
анализ стилей управления конфликтами в организациях (на примере банка «Первое
О.В.К.» и СЗТУ Росрезерва) 59
3.1 Банк «Первое О.В.К.»_ 59
3.1.1. Исследование
конфликтов в Банке «Первое О.В.К.»_ 60
3.2. Управление Федерального агентства по
государственным резервам по Северо-Западному Федеральному округу (СЗТУ
Росрезерва) 67
3.2.1. Исследование
конфликтов в СЗТУ Росрезерва_ 67
3.3 Сравнительный анализ стилей управления конфликтами_ 73
Заключение_ 75
Список использованной
литературы: 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1_ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2_ 82
ВВЕДЕНИЕ
У большинства людей слово конфликт вызывает малоприятные
ассоциации. Вряд ли найдется хоть один человек, кто никогда не попадал ни в
какие конфликтные ситуации. О конфликте – даже не употребляя это слово – писали
еще древние мудрецы. Одни из них осуждали ссоры и столкновения между людьми и
советовали их избегать. Другие, наоборот, подчеркивали, что в спорах рождается
истина, что столкновения и противоречия являются движущей причиной всякого
изменения и развития. История человечества показывает, что конфликты
существовали всегда и, увы, без них невозможно обойтись. Противоречия в
природе, обществе и мышлении, столкновение противоположных желаний и мотивов в
человеческой душе, борьба между людьми, общественными классами, государствами –
все это было источниками конфликтов и предметом размышления философов на протяжении
многих веков.
Человечество за свою историю накопило огромнейший опыт, как в
завязывании, так и в разрешении разнообразнейших конфликтных ситуаций – от
детских ссор до мировых войн. Изучение и обобщение этого опыта привело в XX
веке к формированию особой отрасли знаний о конфликтах и способах их
урегулирования – конфликтологии.
Разумеется, в простейших случаях человек, оказавшись в
конфликтной ситуации, может без специальных конфликтологических знаний
сориентироваться в том, что делать. Но, когда ситуация достаточно сложна, то
оказывается далеко не лишним владение приемами и методами урегулирования
конфликтных отношений, а то и обращение к специалистам-конфликтологам.
Производственная деятельность руководителя любого уровня
тесно связана с работой с людьми, ведь производство – это не только технический
и технологический процессы. Переход экономики на рыночные принципы
функционирования ставит большинство руководителей в еще не привычные для них
условия, когда не только от их профессиональной квалификации, но и от знания
“сферы человеческих отношений” зависит судьба возглавляемого трудового
коллектива и предприятия в целом. При решении разных производственных задач
каждый руководитель неизбежно сталкивается со всевозможными конфликтами и
конфликтными ситуациями, в которых ему приходится выступать не только как
одному из участников, конфликтанту, но и быть в роли третьей стороны,
разрешающей возникший спор. Отсутствие на предприятиях специалистов-психологов
и конфликтологов во многих случаях заставляет управленческий персонал
самостоятельно осваивать эти области знаний.
В настоящее время
руководителям многих уровней не хватает элементарной конфликтологической
культуры, не хватает знаний о конфликтах, о путях их мирного решения. Многие
руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми
методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивных методы выхода
их конфликта, приводящие к ситуации «выигрыш – выигрыш».
В своей работе я
хочу рассмотреть статусно-ролевые конфликты, возникающие в организации и методы
урегулирования их руководителем.
Цель работы – определить, что такое
конфликты и методы управления ими.
Предметом исследования являются
статусно-ролевые конфликты, с которыми приходится сталкиваться руководителю.
Объект данного исследования –
Северо-Западный Филиал Банка «Первое О.В.К.» и Управление Федерального
агентства по государственным резервам по СЗФО.
Конфликт (от лат. «Conflictus» - столкновение) – есть форма
выражения противоречия. Это взаимодействие двух или более субъектов, имеющих
взаимоисключающие цели и реализующие их один в ущерб другому (или один за счет
другого).
Объект конфликта – это реально существующая
объективная причина, из-за которой и разгорается конфликт. Объект конфликта
возникает задолго до самого конфликта. Субъектами конфликта, или
оппонентами могут быть индивиды или группы индивидов, объединенные
некоторой общей целью и участвующие в конфликте. На этой основе можно различать
персональные (индивидуальные) и коллективные субъекты конфликтов. Оппоненты
бывают трех рангов: первого – человек, который выступает от собственного имени
и
реализации данного вида конфликта служат не только
слова, но и действия. Здесь все взаимодействия противоборствующих сторон явно
обозначены, декларируемы и предсказуемы. О таких конфликтах известно и высшему
руководству организации, и любому работнику в ее пределах, и иногда -
представителям (обычно руководителям) других организаций. Конфликтные
взаимодействия такого рода проявляются в виде прямых протестов, косвенных акций
(подстрекательства), открытых взаимных обвинений, открытого пассивного
сопротивления (невыполнение заданий или невыход на работу) и т.д. Большинство
открытых конфликтов достаточно хорошо структурированы, в них ярко выражены
интересы и претензии сторон, резко очерчены границы конфликтной ситуации.
Скрытый конфликт – основан не столько на
конфликте действий и противодействий, сколько на несовместимости в одной
системе взаимоотношений, несовместимости чувств, решений и ценностей. Скрытые конфликты составляют основную долю
конфликтных взаимодействий. Эти конфликты недоступны непосредственному
наблюдению, поскольку соперники пытаются подавить друг друга, навязая свою
волю, и используют факторы неожиданности или неизвестности.
Мотивационные
конфликты –
это конфликты потребностей и намерений, причем чаще всего психологических
потребностей. Эти конфликты могут не иметь явно выраженной деловой или
производственной основы. В них зримее присутствует взаимное тяготение людей
друг к другу или взаимное отталкивание, принадлежность к определенному референтному
кругу или сообществу, чувство престижа, собственного достоинства и т.п.
Конфликты
коммуникаций
возникают при нарушении организации общения, отсутствии обратной связи,
немотивированном контроле. Причиной коммуникативного конфликта может быть
излишне жесткая позиция, отсутствие гибкости в тактике, отсутствие
взаимопонимания.
Для оптимизации
деятельности руководителя в условиях конфликта необходима типология причин
конфликта:
1. Различие или
пересечение интересов членов организации. В данном случае интерес
рассматривается как актуализированный мотив, возникающий у отдельного работника
или социальной группы. Актуализация мотива происходит в результате появления
реальных потребностей. Например, работники одного отдела организации
рассчитывают на вознаграждение за разработку перспективного проекта; в то же
время и работники другого отдела организации также предполагают получить
значимое вознаграждение, если в производство примут их проект. Столкновение
различных интересов приводит к блокаде потребностей одного из отделов,
конкуренции между ними, а в случае появления агрессии — и к конфликту. Приведем
еще один пример. Конфликт может возникнуть в том случае, если отдельные
работники или социальные группы имеют одинаковые интересы в отношении объекта,
который считается принципиально неделимым справедливо и желательным для всех
образом. В качестве такого объекта могут выступать денежные, материальные, престижные,
информационные, статусные и другие ресурсы организации.
2. Различие в
ценностных ориентациях. Индивидуальные и групповые ценности могут иметь разную
значимость для членов организации. Так, одни работники считают ценностью
интересную и содержательную работу, а другие ориентированы только на получение
вознаграждения любым способом. Очевидно, что различие в ценностных ориентациях
в ходе совместной деятельности может привести к конфликту.
Существуют
несовместимые ценностные ориентации, обладатели которых практически всегда
испытывают напряженность, потенциально агрессивны, являются потенциальным
источником возникновения социального конфликта в организации. К таким несовместимым
ориентациям можно отнести ориентацию на свободу поведения при осуществлении
своей деятельности и жесткий всеобъемлющий контроль; ориентацию на
использование собственных сил и на помощь и вмешательство извне и т.д.
Профилактическими
мерами предупреждения данного типа конфликтов в организации являются выделение
и культивирование у работников тех ценностей, которые способствуют успешному
функционированию организационных структур и их элементов. Например, важно
ориентировать всех сотрудников на достижение целей организации, на патриотизм в
отношении своей организации, на честное получение значимых вознаграждений и
т.д.
3. Различные
формы экономического и социального неравенства. Следует сказать, что само
неравное распределение ценностей (вознаграждений, информации, власти, признания,
престижа и т.д.) между отдельными членами организации, группами и подразделениями
служит лишь основанием для возникновения конфликта. Самым важным моментом, провоцирующим
возникновение и развитие конфликтной ситуации по причинам неравенства, следует
считать осознание членами организации несправедливости распределения
вознаграждения и сложившихся социальных отношений (прежде всего отношений
власти — подчинения). Нередко даже полное неравенство в распределении
вознаграждений (например, когда руководители получают заработную плату в
несколько раз больше, чем подчиненные, и пользуются льготами, не доступными
подчиненным), а также при фактически властном произволе в отношении к
подчиненным члены организации считают такое состояние дел вполне естественным,
они не осознают блокирования их важнейших потребностей, и конфликтная ситуация
не создается.
-
4.
Неудовлетворенность отношениями между отдельными структурными единицами
организации, т.е. тем местом или статусом, которые работники или социальные
группы занимают в структуре организации. Этот тип причин вызывает структурные
конфликты.
Можно выделить
следующие основные причины конфликтов, связанных с неправильным управлением:
1.
Недостатки
в организации управления. Такие конфликты возникают, когда одному подчиненному
дают указания сразу много начальников.
Возникновению конфликта может
способствовать и ряд следующих организационных факторов.
Отсутствие или неполнота информации
порождает слухи и домыслы, которые накаляют обстановку и нервируют людей. В
связи с этим рекомендуется постоянно информировать персонал о решениях и их
причинах, а также продумывать формы и способы информирования.
Непопулярным называют такие решения, относительно
которых заранее очевидно, что они вызовут негативную реакцию. К таким ситуациям
относятся наказания, материальное ущемление, угроза потери рабочего места и
т.д. Необходимость принимать и проводить в жизнь такие решения – неизбежная
часть работы любой организации. Основное правило: непопулярное решение
принимается только тогда, когда оно действительно неизбежно.
В протекании
конфликта разделяют четыре стадии, каждая из которых имеет свои фазы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|