Поиск
объективных критериев. Согласие как цель переговоров должно базироваться на таких
критериях, которые были бы нейтральными по отношению к интересам конфликтующих
сторон. Если же критерии не нейтральны по отношению к какой-либо стороне, то
другая сторона будет чувствовать себя ущемленной, а стало быть, соглашение
будет восприниматься как несправедливое и, в конечном счете, оно не будет
выполняться.
Справедливость
выработанных решений зависит от используемых в ходе переговоров процедур
урегулирования противоречивых интересов. В числе таких процедур: устранение
разногласий при помощи жребия, делегирование права решать посреднику и т.д. Последний
способ решения спора, т.е. когда ключевую роль играет третья сторона, широко
распространен, его вариации многочисленны. Переговорный процесс в специфической
форме - при участии посредника. Это наиболее универсальная и успешная форма
урегулирования разногласий при помощи третьего, независимого
участника-посредника.
3) Также помимо
переговоров позитивными методами разрешения конфликтов является достижение компромиссов
или консенсусов между противоборствующими субъектами. Это формы завершения
конфликта в основном по типу «выигрыш-выигрыш» или «победа-победа».
Компромисс - означает соглашение на
основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные.
Первые неизбежно навязываются сложившимися обстоятельствами. Или же общей
ситуацией, угрожающей существованию конфликтующих сторон. Вторые, заключаются
на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части
интересов всех взаимодействующих сил.
Технология
компромиссов достаточно сложна, во многом уникальна, но все же в ее структуре
есть нечто повторяющееся. Таковы некоторые способы согласования интересов и
позиций: консультация, диалог, дискуссия, партнерство и сотрудничество.
Использование их позволяет выявить общие ценности, обнаружить совпадение
взглядов по тем или иным вопросам, помогает вскрыть позиции, по которым
конфликтующим сторонам необходимо идти на уступки, выработать взаимоприемлемое
соглашение о «правилах игры».
Выбор компромисса
оправдан, когда: проблема относительно проста и ясна; для разрешения конфликта
у вас не так много времени или вы хотите разрешить его как можно быстрее; лучше
было бы достичь временного соглашения, а потом вернуться к этой проблеме и вновь
проанализировать ее скрытые причины; проблема и ее решение не слишком важны для
обеих сторон; не удалось добиться решения с использованием сотрудничества или
не удалось добиться своего с использованием власти.
Консенсус - форма выражения согласия с
аргументами противника в споре. Технология достижения консенсуса сложнее
технологии компромиссов. Существенными элементами этой технологии являются:
анализ социальных интересов и выражающих их организаций; выяснение объективного
совпадения и противоречия приоритетных ценностей и целей действующих сторон;
обоснование общих ценностей и приоритетных целей, на основе которых возможно
согласие.
Положительные
результаты
построения консенсуса: укрепляется чувство равенства и причастности к проблеме,
процессу переговоров и конечному решению; способствует обмену мнениями,
появлению точек соприкосновения у членов команды; использует коллективные
знания; демонстрирует членам команды, что возможно, а что нет; ответственность,
особенно при принятии решения, распространяется на всех членов команды; учитывает
важность личного вклада и членства в группе; отдельные участники могут «сохранить
лицо»; возрастает вероятность успешного осуществления принятого решения.
Отрицательные
результаты
построения консенсуса: процесс может занять слишком много времени и быть
незаконченным; процесс может быть неэффективным; в критической ситуации может
быть слишком трудно привести все стороны к соглашению; процесс может вызвать
неудобства, так как придется координировать все графики и планы; процесс может
угрожать авторитету, положению и статусу; может оказаться трудным в случае необходимости
поддерживать в группе чувство уверенности.
Выбор консенсуса
оправдан, когда: предмет спора явно сложен и требует детального обсуждения и
выработки компромиссного решения; обе стороны готовы потратить время на выбор
скрытых нужд и интересов; для обеих сторон их интересы очень важны и компромисс
для них неприемлем; стороны доброжелательно относятся друг к другу, готовы
выслушать и с уважением отнестись к противоположной точке зрения; обе стороны
хотят добиться долгосрочного соглашения, а не временного и не хотят откладывать
его [13, стр. 82].
4) При
соответствующем опыте действия в конфликтных ситуациях, потенциальные конфликты
могут быть вообще предотвращены, или разрешены и даже использованы в качестве
источника улучшения отношений с другими людьми и самосовершенствования. Задача
состоит не в том, чтобы уйти от конфликта, который потенциально возможен во
всех общественных отношениях и ситуациях внутреннего выбора, а в распознавании
конфликта и контроле над ним с целью получения наилучшего итога.
С самого начала
этот метод вовлекает в работу сознание и интуицию при осуществлении выбора
образа действия в конфликтной ситуации. Этот подход основывается на оценке обстоятельств,
характеров, интересов и нужд вовлеченных в конфликт людей, а так же
собственных целей, интересов, нужд.
В серьезные
конфликты всегда вовлечены эмоции участников. Таким образом, одним из первых
шагов к разрешению конфликта является подавление рождаемых им отрицательных
эмоций - собственных и эмоций других людей.
После подавления
эмоций появляется возможность использовать соответственно разум или интуицию
для того, чтобы сформулировать возможные решения, приемлемые для всех
заинтересованных сторон.
Основной способ применения
рационально-интуитивного подхода к управлению конфликтом состоит в том, чтобы
рассматривать любую конфликтную ситуацию как проблему или потенциальную
проблему, которая ждет своего решения. Затем подбирается подходящий метод
решения проблем, пользуясь арсеналом возможных стратегических мер контроля
конфликтных ситуаций. Выбираемая стратегия будет зависеть от того, на какой
стадии находится конфликт (потенциальный конфликт, развивающийся конфликт, открытый
конфликт), от важности конкретного решения, от оценки нужд и желаний других людей,
а также от характера эмоций, проявляемых в конфликте
Различие негативных и позитивных
методов условно, они нередко дополняют друг друга. Выбор методов разрешения
конфликтной ситуации определяет стратегию поведения в конфликте. Руководитель
может избрать тактику ухода от конфликта, сглаживания его, компромиссного
решения, принуждения или неприятия чужой позиции. Основной способ применения
рационально-интуитивного подхода к управлению конфликтом состоит в том, чтобы
рассматривать любую конфликтную ситуацию как проблему или потенциальную
проблему, которая ждет своего решения. Затем подбирается подходящий метод
решения проблем, пользуясь арсеналом возможных стратегических мер контроля
конфликтных ситуаций. У руководителя есть возможность предвидеть начало
конфликтной ситуации, вовремя вмешаться в процесс протекания конфликта, внести
свои коррективы и вывести конфликтную ситуацию к оптимальному для себя
разрешению.
Основными
способами управления конфликтами являются:
Организационный – обеспечение
сбалансированности в распределении функций, обязанностей, ресурсов, прав и
ответственности, а так же наиболее оптимальное их перераспределение, в случае
возникновения противоречий в интересах.
Экономический – применение экономических
регуляторов в отношении к проводимым экономическим реформам, обеспечение
максимальной экономической самостоятельности и безопасности субъектов
хозяйственной деятельности, декларация и реальное внедрение хозяйственной
идеологии с целью поддержки и регулирования хозяйственной культуры на
федеральном, региональном и корпоративном уровнях, а также установление четких
экономических правил ведения бизнеса
Правовой – создание и поддержка
правовой системы для обеспечения упрощенных, в то же время эффективных
экономических связей и способов деятельности
Этнокультурный – согласование различных
социокультурных систем в рамках единой экономической культуры с учетом
этноисторических факторов
Психологический – применение психологических
технологий, адекватных восприятию и ментальности субъектов хозяйственной
активности, обеспечение реабилитационных процедур по устранению психологических
барьеров
Политический – применение идеологических
парадигм, поддерживаемых властными структурами, за счет мобилизации
административных, дипломатических, многопартийных и пр. ресурсов
Силовой – эффективное применение
силовых методов воздействия на конфликтогены, не нарушая экономических,
правовых, психологических и прочих основ ведения хозяйственной деятельности [4,
стр. 75].
Глава 2. Роль
руководителя в управлении конфликтами
Деятельность руководителя включает в себя анализ ситуации и
урегулирование конфликта. Процесс урегулирования включает выбор способа
урегулирования конфликта, типа медиаторства, реализацию выбранного способа,
уточнение информации и принимаемых решений, снятие послеконфликтного
напряжения в отношениях оппонентов, анализ опыта урегулирования конфликтов.
Выбор
руководителем способа разрешения конфликта сильно влияет на эффективность его
урегулирования. Обладая властью по отношению к подчиненным, руководитель может
реализовать любой из приведенных выше типов медиаторства (третейский суд, арбитр,
посредник, помощник и наблюдатель). Существует два подхода к пониманию роли
руководителя в урегулировании конфликта.
В роли посредника руководителю при
урегулировании конфликтов следует выступать в ситуациях: равенства должностных
статусов участников конфликта; длительных, неприязненных, сложных
взаимоотношений сторон; наличия у оппонентов хороших навыков общения и
поведения; отсутствия четких критериев разрешения проблемы.
С согласия
оппонентов руководитель может вынести проблему на собрание коллектива или
совещание экспертов, привлечь к посредничеству неформальных лидеров или друзей
оппонентов [4, стр. 76].
Предупреждение или профилактика
конфликтов одна из форма управления конфликтом и пожалуй одна из наиболее
трудных. Профилактика конфликтов, прежде всего, предполагает стратегию их прогнозирования.
Без обоснованного прогноза возможной конфликтной ситуации нельзя
предупредить ее появление. Прогнозирование предполагает установление причин,
заинтересованных сторон, предмета, объекта потенциального конфликта, а также
тенденций развития и возможных последствий возникших конфликтов.
1. Социометрический метод
На основе полученных эмпирических
данных по каждому работнику рассчитывается его социометрический статус и
коэффициент эмоциональной экспансивности. Полученные коэффициенты
сопоставляются с данными, полученными в социограмме. Социограмма составляется
с помощью простого вопроса, задаваемого работникам конкретного коллектива:
«Кого из Ваших работников Вы бы хотели видеть в качестве руководителя будущей
фирмы?» Должна быть только одна кандидатура, включая самого себя. В случае,
если опрашиваемый не видит в своём коллективе потенциального кандидата на пост
руководителя вновь создаваемой фирмы, лист оставляется пустым. Социограмма
позволяет выявить уровень сплоченности группы, коллектива, а также определить
лидерство, наличие потенциальных конфликтогенов, очагов противостояния.
2. Шкала Ньюстеттера.
Ньюстеттер предлагает шкалу оценки
развития отношений из девяти пунктов - от сердечности до враждебности:
1.Физическое выражение симпатии
(прикасаться, гладить и т.д.);
2.Знаки
особого расположения в доброжелательном смысле (давать, одалживать,
приглашать, защищать);
3.Знаки товарищеского отношения
(игровая возня, шепот, смех, улыбки, совместная работа);
4.Случайные разговоры (необязательные
беседы, приветствия);
5.Почти нейтральное, но ещё немного
позитивное расположение (вопросы, согласие, одобрение, похвалы, любезность,
одолжение, выполнение маленьких просьб);
6.Знаки равнодушия к правам,
требованиям или просьбам другого (игнорирование вопроса или просьбы, попытка
быть впереди или господствовать без ссоры, мягкая критика);
7.Признаки нескрываемого, явного
конфликта с правами, требованиями или желаниями других (спор, возражения против
правил, норм первенства других);
8. Признаки злобы или презрения
личностного типа без прямого нарушения прав, требований или желаний (критика,
ирония, обвинения);
9.Признаки гнева или намеренных
оскорблений (пренебрегать, противиться, ругаться, угрожать, вызывать на драку,
бить).
Оценка отношений от сердечности до
враждебности по В. Ньютеттеру. (конфликтная зона(потенциальной враждебности),
нейтральная зона (порог конфликтности), зона гармонии) .Анализ полученных
данных представляет собой сопоставление двух шкал - социометрической и
Ньюстеттера. Это позволяет перейти от количественных к качественным оценкам
отношений между работками в коллективе. Качественная сторона измерения отношений,
в конечном счете, позволяет установить:
а) наличие конфликтогенов;
б) общий уровень напряженности в
коллективе в целом;
в) связи между конфликтующими
сторонами;
г) степень поддержки со стороны
нейтральных членов коллектива;
д) амбициозность, степень опасности,
силу каждого из конфликтующих;
с) роль руководства в управлении
потенциальными и уже возникшими конфликтами;
ж) возможные тенденции развития этих
конфликтов.
Дальнейшая задача должна быть
направлена на то, чтобы на основе установленных характеристик о состоянии
потенциальных и реальных конфликтогенов, выбрать наиболее эффективные способы
профилактики и разрешения конфликтной ситуации в данном коллективе.
3. Метод опроса (на примере
оценок оплаты труда работников и распределения дохода организаций.
В качестве метода получения
эмпирической информации о связях оплаты труда и трудовых конфликтов проводится
анкетный опрос. Все вопросы, входящие в анкету, делятся на 5 блоков:
1.«Материальная заинтересованность» -
включает в себя оценку систем оплаты труда, оценку реального и желаемого
размера заработка и оценку возможностей работника в получении различных видов
доходов;
2.«Справедливость и
удовлетворенность» - позволяет выявить оценки работниками оплаты их труда и
распределения доходов организации по критериям «справедливости» и
«удовлетворенности»;
3.«Отношение собственности»,
состоящий из проективных вопросов по оценке влияния организационно-правовых
основ собственности на уровень оплаты труда работников и распределения дохода
данной организации;
4.«Информированность» - дает оценку
информированности работников об оплате труда других работников, выполняющих
различные работы в своей организации и в других организациях, а также
работников иных профессий; информированность работников о распределении доходов
организации;
С течением времени в каждом
коллективе назревает необходимость осуществлять те или иные изменения.
Внедрение какого-либо решения, особенно если речь идет об изменении целей
организации, сопровождается сопротивлением персонала. Противодействие изменениям
возникает из-за отсутствия у членов коллектива полной и достоверной информации
по этому вопросу. Неопределенность в деятельности, как правило, оказывает
стрессогенное воздействие. Если нововведение противоречит интересам меньшего
коллектива сотрудников, чем критическая масса по каждой группе, то конфликт не
произойдет. Если же хотя бы по одной из групп затронуты интересы большего
кол-ва членов организации, чем допускает критическая масса, то конфликт
неизбежен. Другой составляющей конфликтологической диагностики, как было указано
выше, является выявление степени социальной напряженности в коллективе
(социально-психологического климата).
Признаками назревающего конфликта
являются: снижение производительности труда и объемов выпуска продукции;
увеличение числа неявок на работу; массовые увольнения по собственному желанию;
факты уклонения от выполнения указаний и распоряжений руководителя; появление
угнетенного состояния, подавленности, тревоги; распространение слухов,
негативное суждение об окружающих; активная деятельность неформальных лидеров,
стихийные минисобрания; словесные и физические оскорбления и т. п. Социометрические
методы ориентированы на выявление неформальных лидеров в коллективе, а также
симпатий и антипатий его членов друг к другу. Методом климатического круга на
основе анализа деловой активности и межличностных отношений можно определить, к
какому из четырех типов относится данный коллектив. Наиболее оптимальным
является вариант с высокой деловой активностью и теплыми отношениями. На
степень конфликтности коллектива большое влияние оказывает стадия формирования
коллектива, как и стадия развития организации в целом. После проведения
диагностики и осознания реально существующего противоречия нужно приступать к
применению той или иной тактики по предотвращению конфликта.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|