Говоря о реализации конституционного
права населения на осуществление местного самоуправления, необходимо
осознавать, что эффективность этого процесса во многом зависит не только от
наличия всего комплекса необходимых законов, обеспечивающих организационную и
экономическую самостоятельность муниципальных образований, но и от понимания
населением своих прав и возможностей в осуществлении местного самоуправления,
от действительной способности этими правами грамотно воспользоваться,
способности реализации права на местное самоуправление.
Для
действительной способности реализации права на местное самоуправление
представляется необходимым:
1) наличие
механизмов осуществления права, то есть наличие органов, создаваемых населением
для реализации своих прав в решении местных вопросов, процедур прямого
волеизъявления (референдумы, конференции, сходы) или зависимости от населения
создаваемых им органов (выборы, формы контроля). Эти вопросы в основном решены
в рамках первого, организационного этапа;
2) наличие
возможности осуществления права, то есть наличие финансово-экономической базы
для обеспечения реальной самостоятельности населения и дееспособности
создаваемых им органов (основная задача второго, экономического этапа);
3) наличие
осознанной воли в осуществлении права, то есть активное участие в процессе
организации местного самоуправления не только государства (через официальные
решения его органов и реализацию их должностными лицами), но и населения (через
широкое участие в процессе, заинтересованность в его результате). Решение этой
задачи, видимо, будет являться в основном целью следующего этапа (назовем его
условно "социальным").
Все три
составляющие находятся в настоящее время в процессе формирования, но именно их
неразрывное сочетание: наличие обладающих экономической и правовой возможностью
организационных структур местного самоуправления при активном участии и
заинтересованности государства и населения может привести к созданию реального
эффективного местного самоуправления, а значит, и обеспечению стабильного
поступательного развития российского общества и российского государства.
Заключение
Итак, основываясь
на исследованиях известных государствоведов, на существующее законодательство и
Конституцию РФ, мы пришли к выводу, что совокупность организационных форм
осуществления местного самоуправления в рамках муниципального образования
образует систему местного самоуправления. Под системой местного самоуправления
понимается совокупность форм прямого волеизъявления граждан, органов местного
самоуправления, территориального общественного самоуправления, других
организационно - правовых форм осуществления местного самоуправления, через
которые население муниципального образования реализует признаваемую и
гарантируемую Конституцией РФ власть, решает, исходя из своих собственных
интересов, исторических и иных местных традиций вопросы местного значения.
Таким образом, на
выбор организационных форм местного самоуправления влияют ряд факторов:
1. размеры муниципального
образования;
2. степень политической
активности населения, уровень его правосознания;
3. уровень политической структурированности
общества, развитость местных политических партий, местных объединений (или
отделений российских и региональных объединений); причем такие объединения
могут создаваться не только по партийному признаку, но и в зависимости от
наличия программы комплексного развития территории;
4. готовность и способность
населения к переменам, к восприятию и использования иного опыта; большая или
меньшая степень консерватизма проявляется, например в использовании названий
органов местного самоуправления, в попытках внедрения иной избирательной
системы и т.п.;
5. степенью сложности
используемой системы это особенно четко проявляется при выборе типа
избирательной системы: традиционно предпочтение отдается мажоритарной
избирательной системе, как более простой;
6. взаимоотношениями органов
местного самоуправления и органов государственной власти; это проявляется,
например, в том насколько учитывают органы государственной власти мнения и
пожелания представителей органов местного самоуправления при разработке и принятии
нормативных актов, регулирующих вопросы местного самоуправления;
7. социальная структура
населения муниципального образования, уровень благосостояния, возрастной состав
и ряд других характеристик населения.
С понятием
“организационные формы местного самоуправления” тесно связано понятие
“организационные основы местного самоуправления”. Термин “основы местного
самоуправления” является новым для российского государствоведения. Впервые это
понятие введено в Федеральном законе “Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ” в связи с необходимостью установления основополагающих
начал деятельности населения по осуществлению местного самоуправления. Основы
местного самоуправления призваны обеспечить самостоятельность деятельности
населения по управлению местными делами, независимость и невмешательство со
стороны органов государственной власти, создать условия для эффективного
решения вопросов, возникающих на местном уровне.
Организационные
основы местного самоуправления можно определить как совокупность норм,
регулирующих реализацию права граждан на местное самоуправление через формы
непосредственного народовластия, органы местного самоуправления и иные выборные
органы.
В данной работе
сделана попытка исследовать организационные основы местного самоуправления с
учетом специфики становления местного самоуправления. Сегодня законодательная
база самоуправления еще не завершена. Основной закон о местном самоуправлении
должен сопровождаться шестнадцатью законами. А этих законов нет, за исключением
закона о финансовых основах местного самоуправления.
Говорить о
реальном местном самоуправлении в России, на наш взгляд, пока еще рано: слишком
низка активность населения и частного капитала в решении местных вопросов, не
проработаны современные технологии муниципального управления и, наконец, не
определена мера ответственности муниципальных органов власти, их компетенция и
механизмы воздействия на развитие экономики, финансовый потенциал каждого
региона как факторы роста благосостояния людей.
Федеральный закон
“Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” тоже не решает
целого ряда проблем. В нем не заложена система деления территории на
муниципальные образования (ими могут называться любые поселения граждан -
город, район, села, деревня, станица). Неясен вопрос о распределении
компетенции по вертикали между самоуправлением и государственными органами.
Полномочия, передаваемые законом в компетенцию местного самоуправления, не
имеют финансового обеспечения. Нет пока налоговых нормативов и стандартов
формирования местного бюджета, а реальное самоуправление - это участие
муниципальных органов в управлении экономикой территорий.
Единообразная
модель местного самоуправления, отделенного от государственной власти и
заменяющего ее, не получает развития в целом по России и, в частности, в нашей
Республике Саха (Якутия). И попытки единообразного понимания и реализации
конституционной модели местного самоуправления, которые предпринимаются из
центра, вызывают в обществе сомнения. Так как местное самоуправление в Якутии,
и местное самоуправление в Москве, центральных регионах России, не может не
различаться в силу особенностей этих территорий, экономического потенциала,
масштабов регионов, ментальности населения. Ведь для России это совершенно
новое дело, где всегда и во всем была главенствующая роль государства. Поэтому
внедрение самоуправления в той мере, в какой оно должно соответствовать этому
понятию по - настоящему, - процесс долгий и сложный.
Использованная литература:
1.
Абрамов В.Ф. Местное самоуправление:
идея и опыт // СОЦИС. - М., 1997. - №1. - С. 120-125.
2.
Авакьян С., Барабашев Г.
Внебюджетные фонды // Народный депутат. - М., 1990. - № 15. - С. 35-43.
3.
Авакьян С. Из двух законопроектов
предпочтительнее депутатский // Российская Федерация. - М., 1995. - № 5.- С.
18-20.
4.
Авакьян С. Законодательство в
центре и на и местах: перекрестки без тупиков // Российская Федерация. - М., 1996. - №20 - С. 15-17.
5.
Авакьян С.А. Местное
самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона // Вестник МГУ. Серия 11.
Право. - М., 1996. - №2. - с. 3-33.
6.
Актуальные проблемы формирования
местного самоуправления в Российской Федерации ("Круглый стол" в Институте государства и
права РАЕ) / Антонова В.П., Мирошниченко Е.В., Ревенко Л.А. // Государство и право. - М., 1997. - №5. -
С. 24- 45.
7.
Аналитический обзор
законодательства субъектов Российской Федерации Сибирского и дальневосточного регионов о выборах в органы
местного самоуправления // Шугрина Е., Новикова Ю., Кириллова Н. - Новосибирск, 1996. - 37 с.
8.
Андрющенко Е.Г. Проблемы малых
городов // Власть. - М., 1993. - № 1. - С. 106-107.
9.
Артемьева Л. Но средства - вперед
// Ваш выбор. - М., 1995. - № 2. - С. 29-30.
10.
Афанасьев М.Н. Реформа или
контрреформа // Власть. - М., 1994. - № 5. - С. 30-35.
11.
Барабашев Г.В. Самоуправление в
начале пути // Народный депутат. - М., 1990. - № 4. - С. 6-11.
12.
Барабашев Г.В. Совет и мэр
"в упряжке" самоуправления // Народный депутат. - М., 1991. - № 11. -
С. 36-40.
13.
Барабашев Г.В. Местное
самоуправление. - М.: МГУ, 1996.
14.
Белораменский В.В. Особенности
современной концепции местного самоуправления // Известия вузов. Правоведение. - М., 1993. -
№5. - С. 36-44.
15.
Болтенкова Л.Ф. Почему Совет
Федерации отклонил Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации"? // Регионология. - Саранск, 1995. - № 3. - С. 19-31.
16.
Бондарь Н.С., Зинченко С.А.
Городской Совет и администрация: Проблемы разграничения полномочий в сфере муниципальной
собственности // Государство и право. - М., 1993. - № 3. - С. 86-96.
17.
Бондарь Н.С., Чернышев М.А.
Муниципальное право и практика его реализации в городском самоуправлении. - Ростов-на-Дону, 1996.
18.
Бородкин Ф.М. Новая концепция
территориального самоуправления // Регион. - Новосибирск, 1994. - №3. - С. 95-112.
19.
Бородкин Ф.М. Ценности населения
и возможности местного самоуправления //СОЦИС. - М. 1997. - №1. - С. 98-110.
20.
Бялкина Т.М. Законодательство
области о местном самоуправлении. - Воронеж, 1996.
21.
Бялкина Т.М. Стратегия
законодательства области о местном самоуправлении // Законы области как
субъекта Российской Федерации / Под ред. Тихомирова Ю.А. - Воронеж: Издательство
Воронежского университета, 1996. - С. 129 - 135.
22.
Васильев В.И. Советы или
муниципалитеты? // Народный депутат. - М., 1991. - № 16. - С. 47-54.
23.
Васильев В.И. Местное
самоуправление и государственная власть // Вестник государственной службы. -
М., 1993. - № 11. -
С. 14-19.
24.
Васильев В.И. Не насаждать
искусственно, дать прорасти из глубин жизни. Заметки о научной конференции в МГУ // Российская Федерация.
- М., 1994. - № 5. - С. 28-31.
25.
Васильев В.И. Готовится важнейший
закон. Не допустить бы ошибок // Российская Федерация. - М.,1994. - № 13. - С. 14-17.
26.
Васильев В.И. Федеральное
законодательство и компетенция органов местного самоуправления // Законы области как субъекта
Российской Федерации / Под ред. Тихомирова Ю.А. - Воронеж: Издательство Воронежского университета,
1996. - С. 120 - 128.
27.
Воронин А.Г. Чиновничьи страсти
по поводу власти // Российская Федерация. - М., 1996. - № 2. - С. 36-37.
28.
Воронин А.Г. Пока лишь четыре
законных закона // Российская Федерация. - М., 1997. - №6. - С. 30.
29.
Воронин А.Г., Папин В.А., Широков
А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. - М.: МОНФ, 1997.
30.
Всероссийское совещание по
вопросам реализации конституционных положений о местном самоуправлении и организации
государственной власти в субъектах Российской Федерации. Москва, 17 февраля
1995 г. - М., 1995.
31.
Гарантии прав местного
самоуправления в Российской Федерации. - М.: ИНИОН, 1994.
32.
Гельман В.Я. Федеральная политика
и местное самоуправление // Власть. - М., 1997. - №9. - С. 73-80.
33.
Гладышев А.Г. Правовые основы местного
самоуправления. - М., 1996.
34.
Гильченко Л.В. Люди устали от
команд сверху и истосковались по здравому смыслу // Российская Федерация. - М., 1994. - № 5. - С.
34-36.
35.
Гильченко Л.В. Власть народа:
хождение по кругу // Российская Федерация. - М., 1995. -№ 12. - С. 24-27.
36.
Гильченко Л.В. Почему не хотят
"государевы люди" поделиться властью с народом // Российская
Федерация.- М., 1995. № 16. - С. 41-44. Примеч.: история местного самоуправления,
включая РСФСР с 1991 г.
37.
Гильченко Л.В. Зигзаги реформы //
Российская Федерация. - М., 1996. - № 8. - С. 26-27.
38.
Гильченко Л.В. Новый этап реформы
местного самоуправления // Власть. М., 1997. -№3. - С. 19-22.
39.
Гильченко Л.В. Варианты
подсказывает жизнь // Российская Федерация. - М., 1997 -№ 3. - С. 20-21.
40.
Гильченко Л.В. Исполнительный
аппарат исполнять не торопится... // Российская Федерация. - М., 1997.- № 12. - С. 21-22.
41.
Голованов В.И. Арбатский опыт
самоуправления // СОЦИС. - М., 1997. - №6. - С. 120-128.
42.
Голуб Ю., Динес В., Коннычев Д.
Формирование представительных органов местного самоуправления в Саратовской области //
Власть. - М., 1997. - №8. - С. 33-37.
43.
Горский И. Местные налоги //
Народный депутат. - М., 1991. - № 13. - С. 63-68.
44.
Два взгляда / Тосунян Г. Какой
банк лучше исполнит местный бюджет? / Юлдашев Р. Лучше это сделает муниципальный банк. -
Российская Федерация. - М., 1994. - № 9. - С. 22-25.
45.
Дементьев А. О системе Советов и
земских учреждениях в России: возможные исторические параллели // Государство и право. - М.,
1965. - №8. - С. 112-120.
46.
Доклад Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации об итогах выборов в органы государственной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления // Вестник Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации . - М., 1997. - №2 (44). - С. 31-64.
47.
Ефремова Н.Н., Лаптева Л.Е.
История земств и перспективы развития местного самоуправления // Государство и право. - М.,
1993. - № 11. - С. 150-153.
48.
Зайцев В., Винокуров Ю. Проверки
законности правовых актов местного самоуправления // Законность. - М., 1993. - № 6. - С. 14-20.
49.
Институциональные аспекты
регионализма в общеевропейском контексте. Материалы II бельгийско-российского научного семинара.
Екатеринбург, 1-9 июля 1996 г. - Екатеринбург, 1996.
50.
Исаева М. К вопросу о природе
муниципальной власти // Право и жизнь. - М., 1996. - №9. - С. 33-38.
51.
Как децентрализовать
бюджетно-налоговую систему Федерации и ее субъектов / Лексин В.Н., Ситников А.И., Швецов А.Н. //
Российский экономический журнал. - М., 1993. - № 3. - С. 29-34.
52.
Кашо В. Формула партнерства.
Новые правовые основы взаимодействия местных Советов с органами территориального
общественного самоуправления // Народный депутат. - М., 1991.- № 18. - С.
48-51.
53.
Кармолицкий А.А. К вопросу о
местной администрации как органе управления // Вестник МГУ. Сер 11. Право. - М., 1993. - № 3. -
С. 23-30.
54.
Кирпичников В. Нет закона - нет
порядка // Российская Федерация. - М., 1995. -№ 2. - С. 17-20.
55.
Кирпичников В. Диалог с
государством // Российская Федерация. - М., 1995. - № 19. С. 39-41.
56.
Козлов Ю.М. Исполнительная
власть: Муниципальный уровень // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. - М., 1993. - № 2. - С. 14 -22.
57.
Комментарий к Федеральному закону
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" /
Васильев В.И., Петрова Г.В., Пешин Н.Л. / Отв. редактор Тихомиров Ю.А. - М.: Институт законодательства и
сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - М., 1997.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|