Реализация
принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым
закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и
системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов
муниципальной работы.
К общим принципам
местного самоуправления относятся: а) самостоятельность решения населением
вопросов местного значения; б) организационное обособление местного
самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие
с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций; в)
соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его
полномочиям; г) ответственность органов и должностных лиц местного
самоуправления перед населением; д) многообразие организационных форм
осуществления местного самоуправления; е) соблюдение прав и свобод человека и
гражданина; ж) законность в организации и деятельности местного самоуправления;
з) гласность деятельности местного самоуправления; и) коллегиальность и
единоначалие в деятельности местного самоуправления; к) государственная
гарантия местного самоуправления.
Рассмотрим каждый
из принципов в отдельности.
Нормы
муниципального права, закрепляя принцип самостоятельности местного
самоуправления, выделяют следующие основные черты, характеризующие его
содержание:
1.
Самостоятельное решение населением вопросов
местного значения осуществляется путем местного референдума, муниципальных
выборов, других форм прямого волеизъявления, а так же через выборные и другие
органы местного самоуправления.
2.
Реализация данного принципа предполагает обеспечение
финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления. Органы
местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью,
формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги
и сборы.
3.
Муниципальное законодательство, гарантируя
самостоятельность местного самоуправления, запрещает органам государственной
власти вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению
вопросов местного значения. Муниципальные образования самостоятельно
устанавливают общеобязательные правила по предметам своего ведения, принимают
планы и программы развития муниципального образования. При этом решения,
принятые путем прямого волеизъявления граждан, а так же решения органов и
должностных лиц местного самоуправления обязательны для их исполнения всеми
расположенными на территории муниципального образования предприятиями,
учреждениями и организациями независимо от их организационно-прововых форм.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечет за
ответственность в соответствии с законом.
4.
Самостоятельность муниципальных образований
гарантируется нормами муниципального права в пределах их полномочий. Пределы
полномочий местного самоуправления устанавливаются Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов, их
законами. Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом,
обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по
любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к
компетенции другого органа власти.
Согласно
Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления не входят в
систему органов государственной власти. Государство, тем самым, признает
местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня, самостоятельной
формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Народ осуществляет свою
власть непосредственно, а так же через органы государственной власти и органы
местного самоуправления.
Данный принцип
призван, прежде всего, обеспечить возможность муниципальным образованиям, не
нарушая более общих законодательных положений, самим определять свои внутренние
административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и
обеспечивали эффективное управление. Структура органов местного самоуправления
определяется населением самостоятельно.
На основе данного
принципа строятся взаимоотношения органов и должностных лиц местного
самоуправления с государственными органами и государственными должностными
лицами. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации” закрепляет, что:
а) образование
органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного
самоуправления органами государственной власти и государственными должностными
лицами не допускается;
б) осуществление
местного самоуправления органами государственной власти и государственными
должностными лицами не допускается;
в) должностные
лица местного самоуправления не относятся к категории государственных служащих;
г) решения
органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут
быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны
недействительными по решению суда.
Вместе с тем
муниципальное законодательство не только обеспечивает защиту местного
самоуправления от незаконного вмешательства государственных органов в
деятельность органов местного самоуправления, но и устанавливает основы их
тесного взаимодействия.
Органы местного
самоуправления вступают во взаимодействие с органами государственной власти,
реализуя отдельные государственные полномочия, которыми они могут наделяться
законом, а так же осуществляя решения, принятые органами государственной
власти, оказывая в соответствии с законом содействие государственным органам в
выполнении их задач и функций на местном уровне. Государственные органы
обеспечивают соблюдение законности в деятельности местного самоуправления.
Финансовые
средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным
им конституцией или законом полномочиям. Этот важнейший принцип местного
самоуправления получил свое правовое закрепление в Конституции Российской
Федерации, законодательстве о местном самоуправлении. Без его реализации
невозможно обеспечить самостоятельность, реальность и эффективность местного
самоуправления.
Конституция
Российской Федерации, гарантируя экономическую и финансовую самостоятельность
местного самоуправления, признает и защищает наравне с другими формами
собственности и муниципальную собственность. В муниципальной собственности
находятся имущество органов местного самоуправления, включая средства местного
бюджета и другие финансовые ресурсы, муниципальный жилищный фонд, объекты
инженерной и социальной инфраструктуры, предприятия, земельные участки и другое
движимое и недвижимое имущество.
Конституция
Российской Федерации предоставляет органам местного самоуправления право
самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет,
устанавливать местные налоги и сборы.
Согласно
Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации” неотъемлемым атрибутом каждого муниципального образования
является муниципальная собственность и местный бюджет. Закон требует, чтобы
муниципальными образованиями была обеспечена экономическая и финансовая
самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между
муниципальными образованиями. В случае, если в границах территории
муниципального образования имеются другие муниципальные образования, то предметы
ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности,
источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом субъекта Российской
Федерации, а в отношении внутригородских муниципальных образований ¾ уставом города.
Федеральный закон
закрепляет гарантии обеспечения минимальных местных бюджетов, которые должны
формироваться на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности,
устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации. Органы местного
самоуправления должны обеспечивать удовлетворение основных жизненных
потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных
образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных
стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в
доходы местных бюджетов отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов
Российской Федерации.
Важной гарантией
реализации данного принципа являются конституционные положения о финансировании
осуществления отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться
законом органы местного самоуправления и о компенсации дополнительных расходов,
возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
Население
решает вопросы местного значения непосредственно или через органы местного
самоуправления. Причем наличие у муниципальных образований выборных органов
согласно Федеральному закону “Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации” является обязательным. Органы местного
самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований
собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
Данный принцип
ответственности призван обеспечить:
а) эффективность
осуществления местных задач, отнесенных к ведению муниципальных образований;
б) учет и защиту
интересов населения муниципальных образований в деятельности органов местного
самоуправления;
в) тесную связь
населения с органами и должностными лицами местного самоуправления.
Решение вопросов
непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального
образования, отнесенных уставом муниципального образования к его ведению,
зависит прежде всего от того, насколько эффективно организована работа органов
местного самоуправления, насколько инициативны и предприимчивы они в своей
деятельности. Поэтому, в случае неудовлетворительного решения вопросов местной
жизни, претензии населения муниципального образования должны быть обращены к
органам и должностным лицам местного самоуправления, а так же к себе, ибо
население самостоятельно формирует муниципальные органы, а так же
непосредственно решает в соответствии с Законом вопросы местного значения.
Реализация
данного принципа предполагает использование населением муниципальных
образований различных форм контроля за деятельностью органов и должностных лиц
местного самоуправления, которые находят свое закрепление в уставах
муниципальных образований. Деятельность муниципальных органов должна исходить
из интересов населения, его исторических и иных традиций.
Население вправе
выразить свое отношение к выборным органам местного самоуправления и выборным
должностным лицам на местном референдуме, а так же используя другие формы
прямого волеизъявления, например отзыв выборного должностного лица.
Для Российской
Федерации характерно многообразие форм организации и осуществления местного
самоуправления, что обусловлено рядом причин.
Во-первых, на
организацию местного самоуправления в Российской Федерации оказывает влияние
федеративное устройство нашего государства. К совместному ведению Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации относится установление общих
принципов организации местного самоуправления. В этих рамках субъекты
Российской Федерации самостоятельно осуществляют более детальную регламентацию
организации местного самоуправления.
Во-вторых,
Российская Федерация ¾ многонациональная страна, многие регионы которой отличаются
самобытностью, особенностью исторических и иных местных традиций. Все это не
может не накладывать отпечаток на формы и организации и осуществления местного
самоуправления.
Федеральный закон
“Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”
относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской
Федерации регулирование законами в соответствии с федеральным законом
особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных
местных традиций. Существуют особенности организации местного самоуправления в
приграничных территориях, закрытых административно-территориальных
образованиях. Право регулирования этих вопросов Федеральный закон закрепил за
федеральными органами государственной власти.
Особенности
организации местного самоуправления в Российской Федерации обусловлены и
разнообразием основных типов поселений, которых можно выделить 9, и 80
специальных типов. Наконец, многообразие форм организации и осуществления
местного самоуправления связано с возможностью самого населения избрать ту или
иную организационную модель местного самоуправления. Федеральный закон “Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”
предусматривает право муниципального образования самостоятельно разрабатывать и
принимать свой устав, в котором закрепляются конкретные формы организации местного
самоуправления: структура и порядок формирования органов местного
самоуправления; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в
решении вопросов местного значения; наименования и полномочия выборных, других
органов местного самоуправления, а так же вопросы организации местного
самоуправления, обусловленные проживанием на территории муниципального
образования национальных групп и общностей, коренных народов, казачества с
учетом исторических и иных местных традиций, и другие вопросы организации
местного самоуправления.
Значение принципа
соблюдения прав и свобод человека в муниципальной деятельности обусловлено тем,
что Конституция Российской Федерации признает человека, его права и свободы
высшей ценностью и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина
определяют смысл и содержание деятельности не только органов государственной
власти, но и местного самоуправления.
Права и свободы
гражданина реализуются, прежде всего, на местном уровне, там, где он живет,
осуществляя трудовую, политическую и иную деятельность. Поэтому их реализация
во многом зависит от деятельности органов местного самоуправления.
Осуществление
принципа соблюдения прав и свобод человека обеспечивается:
1.
Муниципальной
деятельностью по решению вопросов непосредственного обеспечения
жизнедеятельности населения. Эти вопросы охватывают основные сферы местной
жизни: образования, здравоохранения, жилищно-коммунальную, землепользования,
торгового, бытового, транспортного и других видов обслуживания населения. В данных
областях местной жизни, отнесенных к ведению муниципальных образований,
происходит реализация основных социально-экономических прав и свобод граждан.
Успешно и эффективно реализуя свои функции в этих сферах местной жизни, органы
местного самоуправления способствуют осуществлению важнейших социально‑экономических
прав и свобод граждан.
2.
Осуществляя
функцию охраны общественного порядка, оказывая содействие в проведении выборов
в государственные органы власти, всероссийских референдумов, референдумов субъектов
Российской Федерации, проводя муниципальные выборы и местные референдумы,
органы местного самоуправления участвуют в создании необходимых условий для
реализации личных и политических прав и свобод граждан на местном уровне.
3.
Организация
местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других
территориях дает возможность каждому гражданину непосредственно участвовать в
решении вопросов местного значения. Устав муниципального образования закрепляет
конкретные формы, порядок и гарантии такого участия граждан, которые признаны
обеспечить реализацию закрепляемого в Федеральном законе “Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации” права граждан на
осуществление местного самоуправления посредством форм прямого волеизъявления,
а так же через выборные и другие органы местного самоуправления.
4.
В
соответствии с Конституцией Российской Федерации, любые нормативные правовые
акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не
могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В развитие этого положения Федеральный закон “Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации” закрепляет, что нормативные
правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и
гражданина, вступают в силу после их обнародования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|