-
участвовать в предпринимательской деятельности;
-
занимать оплачиваемые должности в других
государственных органах, общественных объединениях, а также на предприятиях, в
учреждениях, организациях.
-
Функции главы местной администрации следующие:
-
организует разработку и исполнение местного
бюджета, осуществляет функции распорядителя кредитов при исполнении бюджета;
-
организует подготовку генерального плана
развития территории муниципального образования;
-
организует разработку и исполнение программы
экологической безопасности;
-
определяет структуру, штаты администрации и
вносит их на утверждение представительному органу МС;
-
от имени администрации заключает договоры и
соглашения с различными структурами;
-
не реже одного раза в год представляет населению
и представительному органу МС отчет о
-
деятельности администрации;
-
принимает меры по обеспечению правопорядка,
координирует меры по борьбе с преступностью;
-
руководит гражданской обороной муниципальных
образований, осуществляет мероприятия по защите населения и территории от
чрезвычайных ситуаций;
-
назначает и освобождает других руководителей
администрации и муниципальных предприятий;
-
издает постановления и распоряжения;
-
осуществляет иные исполнительно-распорядительные
функции в пределах своей компетенции.
-
Глава местной администрации в соответствии с
уставом муниципального образования имеет своих заместителей. Их число зависит
от уровня муниципального образования (город, село, район).
Функциональным
органам местной администрации является ее аппарат.
Основными
структурными подразделениями аппарата администра-ции, как правило, являются:
общий отдел; организационный отдел; контрольный отдел; юридический отдел;
межведомственный архив; управление ЗАГС.
Руководитель
аппарат администрации в пределах своих полномочий организует, контролирует и
направляет деятельность всех его структурных подразделений.
В
систему органов МС кроме исполнительных органов входят и представительные
органы. Представительный орган МС состоит из депутатов ,избираемых на основе
всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Правовую
основу формирования представительного органа МС составляют федеральные законы
и законы субъектов РФ.
Совет
депутатов обладает правом представлять интересы населения и принимать от его
имени решения, действующие на территории муниципального образования.
Муниципальный Совет депутатов не вправе вмешиваться в оперативную,
финансово-хозяйственную и исполнительную распорядительную деятельность местной
администрации.
Местная
администрация подконтрольна в своей деятельности Совету и обязана по запросу
Совета, комиссии и депутатов представлять необходимую информацию и документы.
Нормативные
акты местной администрации, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для
исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования
предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Контроль
за исполнением постановлений и распоряжений местной администрации осуществляют
глава администрации, его заместители, технические секретари приемных,
руководители структурных подразделений администрации и уполномоченные ими лица.
Данные о результатах контроля за исполнением документов периодически
анализируются контрольным отделом1.
2.2. Организационные формы осуществления местного
самоуправления
Представительный орган местного самоуправления
В
ФЗ 154 дается следующее определение понятия представительного органа местного
самоуправления - это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом
представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие
на территории муниципального образования.
Данное
определение ,другие положения указанного ФЗ и в целом муниципальная политика
Российского государства свидетельствуют о том, что представительный орган
местного самоуправления занимает ведущее место среди и должностных лиц местного
самоуправления в РФ. Это подтверждается обстоятельствами:
-
во-первых, представительный ОМС – это выборный орган, а наличие
выборного органа местного самоуправления муниципального образования является
обязательным требованием закона. Другие ОМС ,должностные лица местного
самоуправления могут создаваться , а могут не создаваться. Этот вопрос
относится к компетенции населения муниципального образования; во-вторых,
именно представительный ОМС обладает правом представлять все население
муниципального образования, выражать его интересы, выступать от его имени; в-третьих,
только представительный орган обладает определенным объемом исключительных
полномочий на решение вопросов местного значения. Никакие другие ОМС и
должностные лица не могут обладать исключительными полномочиями, в том числе
каким-либо путем присваивать себе исключительные полномочия представительного
органа местного самоуправления; в-четвертых, среди других ОМС и
должностных лиц местного самоуправления именно представительный ОМС обладает
правотворческой функцией, то есть имеет право принимать общеобязательные,
локальные нормативные правовые акты по всем вопросам, отнесенным уставом
соответствующего муниципального образования к предметам ведения последнего;
в-пятых, представительный ОМС контролирует деятельность всех других ОМС и
должностных и должностных лиц местного самоуправления ,действующих на
территории соответствующего муниципального образования. И наконец ,
представительный ОМС- это коллегиальный орган, он принимает свои решения только
в коллегиальном порядке.
Представительный
ОМС состоит из депутатов, которые избираются гражданами РФ, обладающими
избирательным правом и проживающими на территории соответствующего
муниципального образования, на основе всеобщего и прямого избирательного права
при тайном голосовании. Численный состав представительного ОМС определяется
уставом муниципального образования. Однако, в соответствии с ФЗ 154 (ст. 58),
численный состав представительного ОМС, избираемого впервые, устанавливается
законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ.
Как
известно, в нашей стране существуют различные виды муниципальных образований.
Это безусловно, необходимо учитывать при определении численного состава
представительных ОМС различных муниципальных образований. Назовем здесь
несколько основных критериев, по которым, на наш взгляд, необходимо определять
численный состав того или иного представительного ОМС.
Во-первых, это количество населения,
проживающего на территории соответствующего муниципального образования.
Принятый ФЗ от 23.10.96 138"Об обеспечении конституционных прав граждан РФ
избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".
Во-вторых, численный состав
представительного органа местного самоуправления зависит от объема тех
полномочий, которые в соответствии с действующим законодательством и Уставом
муниципального образования предстоит осуществлять. Объем же этих полномочий
определяется, прежде всего, социально-экономическим потенциалом
соответствующего муниципального образования, разнообразием его инфраструктуры,
наличием или отсутствием соответствующих исполнительно-распорядительных ОМС и
др.
В-третьих, наличием в местном бюджете на
содержание того или иного по численному составу представительного ОМС, тем
более, если какая-то часть его депутатов должна работать на освобожденной
(оплачиваемой) основе.
В-четвертых, немаловажное значение в
определении численного состава представительного ОМС играет территория
соответствующего муниципального образования; ее пространственные пределы,
географические и климатические условия и т.п. Безусловно, что в решении этого
вопроса могут учитываться и другие специфические особенности, условия и
традиции конкретных муниципальных образований.
Законодательство
субъекта РФ по вопросам местного самоуправления должно предоставлять населению
муниципальных образований возможность выбора наименования ОМС, не связывая их
каким-либо одним наименованием. Действующие в настоящее время в различных
регионах нашей страны представительные органы местного самоуправления имеют
самые разнообразные наименования (дума, собрание представителей, муниципальные
советы, комитеты, земское собрание и т.п.).ФЗ 154 в п. б ст.15 фиксирует
положение о том, что в отдельных поселениях( нам представляется в малочисленных
по количеству населения) Уставом муниципального образования в соответствии с
законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность осуществления
полномочий представительных ОМС собраниями (сходами) граждан. Таковы основные
характерные признаки и черты организационно-правового положения представительных
ОМС в РФ1.
3.ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, СТРУКТУРА
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Вопрос о сущности
местного самоуправления теснейшим образом связан с политико-правовой природой
этого явления. Впервые теория, объясняющая сущность местного самоуправления,
возникла в середине XIX века в Бельгии и Франции.
Это теория свободной (естественной) общины. Ее представители (Гербер, Аренс)
считали, что право общины на заведование своими делами является таким же
естественным и неотчуждаемым, как права человека, что община является первичной
по отношению к государству, поэтому последнее должно уважать свободу общинного
управления. “Община имеет право на самостоятельность и независимость от
центральной власти по самой своей природе, причем государство не создает
общину, а лишь признает ее”. Наряду с исполнительной, законодательной и
судебной властью признавалась четвертая власть ¾ местная (муниципальная,
коммунальная, общинная).
Эту теорию
сменила хозяйственная теория. Ее представители (Р. Моль, А. Васильчиков)
сделали упор не только на признание самоуправляющейся общины в качестве
самостоятельного субъекта права, но и на содержание коммунальной деятельности.
Местное самоуправление считалось чуждым политике, но имеющим свою особую сферу
хозяйственной деятельности.
Обе эти теории
являются разновидностями общественной теории, которая видит сущность
самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать свои
общественные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования
одними только государственными делами. Общественная теория исходит, следовательно,
из противоположения местного общества государству, общественных интересов –
политическим, требуя, чтобы общество и государство, каждое ведало только свои
собственные интересы. Наибольшая популярность данной теории в России относится
к 60-м годам XIX века.
Большее
распространение получила так называемая юридическая теория. По мнению ее
представителей (Г. Еллинек, Е. Мейер, Н. Коркунов, Б. Чичерин), органы
самоуправления не являются органами государства, но государство уступает им ряд
правительственных прав в полном объеме, признавая тем самым их независимость и
неприкосновенность.
Одновременно
появилась государственная теория самоуправления, основные положения которой
были сформулированы Л. Штейном, Р. Гнейстом и более подробно развиты в России
Н. Лазаревским, А. Градовским, Б. Безобразовым. Пик популярности данной теории
в России приходится на середину 70-х годов прошлого столетия. Сторонники этой
теории рассматривали местное самоуправление как часть государства. Всякое
управление публичного характера есть дело государственное. Происходит не
обособление местного сообщества, а привлечение местных жителей на службу
государственным интересам и целям.
В настоящее время
практика показала, что природа местного самоуправления не может быть однозначно
определена, затруднительно четко выделить собственно местные дела, отличные от
общегосударственных; функции местного самоуправления отражают не только
частноправовой, но и публичный характер. Местное самоуправление одновременно
содержит в себе элементы как государственного, так и общественного образования,
что нашло свое отражение в современной трактовке этого понятия.
Принципы
местного самоуправления ¾ это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и
идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых ими
органов, самостоятельно осуществляющих управление делами.
В принципах
местного самоуправления находят отражение требования объективных
закономерностей и тенденций развития местной власти. Для них характерно
следующее:
1.
Принципы
предопределяют построение и функционирование муниципальной власти.
2.
Принципы
помогают уяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и
признаки.
3.
Принципы
выступают в качестве критерия оценки действующей системы местного
самоуправления: насколько она отвечает началам и идеям, выраженным в принципах
местного самоуправления.
4.
Принципы
местного самоуправления, отражая сущностные признаки и черты местного
самоуправления, способствуют сохранению преемственности в развитии институтов
местного самоуправления.
Принципы
местного самоуправления получили свое правовое закрепление в Европейской Хартии
о местном самоуправлении, которая служит правовым фундаментом для
муниципального законодательства стран ¾ членов Совета Европы.
Конституция
Российской Федерации, Федеральный закон “Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации”, основываясь на положениях
Европейской Хартии о местном самоуправлении, закрепляют общие принципы местного
самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в Российской
Федерации. В рамках данных принципов осуществляется регулирование особенностей
организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых
административно-территориальных образованиях, правовое регулирование местного
самоуправления в субъектах Российской Федерации с учетом исторических и иных
местных традиций.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|