Наконец, в
шестых, местное самоуправление является подготовительной школой для
государственных деятелей высшей категории.
В связи с
вышеизложенным можно выделить несколько критериев местного самоуправления:
1 Правовая
оформленность. Система местного самоуправления, компетенция, границы
осуществления определяются законом. Но самоуправление в отличие от
государственной власти- власть подзаконная и действующая в пределах и на
основании законов, принимаемых органами государственной власти.
2 Осуществление
управления в интересах населения, для населения. Фактически речь идет о
совпадении источника власти и носителя власти.
3 Разрешение местных
дел, удовлетворение потребностей, которые преимущественно необходимы в
повседневной жизни. Причем самоуправление возможно лишь тогда, строго
определена часть общественных дел, которыми оно занимается, или его предметы
ведения.
4 Баланс
государственных и местных интересов на уровне местного самоуправления
обеспечивается законом. Наиболее действенные рычаги обеспечения этого
равновесия представляются в виде закрепления нормативной и ненормативной
компетенции местного самоуправления, разумном сочетании форм непосредственной и
представительной демократии, а также особого порядка назначения и смещения
главы исполнительной власти.
5 Под собственные
предметы ведения самоуправления должно иметь собственные ресурсы в виде
самостоятельного местного бюджета и муниципальной собственности.
6 Реальные
возможности принимать решающее участие в управлении делами общества.
7 Одна из целей
местного самоуправления- развитие у граждан чувства принадлежности к одному
сообществу. Поэтому следующий критерий- учет своей национальной, региональной,
исторической и прочей специфики и особенностей. Речь идет о самостоятельности
определения, например, организационно - правовых форм местного самоуправления.
8 Сознательное
участие граждан в управлении. Имеется ввиду такой аспект термина “
сознательность”, как готовность лично действовать в соответствии с интересами
местного сообщества, подчинять при необходимости свои интересы с групповым
интересом. Эта власть требует обязательного наличия представительства
населения. Другими словами, она выборна по своей природе.
9 Необходимый
уровень правосознания граждан. Наличие системы негосударственных институтов,
принимающих участие в управлении делами общества.
10 Наличие
способности к активной корректирующей деятельности. Каждый отдельный гражданин
и все местное сообщество в целом должны не только понимать что такое
ответственность, но и быть готовыми и способными взять ее на себя в случае
неадекватного использования власти теми, кому оно доверено.
11 Преобладание
методов убеждения над методами принуждения.
12 Совпадение
объекта и субъекта управления. [29]Для
государственного же управления характерно несовпадения, а иногда и
противопоставление субъекта и объекта управления. Кроме того, субъектом
управления являются не государственные органы или должностные лица, назначаемые
сверху, а выборные представители местных сообществ.[30]
13 Превращение
местного сообщества из участников управления в его первичных субъектов.[31] Как известно, под управлением
понимается всякое целенаправленное воздействие управляющей системы на
управляемую. Но если речь идет о самоуправлении, следовательно, налицо
воздействие управляющей системы самой на себя. Таким образом, есть не две
системы - управляющая и управляемая, а одна- самоуправляемая. [32]
14 Местное
самоуправление, несмотря на значительные отличия от других институтов
самоуправления ( самоуправление народа, постоянных и временных объединений
граждан, принципа самоуправления в деятельности всех властных органов) тем не
менее имеет с ними целый ряд общих черт. Поэтому можно говорить о местном
самоуправлении как части демократической организации цивилизованного общества и
как части единой структуры организации власти и управления в стране.
2.1.
Формирование органов местного самоуправления
Местное
самоуправление -форма народовластия, обеспечивающая
организацию деятельности населения для самостоятельного и под свою
ответственность решения вопросов местного значения. Местное
самоуправление организуется в городах, районах, поселках
и других территориях.
Правовую основу организации местного
самоуправления составляют: Конституция РФ; федеральное законодательство,
регулирующее
вопросы местного самоуправления; областное
законодательство; уставы (положения)
о местном самоуправлении.
Экономическую основу
местного самоуправления составляют: природные ресурсы (земля,
ее
недра, воды, леса,
растительный
и животный мир); движимое и недвижимое
имущество, входящее в состав муниципальной
собственности;
средства
местного бюджета; государственная собственность,
переданная
местному
самоуправлению для осуществления отдельных государственных функций;
иная
собственность, служащая источником
получения
доходов местного самоуправления и удовлетворению потребностей населения
соответствующей территории.
Финансовую основу местного самоуправления
составляют средства местного бюджета, внебюджетных
и валютного фондов; средства на компенсацию
дополнительных расходов, возникающих
в результате решений, принятых органами
государственной власти; получаемые кредитные
ресурсы, дотации и субвенции от органов
государственной власти , а также средства органов территориального
общественного
самоуправления.
Основными принципами
организации местного самоуправления являются:
-
принадлежность права на самоуправление населению
в границах населенных пунктов, территорий
и их ассоциаций;
-
наличие достаточных собственных
материально-финансовых ресурсов;
-
организационная обособленность органов местного
самоуправления от органов государственной власти;
-
законность в организации и деятельности местного
самоуправления;
-
многообразие форм организации местного
самоуправления и самостоятельное определение населением структуры органов
местного самоуправления;
-
выборность органов местного самоуправления;
ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед
населением и государством за надлежащее исполнение своих функций;
Гарантии местного самоуправления
заключаются в следующем:
-
полномочия местного самоуправления не могут быть
изъяты или ограничены в одностороннем порядке органами государственной власти;
органы местного
-
самоуправления имеют право на судебную защиту
законных прав и интересов местного самоуправления;
-
никто не вправе вмешиваться в осуществление
деятельности местного самоуправления, в том числе принимать акты,
ограничивающие его компетенцию;
-
правовые акты ОМС1,
принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми
расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями,
организациями независимо от форм собственности и организационно-правовых форм и
гражданами.
Для
реализации представительных ,исполнительных и распорядительных функций население
образует выборные и другие органы местного самоуправления и наделяет их в
соответствии с законодательством соответствующими полномочиями для решения
вопросов местного значения.
Выборными
органами МС1 в городах, районах и других поселениях
могут быть городские, районные, сельские (поселковые) Собрания (Советы).
Другими
органами МС могут быть администрации соответствующих территорий, образуемые в
соответствии с уставами муниципальных образований.
Сущность
отношений органов МС с предприятиями, учреждениями и организациями,
находящимися в муниципальной собственности состоит в следующем:
-
Органы МС определяют цели, условия и порядок
деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной
собственности;
-
осуществляют регулирование цен и тарифов на их
продукцию (услуги);
-
утверждают их уставы, назначают и увольняют
руководителей данных предприятий,
-
заслушивают отчеты о их деятельности.
-
Органы МС содействуют развитию
предпринимательской деятельности на подведомственной территории.
-
Органы МС не вправе устанавливать ограничения на
ввоз и вывоз продукции и товаров за пределы соответствующей территории либо
иные ограничения хозяйственной деятельности за исключением случаев,
предусмотренных законодательством.
-
По вопросам, не входящим в компетенцию органов
МС, их отношения с предприятиями,
-
не находящимися в муниципальной собственности, а
также с физическими лицами строятся на основе договоров.
Органы
местного самоуправления вправе:
-
Передавать находящееся в муниципальной
собственности
-
объекты во владение и использование (постоянное
или временное), сдавать их в аренду, продавать, отчуждать в порядке и на
условиях, предусмотренных законодательством и правовыми актами
представительного органа.
-
Распоряжаться средствами местного бюджета,
внебюджетными и валютными фондами.
-
Самостоятельно устанавливать внешнеэкономические
связи.
-
Создавать совместные предприятия по выпуску
товаров народного потребления и оказанию услуг населению, организовывать
приграничную торговлю.
-
Пользоваться на договорных началах кредитами на
производственные и социальные цели.
-
Выпускать местные займы для развития социальной
и производственной инфраструктуры1.
Постоянно
действующим исполнительным органом МС является администрация муниципального
образования .
Местная
администрация является юридическим лицом, а поэтому :
-
имеет обособленное имущество, собственные
источники финансирования из местного бюджета;
-
может от своего имени приобретать и осуществлять
имущественные и неимущественные права и обязанности;
-
имеет гербовую и иные печати, штампы, бланки,
расчетные и иные счета в банковских учреждениях.
Структура
администрации утверждается представительным органом МС по представлению главы
администрации.
В
структуре исполнительных органов самоуправления важное значение занимают
коллегии администрации(консультативный совещательный орган, который образуется
при главе местной администрации в составе руководителей структурных
подразделений или ином составе).
Организующей
основой деятельности администрации являются планы работы. Они разрабатываются
всеми структурными подразделениями администрациями на квартал с учетом
комплексного решения проблем жизнедеятельности муниципального образования.
Администрацию муниципального образования возглавляет глава администрации. Глава
администрации(глава МС) является высшим должностным лицом, возглавляющим
деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории
муниципального образования.
Выборы
главы местной администрации проводятся в соответствии с Конституцией РФ,
Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан
РФ", уставом и соответствующим законом субъектов РФ.
Глава
администрации не имеет права:
-
состоять в руководящих органах
зарегистрированных политических партий, движений, клубов или групп;
-
состоять в правлениях или других органах
управления предприятий, учреждений, организаций;
-
получать любые доходы, в том числе
единовременное или регулярное вознаграждение от предприятий, учреждений,
организаций, находящихся в муниципальной собственности либо действующих на
соответствующей территории или связанных с местным бюджетом получением из него
средств для своей деятельности, налоговыми либо иными финансовыми льготами,
кроме авторского гонорара, вознаграждения за научно-педагогическую и иную
творческую деятельность;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|