Меню
Поиск



рефераты скачать Управление социально-экономическими процессами ЖКХ

В мировой практике выделяют три модели местного самоуправления[15] : англосаксонскую (английскую), континентальную (французскую) и советскую. Хотя советскую вряд ли можно считать моделью самоуправления, скорей всего это государственная власть.

В англосаксонской модели, получившей распространение в Великобритании, США, Канаде, Австралии и во многих других странах с англосаксонской правовой системой, местные представительные органы формально выступают как действующие автономно в пределах предоставленных им полномочий и прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим отсутствует. Кроме того, для англосаксонской модели характерно то, что на местах нет уполномоченных центрального правительства, которые бы опекали представительные органы, избираемые населением административно - территориальных единиц. Наряду с представительными органами в странах с данной системой ( и в первую очередь США) непосредственно населением могут избираться некоторые должностные лица. Значительными полномочиями здесь зачастую наделяются комиссии  ( комитеты) местных представительных  органов, играющие весомую роль в подготовке и принятии отдельных решений.

Есть и контроль. Демократия не может быть без контроля. Есть регулярные министерские инспекции.

         Однако следует  учесть тот факт, что принятый в законодательстве этих стран термин “ местное управление” для обозначения и деятельности местных органов обычно указывает на один из критериев их отграничения от всех других государственных органов - на их локальный характер.

В большинстве стран мира ( континентальная Европа,  франко - язычная Африка, Латинская Америка, Ближний Восток), по мнению многих ученых, получила распространение континентальная модель. [16]  Она основывается на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Родоначальницей данной модели является Франция.

Указанная модель характеризуется также определенной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим. Однако реформой начала 80 - х годов во Франции была несколько снижена соподчиненность между различными уровнями местных органов.

Принципиальное отличие от двух вышеуказанных моделей имеет так называемая советская модель, представляющая собой не столько практический, сколько сугубо академический интерес. [17] Данная модель была характерна для Советского Союза и других стран “ мировой системы социализма”. В настоящее время в ой или иной форме она продолжает сохраняться в странах, все еще считающих себя социалистическими, таких, как Китай, Куба, КНДР.

В.И. Чиркин считает третьей  моделью то местное самоуправление, по которому пошла Латинская Америка. [18] В ней нет назначенных представителей в местном самоуправлении, т.е. всех избирают. Но избранный населением префект утверждается затем парламентом как представитель государственной власти. Одновременно он является и председателем местного совета. И таким образом он концентрирует большую власть и является представителем государственной власти. Будучи избранным населением, он легитимен в глазах населения.

Следует отметить, что правовую основу деятельности местных органов этих моделей составляют конституции, а также акты, издаваемые центральными законодательными органами или ( в федеративных государствах) представительными органами субъектов федерации. В странах с федеративным политико - территориальным устройством национальные конституции регулируют лишь основные принципы формирования и деятельности местных органов, возлагая правовое регулирование местного управления в основном на субъектов федерации.

Если говорить о возможностях местного самоуправления в Российском государстве, то опыт самой России, многовековой опыт разных стран мира подтверждает, что развитая система местной власти объективно работает на интеграцию государства, и это действительно является объективным, сдерживающим фактором стремления любых регионов и изменений суверенизации.

В Европейской хартии местного самоуправления “ под местным самоуправлением понимаются право и эффективная способность местных органов власти регулировать и управлять в рамках закона и под собственную ответственность важной частью публичных дел в интересах своего населения “. [19] В статье 1 Закона “ О местном самоуправлении в РСФСР” местное самоуправление определялось как организация деятельности граждан для самостоятельного, под свою ответственность решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его национальных, этнических и иных особенностей на основе законодательства РФ.

Основываясь  на существующую законодательную базу понятие местного самоуправления можно раскрыть в следующих аспектах:

а) Местное самоуправление - это право граждан, местного сообщества на самостоятельное  заведывание местными делами. В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. В части 1 статьи 130 Конституции РФ закреплено, что местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжение муниципальной собственностью.

б) Местное самоуправление - это деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения. В части 1 статьи 2 Федерального Закона “ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” определена, что местное самоуправление в РФ - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

в) Местное самоуправление - форма народовластия, т.е. способ осуществления народом принадлежащей ему власти. В частях 1 - 2 статьи 3 Конституции РФ закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

г) Местное самоуправление - одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей ( деление властей по горизонтали), определяет систему управления ( деление властей по вертикали).  В статье 12 Конституции РФ  говорится , что в РФ признается и гарантируется местное самоуправление;  местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Таким образом, о местном самоуправлении говорится в статьях 3, 12 Конституции РФ, которые в соответствии с частью 1 статьи 16 Конституции РФ составляют основы конституционного строя Российской Федерации.

Впервые в истории России закон создает такую фундаментальную правовую базу для  формирования уровня власти, который, скажем так, не очень характерен для нашей российской истории : по своему правовому положению он отделен от государственной власти, но лучше сказать - организационно не привлечен в систему органов  государственной власти. Это предполагает, в свою очередь, организационную обособленность местного самоуправления от государственной власти. И появляются высказывания о том, что государственная власть заканчивается на уровне субъектов РФ. Тогда возникает вопрос: есть ли власть на уровне городов, районов, сел, т.е. на  уровне местного самоуправления ?  Видимо для ответа на этот вопрос нам необходимо выяснить соотношение понятий  управление и власть, государственная власть и местная ( муниципальная) власть.

Управление предполагает , как  мы знаем, воздействие на поведение людей для получения определенных результатов, наличие особого механизма их реализации. Управление как организационная  деятельность - это процесс реализации, функционирования власти. Управление- естественное состояние власти, сущность которой проявляется в  создании предпосылок управления. В свою очередь, власть - это не просто рычаг или средство управления, а его непременное  условие.[20] Значит без власти нет и управления. То есть , если мы используем  определение “ местное самоуправление “,  то необходимо говорить и о местной ( муниципальной) власти. Г.В. Барабашев, анализируя опыт местного самоуправления зарубежных стран определял местное самоуправление как  “ власть местного населения в делах местного значения, осуществляемую гражданами непосредственно и через выборные органы, в рамках закона, но без вмешательства центральной власти”.[21]

Можно ли говорить однозначно о независимости местной власти и государственной ?

Здесь нет однозначного ответа.

Муниципальная власть имеет ряд  признаков,  присущих государственной власти. К ним относятся: четко выраженный институализированный характер; наличие специфического обособленного аппарата осуществляющего эту власть; непрерывность во времени, универсальность, всеобщность; основанность на законах и иных нормативных актах; осуществление на определенной территории по отношению ко всем находящимся на ней лицам; возможность использования средств законодательно институированного  насилия; установление и сбор налогов; самостоятельное формирование бюджета.[22]

Известный государствовед С.А. Авакьян[23]  отличает, что юридическое  лишение государственных начал для органов местного самоуправления добавит к их реальной слабости еще и слабость правовую.

В Комментарии и Конституции Российской Федерации отмечается, что статус местного самоуправления определяется государством в Конституции РФ и законах, принимаемых органами государственной власти; местные дела решаются хотя и самостоятельно, но в русле единой государственной политики; решения органов местного самоуправления обязательны к исполнению всеми, кому они адресованы; органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями; у органов местного самоуправления есть соответствующий комплекс полномочий государственно- властного характера, без которого  невозможно управление; органы местного самоуправления не обладают “ компетенцией устанавливать свою компетенцию”, т.е. не могут определять самостоятельно круг своих  полномочий;  в отличие от государства, местное сообщество  не обладает суверенитетом,[24]  так как его территория есть государственная территория, местные жители являются гражданами государства.

Согласно статьи 19 Федерального закона “ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” органы местного самоуправления издают нормативные акты, содержащие правила поведения общего характера, они не относятся к законам и по своей природе являются подзаконными. Таким образом отсутствие права издания законов по тем или иным вопросам, для данной местности заменяющих Законы общие, является достаточно важным критерием, отличающим местное самоуправление.

Обосновывая негосударственный характер органов местного самоуправления некоторые государствоведы приводят такие аргументы: в их системе отсутствует строгая иерархия и соподчиненность; они действуют не от имени государства; вопросы местного значения решают с учетом особенностей развития своей территории; их материально - финансовую базу составляет муниципальная собственность и муниципальный бюджет; они обладают более тесной связью с населением, чем федеральные органы, у органов местного самоуправления практически отсутствуют политические функции. [25] 

Исходя из вышеизложенного можно сделать итог, что муниципальная власть - это система властеотношений, реализующая функции местного самоуправления, основанная на аппарате принуждения. Муниципальная власть является разновидностью не только социальной власти, но и публичной власти ( власти над обществом), действующая в пределах муниципального образования, реализуемая от имени местного сообщества органами местного самоуправления и основанная на нормах права.

Природа местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней сочетаются два начала : общественное и государственное. Однако несмотря на двойственную природу муниципальной власти, существующее в настоящее время конституционное разделение государственной власти и местного самоуправления на две самостоятельные властные структуры имеет под собой практическое основание.

Так как же разграничить местное самоуправление от общественного объединения. Выделяют следующие особенности местного самоуправления [26]: органы местного самоуправления формируются по императивному предписанию государства, в то время как общественные объединения формируются определенными слоями населения по добровольному принципу; в сферу деятельности общественных объединений по общему правилу не входит решение государственных дел, в то время как органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями; сфера деятельности общественного объединения может не ограничиваться территорией административно - территориальной единицы в отличие от органов местного самоуправления, которые всегда имеют четкую территорию.

Действующее законодательство выделяет ряд обязательных атрибутов местного самоуправления: территория, население, выборные органы, формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении, местный бюджет,  местные налоги и сборы, муниципальная собственность, местные нормативные акты.

При характеристике местного самоуправления необходимо различать его сущностные характеристики, обусловленные политико - правовой природой местного самоуправления и внешнее выражение, то есть то, каким образом местное самоуправление проявляется во вне. Поэтому необходимо рассматривать критерии и атрибуты местного самоуправления.

Философский словарь определяет критерии местного самоуправления как средства проверки теоретических положений на практике. Атрибуты местного самоуправления - это неотъемлемые свойства местного самоуправления без которых местное самоуправление не может существовать, ни мыслиться.

Однако мы осветим только те атрибуты местного самоуправления, характеризующие в своей совокупности организационные основы местного самоуправления, то есть органы местного самоуправления, формы непосредственного осуществления населением права на местное самоуправление, местные нормативно - правовые акты.

С.А. Авакьян [27]  отмечал некоторые бесспорные существенные признаки местного самоуправления, свойственные и отличающие его от центральной  правительственной власти. К примеру, различие в характере власти. Центральная государственная власть есть власть суверенная, верховная, могущая сама по себе реформировать, органы же местного самоуправления - власть подзаконная, действующая в порядке и в пределах указанных ей верховной властью.

· Разграничение сфер компетенции властей центральных и местных, т.е. отграниченность круга дел, предоставленных местному самоуправлению.

· Самостоятельные источники средств.

· Территориально - ограниченный выборный принцип.

  Заметим, что Б.Н. Чичериным [28] выделялись основные “ выгоды и преимущества” местного самоуправления:

Во первых,  местные нужды лучше всего знакомы и ближе всего местным жителям, участвующим в избрании органов местного самоуправления и непосредственно заинтересованным в успешной деятельности последних.

Во вторых, местное самоуправление развивает в гражданах самодеятельность, энергию, предприимчивость и ведет к высокому развитию общественных сил. Люди перестают ожидать всех благ от правительства, привыкая полагаться на самих себя.

В третьих, общественная жизнь при наличии местного самоуправления, равномернее распределяется по всему государству, не стягивается искусственно к центру, оставляя провинцию и периферии бессильными.

В четвертых, местное самоуправление связывает администрацию с народом... Наряду с частными интересами у гражданина появляются общественные. Принимая участие в управлении, гражданин готов содействовать ему всеми силами, как своему собственному делу.

В пятых, местное самоуправление дает гражданам ближайшее практическое знакомство с общественными делами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.