Функционирование КСУКП
и ЭИР регламентируется комплексом стандартов предприятия. Стандарты предприятия
делятся на специальные, которые охватывают отдельные стадии жизненного цикла
продукции, и общие, которые регламентируют вопросы, определяя порядок работ,
которые обеспечивают качество работы и продукции на всех этапах деятельности
предприятия.
Эффективность
функционирования КСУКП и ЭИР в значительной мере определяется составом
стандартов, которые у нее входят, поэтому работа по разработке и внедрению
новых систем контроля качества имеет важное значение. Основным источником
формирования номенклатуры стандартов является анализ качества продукции и технологии
его изготовление. После проведения этого анализа на основе принципов научной
организации работы с учетом достижений науки, техники и передового опыта
разрабатывают четкую последовательность выполнения каждого вида работ. Система
контроля качества периодически изменяется по составу и содержанию, которое
связано с тем, что с течением времени в производстве появляются новые
"узкие места", которые требуют своего решения, а также с
необходимостью внедрения новых, более рациональных способов выполнения стандартизированных
прежде работ.
Контроль
достижения целей и задач предприятия в области качества продукции и
эффективного использования ресурсов осуществляется генеральным директором
предприятия.
В случае
необходимости генеральный директор организовывает комиссию по проведению
анализа причин, которые мешают достижению поставленных целей и задач, а также
разработку и выполнение по усовершенствованию системы.
Также к функциям КСУКП
и ЭИР относятся осуществление правового обеспечения; технологической подготовки
производства; организации материально-технического обеспечения; рационального
использования трудовых ресурсов.
Организационно-технической
основой системы являются стандарты всех категорий и "Комплексный план
научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и
социально-экономического развития коллектива".
Контроль за
соблюдением требований КСУКП и ЭИР, а также наличие необходимых условий для их
соблюдения осуществляется руководителями подразделений.
Разработку
мероприятий по усовершенствованию методов контроля качества изготовления
продукции, внедрение прогрессивных методов контроля, выявление причин и
виновников брака осуществляет отдел технического контроля.
В современных
условиях предприятия ОТК является контролирующей организацией, главная
обязанность которой состоит в предотвращение выпуска продукции, которая не
отвечает нормативам и инструкционно-технологическим картам, техническим
описаниям.
ОТК выполняет
такие задачи как регулирования отношений с заказчиками, регулирование качества
изделий, которые выпускаются, координация работ всех отделов, производственных
участков предприятия. ОТК контролирует качество сырья, полуфабрикатов по всему
производственному циклу, а также осуществляет контроль качества готовой
продукции.
К функциям ОТК
относится контроль за соблюдением технологической дисциплины, за соответствием
продукции требованиям инструкционно-технологических карт, техническим описаниям
моделей; контроль за соответствием методов обработки требованиям
нормативно-технической документации; конечный контроль готовой продукции.
Структура
управления качеством продукции ООО «Финтех» показана на рис.2.1
Отдел
технического контроля возглавляет начальник ОТК, который подчиняется главному
инженеру.
К обязанностям
начальника ОТК относится: обеспечение беспрерывной работы отдела и выполнение
задач, которые на него возложены; осуществление руководства всем контрольным
аппаратом ОТК, правильный подбор и осуществление расстановки рабочих,
систематический контроль за их деятельностью; организация технического обучение
рабочих ОТК с целью повышения квалификации по вопросам управления качеством
продукции.
Начальник ОТК
должен осуществлять повседневный контроль за работой всех отделов и цехов по
обеспечению качества продукции; информировать руководство предприятия и цехов о
всех случаях предъявления к приему ОТК недоброкачественной продукции, дефектов
нарушений технологической дисциплины и недостатков в организации производства,
требуя проведения мероприятий из их устранения. Начальник ОТК проводит разбор
рекламаций на продукцию предприятия, устанавливает причины выпуска
недоброкачественной продукции.
Технолог обязан
осуществлять постоянный контроль за качеством продукции, которая выпускается в
технологических процессах; осуществлять классификацию дефектов, давать оценку
качества на данном участке.
Технолог имеет
право приостанавливать изготовления продукции, которая не отвечает
нормативно-технической документации, и сразу информировать об этом начальника ОТК;
требовать от мастеров и рабочих соблюдения технологической дисциплины;
требовать от технологов цехов принадлежности технологического оснащения на
рабочих местах; требовать от механиков исправности оснащение и оборудование.
Выполнение
требований к качеству детской мебели невозможно без проведения сурового
контроля конструктивных и технологических параметров изделий. При этом
необходимо исходить из того, что качество продукции закладывается при
разработке проекта, обеспечивается во время ее изготовления и поддерживается в
процессе эксплуатации.
Во второй главе
дипломной работы нами были описаны особенности внедрения инвестиционного
проекта по созданию производства нового типа детских кроваток из экологически
чистого сырья. Новизна проекта заключается в передовых технологиях обработки
древесины, которые исключают использование токсических препаратов, которыми
обрабатывается древесина при обычном способе изготовлении детской мебели. Так,
согласно замыслу в основу производства детских кроваток заложены следующие
принципы: функциональность, качество, цена
Для реализации
проекта планируется использование кредита который может быть предоставлен
Европейским банком реконструкции развития по специальной программе поддержки
предпринимательства в России. Основным достоинством данной программы
кредитования является низкая процентная ставка по кредиту – 7,5%. Такую
процентную ставку не может предложить ни один из отечественных банков по
объективным причинам.
Для реализации
проекта необходимо 45500 дол. США, из которых 25500 являются собственными
средствами, а 20000 дол. США – заемными.
Проект также
является эффективным и по плану денежных поступлений и выплат. Во всех периодах
сальдо общего потока является положительным. В главе нами было обосновано, что
анализируемый инновационный проект имеет достаточно высокий внедренческий
эффект.
На ООО «Финтех»
действует комплексная система управления и контроля качества продукции и эффективным
использованиям ресурсов. Управление качеством продукции и эффективным
использованиям ресурсов осуществляется на основе реализации таких функций как
прогнозирование технического уровня продукции и развития предприятия;
планирование повышения качества продукции и эффективности производства; и др.
Вопросами контроля качества на предприятии занимается непосредственно отдел
контроля качества (ОТК), который состоит из начальника ОТК, его заместителя,
технолога и трех специалистов.
3.1. Анализ рыночной среды предприятия
для управления созданием новой продукции
Для того, чтобы
определить перспективы развития ООО «Финтех» необходимо, в первую очередь,
провести анализ рыночной конъюнктуры и определить место предприятия на данном
сегменте рынка.
Рассмотрим
ситуацию на российском рынке мебели в целом и на сегменте детской мебели в
частности. Структура рынка мебели до кризиса 1998 г. складывалась следующим
образом. Доля импорта в 1997 г. составляла, по разным оценкам, от 50 до 61%.
Сектор российских производителей не превышал 50%. Кризис 1998 г. нарушил это
соотношение и позволил усилить позиции отечественной мебельной промышленности.
Зарубежные поставки сократились практически в 3 раза, и российские
производители использовали эту возможность. Согласно данным Института
исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, рост объемов выпуска
отечественной мебели почти по всем показателям впервые был отмечен в 1999 г.,
когда объемы производства в стоимостном выражении возросли более чем на 50% по
сравнению с 1998 г. Но такое положение оставалось недолго. Карт-бланш
использовали не все российские производители. Доля импорта в 1999 г.
стремительно продолжала увеличиваться. В 2000 г. снизился темп роста выпуска
отечественной продукции, и прирост к 1999 г. составил 28-32% [26].
Причина
заключалась в том, что цена продукции российских производителей практически
сравнялась с ценой на импорт. Российские производители потеряли основное
конкурентное преимущество. При одинаковом ценовом предложении качество
российской мебели не соответствовало зарубежным аналогам.
В 2000 г.
структура рынка мебели изменилась следующим образом: доля импорта достигла 40%
(по официальным данным - 22%); выпуск отечественной мебели за 2000 г. (по
официальным данным) составил 18,085 млрд рублей в отпускных ценах. Основной
ассортимент отечественной мебели, поступающей на внутренний рынок, не претерпел
существенных изменений. Если рассматривать выпуск мебели в натуральном
выражении по отдельным видам, то в 1998 г. отмечалось сокращение объемов по
всем видам, кроме стульев, с 1999 г. наметился рост объемов производства
большинства наименований: столов (на 19%), стульев (на 2,7%), шкафов (на 23,2%)
и деревянных кроватей (на 18,5%).Сократилось производство лишь некоторых видов
мебели: кресел (на 19%), диван-кроватей (на 24,5%), диванов и кушеток (на 5%).
В 2000 г. продолжился рост объемов производства всех видов мебели, кроме кресел
и диван-кроватей, выпуск которых сократился на 3% и 23% соответственно по отношению
к 1999 г. (рис. 3.1).
На основании
информации Госкомстата РФ об объемах выпуска мебели по отдельным видам, в
количественном выражении была определена сегментация производства мебели по
видам, или, иначе говоря, пропорциональное отношение разных видов. Сегментация
сохраняется примерно на одном и том же уровне с 1999 г. (рис. 3.2).
Рис. 3. 1 Объем производства отечественной мебели в отпускных ценах за
1997-2000 гг.
Рис.
3.2 Сегментация производства отечественной мебели по видам
Экспорт. В 2000-2001 годах
сохранилась тенденция к увеличению экспорта мебели, который в 2000 г. составил
12,5% выпуска отечественной продукции.
В настоящее время
в структуре российского экспорта преобладают поставки частей мебели из дерева
(30%), мебель для офисов деревянная (10%), мебель для сидения (16%).
Основная доля
экспорта осуществляется в страны дальнего зарубежья: в 1999 г. она составила
88%, в 2000 г. - 85% общего экспорта прочей мебели и ее частей. Доля поставок в
страны СНГ увеличилась в 2000 г. до 15% по сравнению с 12% в 1999 г. Наибольший
объем экспорта обеспечивается предприятиями Северо-западного района России,
прежде всего Ленинградской (46% всего экспорта) и Новгородской (20%) областей.
Свыше 10% общего объема экспорта поставляют Кировская и Московская области.
Основными
странами-импортерами российской мебели и ее частей являются Германия (33,4%), Швеция
(9,2%), Франция (4,9%), Бельгия (2,4%), Словения (2,3%) и др. [26].
В структуре
экспорта в западные страны преобладают (40%) полуфабрикаты и детали для
производства мебели, а также наиболее материалоемкая и относительно недорогая
продукция из древесины (38,5%). В страны СНГ (Казахстан, Узбекистан, Киргизию)
поставляется в основном готовая продукция из плитных материалов.
Импорт. Крупнейшим поставщиком
мебели, соответствующей коду 94.03 ГТК (Мебель прочая и ее части, согласно
терминологии таможенного комитета), в 1998 г. была Италия, ее доля составила
около 23%. В 1999 г. поставки из Италии возросли почти до 31%, и она сохранила
свое лидирующее положение. Второе место сохранила за собой Германия: 10,9% в
1998 г. и 15,6% в 1999 г. Эти две страны занимают доминирующее положение по
ввозу в Россию мебели рассматриваемого кода таможенной статистики: их суммарная
доля в 1998 г. была 33,7%, в 1999 г. - 46,5%.
В 2001-2003 гг.
страны-лидеры (Италия и Германия) продолжают удерживать свои позиции, и их
совместная доля составляет 46-48%.
Наибольший объем
мебели завозится из Белоруссии - 34,5%. Заметно возрос в 2000 г. ввоз мебели из
Швеции: с 3,9% до 5,2%, что связано с успешным функционированием торгового дома
"ИКЕА" [26].
Объективная и
достоверная оценка и анализ емкости рынка мебели невозможен только на основании
официальных данных. По заявлению Института исследования товародвижения и
конъюнктуры оптового рынка, статистическая информация далеко не полностью
отражает деятельность отдельных предприятий, производящих всевозможные предметы
мебели. Реальный объем выпуска мебели в нашей стране, по оценке специалистов, в
2,7-3,2 раза превышает официальные показатели.
В качестве
характерного примера отличия публикуемых официальных данных приведем данные ГТК
и Европейской Федерации ассоциаций мебельной промышленности. По данным ГТК,
весь импорт мебели в 2000 г. составил $278, 4 млн. Согласно заявлениям
импортеров мебели стран ЕС, в Россию было ввезено в 2000 г. около $400 млн.
Поэтому все остальные данные, касающиеся оценки рынка мебели, - расчетные.
Емкость рынка
мебели. В
целом емкость рынка мебели в 2003 г. составляет примерно $3,1-3,5 млрд. По
данным Центра по развитию мебельной промышленности, основной объем составляет
мебель бытовая (75%), доля специальной мебели, в том числе офисной, увеличилась
до 24-25% против 19-20% в 2002 г. Это соотношение совпадает с экспертными
оценками, поэтому в расчетах емкости рынка мебели принято следующее допущение:
доля офисной мебели составляет 20%, бытовой - 80%.
Расчет производился
по методике оценки потребительского рынка, на основании первоначальных данных
Gallup.
Таким образом, в
2003 г. емкость рынка в среднем составляет: офисной мебели $708,8 млн, бытовой
- $2,4-2,8 млрд. По отношению к 2002 г. темп роста бытовой мебели в среднем
составил 13 -17 %, в то время как рынок офисной мебели увеличился на 8 -10%.
Официальные
данные темпов роста рынка соизмеримы с расчетными, если принять во внимание
динамику роста розничных цен на мебель, которая существенно корректирует
"красивые" показатели роста, приводимые в отпускных ценах. Так, за 2001
г. цены на различные виды мебели возросли в среднем по стране от 8 до 30%, в
2002 г. - с 8 до 19%. На основании экспертных оценок, максимальные объемы
продаж мебели в 2001 г. зафиксированы в Москве и Московской области в среднем
22,5% - 24,5%, в Санкт-Петербурге и области - 16,3% от общих объемов реализации
мебели по стране, что подтверждается расчетом. В структуре рынка по
направлениям, рынок мебели Москвы составляет в среднем 17,9% потенциальной
емкости рынка мебели в целом по стране [26].
Тенденции
развития. Рынок
мебели неразрывно связан с общей экономической ситуацией в стране. Оживление на
одном рынке приводит к увеличению покупательного спроса на другом. Основным
"индикатором" ситуации служит спрос на товары длительного пользования
у среднего класса. Именно на его предпочтениях и изменениях в потребительском
поведении прогнозируется тенденция на рынке в целом. В 2000-2005 годах
расширились и продолжают расширяться практически все рынки товаров длительного
пользования. По данным Московской биржи недвижимости, объем рынка недвижимости
за последние 2 года увеличивается примерно на 5% в год. Однако важно другое. В
2002 г. доля нового жилья превысила 50%, а динамика роста покупок квартир в
рассрочку за 1999-2003 годы выросла в 1,5 раза. На рынке автомобилей -
настоящий бум. По данным официальных дилеров, рост продаж импортных автомобилей
в первом квартале 2004 г. составил 30% по отношению к первому кварталу прошлого
года. Наблюдается активизация и на рынке бытовой техники, особенно встроенной
дорогой "белой", например, стиральных машин шведского и европейского
производства. Спрос на аудио, видеопродукцию в 2001 г. останется как минимум на
прежнем уровне. Причин такого положения несколько. Во-первых, у среднего класса
появилось ощущение стабильного дохода. Во-вторых, до кризиса 1998 г. до рынков
недвижимости и рынка автомобилей, которые были далеки от насыщения, потребитель
добраться не успел. Рынки же мебели и бытовой техники испытали бум еще до кризиса.
Всплеск спроса на аудио-, видео, к примеру, пришелся на 1994-1995 годы, на
бытовую технику - на 1995-1996 годы, а подъем на рынке бытовой мебели -
1996-1997 годы. У каждого рынка своя динамика. Принимая во внимание, что
средний срок эксплуатации товаров длительного пользования в России составляет
6-8 лет, новый заметный спрос на этих рынках, вызванный заменой, должен был бы
начаться в 2002-2006 годах, поэтому сегодняшний рост есть ни что иное, как
возвращение рынков к "объективной" траектории жизненного цикла.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|