·
необходимость составления моделей исследуемой
задачи (необязательно математической, можно физической или графической);
·
успешное применение его для изучения
многофакторных, комплексных систем, когда решения трудно достичь с помощью
одного какого-либо раздела науки или простого соединения методов разных
дисциплин;
·
необходимость точной формулировки задачи: следует
точно описать, какого результата, какой цели и при каких ограничениях стремятся
достичь при решении задачи;
·
постановка и решение проблемы для достижения
желаемых результатов должны подчиняться целостному подходу: при решении частей
проблемы все время необходимо иметь в виду цель решения всей системы.
Обоснование процесса решения проводится с
помощью общей цели системы. Только при этом будет учтено явление синергизма-
достижение более высокого результата действия системы по сравнению с аддитивным
эффектом, т.е. по сравнению с суммой результатов действия отдельных элементов
системы.
Задачи системного анализа можно разделить на
две группы: математику и логику.
Математику системного анализа применяют при решении оптимизационных задач уже четко сформулированных,
для чего составляются уравнения, описывающие связи множества переменных
ограничений системы. При этом определяются количественные результаты
функционирования системы с точки зрения выбранного критерия оптимальности.
Логика имеет
компоненты, связанные с процессом принятия решений, выявлением таких проблем,
как определение целей системы, путей их достижения, анализ внешних условий и
ограничений.
Цель в системном анализе понимается как
антипод проблемы: это то, что надо сделать для снятия проблемы (а решение - то,
как это сделать).
Под критерием в системном анализе
подразумевается способ сравнения альтернатив, т.е. любой их признак, значение
которого можно зафиксировать количественно или качественно. В идеале построение
критериев требует создания четкой иерархии целей с определением всех
соотношений между ними; реально же может использоваться несколько критериев,
описывающих одну цель по-разному и дополняющих друг друга.
При интеграции знаний наиболее существенны, на
наш взгляд, 2 критерия "хорошей" ("правильной") интеграции:
·
интегрировать любую информацию;
·
исключать внутренние противоречия.
При моделировании помимо этих критериев
следует использовать специфические критерии "хорошей" модели:
·
универсальность - возможность описывать любое
знание от отдельного факта до философского обобщения;
·
связность - наличие закономерных причинных связей
между событиями, процессами, явлениями;
·
активность - возможность порождения нового знания,
например, по схеме: факт - обобщенный факт - эмпирический закон - теоретический
закон - новые факты.
Общий алгоритм:
·
Определение конфигуратора.
·
Постановка проблемы – отправной момент
исследования. В исследовании сложной системы ему предшествует работа по
структурированию проблемы.
·
Расширение проблемы до проблематики, т.е.
нахождение системы проблем, существенно связанных с исследуемой проблемой, без
учета которых она не может быть решена.
·
Выявление целей: цели указывают направление, в
котором надо двигаться, чтобы поэтапно решить проблему.
·
Формирование критериев. Критерий – это
количественное отражение степени достижения системой поставленных перед ней
целей. Критерий –это правило выбора предпочтительного варианта решения из ряда
альтернативных. Критериев может быть несколько. Многокритериальность является
способом повышения адекватности описания цели. Критерии должны описать по
возможности все важные аспекты цели, но при этом необходимо минимизировать
число необходимых критериев.
·
Агрегирование критериев. Выявленные критерии могут
быть объединены либо в группы, либо заменены обобщающим критерием.
·
Генерирование альтернатив и выбор с использованием
критериев наилучшей из них. Формирование множества альтернатив является
творческим этапом системного анализа.
·
Исследование ресурсных возможностей, включая информационные
потоки и ресурсы.
·
Выбор формализации (построение и использование
моделей и ограничений) для решения проблемы.
·
Оптимизация (для простых систем).
·
Декомпозиция.
·
Наблюдение и эксперименты над исследуемой системой.
·
Построение системы.
·
Использование результатов проведенного системного
исследования.
Основные положения теории систем. Определение системы.
Свойства системы. Классификация систем. Модели экономических систем.
Под системой понимают множество
элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует
определенную целостность, единство. Понятие "система" предполагает
рассмотрение объекта как целого, состоящего из совокупности элементов.
Представление о системе всегда связывается с такими понятиями, как элемент,
целостность, структура, связь, подсистема.
Любую систему можно расчленить (не обязательно
единственным способом) на конечное число частей, называемых подсистемами,
каждую из которых в свою очередь, можно разделить на конечное число подсистем
более низкого уровня вплоть до получения подсистем первого уровня-элементов
системы.
Обычно под элементом системы
понимают объект или процесс, не подлежащий при исследовании дальнейшему
расчленению на части.
Под структурой системы понимают
относительно устойчивый порядок внутренних пространственных связей между ее
отдельными элементами, определяющий функциональное назначение системы и ее
взаимодействие с внешней средой.
Под целостностью системы
понимают принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих
ее элементов.
Связь- это
взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и во
времени. Связи могут быть существенными и несущественными. По типу процесса,
который определяет связь, они разделяются на связи управления, функционирования
и др., а по направлению действия- на прямые и обратные.
В сложных системах часто
обратные связи рассматривают как передачу информации о протекании процесса, на
основании которой вырабатываются управляющие воздействия. В этом случае
обратные связи называются информационными. Понятие обратной связи как формы
взаимодействия играет большую роль в анализе функционирования сложных систем.
Два основных свойства систем:
·
целостность системы означает, что комплекс
элементов, рассматриваемый в качестве системы, обладает характерными свойствами
и поведением, причем свойства системы несводимы к сумме свойств ее элементов;
·
делимость системы отражает тот факт, что любой
объект можно представить состоящим из элементов. Это значит, что любой объект
можно рассматривать как минимум в трех аспектах: как нечто целостное (систему),
как часть более общей системы (надсистемы) и как совокупность более мелких
частей (элементов, подсистем).
Системы подразделяют на три группы: простые,
сложные и очень сложные. Система обувного производства относится к третьей
группе- очень сложной. Основными отличительными признаками сложной
системы являются:
·
наличие большого количества взаимосвязанных и
взаимодействующих между собой элементов;
·
сложность функции, выполняемой системой и направленной
на достижение заданной цели функционирования;
·
возможность разбиения системы на подсистемы, цели
функционирования которых, подчинены общей цели функционирования всей системы;
·
наличие управления (часто имеющего иерархическую
структуру), разветвленной информационной сети и интенсивных потоков информации;
·
наличие взаимодействия с внешней средой и
функционирование в условиях взаимодействия случайных факторов.
Структура системы - это закономерные
устойчивые связи между элементами системы, отражающие пространственное и
временное расположение элементов и характер их взаимодействия (или
причинно-следственные отношения). При этом заметим, что связи в системе бывают
полезные, бесполезные и вредные.
Функция системы - это внешнее проявление
свойств системы, определенный способ взаимодействия с окружающей средой. У
любой системы много функций; однако почти всегда среди этого множества можно
выделить одну, самую существенную в данной системе отношений. Эта функция
называется главной полезной функцией (ГПФ) системы.
КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ
Существует много различных подходов к
классификации систем. Например, классификация может основываться на сложности
системы. В классификации, приведенной ниже, целый ряд более сложных систем
опущен, так как не представляет для нас интереса.
1. Морфологические системы. Это системы,
которые описываются при помощи сети структурных взаимосвязей (например,
типичная организационная схема).
2. Каскадные системы. Они показывают пути
прохождения вещества и энергии в системе (например, схема информационных
потоков в организации).
3. Системы типа действие - реакция объединяют
указанные выше и показывают способ, которым структура привязана к процессу
жизнедеятельности (например, наложение информационных потоков на организационную
схему).
4. Управляющие системы (transducers)-системы
типа 3, в которых основные компоненты контролируются человеком. Мы можем
считать некоторую организацию управляющей, или кибернетической, системой, если
контроль посредством обратной связи приводит к саморегулированию.
Другой способ классификации основывается на
взаимодействии с внешней средой.
1. Изолированная система. Границы такой
системы закрыты для экспорта и импорта вещества и энергии (или информации).
2. Закрытая система. Границы ее препятствуют
экспорту и импорту вещества, но открыты для энергии (или информации).
3. Открытая система. Такая система
обменивается и веществом, и энергией (информацией) с внешней средой. Все
управленческие системы являются открытыми, хотя при анализе мы иногда
рассматриваем их как закрытые, игнорируя всякое взаимодействие с внешней
средой.
Кроме того, мы рассматриваем системы или их
окружение как статичное или динамичное в зависимости от скорости изменения их
характеристик во времени. Адаптивная система может реагировать на изменения
среды способом, соответствующим ее обычным действиям. Конечно, это относится к тем
изменениям, которые происходят во внешней среде и не касаются внутренних
проблем фирмы. Таким образом, мы говорим о релевантной среде, т. е. о событиях
или объектах, не связанных с тем, что происходит внутри системы. Иногда
употребляют термин «проблемное окружение». Этот термин уже, чем релевантная
окружающая среда, так как охватывает только деятельность покупателей,
поставщиков, конкурентов и регламентирующих групп, например правительства.
Экономисты говорят об экономических системах,
находящихся в состоянии равновесия, т. е. в состоянии покоя, или отсутствия
деятельности. Возможно, к «живым» системам, где переменные скорее остаются в
рамках заранее установленных ограничений, чем превращаются в постоянные, больше
подходит термин «устойчивые». О системе, которая функционирует в условиях
высокой устойчивости, говорят, что она находится в стационарном состоянии
(steady state condition).
Экономическая система есть совокупность
взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики. Вне
системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно
возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать
экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления
экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и
эффективной экономической политики.
·
Современная рыночная экономика (современный
капитализм). По сравнению со всеми рыночная система оказалась наиболее гибкой:
она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и
внешним условиям.
·
Традиционная система. В экономически слаборазвитых
странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической
системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного
труда, многоукладности экономики.
·
Административно-командная система
(централизованно-плановая, коммунистическая). Эта система господствовала ранее
в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. В последние
годы многие отечественные и зарубежные экономисты в своих работах попытались
дать ее обобщенную характеристику. Характерными чертами
административно-командной системы являются общественная (а в реальности
государственная) собственность практически на все экономические ресурсы,
монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах,
централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного
механизма.
В случае соединения и переплетения различных форм
хозяйства, различных формационных образований, различных цивилизационных
систем, а также более сложных сочетаний различных элементов системы можно
говорить о смешанных экономических системах (смешанной экономике). Их
отличительная особенность — гетерогенность (разнородность) входящих в них
элементов.
Шведская модель. Термин
“шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из самых
развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце
60х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в
Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне
относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и
безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и
политических конфликтов в окружающем мире.
Сейчас этот термин используется в различных
значениях и имеет разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается.
Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные
отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность
в сфере производства и обобществление потребления.
Другая характерная черта послевоенной Швеции
специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении
многих десятилетий важной частью шведской действительности была
централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в
области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и
предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов
основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.
Еще один способ определения шведской модели
исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели
: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы
экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и
исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде
всего сфера перераспределения, а не государственная собственность)
рассматриваются как результаты этой политики.
Наконец, в самом широком смысле шведская
модель это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране
с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом,
понятие “шведская модель” не имеет однозначного толкования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|